Колена Израилевы —
1) потомки двенадцати сыновей патриарха Иакова, родоначальников двенадцати ветвей Израильского народа;
2) символическое выражение, обозначающее всю совокупность потомков Иакова, весь Израильский народ (см.: Израиль).
Почему если у Иакова было двенадцать сыновей, и если о совокупности всех сынов Израиля говорится как о двенадцати коленах, в действительности мы насчитываем не двенадцать, а тринадцать колен?
У Иакова и действительно было двенадцать, а не тринадцать сыновей. Между тем число перечисляемых колен всё же достигает тринадцати. Это связано со следующими обстоятельствами.
Упоминаемые в Ветхом Завете колена Ефрема и Манассии происходят не от двух, а от одного и того же родоначальника: Иосифа. В свое время братья продали его в рабство, а он, оказавшись в Египте, добился там высочайшего положения и впоследствии спас своего отца и своих братьев от голодной смерти, содействовал их переселению в Египет, что способствовало не только выживанию, но и дальнейшему приумножению численности его соплеменников.
В знак особого уважения к Иосифу Иаков признал его детей, Ефрема и Манассию, как бы своими (Быт.48:5). В дальнейшем это сказалось на праве их потомков наследовать уделы в дарованной Богом обетованной земле: потомки Иосифа получили на территории Палестины не один удел (как это произошло с потомками прочих сыновей Иакова), а два. При этом потомки Иосифа стали обозначаться под двумя коленами: Ефрема и Манассии.
Между тем количество уделов земли, занятой Израильтянами, осталось равным двенадцати. Это связано с тем, что колено Левия не получило в собственность особого территориального надела, а было рассредоточено в местах обитания представителей прочих колен. Дело в том, что потомки Левия должны были играть в жизни Израиля особую религиозную роль (Чис.18:23); можно сказать, что их уделом считался Сам Господь (Быт.18:20) (см.: Левиты).
Таким образом, если при суммировании колен исходить из числа уделов, на которых в своё время разместился весь Израильский народ, получаем двенадцать, а не тринадцать членов деления. И если суммировать их исходя не из территориальных уделов, а из числа сыновей Иакова, также получим двенадцать (ведь при таком методе подсчёта потомки Ефрема и Манассии представляют собой не два колена, а одно).
Вообще Священное Писание, обозначая еврейский народ, в разных фрагментах употребляет разные перечни имен (названий колен). Однако число колен всегда соответствует двенадцати, и именно это число символизирует полноту сынов Израиля. В Новом Завете с тою же целью использовано то же число (Деян.26:7).
Литература по теме
- Благословение Моисея израильским коленам: происхождение и общий анализ Втор.33 Кашкин А.С., прот. Сергей Штурбавин
- Как должно разуметь благословения коленам израильским? блж. Феодорит Кирский
Комментировать