Игромания

Литература по теме

Игрома́ния, лудома́ния – одержимость игрой; патологическое, навязчивое влечение, пристрастие к играм (азартным и компьютерным) с частыми повторяющимися эпизодами игр и неспособностью человека остановиться, доминирование игр в жизни человека в ущерб социальным, профессиональным, материальным и семейным ценностям и обязательствам.

Синонимы: лудома́ния (лат. ludo – играю + др.-греч. μανία – безумие, влечение, букв. влечение к играм), игрова́я зави́симость, зависимость от игр, игровое расстройство (англ. gaming disorder).

Разновидности игромании: патологический гемблинг (англ. gambling – азартная игра, игра на деньги), патологический беттинг (пристрастие к финансовым пари, букмекерским ставкам), патологический гейминг (пристрастие к компьютерным играм).

19392 – Игромания

При игровой зависимости повторное участие в играх не имеет ясно выраженной рациональной мотивации, человека просто неудержимо влечет к игре, он не может контролировать свое поведение и время, которое проводит в играх; он продолжает играть несмотря на то, что это причиняет вред ему самому и/или окружающим.

Предметом страсти, «наркотиком», при игровой зависимости могут выступать азартные игры, ставки, лотереи, видеоигры, интернет-игры. Выделят два типа игрового пристрастия – к онлайн (т. е. с использованием интернета) и к офлайн (т. е. без использования интернета) играм. Человека, страдающего игровой зависимостью, называют игроманом, лудоманом, патологическим или страстным игроком.

Патологическое пристрастие к азартным играм при этом обычно ориентировано на результат – человек не может остановиться в надежде выиграть или выиграть еще больше. А при патологическом пристрастии к видеоиграм зависимость вызывает процесс игры и страдает контроль над временем.

Влечение к играм может быть у человека постоянным или повторяющимся эпизодически, зависимость может быть от любых игр или только от какой-то конкретной игры.

По данным ВОЗ, в мире от игровой зависимости страдают 350 млн человек. По мнению специалистов, в России игромании подвержено до 3% взрослого населения и примерно 10% подростков; в Европе и Америке также примерно 3-10% населения, в ряде азиатских стран – до 20-30%.

До 96% людей, страдающих лудоманией, имеют минимум одно дополнительное психическое расстройство: депрессивное, тревожное, обсессивно-компульсивное, зависимость от психоактивных веществ. Поэтому специалисты расходятся во мнении, является ли игромания отдельным синдромом (зависимостью, или аддикцией) или она представляет собой симптом или вариант иных расстройств.

Как распознать игромана?

Самые заметные признаки игровой зависимости:

  • Эмоциональные, агрессивные протесты на просьбы прекратить игру, отказ обсуждать возможную проблему.
  • Неспособность человека определить, сколько времени он собирается потратить на игру, и остановиться, если время выхода из игры было запланировано, безуспешные попытки отказаться от игр или хотя бы ограничить время и частоту игры.
  • Неспособность контролировать денежные средства, затрачиваемые на игру.
  • Подавленность и раздражительность при невозможности сесть поиграть и резкое улучшение настроения, повышение активности во время игры.
  • Злость и раздражение, если приходится отвлекаться от игрового процесса.
  • Поиск и настойчивое требование денег на ставки, игры, игровые обновления, аксессуары для компьютера.
  • Нарушение режима дня: поздний отход ко сну, пропуски приемов пищи из-за игры.
  • Невыполнение домашних обязанностей, учебных заданий и рабочих задач.
  • Пренебрежение правилами гигиены.

В Международной классификации болезней указаны три основных группы болезненных симптомов игромании:

  • Нарушение контроля над участием в играх (включая начало, частоту, степень выраженности, продолжительность, прекращение, контекст). Слишком долгое пребывание в игре, неспособность остановиться волевым усилием, постепенное и значительное увеличение времени, проводимого в играх, повторяемость и все большая частота игровых эпизодов.
  • Интенсивное, практически неудержимое желание играть. Значение игр, пристрастие к ним начинает ненормально преобладать над другими жизненными интересами и повседневной деятельностью. Игнорируются прежние развлечения – хобби, встречи с друзьями, общение, походы в гости, путешествия. Появляются навязчивые мысли об игре и связанных с ней обстоятельствах, приходят фантазии на игровые темы. Эти размышления сопровождают все иные дела или даже вытесняют их. Зацикленность на игре идет во вред здоровью, отношениям, работе.
  • Продолжение или более активное участие в играх, несмотря на возникновение негативных последствий (плохой сон и проблемы со здоровьем, опоздания в школу или на работу, пренебрежение обязанностями, финансовые проблемы, конфликты с близкими). Игра продолжается, независимо от того, есть ли выигрыши. Человек готов ради игры испортить отношения с близкими людьми, бросить работу или учёбу, отказаться от перспективы карьерного роста.

Но этим проблемы игровой зависимости не исчерпываются. У лудомании есть и другие признаки:

  • Нарастающая тяга к играм. При игромании со временем человек все больше и чаще хочет играть в азартные или компьютерные игры, так как ему уже не хватает привычной игры для удовлетворения. Ради получения желаемой остроты ощущений он стремится ко всё более высокому риску, повышает ставки. Он все время стремится обновлять компьютер на более мощный для «крутых» игр. При этом у него резко снижается способность сопротивляться соблазну: даже если он пытается ограничивать свое участие в играх, при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) он «срывается» в игру.
  • Периодически возникающее эмоциональное напряжение, эмоциональный игровой «драйв» – неудержимое стремление к игре, отметающее все препятствия, изыскивание малейшей возможности поиграть.
  • «Погоня за потерями» – потребность отыграться, поквитаться. Мысль о проигрыше не дает человеку покоя, и он вскоре возвращается к игре.
  • Постоянная ложь, мифомания – привычка врать и скрывать реальное положение вещей. Игроман (лудоман) врёт семье, врачу и другим людям о количестве времени, проведённого в игре, о своих ставках и прочих особенностях своего положения, чтобы скрыть степень своего пристрастия.
  • Низкая стрессоустойчивость. Человек играет, чтобы уйти от проблем или отвлечься от негативных мыслей о жизни, снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию). Чем больше стресс, тем сильнее влечение к игре.
  • Наличие абстинентного синдрома (синдрома отмены) вскоре после очередного игрового эпизода, при попытке играть меньше или совсем отказаться от участия в игре. Труднопреодолимое желание вернуться к игре сопровождается психологическим дискомфортом, раздражительностью, болезненным понижением настроения, могут быть головная боль, нарушение сна, беспокойство, сниженное настроение, нарушение концентрации внимания.
  • Личностные изменения по типу зависимости с прогрессирующим характером: перепады настроения, агрессивность, уныние (вплоть до появления суицидальных мыслей), снижение эмоционального, а порой и рационального интеллекта, безответственность и проч. Небрежный внешний вид: человек перестает о себе заботиться, он думает только об игре.
  • Проблемы со здоровьем: тошнота, головная боль во время игры; вялость; апатия. тахикардия, признаки обезвоживания, спутанность сознания, судороги; при наличие предрасположенности случается, что стресс во время игры провоцирует эпилептический приступ.
  • Денежные проблемы, долги и кредиты, при этом человек не компенсирует долги, а только увеличивает расходы. Если у него заканчиваются деньги, он перекладывает решение житейских проблем на окружающих, при этом все полученные он них для покупки еды, оплаты счетов и т.п. деньги он снова спускает на игру.
  • Пренебрежение семьей и друзьями, общественной жизнью.
  • Пренебрежение профессиональными обязанностями, работой.
  • Попытки суицида и суициды (у трети лудоманов есть суицидальные мысли).
  • Уголовные преступления – подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для участия в игре, убийство (ради денег или от гнева не тех, кто мешает играть).

Для постановки диагноза «игровая зависимость» у человека должны проявляться не менее 4 признаков игрового расстройства в течение 12 месяцев, однако если симптомы сильно выражены и наблюдается значительное ухудшение в важных областях жизни (личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной или других), то поставить диагноз и назначить соответствующее лечение могут и раньше.

Однако не стоит ждать, пока проблема станет настолько серьезной, что без помощи врачей будет не обойтись. Заметив у близкого человека признаки зависимости от игр, обратите на это его внимание, помогите ему решить те проблемы, которые приводят к развитию игромании, поддерживайте его в противостоянии этому пристрастию.

Если вы сами имеете дело с теми или иными играми, внимательно относитесь к своему состоянию и тщательно отслеживайте тревожные симптомы, чтобы вовремя остановиться и благополучно избежать зависимости. Необходимо проявлять благоразумие и, заметив у себя признаки игрового расстройства, скорректировать свое поведение. Желательно при этом обратиться к психологу или психотерапевту, чтобы решить проблемы, провоцирующие развитие зависимости.

Почему люди становятся игроманами?

Игры являются источником удовольствия и способом сбежать от реальности.

  1. Одним из важнейших факторов возникновения и развития игромании являются психологические особенности человека:
  • несформированная, незрелая или неустойчивая психика,
  • импульсивность, отсутствие навыков самоконтроля,
  • неспособность эффективно управлять временем (по мнению ряда специалистов это подоплека патологического гейминга),
  • отсутствие привязанности и теплых отношений,
  • дефицит чувства собственной значимости,
  • низкая самооценка и ощущение своей неудачливости,
  • одиночество, неумение налаживать контакты,
  • длительный стресс и попытка найти «отдушину», желание снять напряжение и отвлечься на «что-то интересное»,
  • скука, потребность в острых ощущениях и риске,
  • тревожные состояния, социальные фобии,
  • склонность к депрессии, депрессия,
  • вещизм, превалирование потребительских, материальных ценностей, чрезмерное значение финансовых возможностей, убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег,
  • неудовлетворённость реальной жизнью, желание компенсировать нереализованные жизненные потребности,
  • зависть к более богатым родственникам и знакомым,
  • деструктивное поведение,
  • нарушения психики, психопатии, социопатия,
  • отсутствие альтернативных занятий, серьезных увлечений, неумение или нежелание находить для себя более пристойные способы развлечься.
  1. Вторая группа факторов – социально-демографические и житейские:
  • денежные трудности, желание легких денег,
  • состоятельные родители,
  • травмирующее, требовательное, лицемерное, непоследовательное, гиперопекающее и иные формы дисфункционального семейного воспитания,
  • постоянно занятые и отсутствующие дома родители,
  • чрезмерное участие с детства в играх родителей, знакомых (домино, карты, монополия и т. д.) с закреплением слишком сильного стремления к игре,
  • наличие интернета и доступность игр,
  • отсутствие семьи и ответственности перед близкими,
  • наличие психических и личностных расстройств в семье,
  • наличие людей с игровой и прочими зависимостями в семье («заражение» зависимостью),
  • уже имеющиеся иные зависимости,
  • принадлежность к этническому меньшинству.
  1. Психофизиологическое подкрепление зависимости.

Зависимость легче вызывают те игры, которые активизируют в теле человека связанный с ожиданием вознаграждения химический процесс – «дофаминовый цикл». При этом неважно, выражена ли предвкушаемая награда финансово или это просто удовлетворение от выполненного игрового задания с виртуальными бонусами. Ожидание удовольствия вызывает выброс дофамина («гормона удовольствия») и очень приятное ощущение. Ради новой дозы удовольствия человек стремится играть дальше, и постепенно интерес к игре перерастает в зависимость от искусственной стимуляции дофамина. Это тот же механизм, что обеспечивает формирование и других видов зависимости, в том числе от химических наркотиков.

Существует также группа риска – люди с генетической предрасположенностью к формированию зависимостей из-за особой чувствительности к адреналину и люди с недостаточно развитыми долями мозга, в которых концентрируются зоны контроля импульсов.

Какой может быть игромания по мотивам игры?

  1. Невротическая. Игра помогает снять эмоциональное напряжение, становится способом «решения» внутренних проблем, средством от одиночества и тревожности. Этот вид игромании часто сопровождает неврозы, а порой и психозы.
  2. Психопатическая. Игра реализует потребности агрессивных людей, склонных к асоциальному поведению, лжи, стремлению к легким деньгам и постоянным удовольствиям, невзирая на последствия.
  3. Импульсивная. Свойственна людям со слабой способностью контролировать себя, не умеющим сказать «нет» или остановиться вовремя.
  4. Статусная. Игроман при помощи игры хочет казаться «крутым», сильным, рискованным, бесстрашным, и постепенно «подсаживается» на игры, становится зависимым.
  5. Симптоматическая. Игромания как следствие депрессии, расстройства личности или психического расстройства.

Нередко разные типы игромании сочетаются друг с другом.

Кто больше подвержен игромании – мужчины или женщины?

Мужчин-игроманов в два раза больше, чем женщин. Но если у мужчин игромания развивается до опасной формы примерно за 5 лет, то женщины становятся зависимыми от игр всего за год. Игровое расстройство у женщин принимает более тяжелые формы, они хуже поддаются лечению.

Мужчины становятся игроманами довольно юными – с 10 лет, их зависимость часто формируется под влиянием общества (подростковых компаний), с юности их игры нередко сопровождаются алкогольными возлияниями, что впоследствии легко перетекает в комплекс игромании и алкоголизма. Женщины попадают в зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте (21-55 лет) и обычно игра для них – способ бегства от личных проблем, поэтому женская игромания обычно сопровождается депрессией.

Среди зависимых от игр подростков мальчиков-игроманов примерно в 10 раз больше, чем девочек, это связывают с половыми особенностями переживания переходного периода.

В каком возрасте человек чаще всего бывает подвержен игромании?

Игромания встречается во всех возрастных группах – от детей до пожилых людей, но чаще бывает у молодежи и людей среднего возраста. Дети играют в те же игры, что и взрослые, но риск развития патологии у них выше из-за неокрепшей психики, а в подростковом возрасте усугубляется типичными для переходного возраста эмоциональными проблемами.

Почему игроману сложно остановиться?

«Игроку» сложно остановиться вследствие многих причин, в частности, это доступность игр и наличие постоянного соблазна, а также «ошибки мышления», которые создают у игромана положительное отношение к своей зависимости и поддерживают у него состояние «игрового транса»:

  • надежда решить все свои проблемы (и материальные, и эмоциональные) удачной игрой;
  • замещение реального восприятия жизни фантазиями о будущем после выигрыша;
  • вера в неизбежность наступления выигрышного («фартового») дня;
  • установка на то, что обязательно должен наступить переломный момент в игре;
  • убеждение в том, что, приступив к игре, удастся вовремя остановиться или играть только на часть денег;
  • восприятие денег во время игры как фишек или цифр на дисплее, непонимание последствий.

Подвержен ли игроман другим видам зависимости?

Игроманы достаточно часто злоупотребляют алкоголем и другими веществами, то есть включаются в комбинированные формы зависимого поведения. Для игроманов типичны трудности межличностных отношений, разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы.

К каким болезням относят игроманию врачи?

Долгое время игроманов считали просто морально распущенными людьми и лентяями, но на данный момент установлено, что игровая зависимость – это форма серьезного невротического и поведенческого расстройства.

В используемой врачами Международной классификации болезней МКБ-10 игромания относится к группе патологических привычек и расстройств импульсного контроля и включает в себя только патологическое влечение к азартным играм (F63.0).

Зависимость от компьютерных игр на момент разработки этого пособия не считалась актуальной проблемой и такого диагноза в нем нет, доктора при патологическом гейминге могут поставить диагноз «другие (или неуточненные) расстройства привычек и влечений». Однако в наше время достаточно много людей, не способных контролировать свое игровое время, растет число семейных конфликтов на этой почве, уже не являются уникальными примеры агрессивной реакции на попытки ограничить время за игрой (вплоть до убийства), есть даже случаи смерти от истощения неспособных оторваться от игры зависимых игроков. Но при этом зависимость от компьютерных игр многие специалисты считают не самостоятельным диагнозом, а лишь симптомом или даже компенсацией иных психологических проблем.

Тем не менее, в 2013 году Американская психиатрическая ассоциация (APA) включила «интернет-игровое расстройство» (англ. Internet gaming disorder) в пятое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) в качестве категории, требующей дальнейшего изучения, с уточнением, что это «расстройство, связанное с использованием интернета, зависимостью от интернета или зависимостью от компьютерных игр».

В обновленной МКБ-11 игровое расстройство отнесли к группе «Расстройства контроля побуждений» и разделили на два типа – патологический гемблинг (пристрастие к азартным играм) и патологический гейминг ((пристрастие к компьютерным играм). Однако к этой редакции классификации болезней много претензий как у медиков, так и у социально-политических деятелей, поэтому в ряде стран она может использоваться, а в Российской Федерации ее внедрение приостановлено весной 2024 года и пока неизвестно, будет ли действовать в России данная версия.

Почему игромания – грех?

Игромания – грех, так как азартные игры:

1) эксплуатируют человеческие страсти (сребролюбие, алчность, тщеславие);

2) вызывают зависимость, закабаляют человека (выигранные деньги становятся лишь средством для новой игры);

3) приводят к разорению, распаду семей;

4) толкают к обману или преступлению ради получения денег в долг;

5) вызывают неприязнь и зависть к выигравшему;

6) отнимают время, данное нам для подготовки к вечности;

7) служат греховным соблазном, вовлекая новых членов (Мф.18:6);

8) тесно связаны с суевериями и фатализмом, заслоняющими собой Бога;

9) лишают человека внутреннего мира, вызывают агрессию;

10) приводят даже к самоубийствам.

Говорится ли в церковных канонах об игромании?

42 и 43 Правила Святых Апостолов: «Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен. Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне».

50-е Правило VI Вселенского Собора: «Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Аще же кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного».

Как развивается страсть игромании

Игромания по типу течения может быть:

  • Постоянная – тяга к игре непрерывно наблюдается в течение нескольких лет.
  • Эпизодическая – между периодами активной игромании проходит не менее нескольких месяцев, а в промежутках тяга к игре ослабевает.

Условно игроманию считают тяжелой, если сумма долгов человека превышает его годовой доход, особенно, если вместо решения проблемы он продолжает играть. Однако все же в медицине описывают несколько степеней тяжести патологического игрового влечения:

  • Легкая – человек очень много играет, но игромания не наносит существенного ущерба другим сферам жизни (работа, учёба, друзья, семья и т.п). Изменения личности носят стертый, неявный характер. Человек довольно легко может оторваться от игры, но, если он долго не играет, у него нарастает напряжение, которое рано или поздно вынуждает его играть. На данной стадии человек может избавиться от потребности в игре с помощью простых логических рассуждений и правильной расстановки приоритетов.
  • Средняя– Появление явных признаков зависимости, навязчивых мыслей об игре, поисковое поведение (стремление сыграть при каждом удобном случае). Игра идет по вред иной деятельности: возникают проблемы с учебой, работой, отношениями. наблюдаются связанные с игрой отрицательные последствия в различных областях жизни: возникают трудности в семье или на работе, проблемы со здоровьем или угроза безопасности.
  • Тяжёлая– глубокая психическая зависимость от игры: человек почти постоянно играет, его мало интересует реальная жизнь. У него серьезные проблемы с работой, учебой, в семье, с друзьями, вплоть до увольнения/отчисления/разрыва. Разрушительный стресс может заставить человека искать помощи, но чаще тревогу бьют родственники игромана. Наблюдаются изменения в эмоционально-волевой сфере психики (обеднение эмоций, черствость, жесткость, безразличие по отношению к родным). Часто игроман живёт за счёт других людей. Он может перестать ухаживать за собой, у него появляются проблемы со здоровьем (недосып, недоедание, перенапряжение, нервное и физическое истощение).
  • Крайне тяжёлая– стадия структурных изменений личности. Еще больше уплощается эмоциональная составляющая психики. Реальная жизнь перестаёт интересовать человека полностью, человек становится безразличным к окружающему миру. Яркие эмоции способна вызвать лишь игра, которая становится смыслом всего существования. Происходит утрата рационального мышления в сторону символического: игроман начинает подмечать «символы», «знаки», на основании которых делает выводы, будет ли игра удачной или нет. Он может побить или даже убить другого человека, ради денег на игру или чтобы избавиться от помехи. Может совершить суицид. Развиваются тяжелые болезненные симптомы (на фоне истощения проблемы с сердцем, сосудами), что может привести к смерти. На этой стадии игроман мало отличается от наркомана или психически больного человека. Бесконтрольная игромания приводит к разрушению личности человека и всей его жизни.

