Двунадесятые праздники

Литература по теме

Двунадеся́тые пра́здники – 12-ть важнейших (после Пасхи) годовых церковных праздников, связанных с Евангельской историей и историей Церкви.

dvunadesjatye prazdniki – Двунадесятые праздники

Почему двунадесятые праздники получили такое название?

Впервые понятие двунадесятые праздники в современном смысле появилось в 19 веке в русской Литургике в книге прот. Г. Дебольского.

В Типиконе используется термин великие праздники.

Определение «двунадесятые» происходит от церковнославянского количественного числительного «дванадесять» – «двенадцать». Отсюда: дванадесятый, двунадесятый.

Как классифицируются двунадесятые праздники?

А) По содержанию двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные.

Господские праздники установлены Церковью во славу Господа Иисуса Христа и отражают важнейшие события из Его земной жизни. К ним относятся:

  1. Рождество Христово (25 декабря / 7 января),
  2. Крещение Господне (6 января / 19 янв.),
  3. Преображение Господне (6 августа / 19 авг.),
  4. Воздвижение Креста Господня (14 сентября / 27 сент.),
  5. Вход Господень в Иерусалим (дата празднования зависит от даты Пасхи),
  6. Вознесение Господне (дата празднования зависит от даты Пасхи),
  7. Пятидесятница (День Святой Троицы) (дата празднования зависит от даты Пасхи).

В свою очередь Богородичные праздники посвящены прославлению Божьей Матери и отражают события из земной жизни Пресвятой Девы Марии:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (8 / 21 сентября),
  2. Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября / 4 декабря),
  3. Благовещение Пресвятой Богородицы (25 мар. / 7 апр.),
  4. Сретение Господне (2 / 15 фев.),
  5. Успение Пресвятой Богородицы (15 / 28 авг.).

Заметим, что праздник Сретения Господня и праздник Благовещения нередко интерпретируются как Господско-Богородичные.

Б) По положению в системе праздников церковного года двунадесятые праздники разделяются на «неподвижные» (непереходящие), то есть имеющие фиксированную дату, и на «подвижные» (переходящие), то есть привязанные к пасхальному циклу.

Какие двунадесятые праздники входят в число неподвижных (непереходящих)?

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (8 / 21 сент.),
  2. Воздвижение Креста Господня (14 / 27 сент.),
  3. Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноябр. / 4 дек.),
  4. Рождество Христово (25 декабря / 7 января),
  5. Богоявление, или Крещение Господне (6 / 19 янв.),
  6. Сретение Господне (2 / 15 фев.),
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы (25 мар. / 7 апр.),
  8. Преображение Господне (6 / 19 авг.) и
  9. Успение Пресвятой Богородицы (15 / 28 авг.).

Какие двунадесятые праздники входят в число подвижных (переходящих)?

«Подвижными» именуются 3 праздника:

  1. Вход Господень в Иерусалим (в воскр., предшествующее Пасхе),
  2. Вознесение Господне (40‑й день от Пасхи, всегда в чт.) и
  3. День Святой Троицы (50‑й день от Пасхи, всегда в воскр.).

Когда в Церкви сформировалась система двунадесятых праздников?

С древних времен святые отцы особенно выделяли некоторые праздники, посвященные важнейшим событиям земной жизни Иисуса Христа. До X в. таких праздников было меньше 12. В более поздние времена называлось 12 и более праздников (в частности, праздник Тайной вечери, праздник Новой недели – Уверения Фомы), причем их состав менялся. Окончательно система двунадесятых праздников сформировалась в литургической практике Православной Церкви к XVI–XVII векам.

Какова богослужебная особенность двунадесятых праздников?

Богослужение, связанное с двунадесятыми праздниками, отличается особой торжественностью.

В каких богослужебных книгах находятся последования двунадесятых праздников?

Гимнографические последования непереходящих двунадесятых праздников содержатся в Минее, переходящих – в Триодях Постной и Цветной, а также в отдельных изданиях.

Каковы богослужебные особенности двунадесятых праздников?

Богослужение, связанное с двунадесятыми праздниками, отличается особой торжественностью. Во-первых, необходимо выделить особенности, которые характерны для всех двунадесятых праздников (и Господских, и Богородичных):

  • Всегда совершается всенощное бдение. Чтобы понять смысл этого правила, нужно учесть, что настоящее бдение – торжественная служба, которая длится всю ночь (наше «бдение» в сравнении с такой службой – не более чем схема, своего рода «лайт-версия»). Устав достаточно часто по воскресным дням разрешает настоятелю ради немощи братии служить вечерню и утреню раздельно; однако в дни двунадесятых праздников такое послабление не позволяется.
  • На 9-й песни канона отменяется Песнь Богородицы («Честнейшую…»), достаточно часто поются мегаллинарии (припевы) праздника);
  • На литургии полагается задостойник;
  • Есть предпразднство (Рождество Христово – 5 дней, Богоявление – 4 дня, остальные праздники – 1 день) и попразднство (от 4 до 8 дней).

Кроме того, есть особенности, характерные только для Господских праздников:

  • При совпадении с воскресным днем отменяется служба Октоиха (то есть не совершается воскресное богослужение);
  • На великой вечерне со вторника по субботу отменяется «Блажен муж…»;
  • На литургии поются праздничные антифоны;
  • По малом входе на литургии диакон говорит особый входный стих (например, на Рождество Христово «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову»)
  • Отпуст начинается особой вводной фразой (например, «Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий….»);
  • В день праздника вечером на вечерне поется великий прокимен («Кто Бог велий…» или «Бог наш на небеси и на земли…»).

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka