- Подумаем о справедливости Божией
- «Если бы Бог был справедлив, мы были бы в аду»
- А где благодарность?
- «Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент жизни»
- Невыносимая легкость бытия в нашем понимании справедливости
- «Господи, научи меня принять все со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя…»
Люди, потерявшие близких, часто задают вопрос: «Есть ли вообще справедливость? Справедлив ли Бог?» Мы наблюдаем контраст — умирают дети, а богатый старый преступник живет. Умирает многодетная женщина, дети которой обречены на детдомовскую жизнь, а пьяницы умирать не собираются. В сознании формируется вывод, что хорошие люди умирают, а плохие – живут. Увидев несправедливость Бога, люди уходят из Церкви, разувериваются. Сколько раз приходилось слышать: «Если Бог есть, то как Он допускает страдания невинных людей?!»
Подумаем о справедливости Божией
Разговаривать о правде жизни с людьми непросто. Суждения у всех разные, и когда встречаешься с человеком, у которого другое представление о справедливости, нежели у тебя, чувствуешь сильную неприязнь в свой адрес. Это объяснимо – понять друг друга могут только те, у кого взгляды более или менее одинаковы. Поэтому, говоря о том, есть ли справедливость и справедлив ли Бог, пожалуй, стоит начать со справедливости в свете Библии. «Несправедливость» смерти Возьмем самый яркий пример: безгрешного Христа мучители зверски распинают на Кресте. Справедливо? Разве при этом не распинается вместе с Христом наше понятие о справедливости? Все ученики, наблюдающие за муками Спасителя, считали, что это не неверно, неправильно и незаслуженно. Но свершилось Воскресение Христово, и все стало на место, и никто из них уже не сомневался, что все было справедливо и необходимо. Именно после Воскресения вдруг стало понятно, что случившееся на Голгофе — это не трагедия, не горе, а самая настоящая Великая Победа над адом. И вопросов о справедливости больше не возникало.
Еще одна известная история — о праведном Иове, которого Бог всем наградил, всё даровал. Казалось бы, справедливость есть. Но появляется сатана со словами: «Это несправедливо. Почему бы ему ни быть праведным, если ему всё дали, обо всем позаботились. Вот отнимите это у него, и тогда посмотрите, кто он, как себя поведёт». Это тоже требование о справедливости — но со стороны сатаны. Он пытается проверить, доказать свою «правду». И чтобы установить истину, Бог идет на это. Иову приходится пройти через сильнейшие испытания, чтобы в конечном итоге справедливость Божья восторжествовала над «справедливостью» тёмных сил. Иов все выдержал, и вера его не поколебалась, поэтому Бог полностью возвратил ему его потерю и послал еще вдвое больше того, что он имел прежде. Но ни жене Иова, ни его друзьям, да и ему самому эта справедливость не была очевидна на момент испытаний. Скорее наоборот, те трудности, с которыми столкнулся праведнейший Иов, казались окружающим совсем не заслуженными. Но в конце концов справедливость была утверждена, а сатана посрамлён. А разве это не справедливо?
Можно привести пример и из нашей жизни. Любому маленькому ребенку помногу раз в день кажется, что родители несправедливы по отношению к нему. Несправедливо укладывают спать, заставляют есть, уводят с гулянья, не дают на горке прокатиться, в школу заставляют ходить, на пианино играть. У него, что ни шаг, то обида на родительскую несправедливость. Но мы с вами, взрослые люди, понимаем, что всё это не так. И что все родительские поступки (мы, конечно, имеем в виду хороших родителей) диктуются не самодурством и жестокостью, не злобным желанием наказать ребенка за какой-то проступок, а как раз любовью, лучшим пониманием пользы и желанием ему блага.
Это говорит о разном уровне понимания справедливости: с точки зрения маленького ребенка и мудрого заботливого взрослого. Так вот для Бога мы все малыши. И когда нам кажутся несправедливыми Его действия, мы должны подумать о том, что Бог гораздо лучше понимает последствия и следствия того, что происходит, что Он ищет нам блага и дает только лучшее, пусть даже это кажется нам пока неверным и неправильным (у ребёнка , увы, не всегда получается понять поступки взрослого).
Если говорить о несправедливости смерти, можно привести такой пример. Кошка родила котят. Через месяц хозяин начинает раздавать котят в добрые заботливые руки. С точки зрения мамы-кошки творится вопиющий произвол. Маленькие любимые пушистые детки отбираются у нее и уносятся неведомо куда. Но по мнению хозяина как раз все верно, ведь не могут же все котята жить вместе с мамой вечно, они уже должны начать свою самостоятельную жизнь. И справедливость поведения хозяина нам очевидна. Или, например, хозяин пересаживает рыбок из одного аквариума в другой. Для части рыбок, оставшихся в старом аквариуме, эти действия непонятны: их разлучают с милыми сердцу сородичами, с которыми они росли, играли — для них это может показаться катастрофой. Но хозяин знает, что делает это на время, и трагедии в этом нет.
Может, эти примеры нельзя полностью спроецировать на отношения Бога и человека, все-таки мы не рыбки и не котята, но, тем не менее, они ярко иллюстрируют разный уровень понимания справедливости.
О нашем уровне понимания и уровне притязаний в решении важнейшей проблемы смерти замечательно пишет епископ Гермоген (Добронравин), живший в 19 веке: «Земледелец знает, когда время и когда не время снять пшеницу, а мы все, плачущие о наших близких усопших, походим на детей, которые судят и рядят о том, зачем земледелец так рано или так поздно пожинает пшеницу на поле. Но что было бы с пшеницею, если бы она пожиналась не по расчетам опытного земледельца, а по распоряжению неопытных судей? Что было бы и с нами, если бы смерть пожинала нас по нашему недальновидному распоряжению, а не по воле и власти Того, в деснице Которого и живот (жизнь – прим. ред.), и смерть?»
«Если бы Бог был справедлив, мы были бы в аду»
Интересно, что многие святые говорили: «Не смейте думать, что Бог справедлив. Он – милостив, но не справедлив. Если бы Он был справедлив, то мы бы уже давно были в аду».
Какова разница между справедливостью и милостью? Например, если маленький ребенок сломает дорогую вещь дома, родители не заставляют его отрабатывать потраченные на нее средства, а просто ставят в угол. И не чтобы наказать, а чтобы на будущее научить не делать так. Это показатель не справедливости, а милости, мудрости, любви и сострадания. Но Бог, в отличие от нас, справедлив. Хотя в первую очередь Он к нам милостив.
Часто у горюющих людей возникают претензии к Богу о несправедливости Его действий и отношения к ним. Это выглядит нелепо и глупо. Люди считают не справедливым, что «Бог забрал к Себе», но никто не может сказать, на самом ли деле это именно Бог сделал. Ведь множество наших бед свершается не потому, что Бог проявил Свою волю, а потому что мы делаем свой дурной выбор. Если человек, например, совершил суицид (мы не берем случаи душевнобольных), то он сам сделал свой выбор, иначе самоубийство не считалось бы смертным грехом. Тогда просто говорили бы «покончил жизнь по воле Божьей». Если пьяный человек сел за руль и разбился на смерть или под действием наркотиков участвовал в преступлении, во время которого его убили, то при чем тут Бог? Разве Бог наливал ему и заставлял садиться за руль?
Бог дал законы, по которым устроен мир. И не только физические, но и нравственные. Где эти законы нарушаются, там, соответственно, и происходят катастрофы. Происходят они не потому, что Законодатель плохой или законы плохие, а потому, что эти законы не соблюдаются. По невнимательности, по незнанию, по злому выбору – по разным причинам. Не справедливо обвинять Бога в том, что мы сами нарушаем Его же законы. Как несправедливо ребенку обвинять отца, который сказал ему, что нельзя делать категорически, а тот совершил поступок, который имел плохие последствия. Кто виноват: отец или ребенок? К сожалению, претензии к Богу мы предъявляем часто, а о благодарности думаем значительно реже.
А где благодарность?
Часто, когда умирает человек, мы говорим о несправедливости Божьего промысла, и не думаем о том, сколько раз Бог спасал этого человека от смерти. Он мог умереть, погибнуть, быть убитым десятки тысяч раз по самым различным причинам, но Бог хранил его, оберегал. А разве мы искренне благодарили Его за это? То есть по нашему мнению Его Промысел о покойном в течение жизни был справедлив, и мы его принимали практически без благодарности. А вот когда человек умер, мы сразу же заговорили о Божьей неправоте.
Разве может быть справедлив этот упрек Тому, Кто создал человека, которого мы любили, вел его по жизни, опекал, оберегал, давал таланты, уникальность и прочие блага. А самое главное — Он создал его душу, которая в эти минуты предстоит пред Ним и ждет нашего заступничества. А мы в это время Богу высказываем претензии и обиды.
Подумайте, если вы дали от чистого сердца во временное пользование очень дорогую вещь, то, согласитесь, ваша просьба вернуть ее в назначенное время будет вполне уместна. За что вас можно укорить, если вы просите свое? Так и Бог на время дает нам земную жизнь. Не Ему ли принадлежит право ее и забирать? Как мы смеем говорить о несправедливости Хозяину любой жизни?
Именно об этом нам говорит святитель Иоанн Златоуст: «Человек рожден и смертен: итак, что же скорбишь о совершившемся сообразно с природой? Ведь ты не скорбишь, что питаешься, принимая пищу? Не стремишься жить без питания? Так и относительно смерти: не ищи бессмертия, родившись смертным. Это однажды определено и узаконено. Но когда Бог призывает и хочет нечто взять от нас, не станем, как неблагодарные рабы, покидать Владычного. Если бы Он взял деньги, честь и славу, тело, самую даже душу, Он взял бы Свое; если бы Он взял твоего сына, — не сына твоего, но раба Своего Он взял бы. Если мы сами не принадлежим себе, как может быть нашим то, что есть Его?» (т. 12, ч. 2, О смерти)
Дары от Бога мы привыкли принимать, как обычное явление. Когда Бог дает, мы с радостью принимаем и не думаем о Дарителе, а когда забирает – начинаем протестовать и искать виноватого.
Снова вспомним праведного Иова, который пред Богом был безгрешен. Когда он лишился всех богатств, детей, здоровья, из его уст прозвучала замечательная фраза: «Бог дал — Бог взял». Так должны поступать и мы. Но чтобы стать на духовную высоту Иова, надо пытаться понять Бога, Его законы, начать общение с Ним, как это делал Иов.
«Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент жизни»
Думаю, у каждого рано или поздно возникает вопрос: если Бог есть, то как Он допускает страдания невинных людей?
Всем известно, что при рождении Христа царь Ирод избил Вифлеемских младенцев. Многие думают, как могло произойти это величайшее зло? Не была ли слишком велика плата за рождение Христа, ведь столько невинных детей погибло! А последующая судьба этих младенцев такова, что в Церкви они возведены в лики святых. Теперь они Ангелы Божьи и вместе с Христом вечно.
Здесь вопрос о справедливости снова упирается в восприятие. Ведь если видеть в их смерти только смерть и абсолютное зло, то можно бунтовать и говорить о неправоте мироустройства, но если представить, что они ликуют в радости со Христом, то зло оборачивается добром.
В книге «Нравственное богословие» Е. Попова (Грехи против 5-й заповеди, грех: безутешная печаль об умершем дитяти) мы читаем: «…каждым вновь умирающим младенцем (если младенец крещен) увеличивается число лиц в Царстве небесном. И Господу Иисусу Христу принадлежит право из среды живых избирать себе младенцев, как пастырь имеет власть выбрать себе из всего стада самую лучшую овечку: Он создатель, питатель и искупитель младенцев: родители же только временные опекуны их».
Согласитесь, что в этих словах тоже есть жизнеутверждающая высокая справедливость.
Но в горе люди не способны это понять. Они замечают только, что умирают безгрешные дети, а, например, богатый старый преступник живет, что погибает под колесами автомобиля многодетная женщина, дети которой обречены на детдомовскую жизнь, а с пьяницами ничего плохого не происходит. Поэтому в их сознании формируется вывод, что хорошие люди умирают, а плохие – здравствуют. Посчитав это несправедливостью Бога, некоторые люди даже уходят из Церкви, разуверяются.
Но, давайте задумаемся над тем, что во–первых, пьяницы и наркоманы живут уж точно меньше, чем люди не подвластные этим тяжким порокам. Из-за узкого взгляда на происходящее делаются неверные выводы. Мы же не знаем, сколько умирает наркоманов и в каком возрасте. Просто мы видим, что наш близкий умер, а наркоман живет. И делаем из этого совсем не правильное умозаключение. Во-вторых, а почему должны умирать только плохие (и кто может это определить?) и порочные, а хорошие нет? Разве у Бога там колония для преступников и насильников? Разве там исправительное учреждение для злых и подлых? Почему мы определяем за Бога, что там должны быть только плохие, а тут — все исключительно хорошие. Надо помнить, что там не только ад для грешников, а на земле далеко не рай для праведников.
Задумаемся над словами Паисия Святогорца: «…некоторые, у которых не хватает в голове соображения, говорят: «Если бы существовал Бог, Он не позволил бы совершаться такому множеству преступлений. Он наказывал бы преступников». Такие люди не понимают, что Бог оставляет преступников жить для того, чтобы в День Суда им было нечем оправдаться в том, что они не покаялись, не смотря на то, что Он дал им для этого годы. А тех, кого преступники убивают, Бог тоже не оставит». (Семейная жизнь, ч. 6)
Еще одну поучающую историю о Божьей справедливости, которая выразилась легкой смерти грешника и горькой смерти праведника мы находим в Священном Предании.
Умер некий богач, о грехах которого знал весь свет. Похороны были торжественными, с епископом и множеством священников. Вскоре затем на одного отшельника в пустыне напала гиена и растерзала его. Некий монах, видевший и торжественные проводы в последний путь грешника, и кровавые останки праведника, в смятении своем с плачем воскликнул: «Господи! Как же так, почему?! Почему Ты даровал грешнику благую жизнь и благую смерть, а праведнику — горькую жизнь и горькую смерть?!» Вскоре явился ему Ангел Божий и объяснил: «Тот богач-грешник сделал в жизни своей лишь одно доброе дело, а тот пустынник-праведник забыл покаяться только в одном грехе. Легкой смертью и торжественными похоронами Всевышний воздал неправедному богачу за то единственное доброе дело и тому больше нечего ждать на том свете. Ужасной смертью отшельника Господь изгладил тот его единственный грех, и затем полностью вознаградил пустынника на Небесах.
Имей это в виду, когда будешь размышлять о судах Божиих, и возложи все надежды на Творца своего».
Вот вам и справедливость.
Невыносимая легкость бытия в нашем понимании справедливости
Конечно, всемогущий и всеблагой Бог мог бы сделать так, чтобы все вошли в рай «автоматически», мог бы исправить всех порочных людей и все были бы с Ним. Но ведь это выглядело бы как дрессировка. За хорошее поведение — награда, за плохое – наказание. Представьте, как бы мы жили при такой неотвратимости наказания. Люди, грубо нарушающие заповеди, сразу умирают, все грешники несут тяжкие скорби, а праведники исключительно благоденствуют. Ну, конечно, в результате такой дрессировки все станут праведниками, никто не рискнет нарушить заповедь, все будут творить добро, но… все перестанут любить Бога. Ибо Он тогда будет не любящим Отцом, дающим нам великое право выбора и свободу, а диктатором, который насильно устанавливает свои порядки. Но Бог, который есть Любовь, не может быть насильником, Он не может навязать Порядок и отобрать Свободу и Любовь.
И еще, человек, которого дрессируют, сам становится жестоким и уже не может воспринимать и любить ближнего. А этого Бог тоже не может допустить. Поэтому никогда не будет на земле такой, с нашей точки зрения, «справедливости».
Абсурдно и представление о том, что Бог наказывает одного за грехи другого. Но разве можно представить, чтобы справедливый, милосердный и любящий родитель наказал одного ребенка, невинного, вместо другого, виновного? А справедливый судия разве может наказать вместо преступника почтенного и законопослушного человека?
Совершенно очевидно, что нет. Это противоречит не только справедливости, но и любви, и здравому смыслу. Так почему же мы можем допустить такое ужасное предположение, зная, что Бог есть Любовь? Конечно, Он не наказывает одного за другого. Каждый человек несет ответственность за свои поступки, и быть наказанным за чужие грехи он не может.
Но если под наказанием мы понимаем вразумление, поучение, придание правильного направления, наставление на благой путь (как это слово понимает Библия), то такое становится действительно возможно.
Например, если мы не можем решить какую-то жизненную задачу, справиться с ситуацией, то к нам могут быть подключены и «даны» люди, обстоятельства и скорби, с помощью которых, мы найдем правильное решение. При этом те, с помощью которых мы это решение находим, тоже получают награду.
Хорошо иллюстрирует этот вопрос святоотеческий рассказ из древнего Патерика.
Один аскет, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой праведные и благочестивые люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно. Когда аскет молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил: «Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. И не взыскуй тайного, потому что суды Божьи — бездны. Но, поскольку просил знать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймешь из этого опыта малую часть судов Божьих. Познаешь тогда, что неисследимо и непостижимо окормление Божье во всем». Услышав сие, старец спустился с предосторожностью в мир и пришел к одному лугу, через который проходила проезжая дорога. Неподалеку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался.
Вскоре подъехал один богатый на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из корзины кошелек с сотней дукатов и пересчитывал их. Закончив счет, хотел положить его на свое место, однако не заметил, как кошелек выпал в траву. Он поел, отдохнул, поспал и затем, сев на лошадь, уехал, не зная ничего о дукатах. Вскоре пришел другой прохожий к источнику, нашел кошелек с дукатами, взял его и побежал полями. Прошло немного времени, и показался другой прохожий. Будучи усталым, остановился и он у источника, набрал водички, вынул и хлебушек из платка и сел есть. Когда бедняк тот ел, показался богатый всадник, разъяренный, с изменившимся от гнева лицом, и набросился на него. С яростью кричал он отдать ему его дукаты. Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел такой вещи. Но тот, как он был в сильном гневе, начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскал всю одежду бедняка, ничего не нашел, и ушел огорченный.
Старец же тот все видел из дупла и удивлялся. Жалел и плакал о неправедном убийстве и молился Господу, говоря: «Господи, что означает эта воля Твоя? Скажи мне, прошу Тебя, как терпит благость Твоя такую неправду. Один потерял дукаты, другой их нашел, а иной был убит неправедно». В то время как старец молился со слезами, сошел Ангел Господень и сказал ему: «Не печалься, старец, и не думай от досады, что это произошло якобы без воли Божьей. Но из того, что случается, одно бывает по попущению, другое для наказания (воспитания), а иное по домостроительству. Итак, слушай. Тот, кто потерял дукаты, — сосед того, кто их нашел. Последний имел сад, стоимостью сто дукатов. Богатый, поскольку был многостяжателен, вынудил отдать ему сад за пятьдесят дукатов, бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении. Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне. Другой бедняк, утомленный, который ничего не нашел и был убит несправедливо, однажды сам совершил убийство. Однако искренне каялся, и всю остальную жизнь проводил по-христиански и богоугодно. Беспрерывно просил Бога простить его за убийство и говорил: «Боже мой, такую смерть, какую сделал я, ту же дай мне!» Конечно, Господь наш простил его уже с того момента, когда он проявил покаяние. Тем более, что он не только заботился о хранении Его заповедей по любочестию, но хотел даже заплатить за старую свою вину. Так, услышав его, Он позволил умереть ему насильственным способом — как тот Его просил, взял к Себе, даже даровав ему сияющий венец за любочестие! Наконец, другой, многостяжатель, потерявший дукаты и совершивший убийство, наказывался за его любостяжание и сребролюбие. Попустил ему Бог впасть в грех убийства, чтобы заболела душа его и пришла к покаянию. По этой причине он сейчас оставляет мир и идет стать монахом! Итак, где, в каком случае, видишь ты, что Бог был неправеден, или жесток, или безжалостен? Поэтому в дальнейшем не испытывай судьбы Божии, ибо Тот творит их праведно и как знает, в то время как ты считаешь их за неправду. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божией, по причине, которую люди не знают. Итак, правильно говорить: праведен еси, Господи, и правы суды Твои (Пс.118, 137)...»
«Господи, научи меня принять все со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя…»
Понять справедливость и Божий Промысел в каждом конкретном случае не просто. Обычно мы ждем, что кто-то придёт и решит наши проблемы – покажет, расскажет, прояснит, даст ответ. Но решать сложные задачи жизни можем только мы сами. Вспомните, в школе благодаря усилиям и труду, мы шли от простого к более сложному, чтобы в старших классах с легкостью решать относительно сложные задачи. И в духовной жизни так же. Для начала надо захотеть решить эту задачу, затем учиться духовной жизни, жить жизнью Церкви, стараться следовать заповедям, молиться, поститься, совершать дела милосердия и милостыни, практиковаться в них. И тогда Бог, скорее всего, откроет Свой Промысел о том, что нас волнует.
Часто Бог в полной очевидности являет нам Свой Промысел, а мы его не можем увидеть, потому что ожидаем от Бога только той помощи, которую хотим получить. А если Он совершает нужное нам по-своему, не теми средствами и методами, которыми бы нам хотелось, то мы из-за гордости не можем понять и принять, что это и есть настоящая помощь и поддержка. Один из соавтор ов данной статьи слышал разговор со священником одной девушки, которая говорила о том, что перестала верить в Бога после одного трагического случая. Кратко изложим ее рассказ.
Когда ей было 10 лет, живший у них в квартире бойцовский питбуль вдруг неожиданно напал на отца. Жестокая и кровавая схватка завязалась прямо у нее на глазах. Бедная девочка металась в страхе и отчаянии, не зная, чем может помочь отцу. Собака в ярости буквально разрывал папу. Он тоже из последних сил сопротивлялся. Девочка стояла в шоке и не могла ничего сделать. Видя кровь отца и слыша угрожающий рык собаки, которая была уже невменяемая от этой схватки, девочка плача упала на колени и стала возносить молитвы к Богу, прося защитить и заступиться за отца.
— И представьте себе, батюшка, Бог мне не помог, – закончила она свой рассказ.
Повисло трагическое молчание. Священник сочувственно тихо спросил ее:
— Ваш папа погиб?
Ее ответ поразил:
— Нет. Нас спасли случайности. Пятью этажами выше жил милиционер. И вот к счастью, он в это время шел с работы домой пообедать. Он всегда ездил в лифте, но именно в это время и этот день почему-то решил пойти пешком на седьмой этаж. И вот, проходя мимо нашей квартиры, услышал звуки борьбы и мои рыдания. Еще одно странное совпадение было в том, что дверь оказалась открытой, хотя мы всегда ее закрывали. Сосед вошел, сразу оценил обстановку, и выстрелил в собаку из пистолета, который обычно сдавал в дежурную часть, а в тот день по счастливому совпадению не сделал этого. Вот что и спасло моего папу. Но Бог не услышал меня. И теперь я не верю в Его справедливость.
Ну что тут можно сказать?
Но, конечно, бывают и исключительные случаи, когда Промысел Божий действительно не открывается. Тогда хорошо бы руководствоваться следующим мнением из книги по нравственному богословию Е. Попова: «…если пути Божии в каком-либо деле до времени необъяснимы и таинственны, то излишнее старание познать, откуда они или к чему ведут, смелое толкование их для других, составляет грех; потому что тут начинается высокоумие, близка опасность заблудиться. Лучше на сей раз оставаться в «священном благоговейном недоумении».