прот. Г. Шорец
Непознанный мир веры

Оглавление

Со страниц этой книги с вами будут беседовать о вере ученые, художники, писатели, полководцы, общественные деятели, космонавты, артисты, певцы и музыканты. Вы узнаете поразительные факты из истории и современной жизни христианства, факты, которые тщательно, порой столетиями, скрывались от большинства людей. Вам откроется богатейший материал для размышлений, а выводы вы будете делать сами.

От издателя

В начале сотворил Бог небо и землю… – этими словами начинается Вечная Книга, Книга книг – Библия.

Кто же такой Бог? Может ли человек постичь Его? Да и есть ли Он в этом мире, где несчастья, зло, несправедливость господствуют порой почти беспредельно? Этот страшный вопрос о бытии Бога задавали себе миллиарды людей. И каждое поколение, каждый из нас не уйдет от поисков ответа на этот вопрос. Он достанется в наследство и нашим потомкам.

«Вечные, проклятые вопросы», – называл их Федор Михайлович Достоевский. Из глубин страшного могучего атеизма, по сравнению с которым атеизм среднего современного человека – примитивная банальность, Достоевский пришел к осознанной и непоколебимой вере в Бога, своего Создателя и Спасителя.

Познание Бога – путь всей человеческой жизни.

Поколение за поколением уходит в иной мир. Одни переступают эту грань спокойно, с надеждой и верой, что их ждет новая жизнь, ждет ответ за содеянное, но ждет и Милосердный Творец мира, Которого они познали по мере своих человеческих сил.

С ужасом умирают другие, вставшие на путь богоборчества, какими бы великими они ни казались миру.

В непонятный, таинственный мрак уходят люди, равнодушием погасившие в своей душе вопрос о вере. Хотя и они могли слышать слишком многое из того, что говорит: от вечности и от своей души человеку никуда не уйти даже после смерти.

Об этом и о многом другом рассказывает книга, которую вы держите в руках. Она предназначена не только для верующих православных христиан, но и для тех, кто еще не обрел веру в Бога или пребывает в сомнениях, однако искренне и честно хочет разобраться в величайших вопросах, встающих в жизни каждого человека, – о бытии Бога и отношениях между Богом и человеком.

Со страниц этой книги с вами будут беседовать ученые, художники, писатели, полководцы, общественные деятели, космонавты, артисты, певцы и музыканты. Вы узнаете поразительные факты из истории и современной жизни христианства, факты, которые тщательно, порой столетиями, скрывались от большинства людей. Вам откроется богатейший материал для размышлений, а выводы вы будете делать сами.

Кто знает, может быть человек, ищущий истину, откроет на страницах этой своеобразной «мозаики» некий лично для него Богом уготованный и только ему понятный ответ. А православный читатель найдет здесь немало полезных, иногда весьма неожиданных фактов для укрепления своей веры.

архимандрит Тихон (Шевкунов)

САМАЯ ВЕЛИКАЯ ТАЙНА

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Вера станет понятной и реально востребованной, несмотря на всю множественность и противоречивость существующих в обществе взглядов и убеждений, тогда, когда человек осознает и глубоко прочувствует несомненную правоту и силу того послания, которое Сам Бог передает людям через Свое Откровение».

Знаменитые люди о Священном Писании

Александр Пушкин (1799–1837): «Есть Книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было бы уже пословицей народов… Книга сия называется Евангелием».

Дени Дидро (1713–1784), французский писатель и философ, энциклопедист: «Откровенно, со всей искренностью признаюсь в том, что мне неизвестно ни во Франции, ни где-либо во всем мире ни одного человека, который мог бы писать и говорить с большим искусством и талантом, чем те рыбаки и мытари, которые написали Евангелие. Я осмеливаюсь утверждать, что никто не в состоянии написать хотя бы подобный евангельскому рассказ, который был бы так прост и в то же время возвышен, так свеж, так трогателен, обладал бы таким могущественным воздействием на душу и не слабеющим на протяжении целых веков влиянием, каким является для нас каждое взятое отдельно, даже незначительное евангельское известие о страданиях и смерти Иисуса Христа».

Александр Герцен (1812–1870), писатель, публицист, революционер: «Евангелие я читал много и с любовью, по-славянски и в лютеровском переводе. Я читал без всякого руководства, не все понимал, но чувствовал искреннее и глубокое уважение к читаемому. В первой молодости моей я часто увлекался вольтерианизмом, любил иронию и насмешку, но не помню, чтоб когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством: это меня проводило чрез всю жизнь; во все возрасты, при разных событиях я возвращался к чтению Евангелия, и всякий раз его содержание низводило мир и кротость на душу».

Джордж Гордон Байрон (1788–1824), английский поэт: «В этой святейшей Книге – тайна всех тайн. О, счастливы среди смертных те, которым Бог даровал милость слушать, читать, с молитвой произносить и благоговейно воспринимать слова этой Книги! Счастливы те, кто в состоянии открыть двери Библии и решительно идти по ее путям».

Жан-Жак Руссо (1712–1778), французский философ и писатель: «Можем ли мы сказать, что евангельская история есть изобретение? Такие вещи… не изобретаются, и история Сократа (в этом никто не сомневается) менее достоверна, чем история Иисуса Христа. Утверждать противное значило бы только отодвинуть в сторону сущность вопроса, но не разрешить его. Наш разум скорее готов принять, что одно лицо своею жизнью действительно дало содержание евангельской истории, чем допустить, будто несколько лиц, сговорившись, сочинили такую историю. Иудейские писатели не в состоянии были изобрести ни такого тона, ни такой нравственности. Евангелие носит на себе такие высокие, удивительные и совершенно неподражаемые следы мудрости, что изобретатель заслуживал бы большего удивления, чем герой. Ко всему сказанному нужно прибавить, что Евангелие есть совершенно непостижимая вещь, которой не может постичь разум, но в то же время и не такая, которой не понимал бы мыслящий человек и с которою бы не мог согласиться».

Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832), немецкий поэт и мыслитель: «Я считаю все четыре Евангелия, безусловно, истинными, ибо в них проявляется отблеск величия личности Христа, и в такой форме, в какой только Божество могло явить Себя на земле…»

Федор Достоевский (1821–1881): «Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!.. И сколько тайн – разрешенных и откровенных! Гибель народу без слова Божия…»

Федор Тютчев (1803–1873), посылая Новый Завет своей дочери Анне, в сопроводительном стихотворении писал:

Но скудны все земные силы:
Рассвирепеет жизни зло –
И нам, как на краю могилы,
Вдруг станет страшно тяжело.

Вот в эти-то часы с любовью
О книге сей ты вспомяни –
И всей душой, как к изголовью,
К ней припади и отдохни.

Иммануил Кант (1724–1804), родоначальник немецкой классической философии: «Вы хорошо поступаете, что ищете успокоения в Евангелии, потому что это неиссякаемый источник всей истины, которую разум никогда в другом месте не найдет» (Юнг-Штиллингу).

Блез Паскаль (1623–1662), французский математик, христианский писатель и философ: «Евангелие дает человеку утешение, в каком бы положении и в каких условиях он ни находился. Христос притягивает к себе все человечество».

Константин Ушинский (1824–1870), педагог, основоположник научной педагогики в России: «Евангелие – единственный и наиболее совершенный источник нравственности, дающий живой образ совершенства в лице Христа Спасителя».

Чарльз Диккенс (1812–1870), английский писатель: «Новый Завет есть лучшая книга, какую когда-либо знал или будет знать мир».

Ответ Талейрана

В конце XVIII века один французский ученый задумал основать вместо христианства какую-то новую религию, но вскоре заметил, что почти никто не выражал желания к нему присоединиться. Он пожаловался на свою неудачу хитрому, но рассудительному политику Талейрану (1754–1838), и тот ответил так: «Да, ввести новую религию не безделица; однако я мог бы указать вам путь к достижению вашей цели». «А какой же?» – спросил философ. «Очень простой, – ответил Талейран. – Идите в мир, исцеляйте больных и воскрешайте мертвых, потом отдайте себя на распятие, и предадут вас земле, а на третий день воскресните из мертвых. Если вы это сделаете, то непременно достигнете цели!..»

Туринская плащаница – свидетель воскресения Христа

Одно из удивительных свидетельств Воскресения Христова, сохранившееся до наших дней, – Плащаница Спасителя, кусок длинной узкой ткани, которым было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа.

Вот как повествует об этом Евангелие от Марка.

Иосиф Аримафейский, один из тайных учеников Христа, купив плащаницу и сняв тело Господа с креста, обвил его плащаницею, положил во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень ко двери гроба.

На третий день, уже после воскресения, ученики Спасителя, войдя во гроб, которым служила небольшая пещера, увидели одни пелены лежащие. Эти пелены и есть Плащаница. Плащаница стала святыней для учеников Христа. Затем долгое время Плащаница хранилась в Константинополе, а после крестовых походов была вывезена в Западную Европу и вот уже шесть веков находится в итальянском городе Турине, по которому и получила свое название – Туринская.

На Плащанице таинственным, непостижимым образом запечатлен Иисус Христос, снятый после распятия с креста. Удивителен лик, исполненный мира и неземного величия, хотя и со следами тяжелейших страданий. На высоком лбу заметны струйки крови, на руках и ногах – следы ран от гвоздей, кровоподтеки от ударов бичей покрывают все тело.

Само изображение нечеткое, как бы размытое. Секрет этого был раскрыт неожиданно в 1898 году. Тогда Плащаницу впервые сфотографировали. И каково же было удивление фотографа, когда на стеклянном негативе проявилось четкое, совершенно поразительное изображение Христа! С этого дня начинается особый, научный этап исследований Плащаницы. Ученые со всего мира принимали участие в этих исследованиях, которые приносили им не только профессиональное удовлетворение: Плащаница поистине стала для тысяч современных ученых «пятым Евангелием», приводящим сомневающихся к твердой и глубокой вере. Она являет собой как бы послание к нам, запечатанный свиток, который мы только начинаем приоткрывать.

В Евангелии упоминается, что Иисус Христос до Своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница говорит, сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели специальные металлические окончания – как было принято в римской армии. Ударов было не менее сорока, и они приходились по всей спине, груди и ногам. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ унижения, но и продолжение пыток, мы узнаем от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове и кровь обильно струилась по волосам и лицу.

Плащаница свидетельствует не только о распятии Иисуса Христа, но и о Его воскресении. В запечатанной пещере с Ним была лишь Плащаница, и поэтому то, как произошло воскресение Господа, видела она одна.

На Плащанице ученые не обнаружили красящих веществ. Отсюда был сделан вывод, что изображение на ткани подобно изображению на фотонегативе и что оно могло появиться при воздействии очень сильного потока света, когда обычная ткань сама становится как бы негативом. Но никто, даже в условиях современных лабораторий, не смог воспроизвести ничего подобного изображенному на Плащанице. Некоторые ученые утверждают, что для получения такого изображения необходим больший поток света внутри Плащаницы, чем при ядерном взрыве в Хиросиме, но при этом ткань должна быть сохранена. Такой свет мог воссиять в момент воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных светлому Христову Воскресению, поется: «светоносное Воскресение», «узрим в свете неприступном Воскресение Христа блистающегося».

Ученые обнаружили и другие поразительные факты: на ткани сохранилась пыльца растений, произрастающих только в Палестине; сама ткань изготовлена давно утраченным способом, применявшимся в начале нашего тысячелетия на Ближнем Востоке; все раны на теле полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Господа Иисуса Христа и не могли быть ни у какого другого человека (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье). Это лишь немногое из того, что узнали ученые и весь христианский мир о Плащанице. Возникла целая наука – синдология (от греческого «синдон» – плащаница).

Впрочем, у ученых осталось множество еще не разрешенных вопросов, и важнейший из них – научная датировка Плащаницы.

Плащаница за свою историю побывала в нескольких пожарах, оставивших на ней следы. В последний раз она была в огне в 1997 году. Тогда из закрытого пуленепробиваемого саркофага ее чудом удалось извлечь итальянскому пожарному, ставшему после спасения Плащаницы национальным героем.

В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы (всего таких копий в мире несколько) известный американский ученый Джон Джексон передал в Сретенский монастырь, в Российский Центр Туринской Плащаницы, в котором трудятся православные физики, математики, биохимики, искусствоведы, ученые других специальностей.

7 октября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.

Экспертиза для скептиков

Христиане имеют неопровержимое доказательство страданий и смерти Спасителя, своего рода «документ Фомы неверующего». Именно так можно назвать криминалистическую экспертизу отпечатка тела Господа нашего Иисуса Христа на Туринской Плащанице, произведенную французскими учеными Гайе, Терме, Виньоном, Римером и Кольсоном. Научным языком с элементами полицейского протокола нам бесстрастно рассказывается, как иудеи и римские солдаты убивали Богочеловека.

Всем христианам воздается по вере их. Католикам дано было произвести приводимую ниже экспертизу, вложить персты в раны. Нам, православным, откровение о муках Господних ниспослано было без анализов и микроскопов, просто в безбожной круговерти мы о нем забыли. Но в памятниках русской духовной литературы XI–XIX веков мучения Господа, запротоколированные недавно научной экспертизой, без каких-либо существенных расхождений давно описаны глубоко верующими людьми.

Прежде чем обратиться к этим свидетельствам, скажем о Туринской Плащанице – льняном полотняном покрове с отпечатком израненного Тела Христа, покрове, которым Он был обернут при погребении (см.: Ин.19:40).

В 1204 году, после разграбления Константинополя крестоносцами, Плащаница была вывезена во Францию, где долгое время тайно хранилась как частная собственность. В 1532 году ей грозила гибель в огне во время пожара в церкви Святой Часовни французского города Шамбери, но святыня чудесным образом была спасена. В конце XVII века Плащаница была перевезена герцогами Савойскими в итальянский город Турин, где и поныне находится в часовне в стеклянном ковчеге. Превосходные фотокопии оригинала Туринской Плащаницы в масштабе 1:1 можно увидеть в московском Сретенском монастыре.

В 1898 году Плащаница была сфотографирована мастером фототехники С. Пиа, который увидел, что темные пятна на Плащанице оказались на проявленной фотопластинке белыми. Таким образом было установлено, что изображение на Плащанице – негатив.

Физик Кольсон впоследствии пришел к выводу, что алоэ и смирна, которыми было смазано полотно, вступили в химическую реакцию с испарениями от Тела Господня (которое из-за наступления утром иудейского праздника Пасхи не удалось обмыть), а полученное в результате реакции вещество, в свою очередь, оксидировало полотно, превратив его в химический негатив. В общем, материальных подтверждений достаточно. Парадоксально, что их получили в эпоху нигилизма неверующие или полуверующие прагматики; истинные христиане в подобных доказательствах никогда не нуждались.

Исследование отпечатка на Туринской плащанице, произведенное в Сорбонне

«Носовая кость перебита от удара с левой стороны. Левая щека сильно опухла – она касалась Плащаницы, и ее отпечаток оказался гораздо сильнее, чем правой. С левой стороны лицо над скулой разбито, и эта сторона отечная… Подбородок ярко очерчен, особенно слева. Справа на нем пятно от крови или глубокой раны. Изображение лица асимметрично. Этот человек очень много страдал, и черты лица после смерти неодинаково сократились. Кроме сказанного – много следов от ударов и увечий.

Плечи приподняты. Грудь имеет такую форму, как у людей, умирающих от удушья (недавно медицина определила, что люди, распятые на крестах, умирали от удушья). На руке пониже запястья – большое пятно от раны. Раны на ногах в тех же местах, что и на руках, и того же типа…»

«Раны поразительно реальны во всех своих деталях: на висках и на лбу коричневые пятна – сгустки запекшихся капель крови. Они создают форму венца (терновый венец Спасителя). Капля над левой бровью несколько продолговатая: кровь текла из раны, затем запеклась на коже. Такая капля всегда принимает форму мисочки: эритроциты закрепляются с боков, а внутри капли остается сыворотка, жидкость, которая сильнее испаряется, и по мере этого процесса поверхность капли вгибается. Это место и отпечаталось на Плащанице с идеальной точностью как более светлое. Здесь следует заметить, что никогда, нигде ни один художник не додумался именно так естественно изобразить каплю крови. Капля на Плащанице была суха задолго до смерти, часов за 12, судя по цвету и форме ее отпечатка (бичевание было за сутки до смерти).

На груди (на Плащанице – слева, значит, на теле – справа) пятно от раны между ребер, окружностью в 4,5 см. К нему снизу примыкает другое пятно, имеющее вид потекшей крови. Потекла она, когда человек, получивший рану, был в стоячем (вертикальном) положении. Струя крови, очень обильная, имеет идеально натуральное очертание и дала ясный отпечаток на Плащанице.

На левой руке рана и большой сгусток крови (правой руки не видно, на ней лежала левая). Оба запястья темные, так как обильно орошены кровью от сквозных ран. Кровь стекала по рукам по направлению к локтям. Гвоздь был вбит не посередине ладони, как принято изображать, но выше, в центре запястья, между костей.

Раны на ногах видны обе. Очертания их очень четки, так как кровь запеклась задолго до прикосновения полотна. В одном месте края кровяного пятна зубчатые, так как жидкость разошлась по ниткам полотна обильнее; на этом месте пятно светлее. Это пятно от сукровицы (серум), которая вытекла из раны при снятии тела: обсохшая рана была потревожена освобождением от гвоздя.

Вдоль всей спины и таза расположены раны от бичевания, одна около другой, каждая окружностью в 3 см. В центре удара отпечатки чернее, ибо там были раны глубже и крови больше. По краям пятна светлее – там была сукровица, которая текла долго, ибо раны раздражались одеждой и медленно сохли. Этими ранами усеяна вся спина, поясница и ниже. Всего их 18. Они нанесены особым бичом, употреблявшимся римлянами: «флягрум», состоящим из нескольких концов веревок с большими и тяжелыми металлическими пуговицами на концах. На правом плече широкая полоса – след от тяжелого Креста, который Спаситель нес на Голгофу.

Лицо изувечено: перебита носовая кость, опухла левая щека и рассечена скула. И в то же время на лице царственная ясность и покой – лицо неповторимое в мире. Трудно себе представить (ибо это слишком было бы неправдоподобно), чтобы это было тело не Иисуса Христа. Кто же другой в истории, при всех описанных обстоятельствах и признаках, мог иметь такие же раны, так же умереть распятым на кресте, в ту же эпоху, среди того же народа, чтобы его не успели обмыть и помазать, чтобы Плащаница все же была приготовлена, чтобы кто-либо другой имел такое же изумительно прекрасное, единственное в мире лицо, кто бы так же, как Христос, оставался не более двух-трех дней в Плащанице, ибо в противном случае не было бы вообще изображения на полотне, так как тление уничтожило бы ясные пятна и очертания на нем?»

Новые вопросы

Сомнения в подлинности Туринской Плащаницы возникали у различных людей на протяжении всего периода ее изучения. В последнее время у скептиков появился еще ряд аргументов в защиту своей версии. Мы обратились к директору Российского Центра изучения Туринской Плащаницы физику Александру Белякову с просьбой прокомментировать эту дискуссию.

Александр Васильевич, в 1988 году Ватикан разрешил провести радиоуглеродное датирование ткани Плащаницы. Для этого с края Плащаницы был вырезан кусок ткани около семи квадратных сантиметров. Три независимых лаборатории в Цюрихе, Оксфорде и Аризоне, пришли к единому мнению: ткань датируется XIV веком, и поэтому Туринская Плащаница не может быть подлинной Плащаницей Иисуса Христа. Как это объяснить?

– Этот вывод приходит в противоречие с массой косвенных свидетельств, говорящих в пользу ее подлинности. Более корректно было бы утверждать, что Туринская Плащаница по какой-то непонятной причине содержит аномально высокую для ткани I века концентрацию углерода С14. Похоже, сейчас мы можем объяснить, откуда на ткани Плащанице появился «молодой» углерод в большом количестве.

Тщательное исследование микрофотографий участка Плащаницы, из которой был взят образец для проведения радиоуглеродного датирования, и самого образца породило подозрение, что ткань в этом месте отличается от остальной ткани. Барри Швортц, участник прямых исследований Туринской Плащаницы в 1978 году, обратил внимание своего коллеги Рея Роджерса, большого скептика в отношении подлинности Туринской Плащаницы, на эти подозрения. Дело в том, что у Роджерса сохранились образцы ткани Плащаницы со времени ее прямого исследования. Рей Роджерс исследовал сохранившиеся у него образцы ткани и пришел к выводу, что образец, взятый на радиоуглеродный анализ, был сплетен из подлинной льняной ткани Плащаницы и слегка подкрашенных хлопковых нитей, которые были, по всей видимости, добавлены монахинями во время реставрации Плащаницы после пожара в XVI веке. Таким образом, радиоуглеродное датирование определило возраст не ткани Плащаницы, а смеси двух тканей: одной – I века, а второй – XVI века. Хотя результаты этих исследований не являются официальными, они опубликованы и вызывают доверие у большинства специалистов.

– С другой стороны, археологи обнаружили в Иерусалиме погребальный покров, датируемый временем распятия Христа. По их мнению, эта находка заставляет усомниться в подлинности Туринской Плащаницы, поскольку покров изготовлен методом простого двустороннего переплетения, а не диагонального, как в Туринской Плащанице.

– Ткань Туринской Плащаницы – это образец древневосточного дорогого полотна, называемого «дамаском», который ткался на ручных станках, не используемых в Средние века. При этом ясно, что погребальные ткани могут отличаться друг от друга. Хорошо нам известный способ погребения египетских фараонов никак не противоречит тому факту, что простых смертных хоронили не в пирамидах. Организацию же погребения Иисуса Христа взял на себя Иосиф Аримафейский, о котором нам известно из Нового Завета, что он был членом религиозной власти Израиля и мог без предварительных согласований получить аудиенцию у Пилата. Именно Иосиф купил Плащаницу, в которую было обернуто тело Иисуса Христа. Об этом задолго пророчествовал Исаия: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис.53:9).

– Некоторые специалисты по тканям утверждают, что способ их изготовления, в котором нити переплетаются не крестиком, а с шагом один к трем, появился только в X веке.

Это не соответствует действительности. Мнения специалистов разные. Прежде всего отметим, что льняные ткани возрастом около 6000 лет можно увидеть в египетских музеях (см.: Tayer J. Notes upon the Turin Shroud as a Textile // General Report and Proceedings of the British Society for the Turin Shroud).

Хамбер в своей книге «Пятое Евангелие» утверждает, что некоторые полотна, найденные в гробнице фараона Сети I (1300 до Р.Х.) и Рамсеса II (1200 до Р.Х.), сплетены подобно Туринской Плащанице. Другие специалисты считают, что полотно с шагом один к трем на Ближнем Востоке начали ткать незадолго до Христа (Walsh J. The Shroud, 1979). Есть и такие, кто не может найти каких-либо образцов полотна, датируемых временем Христа и подобных ткани Туринской Плащаницы (Sox Н. The Image on the Shroud, 1981). В любом случае нет возражений против того, что шерстяные ткани, шитые шагом три к одному, существовали уже 4000 лет назад (Tayer J. Notes upon the Turin Shroud as a Textile). Поэтому соткать полотно таким же способом не составляло проблемы.

– А все же как возник образ на Плащанице?

От понимания того, каким образом на Плащанице возник ожог в виде изображения человеческого тела, зависит решение о признании Туринской Плащаницы подлинной. Поэтому всевозможные механизмы возникновения образа были многократно и тщательно исследованы в различных модельных экспериментах. Эти исследования, в которых принимал участие д‑р Джон Джексон из Центра Туринской Плащаницы в Колорадо-Спрингс, привели к следующему выводу. Никакими естественными механизмами не удается создать образ, обладающий всеми характеристиками, которые мы наблюдаем на Плащанице.

Дело в том, что образ на Плащанице обладает двумя противоположными характеристиками. С одной стороны, потемнение на Плащанице изменяется непрерывно в зависимости от расстояния, которое существовало между поверхностью тела и тканью покрывавшей его Плащаницы. С другой стороны, образ на Плащанице достаточно детальный, так что мы видим губы, которые не сливаются. С помощью искусственных механизмов удается создать образы, которые обладают одной из этих двух характеристик, но не обеими одновременно. Используя радиационные и диффузионные процессы, можно создать образ, обладающий непрерывным изменением цвета в зависимости от расстояния. Но образ при этом возникает сильно размытый. Контактные механизмы позволяют создать более контрастный образ, но на нем плотность цвета не изменяется непрерывно и гладко. Поэтому невозможно искусственно создать образ, который мы наблюдаем на Плащанице.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки