Престо́л Бо́жий – аллегорический образ, обозначающий место особого присутствия Божия и указывающий на Бога как на Вселенского Царя и Владыку. В таком осмыслении престол Божий противопоставляется престолу сатаны: «знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны» (Откр.2:13).
Выражение «Престол Божий» допускает сближение с понятием «Престол благодати»: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:16). Кроме того, это выражение эквивалентно понятию «Престол Славы», ведь Отец есть «Отец славы» (Еф.1:17), Сын – «сияние славы» (Евр.1:3), а Дух – «Дух славы» (1Пет.4:14).
Традиционно под Божьим Престолом подразумевается Небо: «Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих» (Ис. 66:1).
Между тем, иногда образ Престола представал перед взором угодников Божьих в сжатых символических формах. Так, пророк Исаия: «видел... Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис. 6:1). Пророк Иезекииль созерцал «подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека» (Иез.1:26). Евангелисту Иоанну Богослову открылось, что «престол стоял на небе; и на престоле был Сидящий» (Откр.4:12)
Во времена Ветхого Завета наиболее знаковым местом присутствия Божия среди Израильского народа считался ковчег. Вот почему «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» (Числ.10:35-36).
Однако, ветхозаветный ковчег, при всей его значимости, был лишь прообразом тысяч и тысяч новозаветных Престолов, которые, с образованием и распространением Кафолической Церкви, вошли в состав важнейших христианских святынь: «Важнейшее в Алтаре место есть Святой Престол. Посему все преимущества, приписываемые Алтарю, ни к одному, находящемуся в оном месте, не могут быть так близко применены, как к Святому Престолу невидимого Бога, возвышающемуся посреди Алтаря» (Новая Скрижаль, ч. 1, гл. 3).
Ввиду того, что Престол Божий – место Его особого присутствия, и с учётом того, что Бог «почивает во святых», позволительно говорить, что Престол может быть утвержден в человеческом сердце: «Иисус сказал..: кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23).
Образ Престола Божия неразлучен с картиной Страшного Суда. Основанием для соединения этих понятий в общем эсхатологическом контексте служит Божественное Откровение.
Так, в Книге пророка Даниила читаем: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь... Судьи сели, и раскрылись книги» (Дан.7:9-10).
Евангелист Иоанн Богослов добавил к этой картине несколько принципиальных штрихов: «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле» (Откр.5:6-7).
Литература по теме
- Престол Библейская энциклопедия Брокгауза
- Престол Божий схиархим. Эмилиан (Вафидис)
- Фотоальбом «Престол» свящ. К. Пархоменко
Комментировать