Источник

Клевета

Утешение терпящим клевету, поношения и злословия:

1. Сам Христос претерпел неповинно всякие поношения и злословия. Святое Евангелие об этом свидетельствует.

2. Святые Божии того же не избежали, как святой Давид сам о себе во псалмах свидетельствует, Моисей, пророки, апостолы и прочие.

3. То же приключается и ныне рабам Божиим: так что ты не первый, с кем это случается.

4. Праведное и неправедное поношение терпеть должно. Праведное потому, что заслужили мы сами себе это; неправедное, потому что, хотя и не виноваты в том, в чем поносят, но в другом согрешили.

5. Может быть, что сами кого-то оклеветали, осудили и о ком-то злословили, потому какою мерою мерили, такою и нам мерят (см.: Мф. 7, 2).

6. Уже иссякла любовь многих, ненависть умножилась, друг друга озлобляют, обманывают, поносят, клевещут, козни плетут. Чего более и тебе ждать в такое лютое время?

7. Прохлаждения ради, прибегай к источнику живому Божия Слова: блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5, 11).

8. Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничижается. Так дается нам злоречивый язык, как ангел сатаны, да не превозносимся (см.: 2Кор. 12, 7).

9. Утешение принимай из святых псалмов.

* * *

Оклеветание и осуждение по разным причинам происходят:

1. От гордости, ибо гордый, себя вознося и почитая, других пересуживает и уничижает; или, желая свои пороки прикрыть, других злословит, чтобы люди, слышащие о нем, думали, что он таких пороков не имеет.

2. Иногда бывают от злобы, ибо злобный человек, не имея возможности отомстить ближнему, клеветой и злословием славу его терзает.

3. Иногда от зависти, поскольку завистливый, не терпя видеть, как ближнего почитают, бесчестным именем его порочит и поносит.

4. Иногда бывает и от злой привычки, ярости, гнева и нетерпения. Корень всего этого – самолюбие и ненависть к ближнему.

* * *

Что моровой язвой зараженный человек, то и клеветник. Моровой язвой зараженный повреждает того, кто с ним общается и неосторожно поступает. Клеветник повреждает того, кто слушает его клевету.

От зараженного человека язва заразительная переходит к другому, от другого к третьему, от третьего к четвертому, и так ко всем людям, если не остерегутся. И так бывает, что многие тысячи людей от одного зараженного заражаются и погибают. Так и от клеветника один услышит клевету и другому скажет, другой третьему, третий четвертому, и так все слышат и клеветой повреждаются. И бывает, что вся страна и все государство слышит и повреждается.

Иные, слыша, осуждают того, о ком клевета носится: худо-де он сделал или делает. И так тяжко грешат, похищая себе то, что одному Христу, праведному Судии, приличествует. Он один – Судия всех. Иные к тому же беззаконному делу возбуждаются, что слышат, то и делают. Во всем этом пагубном зле клеветник, рассеиватель зла, виновен.

Итак, видишь, христианин, какое пагубное зло – клевета. Хотя нынешние христиане ничем так, как клеветой, не утешаются и не услаждаются. Что ныне на устах у людей, собравшихся вместе? То одного, то другого имя носится. О чем более разговоров у них? То об одном, то о другом бедном грешнике. Один скажет о том, другой о другом, третий о третьем, и так столько грехов и беззаконий бывает в собрании, сколько слов. Всему тому злу причиной бывает клеветник, от которого клевета началась. Клеветник вредит тому, на кого клевещет, ибо языком своим уязвляет его, как мечом, и славу его, как пес зубами одежду, терзает: он-де то и то делает. Вредит он и себе, ибо тяжко грешит. Вредит и тем, которые слушают клевету его, ибо подает им повод к клевете и осуждению, и так их приводит к тому же беззаконному делу, в котором сам находится. И как от одного зараженного человека многие люди телом заражаются и погибают, так и от одного клеветника, начальника клеветы, многие христианские души заражаются и погибают.

О необузданный язык! Сколько ты миру делаешь зла! Как ветер пожар по всему городу или селу, так и необузданный язык всякое зло по всему государству и по всему миру разносит. Один клеветник узнал – и все уже знают; один сказал – и все говорят. О, воистину лучше сто крат пасть ногами, чем языком! Малый член язык, но много зла делает (Иак. 3, 6). Двойной оградой загражден, то есть зубами и губами, но весьма удобно вырывается и выскакивает.

Христианин! Берегись клеветника, как опасаешься человека, зараженного моровой язвой, да не заразишься и не погибнешь сам от него. Клеветники обычно испытывают дела людские: что-де тот и тот делает, – и так, испытав, разносят клевету. Они друг друга знают и вместе сходятся, и то о том, то о другом друг у друга спрашивают. И так, узнав, рассеивают клевету. Таких людей, как прокаженных, берегись. Берегись и сам испытывать людские грехи – да не будешь судить и клеветать на ближнего своего. Испытание и познание чужих грехов – начало осуждения и клеветы. Отврати глаза свои от ближнего своего и обрати на себя самого. Испытывай и познавай свои грехи, и очищай их истинным покаянием и верой. Это христианское дело, к которому ты позван от Христа. Любым способом старайся хранить язык – и многих грехов избежишь.

* * *

Видим в древней истории, что язычники страшные и различные клеветы на христиан вымышляли и изобретали и всякими поносными именами их называли. Это, как можно видеть, действом дьявольским делалось, чтобы христиане от христианской веры отступали, а идолопоклонники к ней приступать боялись. Но премудростью и силой Божией рассыпался злой совет злого духа. Чем больше клевет, поношений и гонений восставлял он на христиан, тем более умножалось христиан.

* * *

Клеветник – с диаволом заодно, ибо диавол – клеветник, и от этого имя свое имеет (диавол – греческое слово и на нашем языке означает «клеветник»).

* * *

Раскидывает сети свои на нас диавол, когда восстанавливает на нас гонение, злобу, ненависть, посмеяние и насмешки от людей. Отсюда-то и бывает, что благочестивые души много страдают от любящих мир сей и слышат клевету, на языках и устах человеческих носимую, о таких грехах, каких на себе не знают. Это кознь и хитрость диавольская, чтобы человек благочестивый, таких клевет и ненависти людской не стерпев, совратился с доброго пути.

* * *

Те, которые терпят клевету и поношение, для утешения примечать должны следующее:

1. Поношение и оклеветание бывает или праведное, или ложное. Праведное, когда мы подлинно в том виноваты, в чем поносят нас, и потому достойное страждем, почему должны исправляться, чтобы поношение упразднилось и ложным стало. Ложное есть поношение, когда мы не виноваты в том, в чем нас поносят: и это поношение с радостью терпеть должно и утешаться надеждой вечной Божией милости. К тому же, хотя в том и не виноваты, в чем поносят нас, но в другом согрешили и потому терпеть должны.

2. Может быть, что сами кого оклеветали и осудили, и потому, какой мерою мерили мы, нам мерится, по словам Господним (см.: Мф. 7, 2), и чем кто согрешает, этим и мучится (Прем. 11, 17). Язык злоречивый злоречием и наказывается.

3. Когда иссякла любовь, ненависть и злоба умножилась, друг друга озлобляют, обманывают, поносят, клевещут: чего более и тебе ожидать, кроме озлобления, в такое лютое время?

4. Злоречием и клеветой смиряемся; самомнение, высокоумие фарисейское и гордость, как высокий идол, в сердце нашем низлагается. Так дается нам злоречивый язык, как ангел сатаны, пакости плоти нашей делающий, чтобы не превозносилась, но покорялась духу смирения (2Кор. 12, 7).

5. Прибегай к Святому Писанию, источнику утешения, которое везде терпение ублажает и подкрепляет.

6. Злословие и бесчестие бывает тебе к искушению сердца твоего, которым показывается, что в сердце твоем кроется: кротость или гнев, – таков бывает человек, принявший досаду, каков в сердце имеется. Этот случай тебе представляет, что в сердце твоем кроется: кротость или гнев. Если кротость в сердце имеется, легко стерпишь поношение. Если в сердце имеется злость, от поношения последует огонь ярости и желание мщения, а от злословия – злословие. И так поношение и клевета учит тебя состояние сердца своего познавать и исправлять.

7. Христос, Сын Божий, безгрешный, неповинно терпел всякие поношения и нам оставил пример, дабы мы шли по следам Его (1Петр. 2, 21). Этому образу следовали все святые. На Христа и подражателей Его святых взирай и подкрепление терпению принимай.

* * *

Между прочими скорбями и напастями, которые претерпевают христиане, немалое есть поношение и злоречие от необузданного языка беззаконных людей, которые злоречивым и ядовитым своим языком, как мечом острым и стрелами, уязвляют того, на кого нападут, по сказанному: сыны человеческие! зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч (Пс. 56, 5). И когда руганием одного насытятся, нападают на другого, и так то на том, то на другом, то на третьем языки свои, как оружие и мечи, руганием острят.

Против таких ядовитых стреляний и язв, которыми не тело, но душа наша уязвляется, прими, претерпевающая душа, следующее утешение:

1. Хотя и люди злоречивым и ядовитым языком поносят тебя и имя твое хульными терзают зубами, однако же это диавольские козни по попущению Божию. Диавол, когда видит, что человек противится ему и злому его совету не соизволяет, свирепеет на него, и чего сам не может человеку сделать, то через злых людей, как служителей своих и свое орудие, совершает.

Примечай сам, злословит ли кого истинный христианин? Никогда не видно того и не слышно. Перестает уже христианин быть христианином, когда уста свои отверзает на хулу, поношение и клевету на ближнего; ибо всякий истинный христианин страх Божий и любовь к ближнему имеет, которыми удерживается от клеветы и злоречия. Злословие же есть свойство и примета бесстрашных и беззаконных людей, находящихся под властью диавола, который их научает нападать на христианина богобоящегося и языки их изощряет на поношение и хуление его.

Это известно как из священной, так и церковной истории. Да и ныне видим, что человек, доколе со злым миром дружит, не терпит таких язвительных угрызений, а как только благодатью Божией начнет от мира убегать и Христа любить и искать, тут на него как прочие беды, так и хульные уста и языки злоречивые, как мухи на мед, нападают. И надивиться тому довольно невозможно, откуда что возьмется. Как ветер то с той, то с другой стороны подымается и обуревает и колеблет дерево, так этот бурный ветер лукавого и злобного духа то из тех, то из других злоречивых уст восстает, веет и колеблет христианскую душу. Сказывают, что море все мертвое извергает вон. То же делается и с христианином, который для мира умирает. И мир, как море, изгоняет вон умершего для мира, то есть для похотей, славолюбия, сребролюбия, гордости, сластолюбия, мщения и прочего. И, что удивительнее того, самые друзья врагами его сделаются, как говорит пророк: друзья мои и ближние мои со враждою ко мне приблизились и встали, а близкие мои вдали от меня стали; и ищущие души моей теснились, и ищущие мне зла говорили суетное, и весь день помышляли о коварстве (Пс. 37, 12–13)... Причина тому следующая: поскольку такой чуждается, и отрекается, и исходит от мира сердцем, и о горнем помышляет, а не о земном (Кол. 3, 2), и помыслами жительство свое имеет на небе, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3, 20), и о том воздыхает, желая облечься в небесное свое жилище (2Кор. 5, 2), и потому в мире сем, как странник и пришелец есть, не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего (Евр. 13, 14). Поэтому и мир его, как не своего, чуждается, ненавидит и гонит, что и Христос, знаменуя, говорит апостолам: если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 19). Этим утешайся, душа христианская, что между Христовыми рабами обретаешься, хотя и терпишь злоречивых языков клеветы и поношения, – а не между чадами мира, которые, как миролюбцы, миру любезны, как свои истинные чада.

2. Помни, что этим путем поношения и уничижения пред нами шел Сам Христос, никакого греха не сотворивший. Сколько и как тяжко хулили Его фарисейские уста, и поношения, как ядовитые стрелы, бросали на Него, Евангелие святое свидетельствует. Мало им было называть Его, Который всяким образом искал погибших, человеком, который любит есть и пить вино, другом мытарям и грешникам, самарянином, и беса имущим, и неистовым, но и льстецом, развратником называли: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю (Мф. 11, 19; Ин 8, 48; Мф. 27, 63; Лк. 23, 2), хотя Он учил их: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). И говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского (Мф. 9, 34), – о Том, Который силой Божества Своего запрещал и изгонял демонов.

Этим путем шли и святые Его. Никто из них клеветы и поношения не избежал. Сыскали чада мира и в непорочном житии, что хулить. Выдумал лживый язык, чем и беспорочных порочить. Моисей пророк, законодавец, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореева и Авиронова претерпел укорение (см.: Чис. 16, 1–3), и от прочих людей своих. Сколько на Давида святого, царя Израилева и пророка Божьего, бросали враги его ядовитых стрел от лживого языка своего, псалмы его показывают, – в которых говорится: всякий день поноси ли меня враги мои, и хвалящие меня мною клялись (Пс. 101, 9 и след.). Даниила пророка лживый язык в ров ко львам, как в гроб, ввергнул (Дан. 6, 16).

Что пострадали апостолы от всего мира, которому милость Божию проповедовали! Как прелестники, развратники и возмутители вселенной вменялись и укорялись те, которые от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольского к Царствию Божию обращали. То же познали на себе и преемники их, святители, мученики и прочие святые. Читай церковную историю, и увидишь, как никто из них не ушел от клеветы. То же и ныне святым, в мире живущим, от злого мира случается. Мир в злобе своей постоянен. Он не любит истины, которую и словом, и житием показывают святые, и всегда держится лжи и неправды, которую они обличают.

Не первый ты терпишь поношение и бесчестие. Видишь, что и святые терпели, и ныне терпят. Но и Сам Бог сколько хулится от безбожных и беззаконных людей Своих всякий день, на которых солнце Его светит, и дождь посылает, когда иные присносущное бытие Его, иные промысел Его от созданий Его отъемлют, иные неправедным, иные немилостивым Его дерзают называть; иные ропщут и негодуют на Него; другие слову Его святому не верят и так представляют Его лживым (1Ин. 5, 10), иные другие хулы изрыгают на святое и страшное имя Его! Кто же мы, которые не хотим терпеть хулы? Рабы неключимые18 и всякого поношения и бесчестия достойные!..

3. Всему будет конец. Злоречие и терпение кончится; хулящие и хулы терпящие все свое от правды Божией воспримут; хулящим хула обратится в вечное поношение и срамоту, а терпящим поношение – в вечную славу, когда люди дадут ответ не только за хулу, но и за всякое праздное слово. Праведно пред Богом – оскорбляющим вас воз дать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, и прочее (2Фес. 1, 6–7 и след.), – говорит апостол. Более себе вредят злоречивые и клеветники, нежели тому, кого хулят; ибо того имя и славу временно помрачают, свои же души губят, – в чем они сожаления достойны. Что же нам по христианской должности делать? По Христову слову, должны благословлять проклинающих нас и молиться за обижающих нас (Мф. 5, 44).

4. Когда многие клеветы, поношения и укоризны падают на тебя, и изнеможешь от злоречивых языков, как олень от псов гонимый, то беги ради прохлаждения к живому источнику Святого Писания и ищи от него прохлаждения. Там Бог не тех ублажает, которых все хвалят, но даже говорит им: горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6, 26). Но ублажает тех, которые поношение терпят от злых: блаженны вы, Когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 11–12). Кто не прохладится, необузданными языками гонимый, когда рассудит о столь великой мзде, ожидающей терпящих на небесах? Кто не утешится, столь богатое слыша обещание, и отречется всякое временное бесчестие и поругание охотно терпеть? Добрая надежда всякую умягчает скорбь, а особенно надежда вечной жизни, славы и веселья. Всякой скорби и бесчестию нынешнему, хотя и всю жизнь продолжится, концом смерть будет, но будущему веселью и славе конца не будет. Тогда забудет человек все беды и напасти, и только утешение, радость и веселье непрестанное будет иметь без конца. Как утешает кого либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше (Ис. 66, 13–14).

Скажут: «Такая награда обещается Христа ради терпящим».

Правда, но кто от нас страждет не как убийца, или как вор, или как злодей и прочее, но как Христианин, да не стыдится, но да прославляет Бога за такую участь (1Петр. 4, 15–16). Ибо и утешения сего приобщается, как соучастник в скорби и в Царствии и в терпении Иисуса Христа (Откр. 1, 9).

5. Любящим Бога все содействует ко благу (Рим. 8, 28), – говорит апостол. Им клевета и поношение в пользу милостью Божией обращается. Целомудренного Иосифа женская клевета в темницу ввергла, но так он на высокую честь вознесен и всю страну от голода спас (см.: Быт. 39 и 41). Моисей от злоречивых уст бежал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской (см.: Исх. 2, 15, 22). Но там сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыне, и слышать Бога, из купины беседующего с ним (Исх. 3, 2–7 и след.). Давиду святому много навета делал злоречивый язык, но так он к молитве возбуждался, и много богодухновенных псалмов на пользу Церкви святой сочинил...

Поэтому, уязвляемая клеветою и злоречием беззаконных людей душа, уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа (Пс. 26, 14). Уповай на Него, и Он совершит; и выведет, как свет, правду твою, и судьбу твою, как полдень (Пс. 36, 5–6). Молчи, как немой, как Давид делал: я же, как глухой, не слышал, и, как немой, не открывал уст своих. И был, как человек, не слышащий и не имеющий в устах своих ответа. Ибо на Тебя, Господи, я уповал; Ты услышишь, Господи, Боже мой (Пс. 37, 14–16).

Делай и ты так же, и Бог заговорит вместо тебя. Как отец плотский, когда видит перед собою детей, каким-либо бесчинником ругаемых, и обиду терпящих, и в молчании на отца своего взирающих, тогда, вместо них, отец их отвечает, говорит и защищает их, так и Бог, Отец Небесный, поступает с нами и с обижающими нас. Всякая обида и поношение, нам наносимое, перед Богом, как вездесущим и все видящим, делается. Когда видит Он, что мы, обижаемые и поношаемые, терпим, молчим и на Него одного взираем, и передаем это дело суду Его праведному, говоря с пророком: Ты услышишь, Господи, Боже мой, тогда Он вместо нас заговорит, заступится, и защитит нас, и смирит восстающих на нас. Так делал Давид святой, который во всяких напастях к единому Богу прибегал, и на Него взирал, и помощи и защиты у Него искал, как из псалмов его можешь видеть. Последуй и ты пророку этому и, затворив уста, молчи – да заговорит Сам Бог вместо тебя. Когда так в молчании пребудешь постоянно, то поношение и уничижение людей не иное что, как похвалу и славу у Бога исходатайствует тебе. Весь свет как ничто перед Богом, так и уничижение всего света, не только некоторых злоречивых, как ничто перед славою, которую Бог верному Своему рабу подает. Не тот блажен, кого люди, неправедные судьи, хвалят, но тот, кого Бог святой и праведный похвалит; так же и окаянен не тот, кого люди уничижают, но кого Бог уничижает.

* * *

Чужие пороки и грехи испытывать берегись, ибо это ведет человека к осуждению и клевете. Смотри на самого себя и познавай себя, то есть свои страсти и грехи, и очищай их покаянием и молитвой. Такое испытание полезно монаху, как и всякому христианину.

* * *

Терпишь клевету тяжкую, как слышу. Прими по силе моей утешение.

1. Без Бога ничего нам не бывает, потому и язык злоречивый нападает на нас попущением Божиим. Терпи же, что Бог посылает. Бог слышит клевету и твою совесть знает.

2. Тем утешайся, что ложно терпишь. Совесть чистая – это великое утешение. Лучше от единой совести утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели от совести обличаться, хотя и весь свет хвалит. Я так избираю себе: пусть меня все хулят, только бы меня совесть хвалила. Этот свидетель верный солгать не может: что видит, то и говорит, и чего не видит, молчит и один против тысячи клеветников стоит, и за нас борется, и защищает, и утешает, и клеветникам в свое время уста заградит, и тогда покрывает их срам.

3. Ты имеешь много в этом бедствии товарищей: святые Божии много клеветы претерпели, и ныне много таких можно найти, которые тоже терпят. Итак, не ты же один это терпишь, а многие этим путем пришли, и сделали его для нас гладким, и нас за собою зовут тем же путем идти. Пойдем же за ними, и с ними вместе прославим Искупившего нас Иисуса Христа. О Иисусе! Привлеки за Собою и святыми Твоими нас, немощных и унылых.

4. Поразмысли и рассмотри совесть твою: не язвил ли кого и ты языком своим? Если это было, то клевета клеветою и казнится, и потому терпи благодарно, что грех здесь наказывается, чтобы там тебе, согрешившему, помилованным быть. Судимы, наказываемся от Господа, что бы не быть осужденными с миром (1Кор. 11, 32), – говорит апостол. Накажи нас, Господи, здесь и помилуй там!

5. Видишь, как Бог милостью Своею обращает нам в добро то, что сатана и люди злые замышляют нам во зло. Будь же ныне спокоен и утешайся, и забудь всю суету.

6. Учись из этого не верить клевете других, которые на людей клевещут. Как ты напрасно слышишь о себе клевету, так и те, о которых худые слухи проносятся, часто напрасно слышат, не зная за собою того, в чем порочат их. Благодари за это Господа с пророком: благо мне, что Ты смирил меня (Пс. 118, 71).

* * *

18

Неключимый – непотребный, негодный, неспособный, бесполезный.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle