<span class=bg_bpub_book_author>Валентина Киденко</span> <br>Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Валентина Киденко
Карты и их символика: в чем духовная угроза?

(26 голосов4.8 из 5)

Виртуальные игры и развлечения вытеснили собой многие русские игры. Забыты городки и лапта. Но игральные карты из детско-подростковой жизни окончательно не ушли. Чем опасны карты и правда ли, что символика мастей кощунственна – несет скрытые оккультные смыслы?

Предположение – не факт

Любой здравомыслящий родитель против игры на деньги и понимает вред нездорового азарта для детской психики. Но не каждый подозревает в ней более серьезные духовные опасности. Грешно ли играть в карты не на деньги? Да, однозначно грешно. Но вот о том, почему карты связаны с грехом, и о символике игральных карт есть много разнообразных мнений в православном сегменте интернета.

745641 1 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?
Илл.: Александр Янин, dianov-art.ru

Заметим, что общецерковной точки зрения на вопросы, связанные с символикой карт, нет – тема никогда не выносилась на обсуждение Межсоборного присутствия, ни тем более на Соборы, что вполне объяснимо – не тот масштаб проблемы.

Протоиерей Игорь ФОМИН на сайте журнала «Фома» высказывает такую точку зрения: «Дело в том, что карты имеют очень глубокую антихристианскую символику. Обратите внимание на карточные масти. Все они изображают евангельские символы, но как бы глумясь над ними. Трефы – крест, на котором был распят Иисус Христос. Пики – копье, которым Он был прободен. Черви – губку с уксусом, которую поднесли умирающему на кресте Спасителю, чтобы напоить Его. Бубны – четырехгранные гвозди, которыми были прибиты к кресту руки и ноги Христа».

Делясь мнением, батюшка не ссылается на какие-либо источники информации по данному вопросу. Кто обнаружил связь этих символов, научно установил, фактически подтвердил это артефактами? Ни имен, ни дат, ни мнений авторитетных ученых на этот счет нет.

А ведь, чтобы точно расшифровать символику карт и подтвердить догадки, необходимо иметь какие-либо документальные свидетельства ее происхождения.

В большинстве своем безымянные авторы многочисленных статей на приходских сайтах, опираются на это предположение как на факт, но тоже не дают убедительных примеров. Их статьи пестрят «говорящими» и устрашающими иллюстрациями карт всех эпох и народов с чашами, полными крови, человеческими черепами и прочей пугающей атрибутикой. Все эти атрибуты характерны для Европы эпохи Просвещения, особенно склонной к оккультизму и мистицизму.

Глумление над евангельскими Страстями Христовыми и Святыми Христовыми Тайнами, конечно, заставляет содрогнуться любое христианское сердце. Но, рассуждая с духовной точки зрения, постараемся понять, имеет ли оно место в действительности? Единственное, что приводится в доказательство такой несколько прямолинейной и грубоватой интерпретации – это фрески всего ОДНОГО старинного храма доиконоборческого периода. В турецком городе Демра (бывших Мирах Ликийских) существует храм святителя Николая, где, по мнению не назвавшегося автора статьи сайта «Храм Предтеча.ру», есть изображения, похожие на карточные масти. Просмотрев фотографии, можно убедиться – то, что запечатлено на них, напоминает масти карт лишь отдаленно. Символы в большей степени похожи на элементы растительного и геометрического орнамента, распространенного в мире и одинаково свойственного разным культурам. Увы, больше догадки о «жидомассонских» или «сатанинских» корнях символики подтвердить нечем.

Символ живет в контексте

Маскарад
Илл.: Илья Глазунов, glazunov.ru

Чтобы наши выводы стали понятнее, придется слегка углубиться в науку. Свойства знаков и знаковых систем изучает отдельная дисциплина – семиотика. Упрощая определение Юрия Лотмана, определим ее как науку о знаках, используемых для общения.

Согласно ей, значение символов изменчиво – оно во многом зависит от нашего восприятия, от культуры, воспитания и многих других изменчивых вещей.

По Ю. Лотману, знак немыслим без контекста и интерпретации. Так что без участия нашего оценивающего взгляда сам по себе символ не несет никакой нагрузки. Возможно, оккультисты в своих ритуалах и придают мастям именно такой смысл, но судить об этом бездоказательно мы не можем.

К слову, в повседневной жизни «карточный» контекст и его интерпретация нашим сознанием совершенно другие – в наши дни мы ассоциируем карты, скорее, с миром, нарисованным в стихах и песнях Владимира Высоцкого – миром общества с низкой культурой. Мы олицетворяем карты с социальным дном, с преступным или околопреступным миром, с забегаловками, злачными местами, казино – а вовсе не с подпольным сборищем сатанистов-оккультистов.

Очевидно, что мало кто воспринимает сегодня карты в значении кощунственно-евангельских символов, понимая при этом, что в самой этой игре ничего хорошего нет.

К примеру, никто еще не додумался объявить кощунством логотип одной мобильной компании – перевернутый, как «негатив», образ красного пасхального яйца (белое яйцо на красном фоне). А образ креста при желании легко можно обнаружить и в германской свастике, и в древних языческих, мусульманских орнаментах, и в оконном проеме, и в перекрестке дорог, и в строении человеческого скелета, и так далее.

Родом из Европы

Марианна Владимировна ВерёвкинаОбращаясь к истории, узнаем, что аналоги современных карт существовали на Древнем Востоке, в Персии и Индии, в Египте и Китае, в Древнем Израиле. Предположительно, оттуда они были занесены крестоносцами и прижились сначала в Италии, где у них было гораздо больше мастей и разнообразнее колода (латинский вариант), а затем в западноевропейском мире.

Сначала в Европе карты были игрой солдат и простого народа и не раз подпадали под запрет. За них показательно секли и даже казнили. Затем они перешли в королевские покои и надолго стали дворянской аристократической игрой.

К слову, они появились в Европе почти в современном виде, там они и набрали наибольшую популярность в эпоху Просвещения. В начале 17 века завезенные к нам из Франции через Польшу и Германию, карты оказались в России. Смекалистые русские кулибины упростили 54-ти карточную колоду французов до 36 карт, начав отсчет с шестерок.

В середине 19 века карты полностью приобрели привычный сегодня облик – симметрию верхнего и нижнего рисунка, скругленные углы и другие характерные детали.

Прощай, оружие!

Обращаясь к истории мастей, можно убедиться, что их символика идет из глубины веков и напрямую связана с рыцарством и куртуазной эпохой.Игра в карты

Возможно, именно она увела благородных господ с ристалищ и усадила их в уютные кабинеты за ломберные столы. Оружейная тема не чужда картам, игра в которые – это умственный поединок, пришедший на смену рыцарским турнирам: так копье переродилось в пики, герб – в бубны, меч – в трефы, а щит – в черви. Трефы также обозначали королевский геральдический атрибут – трехлистный клевер.

В латинской колоде было немного иначе: в ней в качестве мастей присутствовали многоугольные монеты-пентакли, чаши, палицы, отсылающие нас к папской власти и различиям сословий: духовного, королевского, аристократического и торгового.

Интересен дословный перевод названий мастей в разных странах Европы. У французов это трилистники, сердца, плиты мостовой и копья. У итальянцев – пики, цветы, квадраты и сердца, у испанцев – мечи, дубинки, кубки, монеты, у немцев и англичан – дубинки, сердца, лопаты и бриллианты. А кое-где в Германии масти по старинке именуют как желуди, бубенцы, листья, сердца.

Особой же оригинальностью отличились швейцарцы, называвшие масти карт розами, жёлудями, бубенцами и щитами. Всё это – популярная атрибутика европейского куртуазного Средневековья и последующей эпохи Возрождения, и ни полслова, ни намека на Страсти Христовы.

Сами картежные персонажи весьма условны, их состав изменчив – так, карточные королевы присутствуют не во всех национальных колодах, а в некоторых из них количество слуг-валетов у королей гораздо больше. Первоначально королей и королев ассоциировали с конкретными историческими персонажами – известными современными правителями и царями Ветхого Завета, высокородными дамами и библейскими героинями. Но постепенно фигуры стали максимально обобщенными.

Русский след

С новой опасной азартной игрой на Руси не единожды пытались бороться. Царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший был глубоко религиозен, смиренен и благочестив, что, кстати, помогало ему бороться со вспышками гнева.

Православный государь старался противостоять заморской духовной заразе. Подписанное им Уложение 1649 года разрешало властям жестоко расправляться с картежниками, как с ворами – то есть отрубать руки и немилосердно бить. Указ 1696 года разрешал обыск азартных игроков – «и у кого карты вынут, бить кнутом».

В следующий раз законодательно ограничить карточную игру в России пытались в 1717 году с помощью штрафов. Еще через 16 лет наказание ужесточили – упорных игроков, не раз замеченных за картежным столом, ждала тюрьма и батоги.

Преферанс

Петр Первый не жаловал карт, хотя и активно завозил их кораблями из Европы, следуя моде на все европейское. Окончательно прижились карты при Екатерине ΙΙ. Вслед за сочинениями вольнодумцев эпохи просвещения мода на карты с ее легкой монаршей руки перекочевала в Россию и стала неотъемлемой частью аристократической придворной культуры. В последующие века умение составить партию было таким же необходимым атрибутом светского человека, как его манеры, начитанность, речь, знание языков, соответствующий моде внешний облик, умение танцевать и делать комплименты.

Живописец-академист Адольф Шарлеман создал традиционные для России «Атласные карты» в середине 19 века. Автор эскизов не сильно отошел от вида французской карточной колоды. Также были популярны англо-американский шаблон карт руанского происхождения и парижский шаблон.

Метафора судьбы

Пиковая дамаВ преступном мире и сегодня картежная игра – метафора судьбы, и это не случайность.

Когда-то карты вершили судьбы в России и Европе. С их помощью ткались дворцовые интриги, выяснялись дипломатические отношения, денежные и семейные споры.

Карточные игры в позапрошлом столетии были повсеместно популярными, но четко разделялись на коммерческие и азартные, то есть вполне приличные и неприличные, осуждаемые. В 19 веке в России дворяне разорялись, проигрывали целые деревни и даже своих жен, убивали друг друга на дуэлях из-за споров у карточного стола.

Тогда же пышным цветом расцвели масонские, кабалистические и прочие мистические течения, где не обходилось без специальных гадательных колод и игральных карт, и где они, возможно, и приобретали значение сакральных символов.

К слову, в храмах обеих столиц, особенно северной, до сих пор можно встретить разнообразную символику вольных каменщиков, поскольку многие из них строили русские архитекторы западного происхождения или их западные коллеги.

Это действующие соборы и храмы, где и сейчас совершается литургия. Вот где, действительно, на взгляд многих православных людей, имеет место кощунство. Но факт остается фактом: масонские символы в орнаментах фресок, потолков и пола питерских соборов – это уже часть нашей культуры и истории. Словом, в позапрошлом веке карточные игры и мистические манипуляции давали многочисленные злые всходы.

Мир наоборот

Пушкин, Лермонтов, Достоевский и другие писатели не обошли в своих произведениях тему игры карт. На память сразу приходят «Пиковая дама», «Маскарад», «Фаталист», «Игрок». Почему же карточная игра была такой значимой для людей того времени и отразилась в художественных текстах?

Как считает известный литературовед Юрий Лотман, карты – это культурная реалия. В русской литературе» карточная игра выступает ни много ни мало как модель бытия, в котором правят хаос и торжество случайностей. Книги на эту тему породили в обществе своего рода философию. Лучшие умы Отечества всерьез размышляли «над ролью случая, фатумом, противоречием между железными законами внешнего мира и жаждой личного успеха, самоутверждения, игрой личности с обстоятельствами, историей». Они ломали головы над вопросом: чем все-таки определяется выигрыш: расчетом или случаем? 11934 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Советский литературовед неожиданно точно оценивает греховную природу картежного мира и его системы координат, из которой вычеркнуты Бог и нравственность. Герою «Пиковой дамы» Пушкина мир кажется игрой, которой он способен виртуозно управлять, манипулируя людьми.

Игрок желает выиграть все, рискуя при этом всего лишиться. Он получает прогноз будущего (некое гадательное предсказание), его линия поведения программируется, сам он при этом думает, что что-то решает, хотя правят им темные силы и его собственные страсти. «Господин» своей судьбы на деле оказывается рабом.

«В самой природе карт заложено двоемирие, – пишет Лотман, – они – простые знаки, «ходы» в игре, и имеют смысл в гадательной системе…Случайное выпадание карт превращается в некий текст, автором которого является судьба».

В азартном картежном мире игрок ищет стратегию, скрывая ее от противника. Только вдумайтесь: ближний становится для него врагом. Игра – это конфликт, ее цель – успех и превосходство, но оно достанется лишь одному. В итоге получается игра не с партнером, а с самим случаем, который становится своего рода зловещим божеством. Происходит подмена истинного Бога мнимым, а истинная вера подменяется фатализмом.

С точки зрения веры, с героями произведений происходит явное искушение гордыней и себялюбием. Увиденный через призму карт мир начинает двоиться – герой оказывается перед дилеммой выигрыша и проигрыша, игры и гадания, двух реальностей – мира повседневного и потустороннего. Герой сбит с толку, растерян, потерялся в жизни, утратив все ее ориентиры. Его захватил хаос, рассудок мутится, душа гибнет под напором жуткого, демонического, потустороннего, стихийного. Этой иррациональной и мощной силе он не может противостоять в одиночку, а опереться не на Кого – Бога у него нет. Так он оказывается во власти зла.

В литературу эта духовно опасная философия пришла из реальной жизни. Как считает литературовед, в петербургский, императорский период русской истории «…грандиозные состояния создавались мгновенно, в зависимости от скачков счастья, в сферах, весьма далеких от экономики. Причудливое перемещение богатств невольно напоминало перемещение золота и ассигнаций на зеленом сукне во время игры».

У Федора Достоевского «рулетка – это игра по преимуществу русская», основанная на стремлении «в один час» «всю судьбу изменить». Так завезенная из Европы игра причудливо совпала с нашим менталитетом, извратив и развратив его.

Лицо святой сохранилось… на картах?

Интересно, что фразеологизм «палка о двух концах» применим и к картам. Однажды они все-таки послужили добру. В безбожное время они сохранили для нас…лицо святой.

Забежим вперед. В советские годы было опробовано много различных картежных колод. Были среди них и откровенные инструменты пропаганды, и антирелигиозные карты, на которых изображалось духовенство, а позади нарисованных фигур – «побуждающие к вере» приземленные мотивы. Но ни одна из таких колод не пользовалась популярностью и в народе не прижилась. А полюбилась русским людям и стала самой распространенной в СССР совсем другая колода, дошедшая до наших дней под названием «Русский стиль».

Card russian style 6 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Колода эта была еще дореволюционной. Ее история такова. На известном ПОСЛЕДНЕМ имперском балу 1903 года члены Царской Семьи и придворные были наряжены в уникальные по красоте и стилю стилизованные русские костюмы. Автор многих эскизов – Сергей Головко, исполнители – известнейшие портные, в том числе мастерская небезызвестной Надежды Ламановой.

На балу было отснято множество фотографий высочайших особ в русских народных нарядах. Они и послужили основой для создания колоды карт к 300-летию Дома Романовых. Очевидно, как и открытки с портретами Семьи, новые карты должны были пробудить народную симпатию к царственным особам и послужить популяризации имперской власти, став для простых людей любимым сувениром. И вот в 1911 году немецкий мастер фабрики «Дондорф» разработал эскизы карт.

В стиле романтичной русской старины им были выполнены атрибуты мастей – щиты, оружие, доспехи. Прототипом бубнового валета стал великий князь Андрей Владимирович, бубновой дамы – фрейлина обеих императриц графиня Александра Толстая. Червовой дамой была выбрана княгиня Ксения Александровна, а трефовой – Елизавета Федоровна Романова, впоследствии – святая новомученица и исповедница Российская.

Card russian style 1 1 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

На обороте карт был изображен герб России – двухглавый орел. Конечно, изображения не имели точнейшего портретного сходства с прототипами, но если сопоставить картинку и фото, можно увидеть – сходство есть. В 1913 году карты были отпечатаны на Александровской мануфактуре Санкт-Петербурга прямо к праздничной дате.

Дальше – интереснее. После революции мануфактуру закрыли, но уже в 1923 году она снова работала. Рисовать новые эскизы для карт и изготавливать формы для оттиска поленились, да и дорого, вот и стали печатать карты для народа по старым шаблонам.

В послевоенное время советский художник Ю. Иванов точь-в-точь перерисовал старые карты, адаптировав их для офсетной печати. Таким образом, лица Романовых и их приближенных, в том числе лицо святой Елизаветы не канули в небытие, а сохранялись на игральных картах весь ХХ век. Но этот случай – пожалуй, единственное и удивительное исключение.

Зло с традициями

Обобщая сказанное, согласимся с авторитетным мнением большинства священников – карты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО несут духовную угрозу. Но искать ее, очевидно, нужно не на поверхности, не во внешних проявлениях – мастях и картинках, а на более глубоком СМЫСЛОВОМ уровне. На уровне веры.

Игра в карты отрицает и преступает две основные заповеди Нового Завета – возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего как самого себя. Они подменяют любящего и промышляющего о человеке Бога бесовским «божком» – слепым случаем, а любовь к ближнему обращают в ее противоположность – ненависть, конкуренцию. Ближний становится противником, а принцип игры – выиграть, обмануть, обойти, победить в интеллектуальном поединке любой ценой – утверждает самость и гордыню. Все эти смысловые подмены, по сути, являются сатанинскими: дьявол – отец всякой лжи.

Духовно опасно и то, что понятия и идеалы – случай, удача, судьба успешность, конкуренция – из картежной игры перекочевали в бизнес и другие сферы жизни, в том числе образование, воспитание, медицину, искусство, что само по себе духовно опасно.

Игра в картыСтоит признать, что в наши дни карты растеряли свой авторитет, а вместе с ним не такими явными стали и духовные угрозы. Популярность карточных игр у нового поколения становится все меньше. Пожалуй, теперь они, в большей степени, инструмент безделия, праздности, нежели гордыни, себялюбия, кощунства.

Заложенные в них принципы, в том числе двоичная система кодов, давно перешли в компьютерные технологии. Развитая с их помощью психология конкурентной борьбы тоже находит себе применение в других сферах жизни. Зло совершенствуется, не отстает от прогресса.

Поэтому дурную инициативу азартной игры сегодня перехватили «продвинутые» «внуки» и «правнуки» карт – компьютерные «стрелялки». «Внуки» шагнули гораздо дальше своих «дедов», развивая гораздо более опасную зависимость и прочнее улавливая юные души.

Продолжая злую «семейную» традицию, они учат наших детей преступать те же две главные заповеди – вычеркивать из своей жизни Бога и обесценивать человеческую жизнь. Так давайте не дадим им в этом преуспеть!

Валентина Киденко

Комментировать

25 комментариев

  • Carry, 20.06.2019

    Здравствуйте. Статья мне очень даже понравилась, так как подается большое количество интересной информации, которую нелегко найти в таком общем и лаконичном виде, а глубина изучения вопроса автором очевидна. Однако, когда автор отступает от относительно объективного повествования и высказывает свое личное и откровенно неприязное отношение к картам, что якобы духовно опасны и богохульны, напрашивается вопрос: а в картах ли проблема? Не задумывались ли вы, что сами по себе карточные игры не несут какой либо угрозы, а вся проблема заключается именно в человеческом восприятии, ведь любая вещь приобретает исключительно то значение, коим мы ее наделяем? То, что люди извращаются, является результатом качеств, заложенных в самих людях , а уж никак не зла, что сидит в карточной колоде и ждет когда прийдет его следущая жертва.

    Ответить »
    • Valentina, 21.06.2019

      Спасибо за отзыв. Если статья понравилась, просим перечитать. Главный акцент как раз на том, что беда не в картах, а в человеческих страстях. С ними и нужно бороться, каждому — со своими.

      Ответить »
  • Андрей, 14.07.2019

    Вреда от карт нет.Но вот когда появляются деньги,то вот это уже грех.Играть можно по-дружески,разговоривая о проблемах,дружбе.Какая при этом озлобленность?Какое богохульство?Если это помогает сблизится группе людей.

    Ответить »
    • Valentina, 15.07.2019

      Андрей, вчитайтесь, пожалуйста, получше в статью. Речь идет о страстях, а не о богохульстве и озлобленности.

      Ответить »
      • Антон, 28.02.2020

        Богохульство и есть итог страстей.

        Ответить »
  • Екатерина, 16.01.2020

    Я все детство играла с бабушкой и дедом в карты, в «66», это была уютная вечерняя традиция выходного дня, когда я у них гостила и у меня об этих моментах остались самые тёплые воспоминания. Причём колода была та самая, о которой в статье говорится и лица воспринимались уже как родные… В этой игре надо думать, и даже если мы и хитрили, бывало, это все было шутя, с любовью… Со старшим сыном тоже играли, и эти моменты сближали. А вот с дочерью — уже нет. Стала воцерковляться, услышала, что грех, и, хотя было очень грустно от этого, карты из дома убрали. А сейчас, честно, жалею! Может, я и не права, но их другие игры заменить не смогли, не так интересно. Не понимаю, чем карты хуже домино, лото, бродилок с кубиком. Тоже может быть и азарт, и обман, ну и конечно конкуренция. На все нужна мера и разумение.

    И про символику очень сомнительно, похоже, что за уши притянуто, что собственно, и из этой статьи следует… Приходит мысль, что это снова враг рода человеческого старается, фантомами нас от главных опасностей отвлекает

    Ответить »
    • Valentina, 16.01.2020

      Екатерина, спасибо за Ваше мнение. Действительно — вред карт, очевидно, не в символике, ведь символы меняются и со временем теряют значение. Вред — в тех грехах, которые напрямую связаны с игрой и азартом, с желанием лидировать любой ценой.

      Ответить »
      • Антон, 28.02.2020

        Шахматы и шашки тоже вроде как отчасти учат лидерству и победе, и их также весьма ошибочно можно отнести к якобы «плохим играм». И в этом нет ничего плохого, если в этом нет греховного стремляния. Лидерство — далеко не всегда есть грех, все зависит от конкрентных целей и причин, а не от самого лидерства, тем более спортивного, которое скорее приучает к умению довиваться решения поставленных задач, состязаться и развивать навыки упорства, которые часто необходимы в жизни, в том числе и для достижения благих целей. Многое зависит от конкретных причин, целей, настроя.

        Но называть любые состязания грехом-это ошибочно и сродни суеверию. Любите Бога и людей в реальной жизни и относитесь к играм как к контрольным работам и спортивным соревнованиям, понимая, что это не совсем и не всегда то же самое, что стремление к реальному лидерству в реальной жизни, и то, даже реальное лидерство-не всегда есть что-то плохое.

        PS: Да и двоичные коды, о которых упоминалось в статье-никакого отношения к злу не имеют. Это всего лишь математическое абстрактное предстваления логики:да-нет, либо истина-ложь(не имеется ввиду обман какой-то целенаправленный в реальности), а реальная логика жизни и системы, наблюдаемая как бы со стороны, которая существует и имеет смысл, и на все Божия Воля. Это система расчетов.

        С Богом!

        Ответить »
        • Игорь, 10.11.2020

          «Шахматы и шашки тоже вроде как отчасти учат лидерству и победе, и их также весьма ошибочно можно отнести к якобы «плохим играм». И в этом нет ничего плохого, если в этом нет греховного стремления».
          Увы, но это все напрасная потеря времени — эти шахматы и шашки… А временем нужно дорожить, как учит нас Ап. Павел.

          Ответить »
  • Антон, 28.02.2020

    Вы пишете:

    ////»Увиденный через призму карт мир начинает двоиться – герой оказывается перед дилеммой выигрыша и проигрыша, игры и гадания, двух реальностей – мира повседневного и потустороннего. Герой сбит с толку, растерян, потерялся в жизни, утратив все ее ориентиры. Его захватил хаос, рассудок мутится, душа гибнет под напором жуткого, демонического, потустороннего, стихийного. Этой иррациональной и мощной силе он не может противостоять в одиночку, а опереться не на Кого – Бога у него нет. Так он оказывается во власти зла.»////

    ———

    Но если человек в здравом уме и различает абстрактную игру(которая отчасти кстати тренирует логику и навыки состязания, порой необходимы в жизни и далеко не только для достижения обязательной победы над кем-то, захвата личного лидерства итд, но для решения многих сложных и упорных задач, в том числе в деле защиты родины, защиты семьи, родных и друзей) где человек не может игру отличить от реальности и отличить состязание от реальной борьбы за власть и деньги например-то это уже проблема несколько иного толка, это скорее относится к вопросу непонимания или даже неумения отделять реальность. А если человек Верит в Бога и у него есть на Кого опереться, но он при этом четко и недвусмысленно понимает разницу между игрой и реальностью. То ваша логика сразу ломается. С Божией Помощью все возможно.

    А вот всевозможные суеверия-это действительно зло.

    Ответить »
    • Valentina, 02.03.2020

      Дорогой Антон, речь в цитате идет именно о конкретном герое. Вы вырвали из контекста. Перечитайте, пожалуйста, свой отзыв. Хорошо, что статья вызвала такой эмоциональный отклик — значит, нужная и полезная!

      Ответить »
  • Evgenia Gladkova, 04.04.2020

    Интересно, а как тогда объяснить присутствие чёткого изображения всех карточных мастей на мозаике с изображением Богородицы на апсиде храма Святой Софии Константинопольской?

    Ответить »
  • Gennadich, 06.10.2020

    Лет двадцать назад был тесно связан с картами, точнее, с игорным бизнесом. Не однократно доводилось видеть, как карты и рулетка рушили судьбы. Игроки из нормальных порядочных людей со временем превращались… Не приемлемо даже такое описывать. Было несколько летальных случаев. Видел, как представители крупного бизнеса, такие как владельцы сети АЗС, заводов, судовладельцы и прочие акулы бизнеса теряли все, заканчивали таксистами, пускались в бега, переживали по восемь инфарктов.
    Сказать, что это из за денег… Вся наша жизнь построена на денежных отношениях, и эти люди явно не нуждались. Однозначно не верю в безобидную игру в карты. Разве что, всему бывает безобидное начало. Карточная игра — это адреналиновая дверь, такая же как и бутылка со спиртным, наркотик в шприце или пистолет в руках. Какая разница, откуда взялась бутылка и какой она формы, какая на ней этикетка? Вся суть в результате ее употребления. То же самое и с игрой в карты. Очень хорошее произведение Ф.М. Достоевского «Игрок». Рекомендую!

    Ответить »
    • Valentina, 06.10.2020

      Gennadich, спасибо за подробный и мудрый отзыв. Рады, что вы нас читаете.
      Вы описали, как мимолетное увлечение перерастает в страсть, а всякая страсть греховна и разрушительна.

      Ответить »
      • Gennadich, 06.10.2020

        Хочется добавить, что и сам играл. Игра — это та дверь, через которую попадаешь в совершенно другое восприятие реальности. Страсти, о которых даже не подозревал раньше и которые в обыденной жизни никак себя не проявляли, тут же обволакивают тебя и становятся новым твоим естеством. И вот ты уже мыслишь совсем другим форматом. Трезвого ума, в том смысле каким мы его привыкли понимать, уже нет. Об этом нужно писать отдельно. Все происходит вроде как тут, наяву , но уже потом, после всего ,понимаешь, что был словно в другом измерении. В этом-то и беда!
        После шести лет такого опыта я увидел у игорного стола непонятное существо с невероятно злыми глазами, которое смотрело прямо на меня, от чего я ощущал полное безволие от сковавшего меня ужаса. Как вам безобидная игра в карты? Думал, усталость, недосыпание или расстройство какое-нибудь, но через пару дней при тех же обстоятельствах там же видел ещё одну особь, наблюдающую за происходящим, словно надзиратель наблюдает за рабами. После этого навсегда отпало желание играть в карты. Живу совсем другой жизнью. Знаю цену грехам, а точнее, их искуплению. Слава Богу за все! Очень надеюсь, что мой отзыв будет полезен.

        Ответить »
        • Valentina, 07.10.2020

          Дорогой Gennadich, благодарим за смелость, вы очень глубоко и искренне рассказали об этой беде, как говорится, изнутри. Хорошо, что с Божьей помощью вы преодолели эту зависимость и ваша жизнь сейчас изменилась. Но описанный вами опыт действительно очень горек и страшен. Спасибо, что написали. Может, кого-то это убережет от ошибок и опрометчивых шагов.

          Ответить »
          • Gennadich, 21.10.2020

            В том то и дело,что чужой опыт никому не интересен! Для людей это просто байки. Все всё знают,поняли эту жизнь и поглядывают друг на друга свысока. Выбирает каждый сам и испивает свою чашу. И никто даже не догадывается,что зло уже заинтересовалось ним.

  • Gennadich, 06.10.2020

    Очень хорошая и полезная статья! Автору низкий поклон. Спаси Господь!

    Ответить »
    • Valentina, 07.10.2020

      Gennadich, мы всегда рады вдумчивым и внимательным читателям. Заходите еще, у нас много статей по актуальным темам

      Ответить »
  • Татьяна, 17.02.2021

    «Ближний становится противником, а принцип игры — выиграть, обойти, победить»…Тогда и спорт грех,там вообще ближний — враг,по вашему. А различные олимпиады, математические например, тоже можно отнести туда же. Карты не люблю и не играю, но мне кажется, что сама суть этого вопроса в том, как именно человек играет, с какой целью? На деньги? — да, это грех. А если просто, как весёлая игра в семейном кругу, не думаю, что это страшно. Вот полезно ли, это вопрос. Как сказал апостол Павел»Все мне позволительно, но не все полезно, всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мной».

    Ответить »
    • Valentina, 18.02.2021

      Татьяна, спасибо за отзыв, но Вы выдергиваете из контекста. Нет, речь как раз не о том, что соревновательность — плохо. Речь о злоупотреблениях. О том,как азарт становится страстью. Раньше в карты не только жен, но и целые деревни крестьян проигрывали. И сейчас, бывает, люди теряют многое. А главное, чувство реальности, когда желание выиграть перевешивает все.

      Ответить »
  • Николай, 16.05.2021

    Зачем писать про изображение святой Елизаветы на картах? Как они добро этим сделали? Уберите это, пожалуйста.
    А так статья очень полезная, спасибо

    Ответить »
    • Valentina, 19.05.2021

      Николай, спасибо за отзыв. Упоминание о глубоко и трепетно почитаемой мной святой Елизавете Федоровне — всего лишь способ показать, как неоднозначны вещи и явления, нас окружающие, а вовсе не способ очернить святую. Это исторический факт, в котором нет кощунства.
      С уважением — автор статьи.

      Ответить »
  • n-mushkaryovayandex-ru, 21.05.2022

    Понимаю, что статья давняя. Ну а как тогда все остальные настольные игры? Для меня в детстве эти игры с папой, который научил играть и в бридж, и в преферанс, были просто совместным досугом. И хорошим развитием счета в уме и эмпатии, психологии. Сейчас дети и взрослые играют в каркассон, в эволюцию, бастион, звёздные империи и прочее. И это лучше, чем когда каждый смотрит в свой гаджет, я думаю. Поэтому к картам моё отношение смягчилось, первые 20 лет после воцерковления в них дома не играли.

    Ответить »