Иерусалим

Литература по теме

Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя;
прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя,
если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. (Пс.136:5-6)

Иерусали́м («основание мира») –

1) город на территории Обетованной земли. В древнейшие времена был известен как Иевус (Суд.19:10), город иевусеев. В период Царств был завоеван Давидом. При Соломоне (сыне Давида) в Иерусалиме был возведен величественный Храм во имя Единого и Истинного Бога, а также дворец;
2) Небесный Иерусалим – Горние обители, место пребывания увенчанных Богом святых.

ierusalim – Иерусалим

Земной и Небесный Иерусалим

Небесный Иерусалим нельзя осмысливать как копию земного, с его улицами, площадями, транспортными развязками, рынками, банями, административными корпусами и пр. Небесный Иерусалим назван так не потому, что будто бы является его копией, но потому, что является его первообразом.

В чём же выражается прообразовательная связь? Во-первых, Иерусалим расположен на территории Обетованной земли, которая, в своё время, служила прообразом Царства Небесного.

(Напомним, что переход евреев через Чермное море понимается, в этом контексте, как прообраз Крещения; сорокалетнее странствование по пустыне – как прообраз жизни христиан в земной Церкви; вступление в Обетованную землю – как прообраз наследования верующими Небесного Рая).

Можно сказать, что в какой-то мере введение Богом Израиля в Обетованную землю было схоже с поселением (Им же) Адама в Раю. По условиям жизни Рай представлял для человека особо комфортную среду, но и Палестина, на фоне прочих территорий, была довольно комфортна для проживания (сам Господь отзывался о ней как о земле, где течёт молоко и мед: «вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед» (Лев.20:24)). В Раю Бог открывался Адаму, в Палестине Бог открывался Израилю.

Земля Обетованная была местом особого Божьего присутствия. Со времени построения Храма главным центром религиозной жизни Израиля стал Иерусалим: здесь приносились жертвы, совершались богослужения, сюда стекались иудеи на главные праздники. Об этом месте Сам Господь возвестил: «Мое имя будет там» (3Цар. 8:29).

Библейским основанием для вхождения термина «Небесный Иерусалим» в обиход Церкви служат, в частности, слова апостола Павла: «Вы приступили... ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму» (Евр.12:22).

Кроме того о Небесном Иерусалиме свидетельствовал Евангелист Иоанн Богослов. Будучи в Духе, он лично созерцал этот город сходящим от Бога, с Небес (Откр.21:2).

Тайнозритель описывает его как славнейший град, расположенный на двенадцати основаниях, украшенных драгоценными камнями. По его словам, на основаниях начертаны имена апостолов. Город окружен большою стеной. В стене – двенадцать врат. Светило в нём подобно драгоценнейшему камню, яспису; а Храм – Сам Господь Вседержитель (Откр.21:10-22).

Ясно, что описание Небесного Иерусалима, составленное Евангелистом, глубоко символично: в духовном отношении он настолько превосходит земной, насколько Небо – бренную землю.

ierusalim 2 – Иерусалим
Древний Иерусалим
ierusalim 1 – Иерусалим
Современный Иерусалим

Цитаты о Иерусалиме

«Там, где Господь призывает благословенных к наследию Царства Небесного, путешествия в Иерусалим Он не поставил в числе добрых дел. Там, где Он возвещает блаженства, не внес в число их усердия к сему. Имеющий же ум пусть размыслит, зачем стараться делать то, что не делает ни блаженным, ни к Царствию Небесному близким? <…> Перемена места не приближает к нам Бога. Но где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебе и ходить. А если внутренний твой человек полон лукавых помыслов, то хотя бы ты был на Голгофе, хотя бы на горе Масличной, хотя бы под памятником воскресения – ты столько далек от принятия Христа в себя, сколько и те, которые не исповедали и начала веры. Итак, возлюбленный, советуй братьям из тела путешествовать к Господу, а не из Каппадокии в Палестину».
свт. Григорий Нисский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka