Свя́тки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника (7-17 января 2025г. включительно). Они называются также святыми вечерами.
Святить период между Рождеством Христовым и Богоявлением Церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского.
Продолжительность Святок
Какова продолжительность Святок? Когда они начинаются и когда заканчиваются? На эти, казалось бы, простые вопросы в церковной литературе даются разные ответы. Фактически существует 4 (!) точки зрения на продолжительность Святок:
I. 7–17 января (11 дней). Эта точка зрения отражена на нашем сайте, часто такая продолжительность указывается в календарях как сплошной период, в течение которого нет постных дней. Такая точка зрения лишена недостатков: во все дни периода совершаются богослужения с праздничными особенностями, поста нет.
II. 8–19 января (12 дней). В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12. В частности, известный литургист середины XX века Г. И. Шиманский указывает для Святок период от Собора Богородицы до Крещения Господня. Однако в такой точке зрения два изъяна 1) в Святки включается день строгого поста – Крещенский сочельник; 2) почему-то Крещение Господне включается в период Святок, тогда как равный ему по степени торжественности праздник Рождества Христова – нет.
III. 7–18 января (12 дней). Эта точка зрения отражается на некоторых электронных ресурсах (как правило, нерелигиозных). Эта точка зрения – фактически вариация предыдущей, имеет те же недостатки: в период Святок включается Крещенский Сочельник, а из двух Господских праздников один (Рождество Христово) считается, тогда как другой – нет.
IV. 7–19 января (13 дней). В этом случае Святками считается весь период от Рождества Христова до Богоявления, такая позиция отражена в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова). (Впрочем, сам автор допускает ошибку: говорит о 12 днях Святок, хотя по факту указывает период в 13 дней). В таком подсчете только один недостаток: в Святки включается день строгого поста – Крещенский сочельник.
Три периода святок их богослужебные особенности
Хотя термин «святки» обозначает единый 11-тидневный период с 7 по 17 января (по новому стилю), его можно разделить на три временных отрезка на основании богослужебного содержания:
7–13 января – праздник Рождества Христова и его попразднства;
14 января – Обрезание Господне по плоти и святителя Василия Великого;
15–17 января – предпразднство Богоявления.
Богослужебные и уставные особенности всего периода Святок
- Пост в среду и пятницу отменяется;
- Коленопреклонение не совершается;
- Венчание брака не совершается;
- Октоих в седмичные дни не поется.
Святочные обычаи и традиции
С периодом Святок связаны следующие обычаи, расположим их в порядке от более нормальных и приемлемых к спорным и нецерковным:
Хождение в гости
Праздновать Рождество Христово, делиться друг с другом этой радостью, позволить себе определенное утешение после долгого поста – не только законный, и но вполне похвальный образ проведения этих дней. Господь в Пятикнижии повелевает: «Семь дней празднуй Господу Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться» (Втор. 16:15). И хотя буквально это сказано о празднике Кущей, можно вполне распространить эти слова на праздничные периоды Церкви, в первую очередь на Светлую седмицу и на Святки.
Рождественские сценки, мероприятия в воскресных школах
Понятно, что различные постановки и рождественские сценки основаны на неканонических и подчас фантастических реалиях, все же определённый просветительский и благотворный эффект они имеют.
Колядование
Есть обычай ходить по домам и рассказывать различные рождественские колядки. При этом ходят как правило дети (под руководством и присмотром взрослых), поздравляют с Рождеством Христовым, поют песни и рассказывают стихотворения, а хозяева жилищ одаривают символическими угощениями. Здесь оценка должна быть взвешенной: есть колядки по содержанию вполне христианские, но немало и совершенно светских, в которых нет никакого религиозного смысла. В последнем случае колядование превращается в обычное попрошайничество и вряд ли может быть одобрено христианским сознанием.
Представления, гуляния
Есть обычай наряжаться в различные шутовские наряды и устраивать представления, гуляния. Эта практика является рудиментом языческих верований, согласно которым начало года считалось временем, когда у богов можно выпросить хороший урожай. Также важно, что в Древнем Риме и в Византии подобные мероприятия были связаны с празднованием январских календ. В России святочные гуляния были распространенными вплоть до XVIII века. Известно, что император Петр I сам любил эти гуляния и заставлял принимать в них участие своих приближенных. Однако во 2-й половине XVIII века многие обычаи, связанные со святочными гуляниями, были запрещены. Причем причины запрета были не столько богословскими, сколько вызваны практической необходимостью: сами гуляния и связанные с ними разнузданность, анархия рассматривались как общественно опасные. Для нас особенно важно, что подобного рода действия запрещаются 61‑м и 62‑м правилами VI Вселенского Собора. Особенно обратим внимание на следующие слова: «Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков» (правило 61) и «Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических» (правило 62).
Гадания
Распространен предосудительный обычай гаданий во время Святок о судьбе, о будущем супруге и пр. Понятно, что любые гадания являются языческими обычаями, связанными с волхованием и общением с нечистыми духами, потому ни в коем случае не приемлемы для христиан.
Цитаты о святках
«Дух Христов, – по замечанию святителя Филарета (Дроздова), – не враг благозаконных радостей»; в невинных играх и забавах отдыхает душа, истомленная: шумом суеты, поддерживается и питается чувство дружбы среди людей; с христианской точки зрения дозволительны игры и развлечения, которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого достоинства. Но нужно твердо помнить, что «где нега и роскошь, как учит св. Иоанн Златоуст, где пьянство и всякие забавы, там нет ничего твердого, а все шатко, непостоянно. Слушайте это вы, которые любите смотреть на пляшущих и тем растлеваете свое сердце».
В «святые дни» должно усиленнее стараться не отвлекать ума и сердца своего от святых помыслов, чувствований и деяний; а это обязывает каждого устранять себя от всякого шума буйного веселия. Не разгул и шумное мирское веселие делает праздник Христов радостным и приятным для нас, а утешающая душу, услаждающая и веселящая сердце благодать Божья, даруемая свыше лишь тем, которые удаляют себя от всего того, чем оскорбляется любовь Божья, что отвращает от нас благоволительный взор Отца Небесного, чем бесчестится святое и достопоклоняемое имя Христово, чем нарушается святость праздника».
Настольная книга священнослужителя
Литература по теме
- Богослужения
- Святки Богословско-литургический словарь
- Святки Г.И. Шиманский
- Святки схиархим. Иоанн (Маслов)
- Можно ли в святки молиться за усопших? иеромонах Иов (Гумеров)
- Святки прот. Григорий Дьяченко
- Традиции
- Как христиане святки проводят, и как надо проводить их прот. Николай Успенский
- Как провести Святки? прот. Александр Ильяшенко
- Позволительно ли рядиться в святки? прот. Григорий Дьяченко
- О буйном веселье на святках и маслянице прп. Стефан Филейский
- Что нужно знать о гаданиях на святки? свящ. Георгий Максимов
- Художественная литература
- Святочные рассказы Н.С. Лесков
- Святочные рассказы В.И. Немирович-Данченко
- Дары волхвов О. Генри
- Чудесный доктор А. И. Куприн
- Стихи о Рождестве Христовом
Комментировать