Еврейский язык

Литература по теме

Древнеевре́йский язык – один из языков семитской языковой семьи, на котором написана большая часть Ветхого Завета, кроме некоторых неканонических книг. В Священном Писании древнееврейский язык называется שְׂפַת כְּנַעַן (сэфа́т кена́ан) – «язык Ханаана» (Ис.19:18) или «иудейский» (4Цар.18:26) יְהוּדִית (йэhуди́т), по согласованию с подразумеваемым словом שָׂפָה (сафа́) или לָשׁוֹן (лашо́н) – «язык». В постбиблейскую эпоху древнееврейский язык обозначался как לְשׁוֹן הַקֹּדֶש (лэшо́н hакко́дэш) – «священный язык» или словом עִבְרִית (иври́т) – «еврейский (язык)». Иногда древнееврейский язык называют также библейским ивритом. Наименование «еврейский язык» в советскую эпоху чаще ассоциировалось с и́дишем – разговорным языком восточноевропейских евреев, который принадлежит к германской языковой группе. Собирательный же термин «еврейские языки» обычно относится ко всей совокупности языков и диалектов, которыми пользовались евреи за последние две с половиной тысячи лет (идиш, ладино, грузинско-еврейский язык, язык горских евреев и др.)

Письменность

Древнейшей формой письма, с помощью которой записывались тексты на древнееврейском языке, является так называемый палеоеврейский алфавит, сходный по начертанию с финикийским. После возвращения из вавилонского плена, примерно в V веке до Рождества Христова, евреи заимствовали арамейское письмо, на основе его был создан еврейский квадратный алфавит, на котором написано подавляющее большинство известным нам рукописей, который и поныне используется для записи текстов на иврите.

Буквы палеоеврейского алфавита: 01 – Еврейский языкалеф, 02 – Еврейский язык бэт, 03 – Еврейский языкгимель,04 – Еврейский языкдалет, 05 – Еврейский языкhэй, 06 – Еврейский языквав, 07 – Еврейский языкзайин, 08 – Еврейский языкхэт, 32 – Еврейский языктэт, 10 – Еврейский языкйуд, 31 – Еврейский языккаф, 12 – Еврейский языкламед, 13 – Еврейский языкмэм, 14 – Еврейский языкнун, 15 – Еврейский языксамех, 16 – Еврейский языкайин, 17 – Еврейский языкпэй, 18 – Еврейский языкцади, 19 – Еврейский языккуф, 20 – Еврейский языкрэш, 30 – Еврейский языкшин, 23 – Еврейский языктав.

Буквы квадратного еврейского алфавита: א алеф, ב бэт, ג гимель, ד далет, ה hэй, ו вав, ז зайин, ח хэт, ט тэт, י йуд, כ каф, ל ламед, מ мэм, נ нун, ס самех, ע айин, פ пэй, צ цади, ק куф, ר рэш, ש шин, ת тав.

Направление письма – справа налево, алфавит состоит только из согласных букв, заглавные буквы отсутствуют. Буквы ו, י и ה достаточно часто использовались для обозначения гласных, а в середине I тысячелетия по РХ было разработано несколько систем для точного обозначения гласных, одна из которых – тивериадская, широко используется и в наши дни. Тивериадская система огласовок используется практически во всех печатных изданиях еврейской Библии.

История

Древнейшим памятником, написанным с помощью палеоеврейского письма, является Календарь из Ге́зера, – известняковая табличка X века до РХ.

календарь из Гезера – Еврейский язык
Календарь из Гезера

Также сохранилось достаточно большое количество остраконов – глиняных черепков с палеоеврейскими надписями, датируемых IX–VIII веками до РХ.

остракон 1 – Еврейский язык

остракон 2 – Еврейский язык
Остраконы

В VIII веке до РХ была составлена надпись в Силоамском туннеле в Иерусалиме, где говорится о завершении строительства этого туннеля.

силоамская надпись – Еврейский язык
Силоамская надпись

Книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке примерно с XIII по II века до РХ (книги Даниила и Ездры частично написаны на арамейском языке, некоторые из неканонических книг Ветхого Завета написаны по-гречески). В связи с тем, что ветхозаветные книги не писались на твёрдых носителях вроде камня или глины, древнейшие сохранившиеся рукописи Ветхого Завета датируются примерно концом I тысячелетия по РХ. Из обнаруженных до настоящего времени самый древний документ, на котором написан текст из Священного Писания – датируемые примерно 600 годом до РХ небольшие Серебряные свитки с цитатами из Книги Чисел (Чис.6:24-26), обнаруженные в местности Ке́теф-Хинно́м в Иерусалиме.

Ленинградский кодекс – Еврейский язык
Фрагмент из Ленинградского кодекса (древнейшей сохранившейся рукописи Ветхого Завета ~ 1008 г. по РХ)
кодекс Алеппо – Еврейский язык
Фрагмент из кодекса Алеппо (начало X века по РХ)
серебряные свитки – Еврейский язык
Серебряные свитки из Кетеф Хинном

В 1947 году в пещерах Кумрана недалеко от Мёртвого моря были найдены около тысячи манускриптов, большая часть из которых была написана на древнееврейском языке.

свиток книги Исайи – Еврейский язык
Свиток с текстом книги пророка Исайи, найденный в Кумране (1QIsaa)

В период до Вавилонского пленения древнееврейский язык был разговорным как в Иудейском, так и в Израильском царствах. Во время Вавилонского пленения евреев в качестве разговорного языка жителей Иудеи стал распространяться арамейский язык. Период окончательного вымирания древнееврейского языка как разговорного остаётся в настоящее время предметом дискуссии.

В начале нашей эры (примерно с I по III века) для записи текстов на иврите уже используется мишнаитский или постбиблейский иврит, который значительно отличается от древнееврейского языка. Форма иврита, существовавшая примерно с середины I тысячелетия по РХ до XIX века, называется средневековым ивритом, а в конце XIX – начале XX века на основе древнееврейского языка был возрождён его современный разговорный вариант, который является официальным языком государства Израиль.

Произношение

Тексты на древнееврейском языке в академической традиции обычно читаются, исходя из современного израильского произношения, которое является упрощённым вариантом сефардского (или восточного) произношения.

Звучание: алеф א – гортанная смычка или отсутствие звука, бэт ב – «б» или «в», гимель ג – «г», далет ד – «д», hэй ה – «h» (как лёгкое придыхание), вав ו – «в», зайин ז – «з», хэт ח – «х», тэт ט – «т», йуд י – «й», каф כ – «к» или «х», ламед ל – «л» (полумягкое), мэм מ – «м», нун נ – «н», самех ס – «с», айин ע – гортанная смычка или отсутствие звука, пэй פ – «п» или «ф», цади צ – «ц», куф ק – «к», рэш ר – «р», шин (син) ש – «ш» или «с», тав ת – «т».

Знаки и их названия для обозначения гласных (или иначе: огласовки тивериадской системы) следующие[1]:

А: долгое кама́ц гадо́ль (ā) בָ, краткое пата́х (a) בַ, сверхкраткое хатэ́ф пата́х (ă) אֲ;

Э: долгое цэ́ре (ē) בֵ, краткое сего́ль (e) בֶ, сверхкраткое хатэ́ф сего́ль (ĕ) אֱ;

И: долгое хи́рик гадо́ль (î) בִי, краткое хи́рик ката́н (i) בִ;

О: долгое хола́м хасэ́р (ō) בֹ, также долгое хола́м мале́ (ô) בוֹ, краткое кама́ц ката́н (o) בָ [2], сверхкраткое хатэ́ф кама́ц (ŏ) אֳ;

У: долгое шуру́к (û) בוּ, краткое кубу́ц (u) בֻ;

Ə (нейтральный звук неопределённого качества): шва подвижное (ə) בְ, также эта огласовка может обозначать полное отсутствие гласного звука: шва покоящееся.

Некоторые огласовки включают в себя знаки для согласных йуд י и вав ו; в современном произношении разница между долготой и краткостью гласных практически утратилась.

Также существует ашкеназское произношение (произношение евреев Центральной Европы), характерное для отдельных религиозных общин тех самых ашкеназских евреев. Например, в отличие от общеизраильского произношения, в ашкеназском буква тав ת без дагеша произносится как «с», с дагешем תּ – как «т»; огласовка «камац гадоль» произносится как «о» (דָּוִד «До́вид»), в то время как в современном иврите она произносится как «а» (דָּוִד «Дави́д»), огласовка «холам» часто ашкеназами произносится как дифтонг «ой» (משֶׁה «Мо́йше») вместо стандартного «о» (משֶׁה «Моше́»), ударение в ашкеназском произношении иногда сдвигается на предпоследний слог там, где оно в стандартном иврите должно быть на последнем.

Грамматика

Личные местоимения в древнееврейском языке бывают самостоятельные или отдельно стоящие: имеющие значение именительного падежа и слитные, иначе местоименные суффиксы, присоединяемые к концу слова: к именам в значении притяжательности, к глаголам – в значении прямого дополнения, к частицам – в значении косвенных падежей.

В категорию имени включаются как существительные, так и прилагательные, между которыми нет разницы по строению слова, они различаются только по функции и месту в предложении. Для имён характерно сопряжённое сочетание (status constructus) – два рядом стоящих имени, превращённые в единую понятийную единицу с общим ударением на второе имя.

В древнееврейском языке два родамужской и женский и три числа: единственное, множественное (имеет в м.р. окончание «-и́м», в ж.р. – «-о́т»), а также двойственное (используется для ограниченного числа имён, имеет окончание «-а́йим»). Есть определённый артикль в виде префикса הַ- «hа-», неопределённый артикль отсутствует, если при имени есть местоименный суффикс, то оно также считается определённым. Имена по падежам не склоняются, однако два грамматических явления можно отнести к падежам: если имя в определённом состоянии используется в качестве прямого дополнения, то перед ним ставится частица אֵת «эт»; при обозначении направления движения, конечный его пункт может маркироваться безударным окончанием «», например: там – שָׁם «шам», туда – שָׁמָּה «ша́мма»; север – צָפֹן «цафо́н», на север צָפֹנָה «цафо́на».

Важную роль в грамматике иврита играет глагольный корень, который обычно состоит из 3-х, реже 2-х, 4-х и даже 5-ти согласных. С помощью гласных, находящихся между корневыми согласными, а также префиксов и суффиксов, присоединяемых к корню, образуются различные глагольные формы. Помимо простой основы, образованной от трёхсогласного корня, существуют ещё шесть производных основ или пород глагола, с помощью которых выражаются изменения или оттенки действия, выраженного в основной породе.

В древнееврейском языке есть две временные формы: образуемый с помощью суффиксов перфект и с помощью префиксов имперфект. Перфект, как правило, обозначает завершённое действие, а имперфект, соответственно, незавершённое. У формы имперфекта помимо изъявительного наклонения есть ещё повелительное (используется во 2-м лице обоих родов и только утвердительно, для приказаний), увещавательное или когортатив (используется только в 1-м лице для выражения намерения) и желательное или юссив (используется во 2-м и 3-м лице для выражения пожелания, с отрицательной частицей «аль» для запрещения, а также во всех лицах в глаголах с «вавом последовательности»). Кроме личных форм, у древнееврейского глагола есть два инфинитиваабсолютный (infinitivus absolutus), обозначающий абстрактное действие и спрягаемый (infinitivus constructus), по своей сути являющийся отглагольным существительным, а также активное и пассивное причастие.

Важной особенностью древнееврейского языка, которая не встречается в других семитских языках, является употребление глаголов с предшествующим союзом вав ו- «и», при этом имперфект выступает в роли прошедшего времени, а перфект – будущего. Наиболее часто в тексте Ветхого Завета используются формы имперфекта с предшествующим вавом; эту букву, меняющую значение глагольной формы, называют вавом последовательности, а сами формы: перевёрнутым имперфектом и перфектом.

Обычный порядок слов в глагольном предложении в ветхозаветной прозе: сказуемое, подлежащее, дополнение. При использовании вава последовательности глагол в значении сказуемого всегда стоит на первом месте.

Стихи в Ветхом Завете отделяются друг от друга похожим на двоеточие знаком «соф пасу́к».


Примечания

[1] Для примеров использования огласовок взяты буквы бэт ב и алеф א.

[2] Знак камац בָ используется для обозначения как гласной «а» – камац гадоль, так и «о» – камац катан. Как «о» камац читается в закрытом безударном слоге.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka