Array ( )

прот. Г. Шорец
Непознанный мир веры

Оглавление

КТО ТАКИЕ СВЯТЫЕ?

Богатырь телом и духом

В ленинградской тюремной больнице 28 декабря (по н. ст.) 1929 года от сыпного тифа в бреду скончался замечательный профессор-богослов, удивительный проповедник, мужественный и стойкий борец за Церковь Христову, святитель Божий, архиепископ Иларион.

Архиепископ Иларион (Владимир Алексеевич Троицкий) был выдающимся богословом и талантливейшим человеком. Вся жизнь его – сплошное горение величайшей любовью к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за нее. Вот как писал о владыке Иларионе его соузник по Соловкам – священник Михаил: «Архиепископ Иларион – человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник-оратор и певец, блестящий полемист с безбожниками, всегда естественный, искренний, открытый: везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью. Большой рост, широкая грудь, пышные русые волосы, ясное, светлое лицо. Он останется в памяти у всех, кто встречался с ним. За годы совместного заключения являемся мы свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили. Своими вещами он не интересовался (поэтому кто-то из милосердия должен был все-таки следить за его чемоданом). Этого человека можно оскорбить, но он на это никогда не ответит и даже, может быть, и не заметит сделанной попытки. Он всегда весел и если даже озабочен и обеспокоен, то быстро попытается прикрыть это все той же веселостью. Он на все смотрит духовными очами, и все служит ему на пользу духа. На Филимоновой рыболовной тоне, в семи верстах от Соловецкого кремля и главного лагеря, на берегу заливчика Белого моря мы с архиепископом Иларионом, еще двумя епископами и несколькими священниками, все заключенными, были сетевязальщиками и рыбаками. Благодушие его простиралось на самую советскую власть, и на нее он мог смотреть незлобивыми очами… Но это благодушие вовсе не было потерей мужества пред богоборческой властью. Еще в Кемском лагере, в преддверии Соловков, захватила нас смерть Ленина. Когда в Москве опускали его в могилу, мы должны были здесь, в лагере, простоять пять минут в молчании. Владыка Иларион и я лежали рядом на нарах, когда против нас посреди барака стоял строй наших отцов и братий разного ранга в ожидании торжественного момента. “Встаньте, все-таки великий человек, да и влетит вам, если заметят”, – убеждали нас. Глядя на владыку, и я не вставал. Хватило сил не склонить голову пред таким зверем. Так благополучно и отлежались. А владыка говорил: “Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество”. Любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными. Он был самою популярною личностью в лагере, среди всех его слоев. Мы не говорим, что генерал, офицер, студент и профессор знали его, разговаривали с ним, находили его или он их, при всем том, что епископов было много и были старейшие и не менее образованные. Его знала “шпана”, уголовщина, преступный мир воров и бандитов именно как хорошего, уважаемого человека, которого нельзя не любить. На работе ли, урывками, или в свободный час его можно было увидеть разгуливающим под руку с каким-нибудь таким “экземпляром” из этой среды. Это не было снисхождение к младшему брату и погибшему. Нет. Владыка разговаривал с каждым, как с равным, интересуясь, например, “профессией”, любимым делом каждого. “Шпана” очень горда и чутко самолюбива. Ей нельзя показать пренебрежения безнаказанно. И потому манера владыки была всепобеждающа. Он как друг облагораживал их своим присутствием и вниманием.

Он был заклятый враг лицемерия и всякого “вида благочестия”, совершенно сознательный и прямой. В “артели Троицкого” (так называлась рабочая группа архиепископа Илариона) духовенство прошло в Соловках хорошее воспитание. Все поняли, что называть себя грешным или только вести долгие благочестивые разговоры, показывать строгость своего быта не стоит. А тем более думать о себе больше, чем ты есть на самом деле.

В конце лета 1925 года из Соловецкого лагеря архиепископ Иларион вдруг неожиданно был изъят и отправлен в Ярославскую тюрьму. Весною 1926 года архиепископ Иларион опять был с нами. Тюремные новости его касались исключительно его разговоров с агентом власти, вершителем судеб Церкви, посещавшим его в тюрьме.

Агент склонял архиепископа присоединиться к новому расколу.

– Вас Москва любит, вас Москва ждет…

Но когда владыка остался непреклонен и обнаружил понимание замыслов ГПУ, агент сказал:

– Приятно с умным человеком поговорить… А сколько вы имеете срока в Соловках? Три года?! Для Илариона три года?! Так мало?!

Действительно, к концу первого трехлетия он получил еще три года…

…Призванье ученого он ощутил в себе в дни самого раннего отрочества. Семилетним мальчиком он взял своего трехлетнего младшего брата за руку и повел из родной деревни в город учиться. И когда братишка заплакал, он сказал: “Ну, оставайся неученым”… Их обоих вовремя родители препроводили домой. За все же годы своего учения, начиная с духовного училища и кончая академией, Троицкий никогда не имел ни по одному предмету оценки ниже высшего балла (пяти).

За время своего святительства (с 1920 года) он не имел и двух лет свободы. До Соловков он был один год в ссылке в городе Архангельске. С патриархом в Москве он поработал не больше полугода. С 20 декабря 1923 года он уже имел приговор в Соловки и прибыл в Кемский лагерь за неделю до Рождества. Здесь, увидев весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, всегда жизнерадостный и бодрый, сказал: “Отсюда живыми мы не выйдем”. В Соловецком лагере он пробыл шесть лет, но все же живым не вышел из своего заключения».

Бог возжелал иметь этого безупречно чистого человека у Себя святым и взял его к Себе в благопотребное время, предоставляя делать дальнейшие ошибки, грехи и преступления тем, кто на это был способен и ранее.

О последних днях архиепископа Илариона другой священник, бывший вместе с ним в Соловецком лагере, сообщал:

«До самого 1929 года он находился в Соловках. Но вот большевики решили сослать архиепископа Илариона на вечное поселенье в Алма-Ату, в Среднюю Азию.

Владыку повезли этапным порядком – от одной пересылочной тюрьмы до другой. По дороге его обокрали, и в Петербург он прибыл в рубище, кишащем паразитами, и уже больным. Из Ленинградской тюремной больницы, в которую он был помещен, владыка писал: “Я тяжело болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге, в субботу, 15 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу… ”

Когда ему в больнице заявили, что его надо обрить, владыка сказал: “Делайте со мною теперь что хотите”. В бреду говорил: “Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет…”»

28 декабря (по н. ст.) 1929 года владыка Иларион скончался…

Ночью из тюрьмы в простом, наскоро сколоченном гробу тело почившего архиепископа Илариона было выдано для погребения ближайшим родственникам. Когда открыли гроб, никто не узнал владыку, отличавшегося высоким ростом и крепким здоровьем. В гробу лежал жалкий старик, обритый, седой. Одна из родственниц упала в обморок…

Митрополит Серафим (Чичагов) принес свое белое облачение, белую митру. По облачении тело владыки положили в другой, лучший гроб.

Отпевание совершал сам митрополит в сослужении шести архиереев и множества духовенства. Пел хор. Похоронили владыку в питерском Новодевичьем монастыре.

Так отошел в вечность этот богатырь духом и телом, чудесной души человек, наделенный от Господа выдающимися богословскими дарованиями, жизнь свою положивший за Церковь Христову.

Священномученик Иларион канонизирован 10 мая 1999 года. Его святые мощи почивают в московском Сретенском монастыре, где он был последним настоятелем перед закрытием обители.

Сила духовной связи

Еще недавно была жива последняя духовная дочь священномученика Илариона – Любовь Тимофеевна Чередова. Она сохранила преданность и необычайное духовное единение с владыкой Иларионом до конца своих дней. Любовь Тимофеевна никогда не сомневалась в его святости и молила Господа дожить ей до того дня, когда совершится прославление любимого аввы.

В 1998 году Любови Тимофеевне шел уже 102-й год. Но ее памяти и ясности ума могли позавидовать молодые. Сретенский монастырь опекал свою самую старую прихожанку; пока позволяло здоровье, она посещала монастырские службы, когда же силы стали покидать ее, священники монастыря со Святыми Дарами стали ездить к ней домой. И вот однажды, когда наместник Сретенского монастыря причащал Любовь Тимофеевну, он сообщил ей радостную весть: близится церковное прославление владыки.

«Я знала, что не умру, пока не узнаю этого!» – сказала Любовь Тимофеевна. Это было похоже на евангельское «Ныне отпущаеши…» Через несколько дней она мирно отошла ко Господу.

Отпевали Любовь Тимофеевну в соборе Сретенского монастыря, в только что отреставрированном приделе Иоанна Предтечи, где в преддверии канонизации священномученика Илариона на столбце царских врат уже была написана икона духовного отца новопреставленной. В 1929 году она в числе немногих была на отпевании владыки в Ленинграде. Теперь, в день ее отпевания, священномученик Иларион своей иконой провожал духовную дочь в путь всея земли.

11 февраля 1998 года, около 11 часов дня, в самый день и час отпевания Любови Тимофеевны, в Новодевичьем монастыре на заседании Комиссии по канонизации святых было принято окончательное решение о причислении к лику святых священномученика Илариона. Когда об этом радостном известии по телефону сообщили в Сретенский монастырь, гроб с телом духовной дочери владыки Илариона под колокольный звон выносили из собора.

архимандрит Тихон (Шевкунов)

Неопалимая купина

Однажды пророк Моисей отправился пасти скот далеко в пустыню. Придя к святой горе Синай, он увидел терновый куст, который горел огнем, оставаясь невредимым. С этого момента началось избавление народа Израиля от египетского рабства. Иудеи, мусульмане и христиане считают это одним из величайших событий Священной истории, а саму землю Синая – святой. Но только последователи Христа видят в несгорающем терновнике прообраз спасения всего человечества. И, может быть, красивее всего название легендарного куста звучит по-славянски: «Неопалимая купина».

Пик Моисея на святой горе Синай ежедневно посещают сотни людей. Они поднимаются сюда ночью пешком в течение трех часов для того, чтобы встретить рассвет. Подавляющее большинство из них с первыми же лучами солнца начинают спускаться вниз. Остаются лишь те, кто хочет в тишине и благоговении побыть в том месте, где Моисей получил от Бога скрижали Завета, в том месте, где Бог разговаривал с человеком и заключил с ним Завет.

На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом (Исх.19:16-19).

…Это произошло в третий месяц по исходе сынов Израиля из Египта. На третий день после того, как они пришли на Синай, Господь во всеуслышание объявил народу 10 заповедей Своего Закона. В страхе и трепете внимали Его голосу 600 тысяч человек, стоя у подножия горы. Так начиналось наше восхождение к Богу.

В первые века христианской эры отшельники стали обживать эти святые места. Кто-то скрывался от гонений, кто-то искал уединенной молитвы. Когда в IV веке в Римской империи перестали бороться с христианством, в долине Откровения уже была высокая духовная жизнь. Ее центром стал храм Богородицы – Неопалимой Купины, который построила царица Елена на месте первой встречи Моисея с Богом. Несгорающий библейский куст Церковь всегда считала символом Божией Матери, Которая смогла вместить в Себя Бога и не сгореть.

В рассказе о святых местах Востока, написанном в конце IV века знатной паломницей Сильвией (или Этерией), сообщается и о монашеской общине, образовавшейся вокруг Неопалимой купины: «Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келлий святых мужей и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и дает отпрыски. И так, спустившись с горы Божией, мы пришли к купине, приблизительно в десятом часу. А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина».

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I приказал построить мощные крепостные стены, окружившие предшествующие постройки святой Елены, и церковь, сохранившуюся до настоящего времени, а также направил на Синай солдат для защиты монахов.

Начиная с VII века в результате арабских завоеваний Синайский монастырь оказался в полной изоляции от остального христианского мира. В 625 году, в период арабского завоевания Синая, монастырь направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия полученной монахами охранной грамоты (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле) выставлена в монастыре. Грамота провозглашала, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов. С самого своего основания монастырь никогда не подвергался разграблению и разрушению, его не закрывали, в отличие от других православных монастырей.

До наших дней на святой горе Синай сохранились массивные каменные врата, назначение которых современному паломнику практически непонятно. Это врата покаяния. Дело в том, что в древности не так просто было взойти на святую гору: монахи не пускали того, кто не очистил свою душу покаянием. И вот для того, чтобы человек совершил настоящее восхождение и достойно поклонился этому святому месту, на протяжении всего пути до пика Моисея были построены 10 каменных врат. У каждого порога сидел монах и принимал у паломника исповедь по одной из 10 заповедей. А начинается этот путь у монастыря Святой Екатерины (так с XI века называется Синайский монастырь).

Святая Екатерина родилась в 294 году по Р.Х. в Александрии и получила образование в языческой школе, где в совершенстве изучила философию, риторику, поэзию, музыку, физику, математику, астрономию, медицину. Прекрасная дочь аристократического семейства, она не испытывала недостатка в искавших ее руки, но отвергала все предложения. Сирийский монах поведал ей о Небесном Женихе – Христе и обратил ее в христианство.

Во время гонений на христиан в правление императора Максимиана (в начале IV в.) она исповедала свою веру во Христа, перед всеми обличив императора за поклонение идолам. Пятьдесят философов, собранные со всех концов империи, тщетно пытались склонить ее к почитанию языческих богов. Наоборот, она обратила их ко Христу, приводя изречения античных авторов. Видя, как мужественно святая переносит жестокие мучения, во Христа уверовали члены императорской семьи и один из приближенных Максимиана. После казни тело святой великомученицы исчезло: по преданию, оно было перенесено Ангелами на вершину высочайшей из гор Синая, с тех пор носящую ее имя.

По прошествии двух с лишним столетий монахами Синайского монастыря были чудесно обретены святые мощи великомученицы. Их не тронуло тление, но не это удивило иноков, привычных к святым мощам, а сверкавший на руке у Христовой невесты перстень. Это чудесное кольцо и сегодня показывают всем гостям обители.

В разные времена сильные мира сего считали своим долгом оказывать покровительство обители Святой Екатерины. Среди благодетелей монастыря – византийские императоры и императрицы, европейские монархи, русские государи и государыни. В 1860 году монастырь получил от русского императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 году монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни. Покорив Египет и Синай в конце XVII века, Наполеон I Бонапарт, следуя традиции, взял монастырь под свое покровительство. Он финансировал реконструкцию северной части монастыря, пострадавшей при штурме обители в 1798 году.

Один раз в году, 7 апреля, на Благовещение Пресвятой Богородицы, в монастыре Святой Екатерины происходит весьма любопытное природное явление. Оно известно еще с VI века, и иначе как чудом его трудно назвать. В этот день монастырь попадает в абсолютную тень от гор и оказывается как бы в полумраке. Сквозь естественное круглое отверстие в горе прорывается луч солнца. Он, как прожектором, освещает самый центр монастыря – Неопалимую купину.

На греческом острове покоятся нетленные мощи пленного русского солдата

Никогда не пустеет дорога к храму на острове Эвбея, в котором покоятся нетленные мощи пленного русского солдата и одного из самых почитаемых православных святых Греции – Иоанна Русского. В стране, где к иностранцам (ксеносам, в буквальном переводе – чужакам) всегда относились несколько настороженно, в «безбожном» XX веке распространился культ русского солдата-святого, мощи которого привлекают бесчисленных паломников, жаждущих исцелиться, и творят чудеса.

Удивительная история жизни, а затем и жития Иоанниса Россоса (так святого называли в Греции) началась около трехсот лет назад. Родившись где-то на юге России, он стал в 1711 году простым солдатом русской армии и был им в течение семи лет, пока не попал под Азовом в турецкий плен. Иван был доставлен в Стамбул, а затем был продан в рабство в Малую Азию, в город Прокопио, в хозяйство турецкого аги, командира янычар, человека властного и жестокого, потребовавшего обратить «неверного» в ислам. Когда пленный вежливо, но твердо отверг предложение турок, его стали пытать. Ивана постоянно избивали палками, душили, пинали ногами, жгли раскаленным железом, бросали по ночам в хлев спать вместе с животными. Однако он оставался тверд и в постоянных молитвах все более укреплялся в православной вере. Сила веры и мужество русского солдата, морально побеждавшего своих истязателей, поразило многонациональное население Прокопио – греков, армян и даже турок, в массе своей симпатизировавших несгибаемому «кафиру». Слух о необычном узнике распространился далеко за пределы Прокопио. Наконец Иван предстал перед грозным пашой, потребовавшим от него ответа, почему упорствует и не желает переходить в ислам. «Я верую в Бога моего Иисуса Христа, – повторил русский солдат. – Мне не страшны пытки и мучения, от них моя вера становится еще крепче». После нескольких лет, проведенных в посте, молитве и смирении, святой Иоанн, тайно причастившись, умер 27 мая 1730 года. Местные христиане с почестями предали земле его тело, однако когда через три с половиной года могилу Ивана вскрыли, жители Прокопио стали свидетелями чуда: тление не тронуло тела праведника. Узнав об этом, турецкие власти пришли в неистовство. Янычары отобрали у православных тело Ивана и бросили его в костер. И тут чудо произошло вновь – огонь не тронул нетленные мощи, они лишь почернели от дыма и копоти. Только тогда власть предержащие признали свое поражение и бессилие, а местные жители торжественно отнесли тело Ивана в церковь и стали поклоняться ему как святому. Узнав о происходивших в Прокопио чудесах исцеления, сюда стали стекаться верующие со всей Малой Азии.

В 1922 году после Малоазиатской катастрофы грекам пришлось покинуть восточные берега Эгейского моря и бежать в Грецию, взяв с собою лишь то, что можно было унести. Жители Прокопио не имели ничего более ценного, чем мощи святого Ивана Русского. В 1925 году они оказались в том месте, где находятся и сегодня, – в центре острова Эвбея, в городе со старым названием Прокопио, отстроенном переселенцами из Малой Азии. Святой продолжал помогать и исцелять страждущих, устремившихся в Прокопио со всей Греции и даже из-за рубежа. Болезни и недуги, перед которыми врачи были бессильны, на глазах у верующих в этом священном месте отступали или полностью проходили, и это – документально зафиксированные факты.

Храм, в котором выставлен серебряный саркофаг с мощами святого, был построен в 1951 году. Войти в него через узкую дверь не так просто – толпы людей всех возрастов постоянно находятся в храме и за его пределами. Под стеклом саркофага можно отчетливо рассмотреть убранное парчой почерневшее тело русского святого, большую часть лица которого закрывает золотая пластина. К саркофагу ведет длинная очередь. Склонившись над ним, люди трепетно прикладываются губами к стеклу и шепотом произносят молитвы. Многие плачут. В центре храма установлена большая икона с изображением святого, также притягивающая к себе верующих.

Когда я оказался в этом священном месте, настоятель храма был окружен толпой, и мне не захотелось расталкивать людей со словами «пропустите русского журналиста», чтобы поговорить с ним. В этом удивительном месте быть русским обязывает ко многому. «Приезжайте сюда на Пасху, – сказал мне распространявший книги об Иоанне Русском на греческом, русском и английском языках служитель храма. – И вы никогда не забудете того, что увидите в храме. Тут будет пол-Греции. Передавайте привет своим соотечественникам и особенно русским солдатам, один из которых защищает нас здесь, на Эвбее».

Сергей Латышев

Смерть, пришедшая 19-го числа

17 сентября 1867 года митрополит Московский Филарет находился в Троице-Сергиевой лавре. По окончании ранней литургии в его домовой церкви к владыке с обычным ежедневным докладом о делах в обители явился архимандрит Антоний. После доклада митрополит сказал ему: «Я ныне видел сон, и мне сказано беречься 19-го числа». На что отец Антоний заметил: «Владыко святый! Разве можно верить сновидениям и искать в них какого-либо значения? Как же можно при этом обращать внимание на такое неопределенное указание? Девятнадцатых чисел в каждом году бывает двенадцать». Выслушав архимандрита, митрополит ответствовал с твердой уверенностью: «Не сон я видел – мне явился родитель мой и сказал мне те слова; я думаю с этого времени каждое 19-е число причащаться Святых Таин».

Через два дня после случившегося митрополиту сновидения, во вторник 19 сентября, во время литургии в домовой церкви он причастился Святых Таин. В октябре он был в Москве и 19-го числа, в четверг, также причастился Святых Таин в своей домовой церкви.

Наступало 19 ноября, оно приходилось в тот год на воскресенье. Перед тем все время владыка чувствовал себя хорошо и легко, принимал посетителей, ревностно занимался делами, выезжал из дому.

На неделе перед 19-м числом он принимал одного из своих почитателей, который при прощании передал ему просьбу некой почтенной дамы быть у него и получить его благословение. Владыка сказал: «Пусть придет, только прежде 19-го числа».

18 ноября, в субботу, владыка велел своему келейнику иеродиакону Парфению все приготовить к завтрашнему служению литургии в домовой церкви. Старик Парфений, отличавшийся прямотой и откровенностью, решился заметить, что владыка утомится от служения и не сможет, пожалуй, служить на Введение, а было бы лучше тогда отслужить. Но владыка сказал ему: «Это не твое дело. Скажи, что я завтра служу».

Он отслужил литургию и в тот же день преставился ко Господу – 19-го числа.

Святитель Иннокентии и алеутский шаман

Великий миссионер, святитель Иннокентий (в миру Иван Вениаминов), митрополит Московский, до вдовства, пострига и епископского рукоположения был священником на Алеутских островах. Для изучения наречий островитян и их просвещения он не останавливался ни перед какими препятствиями. Отец Иоанн усердно посещал острова своего прихода, посвящая таким путешествиям значительную часть года, подвергая себя опасности и разным лишениям, переплывая от острова к острову по океанским волнам на утлом челноке. Бесстрашие его в этих плаваниях, по рассказам современников, было изумительным. Вот как сам отец Иоанн Вениаминов рассказывал о своем плавании в 1828 году на байдарке на остров Акун:

«Прожив на острове Уналашки почти четыре года, я в Великий пост отправился в первый раз на остров Акун к алеутам, чтобы приготовить их к говению. Подъезжая к острову, я увидел, что они все стояли на берегу наряженными, как бы в торжественный праздник. И когда я вышел на берег, они все радостно бросились ко мне и были чрезвычайно со мною ласковы и предупредительны. Я спросил их, почему они такие наряженные. Они отвечали: “Потому что мы знали, что ты выехал и сегодня должен быть у нас; вот мы на радостях и вышли на берег, чтобы встретить тебя”. – “Кто же вам сказал, что я буду у вас сегодня и почему вы меня узнали, что я именно отец Иоанн?” – “Наш шаман, старик Иван Смиренников, сказал нам: ждите, к вам сегодня приедет священник; он уже выехал и будет учить вас молиться Богу. И описал нам твою наружность так, как теперь видим тебя”. – “Могу ли я этого вашего старика-шамана видеть?” – “Отчего же, можешь. Но теперь его здесь нет, и когда он приедет, мы скажем ему. Да он и сам без нас придет к тебе”. Это обстоятельство чрезвычайно меня удивило, но я все это оставил без внимания и стал готовить их к говению, предварительно объяснив им значение поста и прочее; наконец явился ко мне этот старик-шаман и изъявил желание говеть, я не обращал на него особенного внимания и во время исповеди упустил даже спросить его, почему алеуты называют его шаманом, и сделать ему по этому поводу некоторое наставление. Приобщив Святых Таин, я отпустил его… И что же? К моему удивлению, после причастия он отправился к своему тоену и высказал ему неудовольствие на меня, а именно за то, что я не спросил его на исповеди, почему его алеуты называют шаманом, так как крайне неприятно носить такое название от своих собратий и он вовсе не шаман. Тоен, конечно, передал мне неудовольствие старика Смиренникова, и я тотчас же послал за ним для объяснения. И когда посланные отправились, Смиренников попался навстречу со следующими словами: “Я знаю, что меня зовет священник отец Иоанн, и я иду к нему”. Я стал подробно расспрашивать о его неудовольствии ко мне, о его жизни; на вопрос мой, грамотен ли он, он ответил, что хотя и неграмотен, но Евангелие и молитвы знает. Тогда я просил его объяснить, как он описал своим собратьям мою наружность и откуда узнал, что я в известный день должен явиться к вам и что буду учить вас молиться. Старик отвечал, что ему все это сказали двое его товарищей. “Кто же эти двое твоих товарищей?” – спросил я его. “Белые люди, – ответил старик. – Они еще сказали мне, что ты в недалеком будущем отправишь свою семью берегом, а сам поедешь водою к великому человеку и будешь говорить с ним”. – “Где же эти твои товарищи, белые люди, и что это за люди и какой же они наружности?” – спросил я его. “Они живут недалеко здесь, в горах, и приходят ко мне каждый день”, – и старик представил их мне так, как изображают святого Архангела Гавриила, то есть в белых одеждах и перепоясанных розовою лентою чрез плечо. “Когда же явились к тебе эти белые люди в первый раз?” – “Они явились вскоре, как окрестил нас иеромонах Макарий”. – “А могу ли я их видеть?” – спросил я Смиренникова. “Я спрошу их”, – ответил старик и ушел. Я же отправился на некоторое время на ближайшие острова для проповедывания слова Божия и по возвращении своем, увидав Смиренникова, спросил его: “Что же, ты спрашивал этих белых людей, могу ли я их видеть и желают ли они принять меня?” – “Спрашивал, – отвечал старик, – они хотя и изъявили желание видеть и принять тебя, но при этом сказали: зачем ему видеть нас, когда он сам учит вас тому, чему мы учим? Так пойдем, я тебя приведу к ним”.

Тогда что-то необъяснимое произошло во мне, какой-то страх напал на меня и полное смирение. Что ежели в самом деле я увижу их, этих Ангелов, и они подтвердят сказанное стариком? И как же я пойду к ним? Ведь я же человек грешный, следовательно и недостойный говорить с ними. Это было бы с моей стороны гордостью и самонадеянностью, если бы я решился идти к ним; и, наконец, свиданием моим с Ангелами я, может быть, превознесся бы своею верою или возмечтал бы много о себе… И я, как недостойный, решился не ходить к ним, сделав предварительно по этому случаю приличное наставление как старику Смиренникову, так и его собратьям-алеутам, чтобы они более не называли Смиренникова шаманом.

Однажды я все же решился спросить старика Смиренникова, как он узнает будущее и чем излечивает. Он рассказал мне следующее. Вскоре по крещении его иеромонахом Макарием явился ему прежде один, а потом и два духа, не видимые никем другим, в образе человеков, белых лицом, в одеяниях белых, по описанию его, подобных стихарям, обложенным розовыми лентами, и сказали ему, что посланы от Бога наставлять, научать и хранить его. В продолжение почти 30 лет они почти каждодневно являлись ему днем или ввечеру, но не ночью, и, являясь, наставляли и научали всему христианскому богословию и таинствам веры; подавали ему самому и по прошению его другим, впрочем весьма редко, помощь в болезнях и крайнем недостатке пищи; иногда сказывали ему происходящее в других местах и весьма редко будущее и уверяли, что они не своею силою все то делают, но силою Бога Всемогущего.

