Картежник
Спроси любого картежника: ради чего он начинает играть? Не для того ли, чтобы чужое добро захватить, чтобы добро ближнего присвоить? А если так, то сердце его занято страстью хищения, и, следовательно, хотя и не выиграет, однако грешит против десятой заповеди Божией, которая не велит желать ничего ближнего своего – не пожелай. А когда выиграет, то и саму вещь похищает.
Итак, выиграет ли картежник, или проиграет, все равно грешит. Если выиграет, похищает чужое добро. Ежели проиграет, грешит желанием чужого добра. К тому же, сколько картежники проигравшиеся причиняют другим обиды, перечислить почти нельзя. Они никому несносны, и никакого добра, кроме зла, обществу сделать не могут.
Проигравшийся картежник обижает, во-первых, домашних своих, жену, детей, отнимая у них надлежащий достаток и их должное наследство. Если картежник – судья и приказной, то стремится к мздоимству, преступает присягу, делается изменником Богу и монарху своему, а оттого возносятся плачевные вопли к Судящему праведно, оттого последуют всякие нестроения в обществе. Делающие насилие торжествуют, насилуемые унывают и плачут. Если то будет купец, то такой к обману и несправедливости стремится.
Итак, картежник ненавидим Богом, потому что заповеди Его разрушает. Ненавидим своими домашними, так как отнимает у них надлежащий достаток. Ненавидим и всем обществом, которого он своей обидой касается.
* * *
О картежной денежной игре, которая ныне у христиан вошла в обычай и забаву.
Оба картежника желают друг у друга выиграть денег и чужим добром пользоваться, поэтому оба грешат против десятой заповеди: не пожелай, и оба перед Богом – преступники. Кто выигрывает, тот грешит и против восьмой: не кради. И так человек, хотя бы не только имение свое, но и себя самого проиграл, преступник есть перед Богом, так как имеет сердце, исполненное желанием чужого добра. Ибо Бог по сердцу или по внутреннему состоянию судит человека.
Так, не только тот блудник, убийца, вор, кто делом блудодействует, убивает, ворует, но и тот, кто хочет блудодействовать, убивать, воровать.
Каждый человек сердцем грешит или не грешит: чего на сердце у человека нет, того и на деле нет. Грех прежде в сердце у человека начинается, а потом внешне проявляется, когда человек ему соизволяет. И члены телесные – орудия сердца человеческого. Так руками похищает, бьет, убивает. Языком клевещет, злословит, ругает. Глазами на непристойное смотрит, ушами срамное слышит. Чревом объедается и упивается, ногами на худое дело ходит, прочими членами с женою смешается, и прочее. Следовательно, хотя человек через члены греха и не творит, но внутри, в сердце соизволяет греху, – все равно пред Богом грешит, ибо Бог на сердце наше смотрит и видит, что в нем делается, добро или зло, и по сердцу всякого будет судить. Рука человеческая красть, язык злословить, тело блудодействовать не будет, если сердце не захочет.
Так разумей и о картежной игре. Если сердцем не пожелаешь чужого добра, то не будешь и играть ради денег. Всякий же картежник – вор пред Богом, и как вор на суде Христовом явится, и с ворами осудится. А сколько при той пакостной игре бывает других беззаконий, как-то: хитростей, сквернословий, обманов, ссор, драк, бесчинных смехов, и сколько последует домашним проигравшегося печали, негодования, проклятий, плача, а самому проигравшемуся стыда и бесчестия, о том умолчу.