протоиерей Николай Успенский

Источник

10. Истинный христианин и его жизнь

Чем отличается истинный христианин от прочих людей

Истинный христианин совсем другой человек в сравнении с прочими людьми.

Он отличается и мыслями, и чувствами, и словами, и делами; он среди других, как светило в мире. Сравните истинного христианина с нехристианином или с людьми, только носящими имя христиан, а живущими несообразно высокому званию, и вы увидите большую разницу.

Вот, например, люди обыкновенно думают, как бы жить спокойно, иметь во всем достаток, как бы прожить век счастливо.

А христианин не много думает о временном, у него главная и, по большей части, единственная забота о том, как бы угодить Богу и явиться на тот свет с надеждой вечной жизни и блаженства.

Прочие, по слову Спасителя, временем веруют, а во время искушения отпадают (Лук. 8, 13), считают себя в числе верующих, а случись из-за веры какая-либо хотя б малейшая опасность потерять или честь, или выгоду, или просто внимание и расположение высших, готовы скрывать свою веру, в случае же открытого гонения – и совсем отказаться от веры.

А христианин? Христианин твердо стоит в своем исповедании, его не колеблют никакие обстоятельства – он в случае крайности готов претерпеть и изгнание, и мучение, и смерть; утешение в скорбях и мучениях он находит в словах апостола Павла: для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Филип. 1, 21).

Прочие только и думают о том, как бы улучшить свое состояние, увеличить выгоды и разбогатеть, хотя бы иногда и не совсем праведно и честно, хотя бы и с обманом, с вредом ближнему.

А христианин? Сохрани, Господи! Да и на что ему богатство? Он хорошо знает и твердо помнит, что его, может быть, сегодня же не будет на свете. Останутся жена и дети? Да ведь и они такие же люди, такие же христиане!

Все должны жить для Бога и своего спасения. Иметь пищу и одежду не богатые и роскошные, а необходимые – нетрудно, а имея их, будем довольны тем (1Тим. 6, 8).

А посмотрите еще, какое изумительное у христиан великодушие и терпение! Вот, например, подвергается человек презрению, обидам, досаждениям, преследованиям, гонению. Каково это терпеть? Другие в таких обстоятельствах унывают, жалуются, стараются даже, если могут, отомстить врагам.

А христианин? Он благодушно переносит всё. Ведь так, говорит он, люди и со святыми поступали. А они всё терпели и в терпении благословляли Бога. Злословят нас, – говорит о себе и других святой апостол Павел, – мы благословляем; гонят нас – мы терпим; хулят нас – мы молим (1Кор. 4, 12–13).

И вот истинный христианин, имея в виду эти примеры, не только не питает ненависти к врагам своим, но любит их и благотворит им.

Возьмите опять бедность: как горька она для человека, и кто бывает спокоен и равнодушен к ней!

А христианин? Он и в бедности спокойнее и счастливее всякого богача. Он хорошо понимает, что бедность есть лучший и надежнейший путь к приобретению небесных сокровищ, а при богатстве – того и смотри, что забудешься и погибнешь навеки. Случись с ним несчастие, разорение, потеря дорогих сердцу – что же?

Думаете, он станет сетовать, как другие, горевать, плакать, терзаться или, что еще хуже, роптать на Бога, отчаиваться, проклинать день своего рождения? О нет! Он во всем видит волю Божию: дано ему – он благодарит Бога и употребляет в пользу других и во славу Божию, отнято – не сокрушается и повергает себя в волю Божию, говоря вслед за праведным Иовом: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось, да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1, 21).

Грозит ему смерть? О, как страшна она для человека! Тяжело расстаться с жизнью, со светом, с родными и близкими.

А христианин? Христианин и в этом случае спокоен. Что ему смерть? Он всегда думал о ней, всегда ожидал и готовился к ней, она для него – переход в лучшую жизнь, к Творцу, Искупителю своему и Богу. Ему и жалеть нечего: он ничего не имел, а если и имел, то не прилеплялся ни к чему, все считал временным и как бы чужим (Нордов, «Свят, благ.», т. 2, стр. 489–491).

Вот, христиане, какое высокое звание мы имеем и как многим отличаемся от прочих людей, нехристиан! Нужно только стараться быть достойными его; нужно быть христианами не только по имени, а и по жизни, по внутреннему расположению сердца.

Правила благочестивой жизни

Принуждай себя всегда вставать рано и в определенное время. Без особенной причины не спи более семи часов.

Как скоро пробудишься от сна, тотчас вознеси свою мысль к Богу и сделай на себе с благоговением крестное знамение, помышляя о распятом Господе Иисусе Христе, умершем для нашего спасения на кресте. Немедленно встань с постели и оденься, не позволяй себе нежиться в постели. Одеваясь, помни, что ты находишься в присутствии Господа Бога и ангела-хранителя.

Потом немедленно начни молитвы утренние; преклонив колена, молись внимательно, благоговейно и с глубочайшим смирением, как должно перед взором Всемогущего; испрашивай у него веры, надежды и любви, благословения на наступающий день, также сил к благодушному принятию всего того, что Ему будет благоугодно в тот день послать тебе, к перенесению всех тягостей, трудностей, бедствий, смущений, напастей, скорбей и болезней души и тела из любви к Иисусу Христу.

Каждое утро хотя б четверть часа посвящай на краткое размышление об истинах веры, особенно о непостижимом таинстве воплощения Сына Божия и о страшном Втором пришествии Его, об аде и рае.

Каждое утро думай о себе, что только теперь начинаешь и хочешь быть христианином, а прошедшее время напрасно погибло.

После молитвы и размышления, если позволяет время, почитай какую-нибудь книгу духовную, например святого Димитрия «Алфавит духовный» или святого Тихона Задонского«Сокровище, от мира собираемое», и читай до тех пор, пока сердце твое не придет в умиление.

Довольно подумав об одном месте, читай далее и внимай тщательно тому, что Господь говорит твоему сердцу.

После сего займись делами твоими, и все занятия и дела твои да будут во славу Божию, – помни, что Бог везде видит тебя, зрит все твои действия, занятия, чувствования, помышления и желания и щедро воздает тебе за добрые дела. Не начинай ни одного дела, не помолясь Господу Богу.

Во время обеда представляй, что Отец небесный отверзает руку Свою, чтобы напитать тебя; никогда не оставляй молитвы перед обедом, уделяй от своего стола и нищим. Всегда и во всем поминай Господа Бога и святую любовь Его к нам, грешным. Во всем старайся исполнять волю Божию и угождать только единому Богу, делай и терпи все для Бога. Заботься не о том, чтобы уважали и любили тебя люди века сего, но о том, чтобы угодить Господу Богу и чтобы совесть твоя не обличала тебя в грехах.

Бодрствуй тщательно над самим собой, над чувствами, помышлениями, движениями сердца и страстями: ничего не почитай маловажным, когда дело идет о твоем спасении вечном.

Будь кроток, смирен; молчи и терпи по примеру Иисуса.

Не думай приобрести какую-либо добродетель без скорби и болезней души. Проси у Господа Бога благодати исполнять как можно лучше заповеди Его, хотя бы они казались для тебя весьма трудными.

И на малое время не оставайся в праздности, а пребудь всегда в трудах и занятиях. Во время тягости душевной или охлаждения к молитве и ко всем благочестивым занятиям не оставляй дел благочестия. Делай все во имя Господа Иисуса, и таким образом всякое дело твое будет делом благочестия.

Убегай даже самых малых грехов, ибо не удаляющийся от малых непременно впадет в большие и тяжкие. Если хочешь, чтобы не тревожили тебя злые помыслы, то со смирением принимай унижение души и скорбь телесную, не в одно какое-либо, но во всякое время, во всяком месте и во всяком деле. Всякий помысел, удаляющий тебя от Господа, особенно скверный плотский помысел, изгоняй из сердца как можно скорее, как сбрасываешь с одежды и одну искру, попавшую на нее. Когда придет такой помысел, то молись крепко: Господи, помилуй; Господи, помоги мне; Господи, не оставь меня; Господи, избавь меня от искушений.

Но и среди искушений не смущайся. Будь спокоен духом, уповай на Бога: если Бог за тебя, то кто против тебя? Желай жить и умереть для одного Господа Бога и всецело принадлежать Ему. Когда потерпишь какое-либо бесчестие от людей, то подумай, что это послано от Бога к славе твоей, и таким образом и в бесчестии будешь без печали и смущения. Если имеешь только пищу и одежду, то и этим будь доволен по примеру Иисуса, нас ради обнищавшего. Никогда не спорь и слишком много не защищай себя; и не извиняй; ничего не говори против начальников или ближних без нужды или обязанности. Будь искренен и прост сердцем, с любовью принимай наставления, увещания и обличения от других, хотя бы ты был и очень умен.

Не будь ненавистником, завистливым, чрезмерно строгим в слове и делах. Чего не хочешь себе, того не делай другому, и чего себе от других желаешь, то прежде сам сделай для других. Если кто посетит тебя, возвысь сердце твое к Господу Богу и моли даровать тебе дух кроткий, смиренный; и будь ласков, скромен, осторожен, благоразумен, нем, слеп и глух, смотря по обстоятельствам.

Помышляй, что Иисус находится среди тех, с кем ты находишься и беседуешь. Не говори ничего необдуманно, твердо помня, что время кратко, и что человек должен дать отчет во всяком бесполезном слове.

Более слушай, нежели говори: в многоглаголании не спасешься от греха. Не любопытствуй о новостях: они развлекают дух. Если же кому принесешь пользу своими словами, то признай в этом благодать Божию. Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думая о том, оценит ли или не оценит он его, будет или не будет тебе благодарен.

Во время ужина вспоминай о последней вечери Иисуса Христа, моля Его, чтобы Он удостоил тебя вечери небесной. Прежде, нежели ляжешь спать, испытай совесть твою, проси света к познанию грехов твоих, размышляй о них, проси прощения за них, обещай исправление, определив ясно и точно, в чем именно и как ты думаешь исправлять себя.

Потом предай себя Богу, как будто тебе должно в сию же ночь явиться перед Ним; поручай себя Божией Матери, ангелу-хранителю, святому, которого имя носишь. Представляй постель как бы гробом твоим, а одеяло как бы саваном.

Сделав крестное знамение и облобызав крест, который на себе носишь, усни под защитой Господа Бога. Если не можешь спать или бодрствуешь во время ночи, то вспоминай слова: среди полунощи быстъ вопль: се Жених грядет; или вспоминай о той последней ночи, в которую Иисус молился Отцу до кровавого пота; молись за находящихся ночью в тяжких болезнях и смертном томлении, за страждущих и усопших, и моли Господа, да не покроет тебя вечная тьма. Среди ночи встань с постели и помолись, сколько сил станет.

Во время болезни прежде всего возложи упование твое на Бога и часто вспоминай и размышляй о страданиях и смерти Иисуса Христа для укрепления духа своего среди болезненных страданий. Непременно твори молитвы, какие знаешь и можешь, проси у Господа Бога прощения за грехи и терпения во время болезни. Всячески воздерживайся от ропота и раздражительности, так обыкновенных во время болезни. Господь Иисус Христос претерпел ради нашего спасения самые тяжкие страдания, а мы что сделали или потерпели ради нашего спасения?

Как можно чаще ходи в храмы Божий к Божественной службе, особенно старайся как можно чаще бывать на литургии. Воскресные и праздничные дни непременно посвящай делам благочестия; находясь в храме, всегда помни, что ты находишься в присутствии Бога, ангелови всех святых; остальное время дня после литургии посвящай благочестивому чтению и другим делам благочестия и любви.

День рождения и день ангела твоего особенно посвящай делам благочестия. Каждый год и каждый месяц делай строже испытания своей совести. Исповедуйся и приобщайся Святых Тайн как можно чаще. К приобщению Святых Тайн приступай всегда с истинным гладом и с истинной жаждой души, с сокрушением сердца, с благоговением, смирением, верой, упованием, любовью. Как можно чаще размышляй о страданиях и смерти Иисуса Христа, умоляя Его ризой заслуг Своих покрыть все грехи твои и принять тебя в царство Свое.

Имя Иисуса всегда имей в устах, в уме и сердце. Как можно чаще размышляй о великой любви к тебе Господа Бога, в Троице славимого и поклоняемого, чтобы и самому тебе возлюбить Его всем сердцем твоим, всею душою твоею и всеми силами твоими. Творя сие, будешь вести мирную жизнь на сей земле и блаженную на небе во веки веков (из соч. Платона, архиеп. Костром.).

Христиане-пустосвяты

В среде нас, братия, есть род недостойнейших христиан, так называемых пустосвятов, которые не чувствуют своих пороков и злодеяний.

Пустосвяты любят читать и слушать священные книги, и для исполнения на деле написанного в них любят выбирать для себя только то, что полегче исполнить и что не мешало бы ни их житейским выгодам, ни их привычным грехам. Они первые учат других и первые нарушают то, чему учат; по слову Иисуса Христа, они связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Матф. 23, 4). Пустосвяты первые постятся, молятся, ходят в церковь и тому подобное, и они же первые сделают зло человеку.

Они первые готовы подать милостыню, и первые доконать нуждающегося бедняка.

Они первые готовы похлопотать об украшении храма, и первые увернутся от пожертвования на храм из своего имущества: дорог-де почин дела. На словах они первые прославители Бога и ревнители святой веры, а на деле они первые гордецы, самолюбцы, завистники, хищники, немилосердные, клеветники, кляузники, злодеи, губители – словом, первые нарушители святой веры.

Пустосвяты одних себя считают праведниками перед Богом, а все другие люди, по их убеждению, тяжкие грешники, заслуживающие кары небесной. Что для других грешно, то пустосвяты находят для себя делом справедливости: воображая себя угодниками Божиими, заслуживающими почета от всех людей и призванных карать их за грехи, всех других они почитают людьми недостойными, заслуживающими ненависти и презрения.

Легко обделывая житейские дела, пустосвяты живут небедно и в своем благосостоянии видят признаки явного к ним благоволения Божия. Дом ли у них остается цел и невредим при пожаре, скотина ли их останется живой во время падежа, полоса ли их остается в поле не побита градом – во всем этом пустосвятам мерещится особенная к ним милость Божия за их праведную жизнь. Пустосвят так уверен в своих достоинствах и совершенствах, что не может собой налюбоваться.

Сохрани, Господи, всех нас от такого страшного ослепления! (Из поуч. свящ. Красовского, в. 2, стр. 138–139.)

Как проводить именины по-христиански

День именин более чем всякий другой день нужно посвящать молитве. В этот день благодари Бога за оказанные тебе благодеяния, проси Его, чтобы Он и впредь не отказывал тебе в Своей милости. Если ты в этот день родился, благодари Бога за то, что Он призвал тебя к жизни, сохранил в младенчестве, укреплял в юности. Волей Божией мы живем, движемся и существуем (Деян. 17, 28); без Него мы ни одного дня не могли бы прожить на земле.

Если ты в этот день крестился, благодари Бога за то, что Он удостоил тебя звания христианина, возродил тебя водой крещения, препитал тебя Своею пречистою плотью, исцелил адскую проказу души твоей, облек тебя одеждой спасения. Без благодатной помощи Божией ты бы не сделал ни одного доброго дела, ты бы не мог быть христианином.

Благодари Бога и за то, что Он даровал тебе ангела-хранителя, который с младенчества твоего охранял жизнь твою, невидимо охранял тебя от греха, спасал от опасностей и бедствий, защищал от соблазнов, укреплял в добродетели, направлял тебя на путь спасения. В день именин своих вспомни все благодеяния Божий, явленные тебе, и за все благодари Бога; такова есть воля Его (1-е Фес. 5, 18).

Благодаря Бога, не переставай молиться Ему, просить Его, чтобы Он и в последующее время не отвращал от тебя лица Своего. Вспомни, что одним годом меньше тебе осталось жить на земле; поэтому молись Богу, чтобы

Он сподобил тебе окончить жизнь в мире и покаянии, чтобы даровал тебе кончину христианскую, безболезненную, непостыдную. А помолясь Богу, молись и празднуемому святому, имя которого ты носишь, чтобы он усилил твои молитвы своими, чтобы он не переставал ходатайствовать за тебя перед Богом: много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16).

Ты, может быть, не знаешь и жития твоего святого? Так вот тебе самое лучшее занятие на именины: возьми книгу и прочитай житие святого, имя которого ты носишь. Если ты читать не умеешь, грамотного попроси, а сам слушай и учись подражать святому (Евр. 6, 12), учись веровать в Бога, как он веровал, молиться Богу, как он молился, любить ближнего, как он любил, жить праведно и благочестиво, как он жил.

Вот такое провождение именин будет весьма угодно Богу. А если не можешь так праздновать именины, лучше и не празднуй, лучше занимайся своей работой: все-таки меньше греха будет. Лучше работать, трудиться, чем дни именин посвящать разгулу и пьянству («Воскресенье», 1888 г., стр. 1094–1095).

Как христиане святки проводят, и как надо проводить их

Откуда это у вас такой обычай, что как настанут святки (святые дни), многие из вас теряют совсем человеческий вид? Приделывают к лицу звериную личину и в таком виде ходят по домам; голоса человеческого не подадут, перед святой иконой не перекрестятся. От мужей не отстают и жены: нарядившись в мужские костюмы и позабыв стыд женский, пляшут и скачут.

И как только не переряжаются в эти святые дни христиане, да еще православные! Откуда же у вас такой обычай душепагубный? «Прежде так было, – говорите вы, – отцы и деды наши так поступали, отчего и нам не делать этого?»

Верно, у отцов и дедов надобно учиться; но надо и самим разуметь, хорошо ли они то делали! Если хорошо, то надо учиться; а худо – так нечего перенимать от них. Мало ли что делали наши предки! Они идолам и истуканам кланялись, жертвы им приносили; неужели же и нам надо то же делать? Они верили домовым, лешим и русалкам, за богов их считали; неужели и нам так поступать?

«Разумеется нет, – скажете вы, – не надо православному человеку делать ничего такого богопротивного, языческого». А сами делаете! «Как?» – спросите вы. Да так, что все эти переряживания у наших предков были в обычае еще тогда, когда они веры Христовой не знали,Богу истинному не молились, а служили богам деревянным и каменным, которых дьявол выдумывал. Бывало, как наступит у них какой языческий праздник – перерядятся они во всякие образины, составят хороводы и пойдут плясать в таком бесовском виде!

Видите, православные, откуда идет ваш обычай переряживаться. Рассудите же теперь сами: хорошо ли вы делаете, что держитесь такого скверного обычая наших предков?

Пусть они делали так: им еще извинительно, ведь они были язычники, ничего не знали христианского, не понимали, что пагубно для души. А вы, слава Богу, люди крещеные, вы все христиане православные: как же не стыдитесь следовать языческому обычаю? Как не боитесь надевать на себя бесовские личины и ругаться таким образом над крестом Христовым, который на шее у вас для ограждения вас от всех козней бесовских? Что ж мудреного после этого, что Бог попускает дьяволу искушать вас то порчей, то болезнями, то другой какой бедой? Вы сами накликаете на себя дьявольские покушения.

«Что же нам делать после этого в святки?» – спросите вы. Посмотрите на ребят ваших, что они делают? Не учась, они знают, что праздник Господень надо проводить свято, и, как умеют, славят Христа. Прославляйте же Господа и вы, прославляйте не одними словами и песнями церковными, а и благочестивыми делами, какие надо в праздник Господень делать. Тогда не только никто не осудит вас, а еще похвалит и скажет: вот настоящие православные христиане! (свящ. А. Гумилевский).

Двенадцать добрых друзей христианина

1) Правда – от смерти избавляет.

2) Чистота – к Богу присвояет.

3) Молитва с постом – с Богом соединяет.

4) Любовь – где любовь, там и Бог пребывает.

5) Смирение с благодарением – этого сам сатана трепещет.

6) Рассуждение – выше всех добродетелей.

7) Послушание – святое дело и скорый путь ко спасению.

8) Воздержание – ему же несть заповеди.

9) Труды – телу честь и душе спасение.

10) Покаяние – самая радость Богу и ангелам.

11) Неосуждение – без труда спасение.

12) Милость – Самого Бога дело. (Из писем стар. о. Амвросия).

О труде и трудолюбии

Всякому живому человеку трудиться необходимо, потому что всякому человеку нужна пища, нужна одежда, нужно помещение для жилища, а все это добывается работой, трудом. И избавить себя от труда в жизни мог бы только тот человек, который мог бы обойтись без пищи и одежды и жил бы под открытым небом. А как этому быть нельзя, то и нельзя человеку быть без труда, без исполнения обязанностей семейных, житейских и общественных.

Бог дал человеку жизнь, Бог назначил ему и труд в жизни. Помни это каждый и трудись над своим делом усердно, без скорби, без ропота на ежедневный свой труд. Если твой труд тяжел и утомителен, если с потом и горем достается тебе дневное твое пропитание, то помни, что только тогда не будет на земле тяжелого труда, когда не будет на ней греха.

Помни постоянно это за своим трудом, призывай помощь и благословение Божие на труд свой, вздохни за трудом своим о грехах своих и утешай себя тем, что за трудовой нашей жизнью есть жизнь другая, где не будет ни труда, ни печали, ни воздыхания – для тех, кто вместе с трудами своими оставит здесь и грехи свои. Если твой труд берет у тебя все время твое и не дает тебе свободных дней для отдыха и покоя, то помни и утешайся, что твой постоянный труд оберегает тебя от грехов, которыми богата человеческая праздность.

Праздность – первый повод к греху. Человек постоянно не может быть без дела. Кто не может трудиться, делать свое дело, тот непременно пустится в безделье, в пороки. Кто бродячие нищие, которые имеют силу работать, кто воры и мошенники, обманщики и бессовестные барышники, кто обидчики, ябедники, сутяги? Всё это люди праздные, бегающие от своего дела и труда честного. Приучите их к труду – они отстанут от своих пороков и станут людьми честными и добрыми.

Иные думают, что трудовая жизнь дается только на долю людей простых, и высшие сословия хорошо живут и без всякого труда. Неправые это мысли, и не знают всех порядков общественной жизни те люди, которые так думают и за своим трудом ропщут на свою долю, завидуя другим.

Не тот только трудится, кто пашет землю или кто наймом у чужих людей зарабатывает свое содержание.

Как в каждом доме и в обыкновенной жизни не все люди бывают разом за одним делом, а одни в поле, другие на гумне, третьи на дворе за хозяйством, четвертые в доме при детях и домашних порядках и т.п., так и в огромном семействе или целом обществе всем сословиям, всем званиям есть свои занятия, свой труд; и каждый человек при своем деле, к чему пригоден, чему научен и к чему поставлен, над тем и трудится, и этим трудом приносит пользу обществу, а себе зарабатывает на хлеб.

Ведь всем, кажется, известно, что в таком огромном обществе, как государство, нельзя быть без земледельца, нельзя быть без торгового человека, нельзя быть без правителей, без священников, воинов, людей ученых, художников, ремесленников и проч. Разные люди в обществе избирают себе разные занятия и трудятся над своим делом.

И ты думаешь, что при высших занятиях и должностях в обществе не бывает работы, трудов и забот тяжелее твоих? Напрасно ты так думаешь. Когда ты, земледелец, окончил свою работу дневную и сложил руки для отдыха и покоя, в это время, среди ночи, сколько работает и трудится рук и голов над общественным делом? Там правитель думает крепкую думу о благосостоянии страны и народа; там судья трудится над разбором тяжебного дела спорящих людей; там ученый трудится над наукой на пользу нашего образования и просвещения; там служитель Божий у постели больного совершает таинство христианской исповеди и напутствия в жизнь вечную. А там подвижники-иноки в полночь по звону колокола собираются в храм Божий молиться за свою душу, за спасение наше и всего рода христианского.

И мало ли еще общественных должностей и обязанностей, над которыми трудятся честные и усердные труженики, испытывая и перенося разного рода горе и заботы с терпением, с покорностью своему жребию? Труд, работа, забота, горе, терпение – везде, во всех званиях и состояниях; есть они у всякого человека, который честно и усердно занимается своим делом, домашним ли то или общественным (сбор. ст. из «Воскресн. чтен.», 1870 г., стр. 191–198).

Кому из нас не случалось видеть и слышать, как голосистый жаворонок вьется весной над полем или вспаханной нивой и своим приятным пением часто услаждает тяжкий труд земледельца? Но не вся жизнь этого маленького пернатого проходит в пении, не все время носится он в воздушном пространстве. Нет, у него есть свой труд и забота; он спускается на землю и здесь-то добывает себе пищу: то устраивает теплое гнездышко, то заботится о своей подруге или молодых птенцах своих. И опять, не все же рыться в земле, не все же хлопотать и трудиться, птичка снова несется к небу и поет, поет свою нескончаемую песню.

Вот урок и пример для тебя, человек! Трудись, где бы ты ни был поставлен в обществе: низко ли, высоко ли, – трудись; это твое назначение и обязанность на земле. Но ты не для земли создан, а для неба. После труда и забот житейских возносись горе умом и сердцем, изливай перед Богом свою душу в славословии, благодарении и молитве. Молись – это твой долг, твоя слава, твое блаженство. От трудов переходи к молитве, от молитвы к трудам: трудись и молись («Духов, цвет.», ч. 2).


Источник: Спутник христианина : сборник духовно-нравственных статей / сост. священник Николай Успенский. - Минск : Белорусская Православная Церковь, 2013. - 671 с. ISBN 978-985-511-589-3

Комментарии для сайта Cackle