Не́бо (небеса́) —
1) область воздушного пространства, окружающего землю;
2) вообще пространство, охватывающее землю; космическое пространство;
3) особое место присутствия Божия; область, изначально населенная ангелами, а после совершения Искупления — и душами святых;
4) Представители Небесного Царства.
***
1) На небо, как на область воздушного пространства, Священное Писание указывает, когда сообщает о птицах небесных (Быт.1:20), небесных ветрах, тучах, дожде (3Цар.18:45), молниях (2Цар.22:15), о безоблачном небе (2Цар.23:4).
В тех случаях, когда говорится о городах или отдельных строениях высотой до небес (Втор.9:1), подразумевается именно эта небесная сфера.
2) О небе в более широком значении, включающем понятие «звёздное пространство», или же в значении исключительно звёздного пространства, как правило упоминается в связи с повествованием о небесных светилах: солнце, луне, далеких звездах: «И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратиться во тьму и луна — в кровь...» (Иоил.2:30-31).
Несмотря на то, что в традиционно светском представлении атмосферная оболочка земли, а тем более межзвёздный вакуум по физическим свойствам не является твёрдым, небо, по слову Божию, называется твердью: «птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Быт.1:20); «да будут светила на тверди небесной» (Быт.1:14).
Объяснение этого кажущегося несоответствия заключается в том, что твёрдым небо называется не в сравнении, скажем, с алмазом, металлом или даже текучим веществом, а в сравнении с невещественным миром, горним Небом, Небесами небес. Имея это в виду, понимаем, что слова одного ветхозаветного мыслителя о сопоставимости твёрдости неба с твёрдостью зеркала следует считать поэтической гиперболой: «Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании?.. Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало» (Иов.37:16,18).
Тем не менее, небо всё же ассоциируется библейскими праведниками с твёрдым сооружением, например, с величественным куполом или сводом, утверждённым на могучих столпах (Иов.26:11); с гигантским шатром, растянутым над поверхностью земли (Пс.103:2).
Мера дней нашего неба не безгранична. При кончине мира ему предстоит свернуться наподобие книжного свитка (Ис.34:4), воспламениться и с шумом разрушиться, после чего взору живущих торжественно откроется «новое небо» (2Пет.3:12-13).
3) О Небе как о месте особого присутствия Божия священнописатели сообщают, когда обозначают его как жилище Всевышнего Бога (2Цар.22:10), дом Отца (Ин.14:2), место, где утвержден Престол благодати (Ис.66:1; Откр.4:2).
Принципиальное отличие горнего Неба от звездного выражается в том, что оно принадлежит невидимому миру, тогда как звёздное — видимому. На невидимом небе обитают светлые ангелы — воинство небесное (Лк.2:13); оттуда сошёл к нам Спаситель (Ин.3:13), и туда же телесно вознесся (Мк.16:19); там находятся «небесные обители» (Ин.14:2), в которых живут и блаженствуют духи праведников (Евр.12:23); оттуда, в видении Евангелиста Иоанна Богослова, опустился Небесный Иерусалим (Откр.21:2). Именно это Небо почитается истинным Отечеством христиан, в противовес нынешней земле, на которой мы всего лишь «странники и пришельцы» (Евр.11:13).
Ввиду того, что на Небе наиболее ярко и очевидно проявляется Божественная благодать, исполняется Божественная воля (Мф.6:10), — Сам Господь именуется Небесным Царем, Отцом Небесным (Мф.6:14), Сущим на Небесах (Лк.11:2), Богом небес (Пс.135:26).
Достаточно часто понятия «небо» и «небеса» употребляются как взаимно тождественные, но не всегда: «Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней» (Втор.10:14).
Сколько всего существует небес — сказать трудно. Об этом знает Господь. Положим, апостол Павел был восхищен до третьего Неба (2Кор.12:2). А о Христе говорится, что Он вознёсся превыше всех небес (Еф.4:10).
4) В ряде библейских фрагментов термин «Небо» употребляется в форме, располагающей к мысли не столько о месте пребывания его обитателей, сколько о его представителях. Причем, основание такому разумению даёт Сам Искупитель.
Так, в притче о блудном сыне последний, раскаявшись и обратившись к отцу, произнёс: «я согрешил против неба и пред тобою» (Лк.15:21). А в споре с иудейскими первосвященниками, книжниками и старейшинами, Христос, парируя их безрассудное нападение, спросил: «Крещение Иоанново с небес было, или от человеков?» (Мк.11:30).
В молитве «Отче наш» есть слова: «Отче наш, Который на небесах». А в Символе веры говорится, что Бог Отец «Творец неба и земли». О каких небесах говорится в первом и втором случаях, об одних и тех же?
Бог неоднократно именуется в Священном Писании: Отец Небесный (Мф.5:48; Мф.6:14). Когда утверждается, что Бог — на небесах, этим, конечно, не отрицается такое Его сущностное свойство как неизмеримость и вездеприсутствие, однако указывается на небо как на место особого Божьего присутствия, и вместе подчеркивается возвышенность Бога над тварным миром (Ис.66:1).
По свидетельству святых отцов Церкви, и среди них блаженный Феофилакт Болгарский, слова молитвы Господней, «...сущий на небесах», указывают на небо как на отечество христиан. С таким небом ассоциируется, прежде всего, место обитания светлых ангелов (Мф.18:10), а также почивших о Господе душ святых Божьих угодников (Ин.14:2).
Относительно же утверждения, что Бог — Творец неба и земли, можно сказать следующее. С одной стороны, его можно осмыслить в общем ключе: Бог — Творец всего мира вообще (Исх.31:17; 4Цар.19:15; Иер.33:25; Деян.17:24), в том числе видимого для нас неба: «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол.1:16).
С другой стороны, слово «небо», в рассматриваемом контексте, нередко осмысливается в значении именно ангельского мира (см., например, Православный катехизис епископа Александра (Семенова Тян-Шанского)). Такое понимание связано с известной трактовкой слов «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1), согласно которой, под небом разумеется ангельский мир.
Цитаты о Небе
«Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа».
Флп.3:20
«Христиане! Подвизайтесь для неба: там ваше блаженство, там глаголы неизреченные, сладостные для души».
праведный Иоанн Кронштадтский
«Астрономия сказывает нам, что и вещественное небо, хотя оно подлежит даже чувственному взору нашему, устроено, однако же, по другим законам, нежели какие в силе, большею частью, у нас, на земле; кольми паче должно быть многое и многое инаково, нежели у нас, на небе духовном».
свт. Иннокентий Херсонский
Литература по теме
- Небо или небеса Библейский словарь
- Небо архим. Никифор (Бажанов)
- Небо Библейский словарь Нюстрема
- Небо, небеса Библейская энциклопедия Брокгауза
- О небе преп. Иоанн Дамаскин
- Небеса, по которым мы так тоскуем Питер Крифт
- Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова В.А. Андросова
Комментировать