После сего спросил я его, являлись ли ему они ныне, после исповеди и причастия, и велели ли слушать меня. Он отвечал, что являлись как после исповеди, так и после причастия и говорили, чтоб он никому не сказывал исповеданных грехов своих и чтоб после причастия вскоре не ел жирного и чтоб слушал учения моего… и даже сегодня на пути явились ему и сказали, для чего я зову его, и чтоб он все рассказал и ничего б не боялся, потому что ему ничего худого не будет. Потом я спросил его: “Когда они являются ему, что он чувствует, радость или печаль?” Он сказал, что в то время, когда он, сделав что-нибудь худое, увидит их, то чувствует угрызение совести своей, а в другое время не чувствует никакого страха; и поскольку его многие почитают за шамана, то он, не желая таковым быть почитаем, неоднократно говорил им, чтоб они отошли от него и не являлись ему; они отвечали, что они не диаволы и им не велено оставлять его, и на вопрос его, почему они не являются другим, они говорили ему, что им так велено.

Можно подумать, что он, услышав от меня или научившись от кого-либо другого, рассказывал мне учение христианское и только для прикрасы или из тщеславия выдумал явление ему духов-пестунов. Но ни от кого не мог он слышать библейских историй. Будучи безграмотен и нисколько не зная русского языка, не мог он ни читать, ни слышать от других. Почему же я не увидел их для удостоверения в их явлении? Я скажу на это, что я недоумевал, можно ли и нужно ли мне видеть их лично. Я думал так: что мне нужды видеть их, если учение их есть учение христианское? Разве для того, чтоб из любопытства только узнать, кто они, и чтоб не быть наказанным за таковой поступок мой…»

Матронушка

Матронушка – так любовно называют православные святую блаженную Матрону Московскую. Еще при жизни она была любимицей народа, а после прославления в лике святых в 1999 году московский Покровский женский монастырь едва справляется с человеческим потоком. Тысячи людей со всех концов страны и из-за рубежа едут к ней, чтобы попросить о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение.

Едут женщины и мужчины, едут молодые и старые, независимо от образования, национальности и социального положения, все едут к блаженной за утешением, за исцелением, за надеждой, вспоминая ее слова: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». И получают просимое – каждый по своей вере.

Кто же такая блаженная Матрона, которую Господь дал нашему народу в тяжелые годы безбожия? Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1885 году в селе Себино Тульской губернии. Родители ее, крестьяне, были людьми благочестивыми, жили бедно. В семье было четверо детей: Матрона была младшей.

При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок мог стать лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения последнего ребенка мать решила избавиться от него. Об аборте не могло быть и речи. Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицына в соседнее село, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение от Бога, женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой. Это был тяжелый крест, который Матрона с покорностью и терпением несла всю жизнь.

Дом Никоновых находился близ церкви Успения Божией Матери, куда родители Матронушки любили ходить вместе на службы. Девочка буквально выросла в храме. Она хорошо знала церковные песнопения и часто подпевала певчим.

С семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. К ней стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги.

Дочь местного помещика Лидия Янькова брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры, в Петербург, в другие города и святые места. До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена – восьмой столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн предвидел особое служение Матронушки русскому народу во времена гонений на Церковь.

В 17 лет Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. До конца дней своих она была «сидячей». И сидение ее – в разных домах и квартирах, где она находила приют, – продолжалось пятьдесят лет.

Еще в раннем возрасте Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать».

Удивляло людей и то, что Матрона имела и обычное, как у зрячих людей, представление об окружающем мире. Она говорила: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек…»

Много людей приезжало за помощью к Матроне. В четырех километрах от Себино жил мужчина, у которого не ходили ноги. Матрона сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет». Он полз эти четыре километра, а от нее пошел на своих ногах.

Помощь, которую подавала Матрона болящим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при совершении которых «целитель» входит в связь с темной силой, но имела принципиально отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты, о чем свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни. Прежде всего Матрона молилась за людей, испрашивая у Господа помощь.

Оба брата Матроны, Михаил и Иван, вступили в партию, Михаил стал сельским активистом. Присутствие в их доме блаженной, которая целыми днями принимала народ, делом и примером учила хранить веру православную, становилось для братьев невыносимым. Они опасались репрессий. Жалея их, а также стариков родителей, в 1925 году матушка переехала в Москву. Начались скитания по родным и знакомым, по домикам, квартирам, подвалам. Почти везде Матрона жила без прописки, несколько раз чудом избежала ареста.

Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно. С жильем в Москве было трудно, выбирать не приходилось.

Рассказывают, что некоторые места Матрона покидала спешно, духом угадывая грядущие неприятности, всегда накануне прихода милиции, так как жила без прописки. Времена были тяжелые, и люди боялись ее прописать. Тем она спасала от репрессий не только себя, но и приютивших ее хозяев. Много раз Матрону хотели арестовать. Были арестованы и посажены в тюрьму (или сосланы) многие из ее ближних.

Анна Филипповна Выборнова вспоминает такой случай. Однажды пришел милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: «Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но он успел довезти ее до больницы. Приходит он на следующий день на работу, а у него спрашивают: «Ну что, слепую забрал?» А он отвечает: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так я ее все-таки в больницу успел отвезти».

Внешне жизнь блаженной текла однообразно: днем – прием людей, ночью – молитва. Подобно древним подвижникам, она никогда не укладывалась спать по-настоящему, а дремала лежа на боку, на кулачке. Так проходили годы.

Как-то в 1939 или 1940 году Матрона сказала: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит».

Во время войны много было случаев, когда она отвечала приходившим на их вопросы – жив или нет муж, брат, сын. Кому-то скажет: жив, ждите. Кому-то: отпевать и поминать.

В день Матронушка принимала до 40 человек. Иные видели в матушке народную целительницу, которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с нею понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к ее спасительным Таинствам. Помощь ее была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала.

Молитвы матушка читала громко. Знавшие ее близко говорили, что молитвы эти были известные, читаемые в храме и дома: «Отче наш», «Да воскреснет Бог», девяностый псалом, «Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти» (из утренних молитв). Она подчеркивала, что помогает не сама, а Бог по ее молитвам: «Что, Матронушка – Бог, что ли? Бог помогает!»

Исцеляя больных, матушка требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни.

Какой запомнилась Матрона близким людям? С миниатюрными, словно детскими, короткими ручками и ножками. Сидящей скрестив ножки на кровати или сундуке. Пушистые волосы на прямой пробор. Крепко сомкнутые веки. Доброе, светлое лицо. Ласковый голос. Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания.

Матушка учила не осуждать ближних, говорила: «Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?» Учила предавать себя в волю Божию. Говорила: «Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым… Перед иконами пусть горят лампады».

Учила также любить и прощать старых и немощных. «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали».

Матронушка не позволяла придавать значения снам: «Не обращай на них внимания, сны бывают от лукавого – расстроить человека, опутать мыслями». Учила не интересоваться священниками и их жизнью. Учила терпению скорбей.

Матронушка говорила: «Враг подступает – надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас на левом плече сидит, а на правом – Ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, в другую – добрые дела. Чаще креститесь! Крест – такой же замок, как на двери». Наставляла не забывать крестить еду. «Силою Честнаго и Животворящаго Креста спасайтесь и защищайтесь!»

О колдунах матушка говорила: «Для того, кто вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят».

З.В.Жданова спросила матушку: «Как же Господь допустил столько храмов закрыть и разрушить?» (Она имела в виду годы после революции.) А матушка отвечала: «На это воля Божия, сокращено количество храмов потому, что верующих будет мало и служить будет некому». «Почему же никто не борется?» Она: «Народ под гипнозом, сам не свой, страшная сила вступила в действие… Эта сила существует в воздухе, проникает везде. Раньше люди ходили в храмы, носили крест и дома были защищены образами, лампадами и освящением. Бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по их неверию и отвержению от Бога».

Матронушка часто говорила: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»

2 мая 1952 года она отошла ко Господу. 4 мая, в Неделю жен-мироносиц, при большом стечении народа состоялось погребение блаженной Матроны. По ее желанию она была похоронена на Даниловском кладбище, чтобы «слышать службу» (там находился один из немногих действовавших тогда московских храмов). Отпевание и погребение блаженной были началом ее прославления в народе как угодницы Божией.

Помощь по молитвам к святой блаженной Матроне

Моя мама, Людмила Петровна Афанасьева, была крещена с детства, но, как многие в советское время, была далека от Церкви. Очень жизнерадостная, гостеприимная, любившая народные песни, танцы, шутки и острое словцо, она говорила: «Я и в гробу ногой дрыгну». Но по иронии судьбы именно ногами она не могла шевелить в последний месяц перед кончиной: инсульт и полная неподвижность ног. Первоначально, когда мы спросили, привезти ли ей священника, она ответила: «Я еще жить хочу». Но ужасы, пережитые ею в больнице, физические и душевные страдания заставили ее поверить и смириться со своей участью.
По дням можно было описать удивительные изменения в ее мироощущении на пути к Богу. Вот только один эпизод: «В один из дней я поехала в монастырь к святой блаженной Матроне. Отстояла очередь, подала записки, помолилась, купила иконку и маслице. Из монастыря вечером поехала к маме в больницу. Стою перед ней, пытаюсь покормить, утешить. И вдруг она говорит: «Женщина за тобой хорошая стоит!» Оглядываюсь – никого нет. Показываю ей икону Матроны: «Она?» – «Да». «Ну, – говорю, – пусть у тебя будет, смотри на нее».
Прихожу на следующий день, говорит, что видела Бога: «Да Он был здесь… Я спросила Его, за что Он меня так – хуже всех?» – «Что заслужила, – говорит, – то и получила. Верить надо!»
Священник, иеромонах, исповедовав и причастив ее перед кончиной, сказал нам: «Я хотел бы умереть такой смертью». Значит, она пришла к Богу.
профессор, доктор социологических наук Ольга Афанасьева, Москва

Я хочу рассказать о том, какую огромную помощь оказала мне и моей семье блаженная матушка Матронушка. У нас заболела дочь, точнее она перестала есть и стала таять на глазах. При росте 176 см ее вес упал до 47 кг, но она как одержимая отказывалась от еды. У нее изменился вкус. Она с отвращением смотрела на все продукты. Дома на этой почве были бесконечные скандалы, но все наши усилия были тщетны. Она не могла находиться дома, все время куда-то бежала. Сон ее нарушился, спала она очень плохо, всего 3-4 часа в сутки, и нигде не находила себе покоя. Разговаривать с ней стало невозможно, чуть что – она уходила из дома, стала злой, эгоистичной и до безумия нервной. Наши убеждения заняться своим здоровьем она полностью игнорировала. Складывалось впечатление, что у нее внутри заложена какая-то программа самоуничтожения. За полгода она превратилась из красивой, жизнерадостной девушки в одержимый каким-то злым духом скелет. Мы ездили к разным специалистам, но все безрезультатно. В апреле 1998 года она потеряла сознание, и ее увезли в больницу. Но и там ей практически не смогли оказать помощь. Она все лекарства выбрасывала, в столовую вообще не ходила. И когда обнаружила, что благодаря режиму в больнице начала чуть-чуть набирать вес, то заявила, что ей этого не надо и она несколько лет старалась от этого веса избавиться. В медицине это заболевание называется неврогенной анорексией. Его практически невозможно излечить.
Я молилась постоянно, просила помочь. И вот наконец услышала про блаженную матушку Матронушку и разыскала ее. В самые тяжелые минуты я приходила в храм и слезно умоляла помочь мне с дочерью. И Матронушка услышала мои молитвы, свершилось чудо. Дочь стала есть, к ней постепенно стал возвращаться вкус всех продуктов. Самое удивительное, что она полюбила свой дом, стала спокойнее. Как-то она сказала мне: «Мама, ведь из этого состояния никто не выходит без медицинской помощи, а мы с тобой вышли сами». На что я ей ответила: «Нет, мы не сами вышли, а Сам Господь помог нам с помощью молитв блаженной матушки Матронушки». Я бесконечно благодарна матушке за то, что она есть и продолжает помогать нам грешным в самые тяжелые моменты нашей жизни.
Тамара Васильевна, Москва

Я, несмотря на свои 74 года, по крещению – малограмотный 8-летний младенец, ибо крестился только 8 лет назад. Летом-осенью 1998 года я, помогая младшему сыну в ремонтных делах и оступившись на досках, сильно потянул сухожилия правой и частично левой ноги. Лечение швейцарским «Вольтареном» помогло только левой ноге, но не правой, которая сильно болела, и я не мог нормально ходить. Повторный цикл медикаментозного лечения положительного результата не дал.
Я читал о жизни и чудесах блаженной Матроны и знал, что она была похоронена на Даниловском кладбище, а также и то, что ее прах уже покоится в храме Покровского монастыря… 2 и 4 декабря 1998 года я как на крыльях помчался в монастырь, меня туда как бы вели. Очень быстро добираюсь до монастыря, вхожу в храм, пишу записку, покупаю и ставлю свечи, поклоняюсь, как грешник, читаю своими словами молитву и чувствую, что матушка Матрона меня слышит!..
А правая нога? После 4 декабря 1998 года и помазания матушкиным маслицем все как рукой сняло: ничего не болит и не хромаю уже три месяца!
профессор, доктор технических наук Рэм (Матфей) Геннадьевич Варламов, Мытищи

Мой сын Дмитрий, когда пришел из армии, заболел психическим заболеванием. Мне дали книжечку – «Житие блаженной Матроны». Я прочитала ее и тут же начала просить Матрону о своем больном сыне, чтобы она его исцелила. И чудо: девять лет болел мой сын и исцелился. Благодарю блаженную Матрону.
Малышева Людмила, Ярославль

Мой зять Игорь возвращался домой поздно вечером. Его окружили три человека, двое стояли в стороне. Они угрожали ему ножом. Затем выхватили у него дипломат с ценными бумагами и несколькими паспортами, в том числе и его собственным. Он заявил в милицию, но результатов не было. Тогда я попросила помощи у блаженной Матроны, и она помогла. Уже через день нам позвонили из милиции и сказали, что при проверке документов у проезжего были все паспорта, а на следующий день нашлись и остальные документы. Я очень от многих слышала о ее помощи и поняла, как она велика.
Старухина Надежда Сергеевна, Москва

С мужем мы в гражданском браке 17 лет, а в 1997 году Бог вразумил обвенчаться. Детей у нас не было, много лет я лечилась, да все напрасно. А в 1995 году перенесла тяжкую операцию, получила инвалидность 2-й группы, в 1997 году была другая операция. В 1996 году мне рассказали о старице – матушке Матроне. Я стала ходить к ней на Даниловское кладбище. Просила у матушки Матронушки себе здоровья, своим родным и близким, а еще просила детей. Сказала себе: на все воля Божия. Ходила один раз в Покровский монастырь к Матронушке. В 1997 году приснился мне сон, будто женский голос говорит мне: «Ты родишь девочку». Это было в начале года. Я подумала: «Что-то здесь не так. Как же я рожу, ведь я не могу рожать?» И еще как будто через сон я узнала, что рожу в конце года. И у меня в мозгу запало, что где-то в ноябре-декабре. Об этом сне я рассказала мужу. Ждала я целый год. Ничего не произошло. Я подумала, что наверное что-то не так поняла. Прошел еще один год. И 22 ноября Господь дал нам дочку. Ее назвали Марией. Я, грешная, забыла день рождения матушки Матронушки. Говорю мужу: подожди, сейчас в житие Матронушки загляну. И у меня и у мужа слезы выступили на глазах. Родилась Матронушка 22 ноября, как и наша дочка. Эта наша история – еще одна страничка о великой молитвеннице Божией матушке Матроне.
Татьяна, Анатолий. Москва

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka