- От издателя
- САМАЯ ВЕЛИКАЯ ТАЙНА
- Знаменитые люди о Священном Писании
- Ответ Талейрана
- Туринская плащаница – свидетель воскресения Христа
- Экспертиза для скептиков
- Исследование отпечатка на Туринской плащанице, произведенное в Сорбонне
- Новые вопросы
- ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ
- Притча о жизненном пути
- Стихотворный диалог А. С. Пушкина и святителя Филарета, митрополита Московского
- По ту сторону смерти
- Вторая жизнь святого Лазаря
- Чудо воскрешения
- Страшный грех самоубийства
- ЕСТЬ ЛИ НА СВЕТЕ ЧУДЕСА?
- Благодатный огонь
- Из рассказов свидетелей схождения Благодатного огня
- Великое чудо XX-века
- Существовал ли Ноев ковчег?
- Ланчанское чудо
- Зоино стояние
- Послесловие
- Чудо крови святого Ианнуария
- Кровь целителя Пантелеимона
- Дары волхвов сохранились до наших дней
- Загадка недостающего дня
- Сон принца
- Духовный отец
- «Уж не мы это сделали»
- Чудеса на греческом острове
- Святой пророк Илия накормил
- Ожившее дерево
- Явление Божией Матери
- Не участвуйте в делах тьмы
- Таинственные пришельцы
- Современные формы магии и оккультизма
- Духовные воздействия на человека
- Как отличить доброе семя от плевел?
- КТО ТАКИЕ СВЯТЫЕ?
- Богатырь телом и духом
- Сила духовной связи
- Неопалимая купина
- На греческом острове покоятся нетленные мощи пленного русского солдата
- Смерть, пришедшая 19-го числа
- Святитель Иннокентии и алеутский шаман
- Матронушка
- Помощь по молитвам к святой блаженной Матроне
- ПРИРОДА – КНИГА БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ
- Сад во время зимы
- Спор между Бором и Эйнштейном
- Мироздание открывает премудрость Творца
- Француз неверующий
- На берегу океана
- Существование Бога может быть доказано химическим путем
- Почему люди блуждают в неизвестности?
- Размышление при захождении солнца
- В праздник Крещения вода во всем мире становится святой
- ПУТЬ К БОГУ
- Страх увидеть в себе Бога
- В чем тут дело?
- «Проверить и покончить с этим»
- Слово о малом доброделании
- Кто такой Бог?
- О богослужении
- Из книги Екклесиаста
- Человек не одинок
- Объяснение Символа православной веры
- Символ веры
- Письмо к Богу
- О молитве
- «От меня это было». Духовное завещание преподобного Серафима Вырицкого (беседа Бога с душой человеческой)
- ЦЕРКОВЬ И РОССИЯ
- Убийство XX века
- «Совершилось ужасное дело...»
- О последних днях царствования императора Николая II
- Россия в проказе
- Голодные волки и жадные коршуны
- Что будем возрождать?
- Патриаршее завещание
- О предназначении Церкви
- Как Пьер Паскье стал отцом Василием
- ИЗ ЖИЗНИ ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЕЙ
- «Не удерживай...»
- «Моя жизнь была одной радостью»
- Неосторожные беседы
- О смерти Пушкина
- Мудрец жизни
- Ученые-братья
- Был ли академик Павлов верующим?
- Маршал Жуков и старец Нектарий
- «Иногда Бог помогает...»
- На войне атеистов нет
- «Меня спас Николай Чудотворец»
- «Верую...»
- Механика небесная и земная
- Ошибки Вольтера
- Хирург от Бога
- «Полностью отдаю себя Иисусу Христу»
- Есть только одна Книга
- Величайшие открытия
- Русский Архистратиг
- Пирогов – хирург и христианин
- Вера «государственного тенора»
- Судьба декабриста
- Подлинная ученость
- Булат стал Иваном
- Обыкновенное чудо
- Путь ко Христу
- Ельцин в монастыре
- ОТКРОВЕНИЯ О САМИХ СЕБЕ И О ВЕРЕ
- Примечания
- Полный текст
ОТКРОВЕНИЯ О САМИХ СЕБЕ И О ВЕРЕ
Алексей Баталов, народный артист СССР:
– Путь к вере начинался для меня с живых впечатлений детства, самых ранних. Бабушка была верующий по правде человек, легкий, добрый. Поэтому церковные праздники у нас, пусть дома, пусть закрыто, но были. Не во всех домах и Пасха, а у нас, как бы ни было нище, бедно в разные времена, она всегда праздновалась. И актеры МХАТа, которые дружили с отцом, с дядей Колей, Андровской (семья же вся была мхатовская), все крутились вокруг нашего дома, стола.
Но это бабушка Баталова в Москве. А родители мамы жили во Владимире. Наш дом – шагах в четырехстах от Кремля и главных владимирских святынь. Так что там тоже люди были очень определенного уклада. Потом их всех арестовали, и дом таким образом разрушился, превратился в коммунальную квартиру.
А дальше – Москва, Ордынка. К счастью, церковь напротив нас была открыта. Поэтому на праздник мама пойдет туда постоять, а я – рядом. Так все и шло понемножечку.
В этом храме был отец Киприан, невероятно образованный, умный, добрый, тонкий человек. Он бывал в доме у нас. И очень я его любил.
Когда я стал уже актером, ходить в церковь было нельзя. И на Пасху я стоял в храме наверху – от начала до конца пасхальной заутрени...
Я стараюсь верить в Бога. Это единственное, что не «перестраивается», остается постоянным. Перестроек я видел много...
Иннокентий Смоктуновский (1925–1994), народный артист СССР:
– Я, может, и жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошел, когда со мной ну только смерти не было, она просто случайно мимо прошла. Он, наверное, берег меня для каких-то маленьких моих свершений – Мышкина, Гамлета, Чайковского, Деточкина, царя Федора. Я, совершенно бессильный, раздираемый хворями, был в плену у немцев, попал под Житомиром, когда город переходил из рук в руки... Я забрался под мост, а сверху проходила огромная колонна военнопленных, гнали тысяч тридцать моих товарищей, которые вместе стояли насмерть. Когда они шли сверху, шурша своими подметками, я молил Бога, может, уцелею, хотя, собственно говоря, подыхал. И вдруг справа я увидел: спускаются сапоги немецкие. Почему немецкие? Потому что у немецких офицеров высокий каблук. Зачем спускаться офицеру с парабеллумом в руке? Для чего ему идти на лед этой речушки, где под мостом стою я за столбом? Он шел с совершенно определенной целью – проверить, нет ли кого под мостом. И вдруг он на своих высоких каблуках поскользнулся и на четвереньках пополз задом от меня на противоположный берег. А когда он пересек эту речушку и сапоги снова вышли на снег, где не было скользко, я успел перебраться за другой столб.
Я верую не потому, что тогда спасся, я веровал и раньше, когда еще никто не шел ко мне с парабеллумом в руке. Вот другой пример, может быть, дешево-иллюстративный, тем не менее. До войны я жил у тетки, мне было шесть лет, в какой-то праздник она дала мне 30 рублей: «Пойди в церковь, отдай на храм». 30 рублей! Я помню, они были такие длинные, красненькие.
Я не знал тогда, что существовали 30 сребреников, и тетка, хотя и верующая, этого не знала, Библию тогда нельзя было держать, за это карали. А мороженое, которое я так любил, стоило 20 копеек. На эти деньги года полтора можно есть мороженое! Нет, не отдам я 30 рублей каким-то тетям и дядям в храме. И с зажатым кулаком я оказался около церкви. Зашел внутрь, там было так красиво, я стоял весь разомлевший, а потом легко подошел к служителю и сказал: «Возьмите на храм, возьмите, пожалуйста».
Без веры человек не вышел бы из лесу, хрюкал бы, выл... Свинья – это хорошо, это замечательно, но все-таки разума у нее нет, а у нас помимо разума есть и душа.
Вия (в крещении Елизавета) Артмане (1929–2008), латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР:
– От общения с русскими я преобразилась. У русских открытая душа, уникальное восприятие человека. Латыши другие. Русские очень близки мне, несколько лет назад я даже приняла Православие.
Когда становится трудно, я иду в церковь и говорю духовному отцу: «Помогите, у меня злость возникла внутри». – «На кого?» – «Да на всех». Он говорит: «Помолись». И я молюсь, и мне очень помогает.
Никита Михалков, режиссер, народный артист РСФСР:
–...Мама никогда не вступала в партию, всегда ходила в храм, у нее был духовник, дома висели иконы. Если возникали вопросы, отец говорил начальству: «Ну что вы хотите, она 1903 года рождения, пожилой человек». Благодаря маме исповедь и причастие для меня были естественной частью жизни, хотя головой я понимал, что это редчайшее исключение, и был очень осторожен. Для меня Православие как таковое, культура исповеди и причастия были органичны. У большинства моих современников подобного опыта не было. И теперь, когда сброшены оковы и люди приходят в храм, многим не так просто обрести себя. Я убежден, что те, кто пришли и не отступили, кто вопреки возрасту, вопреки всему воспитанию пытаются воспринять и воспринимают истинные ценности русского Православия, это люди, совершившие серьезный подвиг.
Когда у тебя есть внутреннее ощущение, что ты находишься под сенью веры, которая была основополагающей силой жизни и духа для сотен поколений, живущих и живших на этой земле, тебе это должно давать энергию.
И я свято верю, что любой человек, пытаясь понять, кто он и откуда, неизбежно придет к вере. Ведь на вопрос «как жить?» ты можешь получить ответ только задав себе вопрос «зачем?» Не раньше. Росток веры все равно пробьется сквозь бетон неверия. Я в этом убежден.
Владислав Третьяк, заслуженный мастер спорта, десятикратный чемпион мира по хоккею, первый заместитель Комитета Госдумы по физической культуре и спорту:
– До сих пор почему-то все считают, что я железный человек, у которого нет нервов. Нет – просто всегда был целеустремленным и всегда обращался к Богу перед любым испытанием, просил помочь... И для меня нет вопроса, надо ли общаться со священниками. Обязательно! Я считаю, разговор со священнослужителями на пользу каждому. Если со Христа брать пример, следовать Его заповедям, то можно изменить жизнь – и даже не свою лично, а целой страны.
А кумиры – в спорте, в искусстве – не способны повести за собой. Только Христос, только христианская Церковь. И мне кажется, люди известные, публичные – им необходимо иметь духовников. И веру свою таить незачем. Вот не так давно Яромир Ягр (он капитан чешской хоккейной сборной, национальный кумир этой страны и притом православный человек), когда был в Питере, сразу зашел в храм, поговорил с батюшкой. И все время, пока его «Авангард» играл в Кубке европейских чемпионов, он ходил в церковь, располагавшуюся рядом с гостиницей, молился... Кстати, его команда победила в турнире. Яромир сам со мною этим поделился. И я не вижу причин, зачем он должен был это скрывать. Конечно же, вера должна быть в душе, но также необходимо показать, что ее нельзя стыдиться.
Ирина Купченко, народная артистка РСФСР:
– Человек всегда грешил, но он знал, что такое грех, он скрывал его, он старался исправиться. А сегодня то, что всегда считалось грехом, воспринимается нормой. Вот в чем ужас...
«Что такое хорошо и что такое плохо?» Дети часто задают этот вопрос, а родители не знают что ответить. Нравится это кому-то или нет, но единственный, кто может ответить, это Церковь.
Екатерина Васильева, народная артистка РСФСР:
– Нужно хотя бы один раз в жизни понять, что Господь ради меня пришел, ради меня все претерпел, чтобы я наследовал жизнь вечную, и что жизнь мне отпущена коротенькая. И либо я с Ним, либо я против Него. А интеллигенция все разводит всякие бесконечные философские споры. Но мы же русские люди, у нас нет ничего, кроме Христа, и никогда ничего не было, кроме Него. Христос всегда держал нашу страну, Он ее ведет. И если вы не с Христом, тогда у вас нет корней, тогда у вас ничего нет, тогда зачем вы вообще живете в этой стране? Ее единственная суть и смысл – Православие. Это ее предназначение, задача, ее культура, фундамент. И если вы не стоите на этом камне, а бегаете вокруг него, вы погибнете. Вне Христа вы погибнете, потому что мир спасет красота Христа. А все остальное неважно, все остальное прилагается – всякие нацпроекты, деньги, машины, вообще жизнь человеческая. Все это тленно и уязвимо, сегодня есть, а завтра нет. А есть Христос, есть Церковь, где можно причащаться Его Тела и Крови, где можно наследовать жизнь вечную.
...Знаете, многие люди раньше, когда Россия была страной верующей, отвечали на вопрос: «Кто вы?» – «Я – православный христианин». Это суть человека и сверхценность. Если брать по такому счету, то на вопрос: «Кто я такая?» – я отвечу: «Мать священника». Это в моем биографическом ряду – вершина, и не моя заслуга, а дарованная Господом благодать.
Сейчас, подходя к концу своей жизни, я понимаю, что человек свободный – это только верующий человек. Свобода – это результат того, что человек становится независимым от светских привычек и условностей. Человек свободен в Боге и во Христе. Это очень просто, а прийти к этому очень сложно. Свободный человек старается отказаться от тщеславия, от мирской славы. Это невероятно трудно, но именно к такой свободе я стремлюсь. Не думаю, что я в молодости ею обладала.
Ольга Остроумова, народная артистка России:
– Вера очень держит меня. Бывают минуты, когда только она и держит. Трудно объяснить, что это такое, логика здесь бесполезна. Вера – это не знание. И не дар от рождения – к ней ведь можно прийти. Но мне кажется, даже у тех, кто считает себя неверующими, в какие-то моменты жизни все равно появляется надежда на чудо. Вот это и есть вера. С возрастом она умножается в тебе. Потому что начинаешь думать о том, куда уйдешь после смерти.
Много раз мне приходилось слышать: «Ой, не говорите о смерти! Не надо о грустном!» А мне кажется, что это прекрасный, замечательный разговор. Мы привыкли к мысли, что смерть – это страшно. Кому-то просто не хочется уходить из этой жизни. Другие боятся неизвестности. А я воспринимаю смерть нормально: вот есть молодость, есть зрелость, есть вторая половина жизни... Этого не изменишь, и значит, сходить с ума не нужно. Придет момент, когда я умру. Я спокойно с этим живу. Только думаю о том, чтобы умереть достойно. Потому что... столько нагрешила в жизни, что и говорить-то ничего там не надо будет, все и так видно.
Мне кажется, важен путь, по которому в этой жизни идешь, и понимание, куда он ведет. Если стремишься к Богу – то идешь, оступаешься, падаешь, встаешь, снова падаешь, но идешь. Стараешься изменить себя. Вспоминаю, как однажды я пришла на исповедь и говорю: «Батюшка, а мне каяться не в чем». А он отвечает: «Вот это и есть самый большой грех. Как это – не в чем? Раздражалась?» – «Да». – «Злилась? Осуждала?» – «Да...» – «А ты говоришь – не в чем...»
Евгений Миронов, народный артист России:
– Важным этапом для меня стала первая в жизни поездка в Оптину пустынь. Мне тогда было 33 года. Возраст Христа... Говорят, в этом возрасте в жизни всегда что-то меняется. Но я понимал, что надо менять это «что-то» самому, и поехал в знаменитый монастырь, чтобы поговорить с отцом Илием. Это был момент какого-то всеобщего кризиса: и творческого, и духовного. Я четко осознавал, что мне необходима встреча именно с ним. Но меня к нему долго не пускали, говорили, что он болен. Пришлось перелезть через забор и тайком пробраться к домику, где была келья старца. ...Эта встреча перевернула меня. Он говорил так, как если бы был грешнее меня в тысячу раз, как если бы он в тысячу раз более меня сомневался. Я был просто потрясен всем происходящим: впервые я общался со священником, который – это было видно – переживает за весь мир и за весь мир молится. Встреча была недолгой – всего полчаса. Но в эти полчаса я чувствовал что-то необыкновенное. По форме это, конечно, не была исповедь, но по важности и глубине этот разговор стал для меня чем-то очень значимым.
София Ротару, певица, народная артистка СССР:
– В нашей семье шестеро детей, и все мы крещеные. Нас крестили в младенческом возрасте, и, естественно, я этого не помню.
Во времена моего детства верующим людям приходилось нелегко. Тогда даже было страшно крестики нательные носить, не то что храмы посещать. Но мои родители нашли возможность передать свои знания нам, детям. Мы каждое воскресенье ходили на службу в небольшую сельскую церквушку в нашем родном поселке Маршинцы. А когда я училась в младших классах, даже пела в церковном хоре.
Я чувствую, как в моей жизни присутствует защита и милость Божья. Я знаю, что все, что происходило в моей жизни и еще произойдет, – в руках Всевышнего. Каждый день я читаю «Отче наш», всегда обращаюсь к Богу и благодарна Ему за каждый прожитый день.
Мои внуки носят крестики, ходят в церковь, знают историю о Боге, умеют молиться. Когда они задают мне вопросы на религиозные темы, я всегда подробно отвечаю им. Хочу, чтобы они и их дети выросли верующими.
Константин Кинчев, лидер группы «Алиса»:
– Я обрел именно то, что искал. Ведь прежде чем сделать выбор, я и в эзотерике достаточно покопался, и с магией попетлял, Коран перелопатил, несколько раз бывал в буддийском монастыре (барабаны крутил) и т.д. и т.п. Все это было не то.
Случилось чудо. В 1992 году, когда мне было уже 32 года, позвонил Стас Намин и сказал, что в Иерусалиме проводятся Дни дружбы городов – его побратимов – и есть культурная программа. Поехал...
И там же, в Иерусалиме, я осознал, что мне надо креститься. Просто в монастыре я встретился с одной монахиней. Она сказала мне: «Ты вернешься домой и крестишься». Потом эта монахиня пришла в город со мной побеседовать, и ночью я провожал ее в монастырь, который находится над Гефсиманским садом. Было далеко за полночь, я шел один, перескочил через ограду... Посмотрел на небо, представил, что здесь происходило... И одна мысль: вот сейчас бы мне умереть здесь, и все, больше ничего не надо; это было бы счастьем. С этим ощущением я вернулся в Москву.
...Сердцем почувствовал, что Православная Церковь – это место, где моей душе хорошо, а слова святого Феофана Затворника: «Не знаю, как кому, а мне без Православия не спастись» – лишь укрепили меня в ощущении верного выбора.
Убеждение в том, что христианство пассивно, является ошибочным. Смирение воспитывает волю и дает силу противостоять злу.
Наталия Варлей, заслуженная артистка РСФСР:
– К вере в Бога я очень долго шла. После фильма «Вий» все в моей жизни стало рушиться – пошли измены, предательства... Хотя до этого все складывалось прекрасно. Что может быть греховнее, чем сыграть нечистую силу в храме? После фильма мне было очень плохо, тяжело на душе. После крещения стало немного легче. И лишь потом я поняла, что крещение – только первый шаг к Богу.
Ирина Муравьева, народная артистка России:
Бабушка моего папы была очень верующая. Ее звали Евдокия. Когда папа уходил добровольцем после десятого класса на фронт, она ему вшила в гимнастерку «Живый в помощи». С этой молитвой он прошел всю войну, все четыре года, до Германии дошел, и у него не было ни одного ранения. Так только один осколочек ему ногу чуть-чуть поцарапал.
Со мной произошел один случай, который я очень запомнила. Тогда я ходила в храм еще только иногда. Старинный храм, со старинными иконами, он никогда не закрывался. Его настоятелем тогда был отец Василий, старец высокой духовной жизни, предвидел очень многое. Я помню, пришла к отцу Василию на исповедь. Иду и еще думаю: «Он же совсем старенький, ничего не слышит». И вот моя очередь, я стою довольно далеко, и вдруг он на всю церковь говорит: «Наконец-то ты пришла, дорогая моя!» Я думаю, он, наверное, меня как артистку узнал, какой ужас. Тогда меня эти его слова смутили из-за того, что он мог меня узнать как артистку. Сейчас я понимаю, что, конечно, он их сказал по другой причине. Господь так положил ему на сердце, что он взял и сказал мне такие слова.
Станислав Любшин, народный артист РСФСР:
– Я часто вспоминаю свою бабушку. Она посвятила свою жизнь воспитанию детей и внуков. Ко всем имела свой подход, не тыкала, но вразумляла мягко, с любовью. Простая крестьянка, а какой педагог! О таких говорят: душа-человек. Но что скрывается за этими словами? Служение Богу! Ведь по сути это выполнение одной из Его заповедей: возлюби ближнего твоего, как самого себя, которая подобна первой и наибольшей заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф.22:37-40). На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. И этими заповедями жила Россия. Все равно кто ты – крестьянин или сановный человек, если ты русский, то душа твоя должна быть расположена к Богу. Во время войны бабушка верила, что враг не войдет в Москву. Она часто вставала на колени перед иконами, которые многие к тому времени поменяли на портреты Ленина, и молилась, чтобы Отец наш Небесный отвратил от страны беду. ...Каждый человек должен ощущать свою принадлежность к религии, даже если он не религиозный человек. Православие есть интонация земли русской! Она дает русским людям ту могучую духовную силу, которой всегда славился наш народ.
Валентина Толкунова (1946–2010), певица, народная артистка РСФСР:
– В детстве мама научила меня благодатным словам: «Ангел мой, будь со мной, ты впереди, я за тобой». Повзрослев, этот дар я передала своему сыну. У каждого человека есть Ангел Хранитель. И мы, родители, должны каждый день напоминать своим детям об этом, приучать их к молитве, чтобы они в свою очередь напоминали Ангелам Хранителям о себе.
Людмила Зайцева, народная артистка РСФСР:
– Людей безгрешных не бывает, но я всегда старалась жить по законам Божиим, в меня это заложили родители, за что я им благодарна без границ. В нашем хуторе, где я росла, вообще не было церкви. И люди были безграмотными, наверное, даже Библии не читали. Но знали наизусть молитвы и жили как православные христиане. Я с детства знала, что лгать нельзя, – это грех. Брать чужого нельзя – грех. Мужа чужого увести, семью разрушить – страшный грех. Не работать нельзя, ибо трудящийся достоин пропитания (Мф.10:10). Нужно признать: старики сохранили нам нашу веру. И если своих внуков они не учили по Закону Божьему, то учили их вере своей праведной жизнью и молились за них! Можно ведь каждый день цитировать Евангелие, но не жить по нему. А русский человек живет по Евангелию.
Николай Бурляев, президент международного кинофорума «Золотой Витязь», народный артист России:
– Православным я стал при крещении в раннем детстве, правда был пионером и не мог открыто носить крест в те годы. Но в 1964 году на съемках «Андрея Рублева» Тарковский надел мне на шею оловянный крестик. И этот момент стал поворотным в моем дальнейшем пути к вере. Тема, над которой мы работали, – православная Русь. Общение с выдающимся искусствоведом Савелием Ямщиковым, консультантом фильма, с Андреем Тарковским, посещение Псково-Печерского монастыря, дружба с его наместником архимандритом Алипием, иконописцем и удивительной православной личностью, – все это укрепляло меня на православном пути.
...У меня пятеро детей, мы начинаем и заканчиваем день молитвой. И это такое счастье: молиться вместе, жить во Христе. В молитве разрешаются все непонимания, все передряги, случившиеся за день. Я представляю, как тяжело людям, у которых семейная жизнь не освящена Церковью!
Мы всей семьей каждое воскресенье ходим в храм. И если пропустим службу, то наступает ощущение дискомфорта – мимо нас прошло что-то важное, мы лишились чего-то светлого. Я благодарю Бога за то, что Он помог воспитать детей в вере. Сначала мы вели их, теперь они ведут нас, не дают выпасть из круга церковной жизни, погрязнуть в суете.
Вячеслав Бутусов, музыкант, основатель известной группы «Наутилус Помпилиус»:
– Господь подает познание о Себе, соизмеряясь с силами человека, необходимо лишь набраться терпения. Духовный смысл можно увидеть во всем. К собственной своей песне «Я хочу быть с тобой» я долгое время относился чисто потребительски и уже после того, как стал верующим, перестал получать удовлетворение при ее исполнении. Но вдруг эта композиция приобрела в моем сознании религиозный, библейский смысл, и теперь я исполняю ее с огромным воодушевлением. Также произошло и с некоторыми другими моими песнями.
Вы знаете, я объездил много стран, много чем был поражен, но я чувствую, что Православие – это религия, при помощи которой могу спастись лично я. Кроме того, Православие обладает той строгостью, аскетизмом, которого часто не хватает мне лично. Мне кажется, что все основные истины в Православии четко сформулированы и понятны.
Есть и глубоко личные вещи. В определенный момент сомнений у меня не осталось, сомнения были лишь в себе, в том, смогу ли я тот духовный восторг, который у меня был, переделать в качество постоянное, чтобы детский восторг остался в душе переплавленным в какой-то цельный золотой слиток.
Юрий Шевчук, лидер группы «ДДТ»:
– Я человек православный, но об этом не хочу говорить всуе. Без Церкви, без веры православной моя жизнь не существует. Человек – это ведь существо духовное. Сейчас муссируется представление о том, что человек – это только тело, это рефлексы, это руки, созданные для того, чтобы все хватать. Печально, но эта точка зрения насаждается сейчас повсеместно. Я думаю, что идет очень сложный период, и хочу обратиться к тем людям, которые меня слышат: сейчас идет «война между небом и землей», как пел Цой. Идет борьба на духовном уровне, идет духовная война за души людей. Я ее очень чувствую. А на какой я стороне – вы сами знаете.
...хотя в храм и не так часто хожу, но замечаю: народу-то становится все больше и больше! Не так много, как хотелось бы, но все больше и больше. На эту Пасху мы были с моим сыном Петром у нас в Питере в храме: хорошо. Много молодежи.
...У размышляющего, думающего человека всегда идет поиск. В этом нет ничего плохого. Ведь на самом деле все дороги ведут к храму.
Лидия Федосеева-Шукшина, народная артистка России:
– Я стала ближе к Богу, и посещение монастырей, общение с истинно верующими православными, обретение духовника, архимандрита Свято-Николо-Шартомского монастыря отца Никона, перевернули мою жизнь. Я не хочу больше сниматься в пустых телепередачах, хотя меня постоянно туда зовут, не хочу заниматься словоблудием.
Я – православный человек и всегда во всем вижу Промысел Божий. Теперь вроде бы на исходе жизни (не знаю, как уж Господь продлит мои дни), самое главное для меня – это покаяние. Стала старше, мудрее, всех простила. Стараюсь простить...
Моя мама была по-настоящему православной. Ее молитвы хранили меня и детей от всего темного и злого. И сегодня, я уверена, хранят.
В своих переживаниях, раздумьях я еще больше пришла к вере. Для чего-то даются человеку и радости, и страдания. Глупо спрашивать: «За что? Зачем?» Говорят, Бог испытывает того, кого любит.
Борис Штоколов (1930–2005), певец, народный артист СССР:
– Мой дед, Юрасов Иван Григорьевич, был регентом, пел тенором. Дирижировал в соборе города Воткинска, где родилась моя мать, где родился Петр Ильич Чайковский... В детстве меня не крестили, а в 1985 году в Москве я крестился. В Бога верили Пушкин, Толстой, Достоевский, а мне, как говорится, и Сам Бог велел. Наша вера прекрасная, справедливая, это вера великих заветов.
Тихон Хренников (1913–2007), композитор, народный артист СССР:
– В юности я служил в церкви, был жезлоносцем у Елецкого архиерея. И хотя это было очень давно, многие картины богослужения того времени до сих пор встают передо мною во всей своей красоте.
Федор Углов (1904–2008), академик:
– В православной вере мы были воспитаны с детства. Отец, старший брат, сестра – все пели в церковном хоре. Мы посещали храм, исповедовались, причащались, в школе нам преподавали Закон Божий. Я даже дружил с детьми о. Георгия, служившего в нашем храме.
Когда пришла революция, мне было 12–13 лет. Молиться пришлось большей частью дома, в храм стало ходить труднее. Напролом лезть не было смысла. Вступил в комсомол. Комсомольские частушки мы не пели, «антипасхи» не проводили. Мы знали, что любые насмешки над Богом – тяжкий грех. Да и вообще в Сибири, мне кажется, этого было меньше. И над верующими не насмехались. Но все равно в храм людей стало ходить меньше, а потом начались хулиганства и храм закрыли... За свою жизнь многое пришлось пережить, но искра веры в моей душе всегда помогала и спасала меня в трудные минуты.
Из нашей семьи вышли два учителя, один инженер, профессор-глазник и академик-хирург. Разве могли бы мои родители без Бога и Церкви заложить в нас такой прочный нравственный стержень?! Уже став отцом и дедом, я твердо убежден, что только в вере человек во всей полноте сможет проявить и реализовать себя. Без веры не может быть высокой нравственности и духовно здорового народа.
Вячеслав Клыков (1939–2006), скульптор, народный художник России:
– Любому простому человеку, если он родился в России, если ему выпало родиться русским, прежде всего нужен Бог. Без Бога вообще жизнь бессмысленна. Человек без Бога – это как листочек в осенний день: куда ветер дунет, туда он и полетит. Народ без Бога – это просто управляемая толпа.
Алексей Белов, композитор и лидер группы «Парк Горького»:
– Я стал молиться. ...И Господь мне ответил. Первым изменением, которое я в себе ощутил, была очень острая потребность в исповеди. Я почувствовал, что мои грехи, которые я всю жизнь таскал на себе, словно огромную гору камней, совсем меня придавили, что дальше так жить невыносимо и нужно сбросить с себя эту ужасную тяжесть.
...Целый час длилась моя исповедь, я почти кричал, выговаривая все, что накопилось у меня в сердце. Потом стал на колени под епитрахиль, а батюшка начал читать надо мною разрешительную молитву. И в этот момент я почувствовал, будто какой-то неземной огонь мгновенно просканировал меня насквозь – от макушки до пяток. Так было единственный раз в моей жизни и никогда больше не повторялось. Думаю, Господь показал мне тогда, сколько же грехов у меня накопилось, если лишь таким огнем их можно было сжечь.
Но дальше произошло еще более удивительное событие. Когда батюшка прочитал молитву и я встал с колен, то почувствовал вдруг, что та тяжесть, та гора камней, которую я столько лет таскал на себе, куда-то исчезла.
Это был первый мой практический опыт вхождения в Православие, первый шаг. Настоящий водораздел, когда жизнь разделилась на «до» и «после», произошел после моего первого причастия. Хотя, если честно, я ничего особенного от него не ждал. Нет, я, конечно, знал теоретически, что это – Тело и Кровь Христовы, но все же... Понимаете, люди искусства привыкают к аллегориям, поскольку сами их постоянно создают. Вот и я считал тогда причастие такой благочестивой аллегорией.
Но когда я причастился и вышел из храма, произошло чудо. Была ранняя весна, погода стояла пасмурная, небо было затянуто облаками. Я присел на какой-то камушек в церковном дворе, и вдруг... мой внутренний мир перевернулся, как будто Господь мгновенно вернул меня лет на тридцать пять назад. Я почувствовал себя четырехлетним мальчиком, и в душе моей был такой праздник, какой в этой жизни и бывает-то, наверное, лишь у маленьких детей.
Ольга Кормухина, певица:
– Несмотря на все мои блуждания во тьме – пьянки-гулянки, два неуклюжих брака, увлечение буддизмом, гадания на блюдечке, мне кажется, я всегда жила с Богом в душе. Я выросла под звуки бабушкиной молитвы... А однажды, уже в зрелом возрасте, прочла дневник иеромонаха Самсона, и во мне как будто все перевернулось. Его слова проникли в самое сердце и засели там занозой. Если сломанную ногу держать на растяжке, то при каждом движении влево или вправо чувствуется боль.
Вот и я старалась все чаще уходить от житейских страстей-мордастей, пытаясь найти тихую гавань. И когда нашла, внутри меня воцарилась гармония.
Владимир Хотиненко, актер и кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ:
– Поразительным было то, что мое обращение к Богу произошло совершенно внезапно, словно на пустом месте, на фоне внешне стабильной и благополучной жизни: меня никто к этому не толкал и не агитировал. У меня не было никакого кризиса или ощущения тупика: учился на Высших режиссерских курсах, и никаких внешних примет внутренней потерянности или безысходности существования не было. Как и большинство людей, выросших в советском государстве, я не отличался особо религиозным сознанием. Просто был элементарно образован, и в один прекрасный день я вдруг осознал безусловную необходимость креститься. И пока я готовился к крещению, я испытал настоящее преследование темных сил. Причем не в снах и видениях, а – в моей обыденной реальности. Это бесовское вторжение было настолько явственным и конкретным, что в какой-то момент меня даже парализовало – когда я пытался наложить крестное знамение. После крещения это нашествие сразу отступило. Это было подлинное знамение.
Светлана Коркошко, народная артистка России:
–...Мама всегда говорила: «Бог, доцю, це совесть...» ...Помню первый свой «взрослый» приход после долгого перерыва в церковь Данилова монастыря. Иду оттуда по улице, слезы градом, думаю, почему же мне так хорошо в храме и плохо на партсобрании, где крики, перекошенные злобой красные лица, нервотрепка?..
Алексей Петренко, народный артист России:
– Я думаю о Боге, о том, что люди должны жить объединенно. Думаю о Православии. Учу церковнославянский язык... А то придет человек в мир иной, попросят его там молитву прочесть, а он и не знает, как это сделать. Насколько сил хватает, думаю и о своих близких. И о том, чтобы, когда я уйду туда, не оставить здесь после себя ничего стыдного.
Владимир Федосеев, дирижер, народный артист СССР:
– Я русский человек и верую в Бога, в Иисуса Христа.
Екатерина Градова, актриса:
– До 30 с лишним лет я жила на свете некрещеной. Самое сильное чувство посетило меня в день, когда я родила дочь, белоснежную, синеглазую девочку. Восхищение перед этим чудом, любовь и одновременно страх за нее соединились и стали основной составляющей того чувства, которое я до сих пор несу в сердце. Маша тоже не была крещена и в три с половиной года пережила тяжелейшее состояние, находясь в реанимации в больнице. В те страшные дни я не знала, где Тот, Кому я могла бы крикнуть: «Помоги!» Я стояла у окна, выкрикивала это слово и била кулаками об стену от беспомощности. Не помню, добавляла ли я тогда: «Господи», ведь я не знала о Нем. Все кончилось благополучно. Я не поняла, Кто мне помог в этом горе. Но Господь меня не оставил и дальше.
Вскоре в мою жизнь вошли люди, рассказавшие мне о Творце, Его Пречистой Матери и об Ангеле Хранителе, который после крещения будет неусыпно рядом со мной и моей дочерью. То, что моя дочь будет охраняема и днем и ночью, что она обретет бесконечно чистого, нежного друга и, самое главное, что эта связь, в отличие от земных связей, будет реальна и неразрывна, заставило меня креститься для того, чтобы крестить и дочь.
Анастасия Мельникова, актриса:
– Я росла в православной семье. У нас всегда отмечались Рождество, Пасха. Мама пекла куличи, красила яйца, готовила пасху. Когда мы с братьями были маленькими, папа привез из Америки Закон Божий. Мы сами эту книгу читали, никто не заставлял.
Я поститься начала с 12 лет, была какая-то необходимость внутренняя. В семье родители воспитывали меня фактом своего существования – тем, как они относились к религии, как в ней жили. ...Мои отношения с Богом – это очень личное. Если об этом рассказывать, то что-то уходит. Мне кажется, никогда по-настоящему любящие люди не смогут рассказать, что между ними произошло. Здесь это еще важнее и глубже.
Помогает Бог постоянно. Самое закономерное, что когда я исповедуюсь и причащаюсь, мне легче становится. Сложные ситуации разрешаются и становятся доступнее моему пониманию.
Сергей Безруков, народный артист России:
– Православным человеком я себя считаю с детства. Я был крещен еще в бессознательном возрасте. Мне тогда было месяцев шесть-семь отроду. Таинство крещения прошло в маленьком храме Святителя Николая села Петровского Московской области.
...В поселке Лысково Нижегородской области, в котором живут мои родственники, есть женский монастырь. Я общаюсь с его настоятельницей, мы беседуем о разных вещах. К примеру, однажды речь зашла о моем диске «Страсти по Емельяну». ...я исполняю песни на стихи иеромонаха Романа (Матюшина).
Не так давно вышел диск с записями этих песен. Незадолго до выхода этого диска я рассказывал игуменье о нем, о своих планах. Она сказала, что очень бы хотела послушать то, что получилось, а записывать такие песни можно и нужно, что это – доброе, духовное, достойное уважения дело. Относительно самого моего персонажа, Емельяна. Его главная черта – умение прощать. В этом сила его духа, сила русского мужика. Я сам учусь этому умению. Это чрезвычайно сложно.
Михаил Лавровский, танцовщик и хореограф, народный артист СССР:
– В детстве бабушка водила меня в церковь на Арбате. Самая лучшая вера, которая дается в детстве. Потом я пришел к вере уже осмысленно, но лучше верить по-детски.
Юрий Лоза, певец и композитор:
– Я всегда был верующим человеком, даже в советское время, когда все были атеистами. С раннего детства мне прививали традиции, обряды русского народа, без соблюдения которых была немыслима жизнь наших предков. А у них главным праздником была Пасха. Начало весны, воскрешение жизни, расцвет всего и обретение новой силы – разве это не прекрасно? «Христос воскресе!» – говорим мы своим близким, стараясь поделиться с ними своей радостью. В мир пришла благая весть, мир стал лучше – в этом, по-моему, смысл православной Пасхи.
Вся моя семья постится несколько раз в год, как и полагается. Причем постимся не для брюха, превращая все в жесткую диету, как это сейчас модно, а для духа – ходим в храм, причащаемся, исповедуемся. Это куда важнее, чем невкушение скоромного. Пост – время размышления, примирения, очищения. Потому в Великий пост я не даю концертов, стараюсь не мелькать на публике, не включать телевизор.
Сергей Маковецкий, народный артист России:
– Я верующий, в церковь хожу. И вся семья у нас верующая. Другой вопрос – ловим себя на том, что нечасто в храме бываем. Не так часто, как хотелось бы. Чаще я хожу в церковь Преображения на Песках, это на Арбате. Настоятель этой церкви протоиерей Александр Туриков – мой духовник. Я прихожу к отцу Александру на исповедь, да и просто побеседовать с ним мне приятно. Я ценю его отношение ко мне как к человеку и актеру.
Недавно в этой церкви мы обвенчались с моей супругой. Мы приходим в храм, приходим на исповедь, подходим к причастию. После этого мы выходим, и кажется, даже в самый пасмурный день, что стало светлее – и серое небо совсем ведь не серое! Это уникальное состояние: в любой ненастный день тебе кажется, что ты видишь солнце. Сохранить эту благодать мы, конечно, хотим как можно дольше. Но неожиданно опять круговерть – и ты понимаешь: вот, было это состояние – и все, его уже нет! Очень хочется сохранять себя. Потому что чем больше ты душу свою сохраняешь, тем легче тебе живется.
Людмила Зыкина (1929–2009), народная артистка СССР:
– Крестилась я, когда мне было около 50 лет. Бог мне всегда помогает, когда я прошу! Он выводит меня на правильный путь. Он приводил меня к людям, с которыми я должна была общаться, а от тех, с кем мне не надо было встречаться, отводил... Сколько отпустит Господь, столько и буду славить в песне Его и Россию.
Евгений Ташков, кинорежиссер и сценарист (фильмы «Приходите завтра», «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства»), народный артист России:
– Сегодня Православие для многих людей – это выход из тупика, куда их завели материалисты. Все эти годы они говорили нам: «Делайте то, что мы говорим, и не думайте ни о чем. Потому что все равно все закончится могилой!» Они вдолбили это безумие в голову целому народу, сделали людей сумасшедшими, потому что считать, что человек рождается, чтобы умереть, – это сумасшествие. Это следствие мудрствования. Зачем все усложнять? Что может быть проще загробной жизни? Это действительно очень просто – жить после! А материализм – это мудрствование, которое, как мы знаем, лукаво. Уйти от лукавства можно только в сторону Православия. Другого пути нет.
Николай Дроздов, профессор, доктор биологических наук, телеведущий:
– В моем формировании неоценимую роль сыграли мои родители – Николай Сергеевич и Надежда Павловна. Отец был профессором, заведующим кафедрой биохимии 2-го Московского медицинского института... Вместе с ним читали книги Ветхого и Нового Завета на церковнославянском, получая особую радость от возвышенности славянской лексики.
По большим церковным праздникам с родителями ходили в единственную в те времена действующую церковь в Дмитровском, километров за десять от Успенского (ныне и в этом селе, слава Богу, храм восстановлен, освящен и дает духовный приют прихожанам). Помню, как на Светлое Христово Воскресение отец мой, будучи дружен с настоятелем, просил для меня разрешения подняться на колокольню. Там был один большой колокол и два малых. Звонарь поставил меня к малым колоколам, а сам звонил в большой. С высоты звонницы открывалась чудесная панорама – излучина реки, поля и перелески; и чарующий пасхальный перезвон возносил душу к ангельским высотам, к Самому Господу. Такие воспоминания на всю жизнь остаются светлой страницей, к которой возвращаешься в минуты раздумий; и все горести и тяготы тогда отступают.
...стремлюсь делать то, что могу и что успеваю; что-то доброе и полезное для окружающих – родных, друзей; а по возможности – и для всех людей. И стараюсь не жалеть о том, чего не получилось: значит, не было на то воли Господней. А что получилось хорошего – благодарю Господа нашего Иисуса Христа, что допустил совершить благое дело. Многое ли удается в жизни – не знаю, а думаю, столько, сколько угодно Ему.
...В трудных, непредвиденных обстоятельствах я часто всем говорю: «Давайте помолимся, и Господь все устроит».
Ольга Гобзева, актриса (теперь монахиня):
– Сказать, что у меня случилась какая-то трагедия или неудачно сложилась судьба, было бы неправдой. Я действительно много снималась, у меня около 80 картин. И хотя не все фильмы были знаменитыми, не все шли на экранах и вообще многое лежало на полках, тем не менее моя творческая судьба сложилась очень удачно. Я всегда делала то, что хотела. Причина моего ухода кроется очень глубоко, возможно, в моем роду.
Родная сестра моей бабушки была игуменией, а вторая сестра ее – монахиней. По линии отца был церковный староста. Мой отец (Царство ему Небесное!) был верующим человеком, и ни в какие годы – ни когда нас раскулачивали в двадцатые, ни в тридцатые, ни в сороковые – у нас в доме не гасла лампада. Поэтому сказать: я ушла от мира, что-то бросила, пришла к чему-то новому... это не так. Я пришла в свой дом.
Аркадий Мамонтов, спецкор телеканала «Россия»:
– Сам я православный человек и, конечно, исхожу из моральных основ моей религии. Вера позволяет человеку контролировать самого себя, вести свою линию. И вера как основа мировоззрения безусловно формирует мое авторское отношение к той или иной проблеме.
Андрис Аиепа, заслуженный артист РСФСР, президент Фонда Мариса Лиепы:
– Я считаю, что просто так в жизни ничего не происходит. Наш дом на улице Неждановой примыкал к храму Воскресения Словущего. В нем в свое время пели Козловский и Лемешев. Они и отстояли храм, когда его собирались взрывать.
...икона – чудо, которое влияет на человека независимо от его веры. Для меня это стало открываться после 33 лет. В 29 лет я вернулся из Америки и вскоре получил интересное приглашение от Кировского театра, уехал работать в Питер. На первом же спектакле мне подарили икону блаженной Ксении Петербургской и сказали, что она меня будет хранить в этом городе. Она меня не только хранила: с того момента в душе все стало развиваться совершенно по-другому. Из лютеранства я перешел в Православие. Блаженная Ксения свела нас с Катюшей, моей супругой, мы обвенчались. Когда родилась дочка, назвали ее Ксенией. Несмотря на то что мы давно вернулись в Москву, каждый год стараемся 6 февраля, в день памяти блаженной Ксении, съездить в Петербург.
Илзе Лиепа, народная артистка России:
– Андрис, мой брат, как и отец, крещен в лютеранской церкви. И уже взрослым человеком сам, совершенно сознательно, перешел в Православие. Он и на меня очень сильно повлиял в этом плане, хотя крестилась я самостоятельно, тоже уже взрослой...
Я до этого, вот что удивительно, очень много искала, пыталась какой-то смысл найти во всем... Перелистывая сейчас свои дневниковые записи юношеского возраста, я поражаюсь своему мятущемуся состоянию, ощущению себя как человека без внутренней опоры. В свое время я читала книги о буддизме, и мне казалось, что я находила там много верного, созвучного моим мыслям.
Но что самое интересное, все эти вещи, вот эти изучения оставались на уровне сознания. Я читала и головой понимала, что это все замечательно, верно, прекрасно, но никогда душа моя на этом не останавливалась... А вот когда брат дал мне почитать маленькую, простенькую, вроде бы примитивную книжечку о Православии, я всей душой откликнулась на нее.
Петр Мамонов, поэт, актер и музыкант:
– Стал думать, для чего вообще жить, для чего мне эти отпущенные 70 или сколько там лет жизни. Дай, думаю, куплю молитвословчик – посмотрю, о чем они там молятся. Читал поначалу с ужасом и с неким удивлением. Даже стал отмечать молитвы, с которыми я согласен и с которыми не согласен. Уже не помню, почему – что-то мне казалось высокопарным или не подходило в тот момент моему сердцу. Потом это все прошло, и я понял: все, что мне надо, все там есть. Стал в храм ходить. Деревенские спрашивают: «Ты че, Петро, в церковь зачастил?», а я им: «Ты пивко любишь попить, с мужиками в пивной целый день простоять?» – «Люблю». – «А я в церковь люблю ходить». Это было начало, а настоящая встреча с Богом произошла не так давно... Я не мог выбраться из одного греха. Никак не мог. И вот утром на Сретение встал и вдруг почувствовал, что Господь залил мое сердце любовью и обезоружил меня.
Вера вдруг пришла – как обухом. Смысл появился: вечная жизнь и счастье всегда. «Ящик» выбросил в окно. Читаю труды святых отцов, Библию, стараюсь жить по Божиим законам. Тяжело. Иногда так колбасит! Чувствую, как мои предки в эти минуты меня из ада за уши тянут. Они у меня капелланами были в армии. А прапрадед мой был протоиереем собора Василия Блаженного.
Дмитрий Дюжев, актер, телеведущий:
– Я очень хорошо помню свою прабабушку, у нее в деревенском доме висела икона и всегда горела лампада. Это было очень необычно на фоне всей нашей советской жизни и казалось тогда чем-то загадочным. Наверное, моя вера начиналась где-то там.
А потом... Просто возникла необходимость зайти в храм. Я зашел... и остался. Пришла вера, я понял, что здесь истина.
Владимир Конкин, заслуженный артист УССР:
– Без духовной подпитки художник, впрочем, как и любой человек, увядает. А если еще известность приходит, а тем более – слава, человек вообще может потерять всякие ориентиры. Слава Богу, я, кажется, избежал этого. Я не тусовщик, как сейчас говорят, не люблю фейерверков и фестивалей, не лезу никуда. С некоторых пор моя душа стала тяготиться всей этой мишурой. Я только делаю свое дело, и то с большим отбором. Даже если за что-то сомнительное сулят большие деньги. Потому что всегда понимал, что деньги не все решают. ...Всю свою жизнь на моем пути встречались священнослужители, даже когда не был достаточно религиозным человеком и ходил без креста, хотя я крещеный. Господь мне послал митрополита Антония Петербургского, почившего в Бозе, и многих других. Они как бы вели меня по жизни.
... Сегодня же Церковь стала большой и важной частью моей жизни. Мы с женой часто бывали в паломнических поездках. Накануне моего дня рождения (я родился 19 августа, на Преображение Господне) мы были на горе Фавор. Священники угощали нас с Аллой и дочерью монастырским вином. Они узнали, что в этот день я родился, и такое вот сделали снисхождение. Вы представляете, на горе Фавор в день Преображения Господня – как все совпало! Такие вот маячки дают жизненные ориентиры. Их уже нельзя забыть, душа все время к ним возвращается. Для каждого человека это большое внутреннее подспорье. Душа сохнет, если этого нет. Можно прожить без многого, а без этого уже невозможно. Это я понял давно.
Игорь Кириллов, народный артист СССР, диктор Центрального телевидения:
– Быть христианином нелегко. И вся моя жизнь – это борьба с самим собой. Нужно чаще читать Евангелие. А самое главное, мы не просто перечитываем Евангелие. Мы каждый раз заново вчитываемся в него. И когда оно по-настоящему проникает внутрь, возникает еще больше вопросов. Не к Евангелию – к себе.
Оксана Федорова, телеведущая:
– Первый раз самостоятельно я пришла в храм в студенческие годы, когда у меня не ладились дела на первом курсе университета и не было помощи ниоткуда. После первых моих обращений к Богу дела вроде пошли в гору – учебный год я окончила более чем хорошо.
С тех пор многое во мне изменилось. Я поняла, что церковь – место, где можно получить помощь, поговорить начистоту с самим собой. И если ты искренне желаешь помощи себе и другим людям, то это чудесным образом сбывается. Надо только верить в Бога, себя и людей. А еще надо верить в те добрые дела, которые наполняют нашу жизнь смыслом.
Теперь я знаю, что работа, карьера, да и любая другая материальная цель, которую я могу поставить перед собой, это далеко не главное. Высший смысл жизни человека – жить честно, по совести.
Когда ты начинаешь рассматривать свои действия с точки зрения веры, они обретают глубокий смысл: если ты занимаешься бизнесом, то обязательно ради чего-то, например ради помощи детям. Тогда тебе больше дается и сил, и возможностей осуществить свои цели.
Мне кажется, надо очень четко понимать, что церковь – не музей духовных искусств: вера всегда должна подкрепляться делами.
Человеку, который наделен какими-то способностями, очень важно использовать их для созидания.
Петр Толстой, главный редактор ТРВК «Московия – 3-й канал»:
– Часто приходится слышать: «Вы, православные, обо всем с Богом договорились: согрешили – исповедались – и порядок!» Думаю, говорить так могут лишь те, кто воспринимает веру как нечто внешнее, ритуальное. С Богом нельзя договориться – мы можем только сделать над собой усилие, чтобы хоть немного приблизиться к Нему. К сожалению, не многие готовы совершать такую внутреннюю работу, а те, кто делает ее, не любят кричать об этом... Естественно, смысл исповеди не в том, чтобы, раскаявшись в грехах, на следующей неделе сделать то же самое, а в том, чтобы найти в себе силы преодолеть грех навсегда. Это борьба, которую человек ведет всю свою жизнь.
Федор Конюхов, путешественник, в 2010 г. рукоположен в сан диакона:
– Только через страдания можно узреть Господа Бога. Когда моя яхта перевернулась, я понял, что нет на земном шаре более тяжелой работы, чем молиться Господу Богу, именно молиться... И только через нее мне открылся Господь.
Олег Погудин, певец:
– Воцерковление произошло благодаря Евангелию. Когда я встретился с этой Книгой, у меня произошло постижение мира как системы, очень точной, очень цельной. Мне кажется, что это очень важно – встретиться с личностью Спасителя через чтение Евангелия, молитву. После этой встречи все становится на свои места. Открываешь книгу и понимаешь, что все – правда и что правда эта настолько прекрасна, что ради нее стоит жить. Собственно говоря, только в этой правде и есть жизнь.
...несмотря на все эти трудности, приход в Церковь очень изменил меня. Когда встречаешься с вечностью, невозможно оставаться в том же ритме, в котором жил до этого. Очень многое становится неважным. А что-то становится бесконечно важным. Вот над этим бесконечно важным хочется думать и хочется с ним оставаться.
Борис Корчевников, журналист, актер и телеведущий:
– Когда мне было семь лет, подруга мамы, моя будущая крестная, настояла, чтобы меня крестили. Но я все равно продолжал расти в среде, где не существовало Церкви или даже просто разговоров о Боге. Зато существовали любовь и доброта.
А первое важное событие на пути к вере произошло в 2004 году. Мне предложили съездить в Покровский монастырь к мощам святой Матроны Московской. Мне тогда показалось, что это могло бы стать занятным опытом... Я не знал и даже не думал, зачем я там. Просто стоял, как все. То, что произошло со мной в этой очереди, можно, кажется, назвать первым опытом встречи с Богом. Для этого трудно подобрать слова. Как будто мощный луч прожектора вдруг высветил все-все, что во мне есть. И тогда я просто заплакал. Я не понимал, что происходит... Я как будто был подброшен на большую высоту, с которой увидел всю свою жизнь... В тот момент мне с невероятной очевидностью открылась ложь моей жизни и... истинность именно сейчас, здесь происходящего.
...Я долго думал об опыте, пережитом в монастыре, пытался его с чем-то сравнивать, но не мог. Просто не было слов в лексиконе, чтобы сформулировать этот опыт. Но было ощущение... нет, не света, а освещенности во мне всего того, что раньше было в темноте. Случайностей нет, теперь мне ясно, что те слезы у мощей святой Матроны я на самом деле не забыл, хотя сразу ничего в жизни не поменялось. Да и все, что было до тех слез, – подготовка. В семь лет я написал стихотворение, первое в жизни. Оно было такое: «Скажи мне, Церковь, Иисус Христос живой? Ответь мне, Церковь, Он существует или нет?» И Церковь отвечает мне: «Скажи мне правду, ты в Бога веришь или нет?» И я ответил Церкви: «Я в Бога верю, да, так расскажи ты мне тогда, живой Он или нет?» Дальше я точно уже не помню, но смысл был в том, что Церковь мне отвечает, что Он существует в каждом из нас. А заканчивалось стихотворение так: «А существует Он во мне?» – спросил я тихо Церковь. «Конечно, существует», – ответила мне Церковь с улыбкой на лице.
Примечания
2 Найдено в шинели солдата, погибшего в Великую Отечественную войну.
3 Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961) принял монашеский постриг в 1920 г. уже будучи известным профессором и с благословения патриарха Тихона хирургической деятельности не прекратил. В 1925 г, стал епископом и через две недели был арестован. В общей сложности провел в тюрьмах и ссылках 11 лет. В сан архиепископа возведен в 1945 г. В 1946 г. за «Очерки гнойной хирургии» удостоен Сталинской премии 1-й степени, большую часть которой пожертвовал детям-сиротам, жертвам войны. Канонизирован Русской Православной Церковью.
12-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. – 448 с.