Казнокрадство

Литература по теме

Казнокра́дство – форма воровства: похищение / расхищение / незаконное присваивание / незаконная передача кому-либо государственных денежных средств и/или иного государственного имущества.

Казнокрадство и коррупция – это одно и то же?

Коррупционная деятельность выражается в злоупотреблении представителями государственной власти / государственных органов / государственного аппарата своими полномочиями / своим служебным положением в целях получения личной выгоды. Эта деятельность может быть связана с казнокрадством, но понятие «коррупция» не сводится к понятию «казнокрадство». Коррупционная деятельность может быть связана и с взяточничеством, и с незаконной раздачей «тёпленьких» мест, должностей, и с заключением «левых» контрактов, и пр.

Какую заповедь нарушает казнокрад?

Казнокрад нарушает 8-ю заповедь Декалога: «Не кради» (Исх.20:15). В ряде случаев также можно назвать 2-ю заповедь: «Не делай себе кумира...» (Исх.20:4); 10-ю заповедь: «Не желай до́ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:17).

Как понимать слова Господа: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным»?

Притча о неверном управителе (Лк.16:1-9) вызывает много вопросов и недоумений у тех, кто не знаком со святоотеческими толкованиями на неё. Эти слова нельзя воспринимать как призыв к совершению богопротивного делания. Их следует понимать иначе.

Вот, например, что по этому поводу пишет свт. Феофан Затворник пишет: «За что похвалён неправедный эконом? Не за правду, а за то, что умудрился выпутаться из стеснительных обстоятельств, в какие попал… Так ухитряйтесь и вы отвратить главную беду, грозящую вам. Какую беду? Ту, что ведь вы грешны, а за грехи что ожидает вас? Осуждение и такое состояние, в коем вы будете бедственнее всякого бедствующего. Вы находитесь теперь совершенно в таком же положении, в каком тот управитель… Мудрость правителя в чём состояла? В том, что он умудрился обеспечить своё будущее. Умудритесь и вы то же сделать. Как? Чрез благотворение и милостыню. Облегчайте участь нуждающихся, – и это спасёт вас».

А вот фрагмент объяснения блж. Феофилакта Болгарского: «“Неправедным” называется то “богатство”, которое Господь вручил нам для употребления на нужды братьев и сослужителей, а мы удерживаем оное для самих себя. Но поздно мы ощутим, куда нам обратиться, и что в этот день мы не можем ни трудиться, ибо тогда не время делать, ни милостыни просить, ибо неблагоприлично, так как девы просившие (милостыни) названы глупыми (Мф.25:8). Что же остается делать? Разделить с братьями это имение, чтобы, когда перейдем отселе, то есть переселимся из здешней жизни, бедные “приняли нас в вечные обители”. Ибо нищим во Христе назначены в удел вечные обители, в которые они могут принять явивших им любовь здесь чрез раздачу богатства, хотя оное, как принадлежащее Владыке, сначала нужно было раздать бедным. Они суть должники по сказанному: “он всякий день милует и взаймы дает” (Пс.36:26), и в другом месте: “Благотворящий бедному дает взаймы Господу” (Притч.19:17). Итак, предварительно нужно было все раздать этим добрым должникам, которые уплачивают во сто крат. Впрочем, когда мы оказываемся управителями неверными, несправедливо удерживая за собой то, что назначено для других, нам не должно навсегда оставаться в этом бесчеловечии, но должно раздавать бедным, чтобы они приняли нас в вечные обители».

Не грех ли обличать казнокрада?

В Священном Писании содержатся примеры обличения согрешивших со стороны ближних, равно как и примеры призывов к обличению: «Даниил их устами обличил их» (Дан.13:61); «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев.19:17); «Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине предостережется от вреда» (Сир.20:1); «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь» (Мф.18:15-17). Вора следует обличать и перед судом, и перед теми, у кого он крадёт, и перед его собственной совестью.

Что делать человеку, который осознал, что казнокрадство – зло, и хочет порвать со своим грехом?

Для преодоления греховных помыслов, желаний, стремлений, зависимостей существует множество аскетических и православно-психологических средств, таких как молитва, пост, регулярное участие в Таинстве Покаяния, Причащение Святых Христовых Тайн (если благословит священник), чтение слова Божия и аскетических книг святых отцов; отречение от всего, что разрывает нашу связь с Богом, удаляет наши ум и сердце от Господа и Его святой воли, другие формы работы над собой. Кроме того, казнокрад может распорядиться похищенными средствами так, как это будет угодно Богу (для этого он может посоветоваться с духовно зрелым и опытным наставником).

Цитаты о казнокрадстве

«Едва настал день, один бежит на прибыль неправедную, другой – на трату беспутную, а иные – на казнокрадство. Вообще, об излишнем и запрещенном много заботы, а о необходимом нет и мысли».
📖 свт. Иоанн Златоуст

«Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей. Простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежествен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне на всех степенях служения – поголовное самое бессовестное казнокрадство везде, где только можно украсть. Верхний класс – коллекция обезьян – подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного; духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катехизис – до развития ли ему христианских идеалов и освящения ими себя и других?»
📖 равноап. Николай Японский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka