Евре́и (ивр. יְהוּדִים [йеhудим], идиш ייִדן/אידן [й/идн], сеф. ג׳ודיוס [джудиос]) –
1) Потомки Евера;
2) Потомки Авраама через Исаака и Иакова – родоначальника двенадцати колен Израилевых;
3) в период до разрушения Первого Храма, условно, евреем мог считаться человек, не имевший общего происхождения в генетическом отношении, но приобщенный к обществу Израиля в религиозно-культурном отношении, живший такой же жизнью, что и благоверный еврей по крови.
Чем слова «еврей» и «иудей» отличаются друг от друга?
Исторически понятия «еврей» и «иудей» тесно переплетены и в ряде языков неразличимы. В современном русском языке еврей – это термин, указывающий на национальность, а иудей – термин, указывающий на религиозную принадлежность человека.
Каково происхождение слова «евреи»?
На иврите это слово произносится как עברי [иври́] и происходит от существительного עבר [э́вер] – «та сторона», например район Тель-Авива עבר הירקון [эвер ха-яркон] – «та сторона Яркона, Заярконье». Следовательно, «иври» – это прилагательное «потусторонний» либо «заречный», то есть «пришелец с той стороны (реки Евфрат)». Впервые в тексте Библии это слово относится к Аврааму, вышедшему в Ханаан из Харрана (Быт.14:13).
Каково происхождение слова «иудеи»?
Изначальное название «йехуди» относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии – к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название йехуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.
Кто в древности считался евреем?
В период до разрушения Первого Храма, когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу – даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 до Р. Х.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране. В результате Ездра и Неемия распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы (1Езд.9-10; Неем.10:30, 13:23-27). Принадлежность к общине определялась теперь в первую очередь на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введенный Ездрой и его соратником Неемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.
Был ли евреем Иисус Христос?
Иисус Христос воплотился в среде еврейского народа, и по родословной происходит от Девы Марии, которая принадлежала к этому народу. В Евангелии мы видим длинный список Его еврейских предков (Мф.1:1-17). У кого-то может возникнуть вопрос: может ли у Бога быть национальность? Но Церковь учит, что Господь наш Иисус Христос обладает двумя природами – Он целиком и полностью Бог и целиком и полностью человек. Господь Иисус целиком и полностью Человек, из плоти и крови, Он принадлежит к человеческому роду, у Него есть определенные черты лица, Он родился от жены, в среде определенного народа, Он воспринял от Матери родной язык. Любой из нас, людей, имеет предков, родной язык, наша личная история всегда вплетена в историю нашего народа. Однако принадлежность к определенной национальности подразумевает определенного рода границы, специфическую ограниченность, отделяющую представителей одних национальностей от других. Господь же был совершенным Человеком. К тому же в Его родословной отмечены и представители языческих народов.
Есть ли вероятность, что евреи все же признают Христа Мессией?
Апостол Павел с уверенностью говорит об этом так: «Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим.11:24-26). «Будет великое обращение общественное [евреев] вместо того, что прежде были только частные обращения, а масса Израиля оставалась в противлении. Но как сему быть, узнаем во время исполнения», – пишет свт. Филарет (Дроздов).
Во время своей земной жизни Иисус Христос сосредоточился на служении Израилю и требовал того же от Своих учеников (Мф.10:5). Но это ограничение носило временный характер и было отменено Самим Иисусом (Мф.28:19-20).
Литература по теме
- Иудеи и христианство
- Еврейский вопрос и Святая Библия митр. Антоний (Храповицкий)
- Будущность еврейского народа. При свете Откровения Н.П. Розанов
- О религиозном движении евреев и распространении христианства между ними А.А. Алексеев
- Христос Спаситель и еврейская революция митр. Антоний (Храповицкий)
- История и повседневная жизнь евреев
- Закон ужичества или левиратный брак у древних евреев свщмч. Александр Глаголев
- К характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время проф. М.Э. Поснов
- Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки А. Алексеев
- Брак у древних евреев прот. Николай Стеллецкий
- Научные мнения о происхождении идолопоклонства у древних евреев проф. И.С. Пальмов
- Применение сравнительного метода к истории Ветхозаветных евреев проф. И.Г. Троицкий
- Религиозные секты евреев, от падения Иерусалима до наших времен, и описание их религиозных обрядов Иост Исаак Маркус
- [Рец.] Маккавейский Н.К. Воспитание у древних евреев проф. И.Г. Троицкий
- О еврейских праздниках иеромонах Иоасаф (Гапонов)
- О древности еврейского народа Иосиф Флавий
- О мессианских ожиданиях
- Вероучение и толки нынешних евреев о Мессии А.А. Алексеев
- Еврейский язык
- Краткая еврейская грамматика прот. Герасим Павский
- Прочее
- Апостола Павла послание к евреям
- Русский народ в Библии иерей Георгий Максимов
- Христианин. Иудей. Где истина?
Комментировать