Престол Божий

Источник

Проповедь, произнесенная в зале православного братства «Три святителя» в городе Волосе 26 февраля 1986 года.

Содержание

Престол Двор  

 

Благодать Божия привела нас к самой сердцевине церковного года, к Триоди Постной, в которой последовательно и постепенно раскрываются перед нами Небесные горизонты покаяния. Позавчера мы вступили в подготовительный к святой Четыредесятнице период. Он дарует нам возможность настроиться на плодотворное проведение следующего за ним этапа – Великого поста. А он, в свою очередь, готовит нас к Страстной седмице: к погребению со Христом и к встрече грядущего торжества со всеми святыми и всем творением – Воскресения Христова и нашего собственного духовного пробуждения.

Тот, кто осознанно погружается в праздничный цикл Церкви в дни, приготовительные к святой Четыредесятнице, тот уже сейчас в своей душе непременно воспоет то, что через две недели мы все услышим в евангельском чтении: отныне будете видетъ Небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1:51). Пусть эти слова послужат основанием нашей сегодняшней беседы.

Если мы станем внимательно следить за чтениями из книг Священного Евангелия, то увидим, что каждое воскресенье показывает нам жизнь Сына Божия с разных сторон. Притчи Недели о мытаре и фарисее, что мы пережили позавчера, и наступающей – о блудном сыне – готовят нас к лицезрению смирения Сына Божия и Его отеческих объятий. Это один из способов, которым Бог открывает Себя для нашего познания.

Впоследствии, в Неделю о Страшном Суде, Сын Человеческий предстанет перед нами как Царь, восседающий в Своей славе на троне. И последнее перед Великим постом, сыропустное, воскресенье повествует нам о новой жизни во Христе через Причащение Ему.

Вы видите, что Господь царствует повсюду в эти дни. Трагедия всякого верующего человека заключается в том, что реально увидеть желанного им Господа он не может, хотя все нам говорит о Нем. Мы ищем Господа в своих молитвах. Каждый сообразно собственным силам старается всем сердцем и умом узреть Бога, однако часто приходит к выводу: искала его и не нашла его, звала Его, и не услышал меня (Песн. 3, 1). Страдание и слезы нашего сердца происходят от того, что мы обычно не замечаем Бога в молитвах и годами твердим: «Бог меня не слышит».

Что же нам делать? Один поднимается со своего места и зовет Бога, другой бежит в церковь, но каждый ищет способ умилить Господа и сообщить Ему о своем присутствии. Кто испытывает удовлетворение, если не имеет возможности видеть и лучше узнавать своего возлюбленного? Кто женится на девушке, прежде не узнав ее хорошо? Как сердцу человека соединиться со Христом, Которого оно нигде не различает?

Поэтому мы произносим в своем сердце, подобно невесте из Песни Песней: встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искатъ Того, Которого любит душа моя (Песн. 3:2). Конечно, мы знаем, что Господь – внутри каждого из нас, что Он – повсюду. Но мы не видим Его и не слышим. Как же можно так жить, не имея ни глаз, ни ушей?

Естественно, мы знаем, что никому не было дано узреть Бога в Его истинной Божественной природе, ибо от этого человек мог бы просто погибнуть. Мы знаем, что Бог непостижим и превосходит все Своей природой. Он – единственный, Кто по Своей природе не есть то, чем является все остальное. Однако, возлюбленные мои, Небеса Священного Писания полны свидетельств и знаков присутствия Бога среди людей.

Давайте обратимся к тексту Священного Писания, чтобы узнать, как там представлен Господь. Пророк Осия говорит: Я... умножал видения и чрез пророков употреблял притчи (Ос. 12:10). Это глас Самого Бога: «Я являлся во многих видениях, давая познать Себя пророкам, Я говорил притчами. Как подобие Божества и как подобие человека Я предстал перед их взорами. Они увидели Меня и познали. Они передают вам то, перед чем сами пали ниц». «Я открывался много раз, – говорит Господь, – и, невидимый, делался видимым Своему народу через пророков, через Свое явление, через символы».

То есть Бог, не покидая Своей непостижимой сущности, видоизменялся, снисходил до нашего бессилия посредством понятных нам образов, чтобы возвеличить нас в познании Его Божества и дать нам почувствовать, что мы на самом деле лицезрели невидимого Бога.

Давайте посмотрим, как представлен Бог в Священном Писании (у пророков), как Он, недосягаемый и непостижимый, становится осязаемым не только рядом с нами, но, и внутри нас.

Престол

Возлюбленные мои, давайте посмотрим на образ Бога Царя, восседающего на Своем троне. Такой образ мы встречаем в евангельском чтении Недели о Страшном Суде (см.: Мф. 25:31–46), то есть в повествовании о Втором Пришествии: Господь спускается на Престол славы, где восседает Сам Христос. Сколько раз мы читали этот отрывок! Но для того, чтобы понять, что значат слова: «на Престол славы», необходимо увидеть, что окружает этот Престол.

Итак, взглянем на Престол более пристально. Посмотрим в желании нашего сердца на Господа и Бога нашего, на нашего Царя и Владыку. Ибо только Он Сам может убедить нас в том, что Он стоит перед нами и обитает в нас самих.

Характерны два образа, два видения пророкам – Исаие (см.: Ис. 6:1–8) и Иезекиилю (см.: Иез. 1и далее), каждое из которых стало своего рода признанием их пророческого достоинства. Каждый из них испытал чудо Богоявления и видел Престол Божественной славы, на котором восседал Господь. И как мы уже сказали, в результате этих явлений Бога народу Божиему были даны два главных пророка, видевших Господа: Иезекииль и Исаия.

Удостоился подобного видения и Даниил (см.: Дан. 7:9–10), и пророк Михей (см.: 3Цар. 22, 19). А святой Иоанн Богослов в своем Откровении (см.: Откр. 4:2–6) подытожил увиденное всеми пророками, рассказав о Боге, Который пришел в мир и отдал Себя людским сердцам.

Возлюбленные мои чада, величествен Господь, спускающийся на Престоле на землю. Еще более удивительный образ мы находим в семнадцатом псалме Псалтири, который я очень советую вам прочесть. Я не буду его здесь анализировать, но просто выделю некоторые моменты.

Начну со слов Исаии. Они настолько известны, что мне достаточно будет просто вам их напомнить: видел я Господа, сидящего на Престоле высоком и превознесенном (Ис. 6:1). Давайте вдумаемся в эти слова. Они – чудо. Они исходят из Самого Божества и показывают, где и каким образом Бог обретается в нас. Если мы осознаем это, то тотчас же начнем понимать, что Бог там же, где и мы сами. Он денно и нощно пребывает с нами, и куда бы мы ни пошли, то повсюду отыщем Бога.

То же сказано и у Иезекииля: отверзлисъ небеса, и я видел видения Божии (Иез. 1:1). То есть я видел Бога во многих образах, во многих изображениях, я видел Бога, тысячами способов являющего Себя моему взору, чтобы, осознав, я мог поведать о Нем своему народу.

Вспомните храм Соломона. Он поднимался над землей на шесть ступеней, но несмотря на это трон в нем был установлен на возвышении, то есть находился над уровнем земли выше, чем на шесть ступеней (см.: 3Цар. 10:19–20). Поэтому пророк и говорит, по аналогии со словами святого Исаии, что Престол Господа «высокий и Превознесенный», то есть что он так высок, словно висит на небесах.

Вокруг Престола с двух сторон стоят по двенадцать львов. Львы – символы абсолютной власти и могущества. Двенадцать львов – совершенное число, показывающее, что нет ничего сильнее Бога. А Престол, «высокий и превознесенный», есть свидетельство о том, что Бог превыше Небес. Ведь Престол возвышается над землей, а земля есть небо, в котором появляется видение, то есть Бог несравненно выше не только видимого мира, но выше умных и невидимых сил. Природа Его сверхматериальна, она совсем не то, что может себе представить человеческий разум.

Итак, Бог пребывает над всем. Его трон – это царский трон, символ самодержавной власти. На троне Он восседает, и нет другого, равного ему. Он возвышается над миром и над Небом. Зачем Бог дарует нам такое видение? Чтобы показать недосягаемость не только Бога, Который над всем (как постижимым, так и непостижимым), но и Его Престола.

Неведом, невидим, недосягаем не только Бог, но и Его Престол, Его огненный Божественный трон, превосходящий всякое понимание. Не то что Престол, но даже и стасидий Бога непостижим и неизъясним. Царь – вне мира, но раз Он Царь, восседающий на троне, то значит, Он – Владыка, и у него есть подчиненные.

Следовательно, Господь, как невидимый Правитель, соединяется, сливается с людьми, с их делами, проблемами, правдами и неправдами, сердцами, которые любят Его. Бог огромен, но Он уменьшается, чтобы люди смогли Его возлюбить. Господь взирает на мир сверху, но не остается в Своей неприступности, а, как мы уже сказали в евангельских чтениях этих двух недель, умаляет Себя, чтобы стать единым с человеком.

Вы увидели, какими особенными свойствами наделен Бог. Он ограничивает в Себе безграничное, чтобы так преподнести его нам. Для нас Он невозможное делает возможным, чтобы мы смогли принять Его и по мере своих сил ощутить внутри себя.

Он – на высоком Престоле, дабы показать, что у Него нет врагов, а значит, и не существует иного Победителя, кроме Него Самого. Он одержал победу над всеми врагами и превыше всякой суеты и всякого тления – без того, что так мучает нас и заставляет забывать о Боге.

Вот таков Господь. Он высоко, но вместе с тем Он с нами и в нас, мы вмещаем Его, и Он охватывает нас. Его Престол Иезекииль называет подобием престола (Иез. 1:26). А Даниил говорит: Престол Его – как пламя огня (Дан. 7:9). Почему подобие престола? Почему как свет, как огонь? Для того, чтобы показать, что не существует ничего схожего с Ним, что Престол Бога уникален. И следовательно, Престол и Бог имеют общую нетварную природу Божества. Они не есть нечто физическое, но духовное, Небесное, невыразимое.

И поэтому для обретения Бога нам необходимо узнать, как Он движется, как говорит, как выражает Себя через символы, через Престол, через что-либо иное, с тем, чтобы понять Его и познать.

В Откровении сказано: И вот, престол стоял на небе (Откр. 4:2). Какие дивные слова! Святой Иоанн своими глазами видел это зрелище и убежденно рассказывал о нем, чтобы смогли и мы поверить в то, что это правда. Он не говорит, что где-то там, наверху, есть Престол, но: «И вот, – говорит, – вот здесь – Престол. Он стоит на Небе».

А поскольку Престол не имеет предела, ибо составлен из надмирных элементов, то способен находиться одновременно и на Небе, и посреди нас. В другом месте Откровения сказано, что он поставлен в центре Горнего Иерусалима. То есть Престол возвышается в самой Церкви, и только в ней возможно обрести Бога.

Из других повествований Священного Писания очевидно, что, когда речь идет о Небесах, подразумевается Престол, и наоборот, когда говорится о Престоле, подразумеваются Небеса, чтобы, глядя в небо, мы знали, что это рубашка, покрывающая Бога. Пророк Исаия называет землю подножием (см.: Ис. 66:1; Деян. 7:49; Мф. 5:35). И другие пророки говорят так, чтобы напомнить нам, подножию, что вездесущий и великий (Он настолько велик, что не имеет ни сравнительной, ни превосходной степени) Бог непременно ходит по земле, по-другому и быть не может. Следовательно, куда бы я ни направил свои стопы, то не должен забывать, что там же ступает нога Господа.

Возлюбленные мои, вы понимаете, что это значит? Когда мне говорят, что где-то идет ток, я понимаю, что если я стану там, то ток меня ударит. Теперь меня предупреждают: «Здесь подножие», – и я понимаю, что куда бы я ни пошел, туда отправится и Бог. И поскольку мы шествуем синхронно, то мы оба существуем в единый момент в едином месте. Таким образом, Небо становится удивительным образом зримым для наших душ. А знакомая нам земля превращается в поле, в сад, по которому ходит наш Бог.

Затем давайте разберемся: каков Престол Бога? Как пророки, так и святой Иоанн Златоуст называют херувимов Престолом Господа. «Иже на престоле Херувимсте носимый», – говорим мы во время Божественной литургии, и это значит, что херувимы никогда не покидают Господа. Кто такие эти херувимы? Это горние, бесплотные и непостижимые существа, которые указывают на существо Бога.

Следовательно, где херувимы, там и Бог, а где Бог, там и херувимы. И мы знаем, что творение Божие наполнено херувимами, они повсюду, и следовательно, повсюду и Христос. Неким непостижимым для человека образом Бог нераздельно разделяется там, где есть херувимы.

Херувимский Престол окружает чин серафимов. Существование серафимов обозначает нечто иное. Они образуют кольцо вокруг Престола. Херувимы являются троном, а серафимы, заключив его со всех сторон, возглашают: Свят, Свят, Свят (Ис. 6:3).

Итак, что нам показывают серафимы? Что Бог есть огонь. А как понимать эти слова? Серафимы символизируют Божественную энергию. Благодаря серафимам, которые неизменно находятся вокруг Него, Господь неким непостижимым для нас способом преодолевает Себя и распространяется по средством нетварных энергий, заполняет Собой весь мир, доходит до каждого человека и наполняет его Божеством. Итак, вы видите, что херувимы указывают на присутствие Бога, а серафимы приближают Бога к человеку, открывая ему величину Господа и Его выход к каждому.

Возлюбленные мои, на троне восседает Господь. Восседает ли? Или поднимается? Не восседает и не поднимается. Но всем Своим видом, спокойным и невозмутимым, как мы привыкли видеть на иконах, внушает: «Не беспокойся, Я вечный и единственный. Посмотри, как твердо, свободно и просто Я восседаю на Престоле, тихо и покойно, с желанием тебя выслушать. Я никуда не тороплюсь, не устаю, не ухожу, не возмущаюсь. Я здесь и жду тебя, дитя Мое».

Таким образом, Господь выказывает готовность обратиться к нам, лишь только мы Его призовем. Итак, трон является символом того, что Бог принадлежит и мне, и тебе. Он стоит вот здесь, весь в нашем распоряжении. И Он пребудет с нами до тех пор, пока есть херувимы. Он не перестанет приходить к нам на помощь, пока существуют серафимы. А последние вечны.

Нам нельзя также забывать, что наш Бог есть праведный Судия, Который нас предупреждает: «Делай в жизни все, что хочешь, Я не покушаюсь на твою свободу, Я не собираюсь хватать тебя за горло и приказывать тебе: «Делай так и вот так». Но помни, Я – Судия, и однажды безо всякой спешки настанет час Мне выслушать все твои оправдания». Это значит, что Христос придет «судить живых и мертвых», о чем мы услышим в Неделю о Страшном Суде.

Столь величественно и царственно явление Господа! На Его лике начертана праведность. Незыблемость Престола Господня говорит нам о том, что мы никогда Его не потеряем. Бог – Судия, притом Судия праведный. Дивно говорит псалмопевец Давид: правда и судьба уготование Престола Твоего (Пс. 88:15), правда и судьба исправление Престола Его (Пс. 96:2), милость и истина предъидет пред лицем Твоим (Пс. 88:15).

Возлюбленные мои, обратите особое внимание на эти слова, потому что в них заложен чудесный смысл: «милость и истина предъидет». Это значит, что Престол, Сам Господь есть справедливость, но ее Он сохраняет в Своем покое, а то, что Он постоянно посылает в мир, то, что подготавливает наши сердца, ласкает, делает сильными и благословляет, – это милость Его и истина. Значит, Господь ждет нас не только для того, чтобы судить, но и чтобы явить нам Свою отеческую любовь, распахнуть Свои объятья, проявить Свои чувства тысячью разных способов. Каждый день Он посылает нам вестников Своей любви: и милость Твоя поженет мя (Пс. 22:6), говорим мы. Где бы мы ни находились, что бы мы ни делали, и когда спим или бодрствуем, грешим, думаем, размышляем – всегда ежеминутно Господь оказывает нам Свою милость.

Посмотрите, сколькими смыслами окружен Престол Бога, Престол, который и есть Сам Бог! В конце жизненного пути нас ожидает последний и решающий суд. Когда это произойдет? Тогда, когда милость и благодать Бога размягчат наши сердца, взволнуют наши души и научат иметь в своем помышлении только Его.

Итак, на примерах мы представили себе Второе Пришествие. Мы видим это так же ясно, как будто на иконе. Есть Престол, но Христа там нет. Престол пуст или на нем лежит одно лишь Евангелие. Посмотрите на любовь Бога, которая все разъясняет. На Престоле – там, где нас будут Судить, – нет Христа, словно Он хочет этим сказать: «Я еще не судия, пока Я брожу по улицам, живу в ваших домах и сердцах. И жду, когда придет тот страшный час».

Все эти образы взаимно дополняют друг друга и заставляют нас всегда памятовать о Господе. Да, мы не видим Бога, не слышим Его, но знаем, что каждый день и час Он – во всем. Престол – в ожидании, когда вся Небесная книга будет заполнена именами, когда впишут и наши имена, а уже после этого наступит Второе Пришествие.

Поэтому сказано, что Суд дано вершить Христу, потому что Он естъ Сын Человеческий (Ин. 5:27). Почему Отец не взялся за дело суда Сам, а передал Сыну? Потому что Христос – Сын Человеческий. Он – Сын не только Бога, но и человека. Он понял нас, почувствовал, страдал вместе с нами, плакал, горевал, голодал, претерпел все, что претерпеваем и мы, поэтому именно Он ждет нас на Страшном Суде и именно Он будет нас судить.

Какой великой радостью наполняются наши сердца, когда мы чувствуем заботу Господа о нас! Это даже не забота, а плоды терпеливой любви. При желании Бог поднимается с Престола, наклоняет Небеса и спускается, чтобы стать ближе к нам. Попечение о нас – это Его дело.

Но кто же восседает на Престоле? Конечно же, Бог, Господь – Ветхий днями (см.: Дан. 7, 9, 14 и 22), подобие четырех животных (Иез. 1:5), а с Ним Христос. Обратите на это внимание. Престол принадлежит Господу, но Бог Отец посадил на него и Сына, а Сын, не заменяя Отца, разделяет с ним власть. Отец и Сын вместе, ибо Они – одно Божество.

Я сел, – говорит Христос в Откровении, – с Отцем Моим на престоле Его (Откр. 3:21). Почему Сын сел вместе с Отцом? Потому что, как мы уже говорили, Бог доверил Сыну суд, ибо Тот стал Сыном Человеческим. Но и Сын, памятуя о том, что Отец послал Его пострадать за нас из-за Своей отеческой любви, говорит: «Сядь и Ты, Отче вечный, Отец Мой истинный, будь судиею со Мной». Посмотрите, как Они объединяются ради нас.

Итак, Престол – и Господа, и Агнца закланного (см.: Откр. 22, 1, 3, 5, 12). Христос сидит справа от Отца как человек, как подобие человека. Почему же пророки возвещали, что Мессия воссядет словно подобие человека (см.: Иез. 1:5)? Потому что этим хотели показать, что на Престоле сопребудут не только Отец, Сын и Святой Дух, а вместе с Ними и наша человеческая природа.

Бог даровал человеку не только небо и землю, но и усадил его рядом с Собой на Престоле. Подобие человека, Христос, занял Престол, чтобы сделать его доступным и для человека, человеческой природы, принятой Им на Себя.

Таким образом, человеческая природа стала причастной Небесному Престолу и власти Бога. Престол Твой, Боже, в век века (Пс. 44: 7). И мы должны сесть на него вместе с Богом. Он избрал нас, чтобы сделать нас богами и царями по благодати.

Первой на Престол взошла Богородица, «одушевленный Престол Бога», огневидный Престол Бога, херувимский Его Престол, «ширшая Небес»! Видели ли вы на иконах, как просторно на нем Она восседает, показывая, как воссядем и мы на Престоле Отца и Сына.

В лице Богородицы Престол заняло и все человечество наравне со Христом. То есть по действию благодати мы с вами и Христос стали равны перед Небесным Отцом нашим. Вы понимаете смысл этих символов? Какой чести удостоил нас Господь! Я грешник, мы со Христом едины, мы равноценны, мы равны пред Богом Отцом.

* * *

Такое, мои возлюбленные, наше небесное призвание! Я сам, восседая со Христом, становлюсь Престолом Христа. Поэтому в Откровении сказано: побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (Откр. 3:21). Вместе со Мной, на Моем Престоле, мы будем словно одно целое. Получается, что Престол – это картина не только славы Господа, но и нашей с вами славы. Размышляя о славе Христа, давайте вспомним и о той, что уготовал нам Бог.

Там, наверху, поставлены двенадцать престолов для апостолов (см.: Мф. 19, 28). И еще двадцать четыре – для старцев Апокалипсиса (см.: Откр. 4:4).

И вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть... стояло пред нрестолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих (Откр. 7:9). Неисчислимые множества составим мы со Христом: Он – посреди нас, и в руки мы возьмем пальмовые ветви победы. Так давайте искать Господа, и Он чаще будет открываться нашему взору!

Возлюбленные мои, вообразима ли картина прекраснее этой – триумфального шествия Христа? Возможен ли образ радостнее, чем образ нашей победы? Поэтому в Откровении сказано: будет пасти их и водить их... и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр. 7:17). Да, мы говорим о Престоле, но не станем забывать о том, что существует не только Престол, но и эта повседневная проза жизни. И сколь велика бы она ни была, она сотворена для нас с вами. Христос пасет нас, Он ведет нас по земному миру. Поэтому мы вместе с Ним.

Есть ли в мире человек, не испытавший страданий?! Бог способен отереть все наши слезы. Что для Него наши проблемы, если Он есть Тот, Кто ведет нас по жизни! Что станет с нашими страданиями и грехами, когда мы предстанем пред лицом милости Божией? Господь одержит над ними верх, что известно каждому человеку с церковным сознанием и как сказано в Священном Писании.

Нам в Церкви явлена Божия милость, способная покрыть все это. Если мы пребудем в бдении, Сам Господь разрушит все препятствия, не нужно только довольствоваться мелкими радостями и охотой за суетностию! Перед нашим взором Господь!

Вот таков Престол!

Двор

Давайте оглядимся по сторонам, посмотрим, что есть вокруг Престола. Обратим свой взгляд на двор. Какой царь не имеет двора?

Его главную часть, мы уже об этом говорили, составляют серафимы, крылья которых издают великий шум. Как сказано в книгах Священного Писания, он подобен шуму многих вод (Иез. 1:24).

Почему же крылья серафимов издают такой шум? Вспомните наше предыдущее размышление: серафимы показывают, что Бог всегда с нами и что Он спускается к нам. Следовательно, этот великий шум свидетельствует о том, что Господь не ведает отдыха: Он встает с Престола, на херувимской колеснице спускается на землю и проявляет заботу о каждом человеке. Вспомните житие святителя Николая. Он спасал терпящего кораблекрушение или потерявшегося в горных ущельях, то же самое делает и эта божественная колесница. Шум крыльев серафимов есть свидетельство тому, что нет такого мгновения, когда бы Господь не спешил нам на помощь.

Весь Престол наполнен светом и похож на небесную радугу (см.: Иез. 1:4). Перед ним – огненная река Бога (Дан. 7:10) и море стекчянное, подобное кристаллу (Откр. 4, 6). Это символы того спокойствия, каким должны обладать наши души. А слова река воды жизни (Откр. 22:1) есть знак того, что лишь произнесем мы: «Господи, помилуй мя», – тотчас эта вода жизни будет дана нам.

Семъ светильников (Откр. 4:5) – это семь духов Христа. Молнии и громы и гласы (Откр. 4, 5) показывают, что сладчайший Христос является Царем. Тысячи тысяч ангелов (Дан. 7:10) стоят наготове, чтобы служить нам. Все во дворе Господа светится великим светом. Херувимы – это основа колесницы Божией, основа Престола (см.: Ис. 37:16), они показывают, что Он действительно есть Бог.

Что бы ни делал Господь и куда бы Он ни направлялся, Он всегда возвратится на Свой Престол, словно говоря нам: «Не бойтесь, Я здесь, Я снова взойду на Престол, Я слежу за вами и люблю вас».

Возлюбленные мои, говоря о Престоле и о дворе Царя, не забудем и о единственном и живом их подобии на земле.

Незрима слава Божия. И поскольку она невидима, Бог явился во плоти (1Тим. 3:16), чтобы мы смогли почувствовать славу Бога в своей собственной плоти через подобия, образы и символы.

Величайшее отражение Горнего двора Господня есть ежедневная литургия, совершаемая в храме. Мы говорим о дворе Христа, но это и богослужебный наш двор, некая живая и осязаемая картина славы Бога, Который присутствует на литургии. Здесь, на земле, Он становится нашей жизнью, хлебом, светом, рекой жизни, гласом хлябей (Пс. 41:8), как и там, на Небесах. Он для всех сделался всем (1Кор. 9:22).

Наша литургия – это сошествие на землю Горнего Иерусалима. Нет необходимости искать его на Небесах. Тот, Кто восседает на Небесном Престоле, находится здесь, с херувимами, с огнем и светом.

Поэтому, возлюбленные мои, в древности епископский трон сооружался в алтаре, и таким образом вся литургия проходила перед ним, ибо епископ есть точное изображение Христа.

Итак, Господь дал нам все. Двор на Небесах и двор на земле. Господь опустил нам Небесный Престол, чтобы мы могли служить возле него и уже здесь, на земле, быть оправданными. Он сделал Свой Престол осязаемым и доступным для людей. Святой престол в алтаре есть истинный Престол Христа. Иконы, лампады, священнические возгласы, псалмопение – отнюдь не условность, но богоносное служение Царю.

Когда ты видишь подсвечник или лампаду при пении псалмов, то знаешь, что здесь присутствует Бог, что все это создал Бог. У иудеев не возникало сомнения, что во Святая святых пребывает Бог, и поэтому денно и нощно два херувима склонялись над ковчегом (см.: Исх. 25:19; 3Цар. 8:7). Так подобает и нам оберегать святыню, раз мы не сомневаемся в присутствии Бога.

Стоит задуматься о том, что в Церкви все Божественно, а это значит, что и каждый христианин Божественен по милости и благословению Божиему, которое, напитав все здание Церкви, посещает каждую плоть. Милость снисходит на нас, сынов человеческих, и делает нас сынами Бога, а Христос, Сын Божий, напоминает нам о том, что Он – Сын Человеческий.

Престол Соломона, о котором мы уже говорили, «высокий и превознесенный», был изготовлен из позолоченной слоновой кости. Но и мы, будучи Божественными, являемся Престолом Бога. Поэтому и мы должны быть чистыми и нетленными, словно из слоновой кости, иметь позолоту из молитвы, действия, боговидения, помазания Божественным сиянием. Ибо невозможно, возлюбленные мои, для нас покинуть колесницу и Престол Бога.

Посмотрите, что пишет Иезекииль о херувимах, поднимающих Престол. Благодаря им летает колесница Бога. Херувимы, соединенные между собой, поддерживают Престол, являясь его основанием и подножием: И крылья их легкие, и руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их (Иез. 1:7–8). Что же это означает? Христос наверху, Престол чуть ниже, херувимы еще ниже. Они возносят эту Небесную славу. А под херувимами – рука человека.

Пророк Иезекииль хочет донести до нас, что херувимы человекоподобны и, следовательно, имеют такие же, как и у людей, руки. Он говорит об этом, конечно, не прямо, а косвенно: «Под колесницей и под быстрыми крыльями, чтобы Господь присутствовал повсюду, есть рука человека». Но как это возможно? Задумаемся над смыслом. Человек не может не быть там, где есть херувимы, там, где парит Сам Христос!

Значит, где Христос, там херувимы, а внизу и мы с вами. Бог не мыслит Себя без нас. Как же мы можем представить свою жизнь без Него?! Она невообразима!

Столь величественно явление Господа! Теперь мы разобрали его последнее значение. Где Бог, там, внизу, и мы, люди. Там, где херувимы и серафимы, там находимся и мы.

Поэтому, возлюбленные мои, давайте обращать свой взор хотя бы на миг на Небеса и наблюдать за тем, как Бог спускается к нам. Мы в Нем нуждаемся ежедневно. Давайте увидим, как Он незримо сходит на землю, именно так, как Он Сам рассказал нам об этом в книгах Священного Писания. А Он есть истина. Внегда скорбети ми, призвах Господа (Пс. 17:7). Как часто и мы призываем Бога: и к Богу моему воззвах (Пс. 17:7). Сколько раз и мы взываем к Нему! И Он услыша от храма святаго Своего глас мой (Пс. 17:7) – услышал там, в Небесном Своем храме. Конечно, псалмопевец еще не понимал в полноте всех тех тайн, о которых мы сегодня говорили. Он увидел Бога на Небе и сказал: и воплъ мой пред Ним внидет во уиіи Его... и приклони небеса, и сниде (Пс. 17, 7, 10). Ради кого? Ради меня! Небеса перевернулись. Ради кого? Лишь ради одной воззвавшей души. И подвижеся, и трепетна бысть земля (Пс. 17:8), даже основания гор стали огненными от страха. Заблистали молнии, и возгремели громы, ибо сошел Бог: и взыде на Херувимы (Пс. 17:11), чтобы показать, как Господь торопится к человеку. А чтобы тот не испугался, Он положи тму закров Свой (Пс. 17:12). Спускаясь на землю, Господь вошел в черное облако, по словам псалмопевца, чтобы тот не погиб от ужаса. Бог спрятал Себя в нем и сделался невидимым, потому что если увидит чтеловек Бога, то умрет. Как молниеносно Он передвигается, сколь Он истинен и как скрывает Свое величие от нас, чтобы нам не потерпеть никакого вреда!

Облака, видя Его приближение, рассеялись, исчезли, чтобы смог Христос приблизиться ко мне, к моему сердцу, взывающему к Нему. И Господь не оставил меня: и возгреме с небесе Господь (Пс. 17:14) и сошел ко мне.

Вслушайтесь в поэзию этих слов. Бог низпосла с высоты и прият мя, восприят мя от вод многих (Пс. 17:17). Он пришел с высоты, ибо я упал в воды многих страданий, несчастья, греха. Со Своего Престола Он подал мне руку и взял меня, поднял и спас. Не это ли самое что ни на есть явное доказательство ежесекундного присутствия Бога в нашей жизни?

Таков, возлюбленные мои, Престол Господа, Который повсюду, но прежде всего в нас с вами. Бог сделал людей Своим Престолом для того, чтобы мы не знали разлуки с Ним.

/ Перевод А. Ю. Масловой.


Источник: Слова и наставления : [в 4 т.] / Архимандрит Емилиан (Вафидис), игумен монастыря Симонопетра на Афоне ; [пер.: Александр Волков и др.]. - Москва : Храм св. мученицы Татианы, 2006. / Т. 1-2: Печать истинная ; Жизнь в духе. - 2006. - 554 с. ISBN 5-901836-21-5

Комментарии для сайта Cackle