Крещенские купания

Литература по теме

Креще́нские купа́ния – народная традиция купания в проруби (иордани) или в открытых водоёмах на праздник Богоявления (Крещения Господня) 19 января.

kreshhenskie kupanija – Крещенские купания

Кто придумал совершать крещенские купания?

Традиция совершать крещенские купания не предписывается церковным уставом. Она зародилась в народной среде. Христиане совершают купания исключительно по собственной инициативе.

Почему некоторые люди стали совершать крещенские купания?

Люди стали совершать крещенские купания, вспоминая о Иорданском Крещении Спасителя. Торжественное празднование этого события в Русской Православной Церкви приходится на 19 января. Кроме того, традиция Крещенских купаний связана с практикой окунания в освященную воду / воду святых источников вообще.

Также в исторической литературе часто указывают, что практика купания в проруби на Крещение Господне возникла в деревнях в XVIII–XIX веке в связи с народным обычаем проводить Святки в различных потехах, баловстве, рядиться в шутовские наряды, озорничать и пакостничать (могли заколотить ворота снаружи, раскидать дрова и пр.). Участники этих безобразий верили, что омовение в крещенской воде даст очищение от тех грехов, которые были совершены в период Святок (понятно, что такое мнение – заблуждение, обусловленное богословским невежеством).

Очищается ли от грехов человек после погружения в освящённую прорубь?

От грехов человек очищается посредством Крещения. После того как, крестившись, он присоединяется к Церкви, от последующих грехов он очищается посредством искреннего раскаяния, молитв и участия в Таинстве Покаяния. Крещение в проруби не является ни аналогом Таинства Крещения, ни аналогом Таинства Покаяния. Распространённое представление людей об очищении от грехов посредством троекратного погружения в освящённую прорубь-иордань является ошибочным.

С какого времени начали совершаться массовые крещенские купания?

В исторической литературе о Древней Руси не сообщается о том, чтобы где-то на Крещение прорубали лёд и купались.
В литературе XIX века есть спорадические упоминания о крещенских купаниях; судя по всему, это были локальные традиции.

Известно, что в период существования СССР крещенские купания совершались в некоторых его регионах. Особо широкое распространение они получили в 1990-е годы и 2000-е годы. В некоторых бывших республиках советского государства в купаниях в иордани на Крещение Господне вместе со славянами участвуют коренные жители, исповедующие ислам. При этом, по некоторым данным, иногда количество последних превышает количество православных.

Каковы минусы крещенских купаний?

Крещенские купания не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении, не имеют отношения к церковному Уставу, к традиционной церковной практике совершения богослужений. В определенных условиях и обстоятельствах они могут представлять опасность для здоровья и даже для жизни совершающих купание людей (например, от перепада температур может остановиться сердце – внезапная аритмогенная смерть).
Далеко не все участники Крещенских купаний благоговейно относятся к освященной воде, великой святыне, и с благоговением погружаются в эту воду. Некоторые из них относятся к таким купаниям с суеверием, некоторые рассматривают их как своего рода моржевание.

Как выбрать иордань?

Иордань должны подготовить специалисты с соблюдением мер безопасности. Не окунайтесь в незнакомые и плохо подготовленные самодельные проруби – использование таких прорубей опасно для жизни. Вода в проруби должна быть освященной, однако следует помнить, что освящение не является гарантией от несчастного случая.

В чем окунаться в иордань?

Стоит предусмотреть что-то, в чем вы будете ожидать своей очереди перед купелью и в чем пойдете после погружения до места одевания: для этой цели хорошо подходит махровый халат или тулуп, резиновые тапочки, а лучше – валенки (ноги на льду или снегу замерзают в первую очередь). Обыкновенно для окунания используется длинная белая рубаха, под которую лучше надеть белье или плавки/купальник.

Как молиться перед погружением?

Молитесь, чтобы Господь укрепил и исцелил вас. Пока стоите, ожидая погружения, можете петь тропарь Крещения:

Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение, явлейся Христе Боже, и мир просвещей слава Тебе.

Как правильно окунаться?

Заходить в воду нужно быстро и долго в ней не задерживаться. Окунание обычно происходит трижды, с головой, сопровождается крестным знамением и словами: «Во имя Отца. Аминь», «И Сына. Аминь», «И Святого Духа. Аминь». Лучше сказать эти слова и перекреститься заранее, потому что потом может не хватить дыхания.
При погружении постарайтесь за что-то держаться. Если вы почувствовали дезориентацию в пространстве, остановите погружения, осмотритесь и постарайтесь выйти в правильном направлении.

Что не нужно делать?

Не нужно выпивать до и после окунания, даже «чуть-чуть для храбрости». Не нужно вести себя неблагоговейно.

Что делать после окунания?

После окунания нужно смахнуть с себя лишнюю воду, вытереться, максимально быстро обуться и переодеться.
Необходимо запастись теплыми вещами, которые легко надевать: чем меньше застежек и чем просторнее, тем лучше и быстрее. Пальцы после окунания в ледяной воде будут слушаться вас гораздо хуже.
Не забудьте про шапку.
Обувь должна быть теплой и просторной.
Завязывание шнурков может стать неожиданно сложной задачей.
После одевания можно выпить горячего чаю, если вы не готовитесь к Причастию.
Желательно продумать, как вы будете добираться до тепла. Лучше всего – прогретый автомобиль или автобус.

Стоит ли окунать детей?

Если вы в течение года ребенка не закаляли, а сейчас решили окунуть в прорубь, вряд ли это будет ему полезно. Но если вы всё-таки окунаете ребенка, то, когда он заходит в воду, обязательно будьте рядом с ним.

Цитаты о крещенских купаниях

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день Крещения Спасителя, потому что купаться зимой – значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».
Настольная книга священнослужителя (1913 год)

«Есть еще в некоторых местах обычай для очищения себя от грехов купаться на праздник Богоявления в реке, по освящении в ней воды. Так поступают особенно те из молодых людей, которые в продолжение святок занимались уродливыми играми, а именно наряжались в маски и представляли чужие лица. Действия таковые справедливо почитаются преступлениями, но средство очищаться таким образом от греха носит на себе отпечаток невежества и грубости; почему в наше время обыкновение это и ослабело».
свт. Иннокентий Херсонский

«Первое, что важно сказать, – что все этнографические и постэтнографические обычаи, связанные с погружением в холодную или не очень холодную воду в праздник Крещения Господня, к церковному уставу и к содержанию праздника Крещения – Богоявления не имеют ровным счетом никакого отношения.
Но Крещение, как и любой из главнейших праздников церковного года, помимо собственно религиозного содержания и наполнения, за века в разных странах был дополнен разного рода народными традициями и обычаями. Часть из них – религиозно нейтральная и просто расширяет содержание праздника в жизни. А о части можно сказать словами блаженного Августина: «что такое обычай без Истины – застаревший предрассудок".
Вот по поводу погружения в холодную воду в России у нас, ну, и в других северных странах, входящих в каноническую территорию Русской Православной Церкви, можно сказать, что это полезно делать тем и в тех случаях, когда это совершается как некое религиозное усилие, которое самого человека соединяет с воспоминаниями о Иорданском крещении Спасителя».
протоиерей Максим Козлов

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka