Обруче́ние –
1) церковный обряд, совершаемый перед венчанием жениха и невесты, в рамках которого жениху и невесте преподаются через священника кольца (входит в последование таинства Брака);
2) задаток, залог (Еф.1:14).
Обручение – богослужение, в котором жених и невеста обещаются друг другу перед Богом; предшествует венчанию.
Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно обмениваются. Обручение и венчание могут быть разделены во времени, однако в настоящей церковной практике принято обручать непосредственно перед венчанием.
В древности обручение и венчание были разделены определенным временем. Будущие супруги в течение некоторого срока должны были приготовить себя духовно к этому великому для их жизни событию. Могли быть и жизненно-практические причины. Все это сохраняет значимость и в наше время. Время между обручением и браком определяет (в согласии с женихом и невестой) духовник. Если его нет, то это делает священник, к которому будущие супруги обратятся за благословением на брак.
Обручение лишь скрепляет молитвой и церковным обрядом взаимное стремление к браку. Обручение является обрядом, а не Таинством. Само слово: «венчание», – то есть «увенчанный», содержит в себе свидетельство, и того, что супруги сохранили до Венчания чистоту.
***
прот. Владимир Хулап
Еще в дохристианской древности обручение (или помолвка) и собственно свадьба представляли собой две разные церемонии. В рамках помолвки семьи договаривались о заключаемом браке молодых, обсуждали связанные с ним вопросы, прежде всего финансовые: например, размер приданого, подписывали брачный договор. После этого юноша надевал на палец девушки кольцо и они считались женихом и невестой, находясь в таком «промежуточном» состоянии лучшего узнавания друг друга (не вступая в супружеские отношения) до свадьбы, которая могла происходить через несколько месяцев или даже лет. Окружающие знали об их намерениях, что выражалось в присутствии во время помолвки свидетелей. Само «обручение» происходит либо от слова «кольцо» («обруч»), либо восходит к глаголу «брать» (т.е. девушку в невесты). В христианстве церковное обручение стало подтверждением и благословением первого шага к браку, освящением первого камня в его фундаменте. Главным символическим действием остался обмен кольцами, выражающий взаимное обещание верности будущих мужа и жены. При этом Православная Церковь наполнила изначально юридический акт помолвки глубокими библейскими символами и образами, перенеся всю церемонию из договорной перспективы в духовную.
Церковные правила рассматривали помолвку как правовой акт, юридически равный венчанию. Поэтому, например, обрученный мужчина, который оставил свою невесту до свадьбы и вступил в брак с другой девушкой, считался разведенным и второбрачным со всеми вытекающими последствиями. Такой строгий подход был необходим, чтобы не давать повода «экспериментировать» со все новыми невестами, подчеркнуть верность даваемым обещаниям и святость церковного чинопоследования. Чтобы избежать возможной путаницы и сложностей, связанных с расторжением уже заключенного обручения, постепенно и в Византии, и в России обручение и венчание стали совершаться вместе. Так, в 1775 году Святейший Синод издал указ об их совместном служении, за исключением лиц императорской фамилии, династические браки которых обычно заключались в несколько этапов. Сегодня обручение непосредственно предшествует венчанию, однако они разделены пространственно, что указывает на их изначально разделенное совершение и разное значение: обручение совершается в притворе (задней части храма), венчание – в его центре. Подобным образом из двух частей состоит, например, Божественная литургия (литургия оглашенных и литургия верных) и Крещение (которому предшествует оглашение). Поэтому обручение, первая часть двуединого чинопоследования заключения брака, проникнуто идеей обещания и верности, а венчание радостью о заключаемом перед лицом Божиим браке.
Комментировать