В игровой зависимости выделяют несколько стадий развития патологического влечения (Р. Кастер (Custer, 1984) и др.):

Стадия выигрышей: игра на этой стадии обычно начинается случайно, нередки выигрыши, отчего появляется чувство радости и гордости за свою смекалку или удачу. Успех в игре помогает игроману повышать самооценку. Затем подключается воображение, которое рисует радужные перспективы, беспричинный оптимизм. В итоге увеличиваются ставки в надежде на крупный выигрыш, человек погружается в игру, уделяет ей больше времени, разрабатывает новые стратегии. Со временем интерес к играм отодвигает на задний план остальные сферы жизни.

Стадия проигрышей: неизбежно рано или поздно наступает момент проигрыша, а то и затянувшийся период проигрышей, когда человек оказывается «в минусе» – финансово или по ощущениям. Игроман старается побыстрее отыграться и вернуть себе радость. Он готов лгать близким и коллегам, скрывая свои проблемы, часто пренебрегает своими обязанностями и семьей, чтобы выделить время на игру. Он играет в одиночестве, хвастается прошлыми или эпизодическими выигрышами, думает только об игре, неспособен остановиться. Некоторые игроки отказываются платить долги или ищут, кто это сделает за них. Наблюдаются изменения личности – раздражительность, утомляемость, необщительность. Дома возникает тяжёлая эмоциональная обстановка, игроман занимает деньги на игру в долг. Порой совершает отчаянные, но безуспешные попытки перестать играть.

Стадия разочарования (отчаяния, безнадежности): неудачи повторяются, игрок начинает унывать и пытается спрятаться от неприятных переживаний в игре. В итоге значительно увеличивается время, которое он проводит за игрой, и размеры ставок. В тяжелых случаях игромании человек готов пойти на преступление, лишь бы снова поиграть, порой дело доходит до ареста. Действия игромана могут сопровождаться угрызениями совести, раскаянием, или же паникой, ненавистью к другим, ощущением безнадежности, уходом в себя. Семья понимает, что человек в беде, но не знает, как ему помочь. Поведение игромана постепенно становится бесконтрольным, он и сам отстраняется от людей, и его могут отвергнуть, особенно из-за агрессивности. Игромания часто сопровождается злоупотреблением алкоголем. Отношения с близкими и коллегами разрушаются, игрок теряет профессиональную и личную репутацию. Может произойти развод. Вдобавок из-за переживаний и злоупотребления играми могут начаться психосоматические болезни. Игрок легко впадает в депрессию, у него могут возникнуть мысли о суициде, он способен предпринять попытки самоубийства.

Пристрастие к игре реализуется по определенной схеме, которую В.В. Зайцев и А.Ф. Шайдулина (2003) назвали игровым циклом:

Фаза воздержания: воздержание от игры из-за отсутствия денег, давления микросоциального окружения или подавленности от очередного проигрыша.

Фаза «автоматических фантазий»: спонтанно либо под влиянием косвенных стимулов учащаются фантазии об игре, в своем воображении игроман переживает состояние азарта и предвкушение выигрыша, забывает (вытесняет) эпизоды проигрышей.

Фаза нарастания эмоционального напряжения: в зависимости от индивидуальных особенностей человека у него возникают тоскливо-подавленное настроение, раздражительность, тревога. Это настроение может усиливать приятные фантазии об игре. В ряде случаев эмоциональное напряжение не связывается человеком с игрой, оно словно касается другой сферы жизни, нередко оно замещается повышенным сексуальным влечением или интеллектуальными нагрузками.

Фаза принятия решения играть: в зависимости от степени тяжести заболевания, решение приходит одним из двух путей. При достаточно легкой игромании, на грани перехода в серьезную зависимость, человек под влиянием своих фантазий в «телеграфном стиле» планирует стратегию игры, обещающую непременный выигрыш. При средней и тяжелой степенях игрового расстройства решение играть приходит сразу после игрового эпизода, его причиной становится потребность отыграться.

Фаза вытеснения принятого решения: если игроман пытается преодолеть свою страсть к игре, ему кажется, что он постепенно подавляет свое желание играть. На деле же падает лишь степень осознания им этого желания, у него возникает «иллюзия контроля» над своим поведением, особенно если в это время улучшается экономический и социальный статус игрока. Не осознавая риска, игроман спокойно воспринимает ситуации, провоцирующие игровой срыв (большая сумма денег на руках, приём алкоголя, попытка сыграть для отдыха и т. д.).

Фаза реализации принятого решения: под влиянием провоцирующих зависимость факторов у игромана резко нарастает эмоциональное возбуждение и усиливаются фантазии о предстоящей игре. Сами зависимые люди потом говорят: «словно впал в транс», «становишься как зомби». Все возникающие разумные аргументы против игры моментально отметаются иррациональным мышлением. Игрок ложно уверен в своей способности контролировать себя. Игра не прекращается, пока не проигрываются все деньги или не истощаются эмоциональные, физические ресурсы.

Затем начинается фаза воздержания и запускается новый цикл.

Как можно преодолеть игроманию?

Лечение игромании представляет собой целый комплекс мер: просвещение, психологическую поддержку, организацию занятости, психотерапию, медикаментозное лечение, профилактику рецидивов, обучение навыкам саморегуляции, законодательные и управленческие решения.

Социальными мерами, направленными на устранение рисков зависимости, являются концентрация азартных игр в особых, не всем доступных зонах и ограничение несовершеннолетним геймерам доступа к определенных типам компьютерных игр, создание реабилитационных лагерей по принципу цифрового детокса (с полным отсутствием устройств для игры), снижение скорости интернета после определенного времени игры, внедрение в сами игры модулей, препятствующих слишком долгой игре, комендантский час на игры (Китай) и проч.

Лекарственное лечение направлено на облегчение соматоневрологических нарушений, способствует уменьшению тревожности и депрессии, снимает обострения патологического влечения к азартным играм, в том числе при отсутствии депрессивной симптоматики. При средней или тяжелой стадии заболевания с информированного согласия пациента возможна госпитализация, а при угрозе жизни она может быть и принудительной (по решению суда).

Психотерапевтическое лечение включает коррекцию поведенческих отклонений, восстановление психического здоровья и развитие навыков самоорганизации поведения для предотвращения рецидивов игромании: психологический ликбез, индивидуальные и групповые консультации, тренинги, мотивационное консультирование, когнитивная и поведенческая психотерапия, краткосрочные вмешательства по изменению образа жизни (FRAMES), обучение коммуникативным умениям и техникам осознанного внимания (дневник самомониторинга) и релаксации, терапия творческим самовыражением, многомерная семейная терапия.

Важными являются меры социальной поддержки: общение с волонтерами (специально обученными людьми, успешно преодолевшими свою зависимость) и собственная волонтерская практика, трудотерапия и терапия занятостью, оздоровительные и спортивные мероприятия, встречи и общение с различными значимыми лицами, юридическое консультирование, противорецидивные тренинги и группы анонимных игроманов, активный досуг.

Необходимой является поддержка близких людей.

Самостоятельная работа по преодолению зависимости начинается с постановки конкретной цели: не просто «меньше играть», а четкое назначение времени – «играть не более 3 часов в день». Надо заранее придумать приносящее удовольствие и способное конкурировать с игрой занятие на освободившееся время. Можно составлять подробные поэтапные планы на каждый день. Если после 3-4 самостоятельных попыток скорректировать свое поведение не получается, лучше обратиться к специалисту, для начала – к психологу.

Однако самое главное средство преодоления зависимости, включающее перестройку личности и обретение способности управлять своими страстями, – это духовная жизнь. Молитвенно общаясь с Богом, участвуя в церковных Таинствах, погружаясь в общество людей, стремящихся соблюдать заповеди, совершая добрые дела, искореняя свои грехи в покаянии, изменяя свой нрав и свое поведение, – только так, с Божией помощью, можно полностью победить игровую зависимость.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka