- Почему двунадесятые праздники получили такое название?
- Как классифицируются двунадесятые праздники?
- Какие двунадесятые праздники входят в число неподвижных (непереходящих)?
- Какие двунадесятые праздники входят в число подвижных (переходящих)?
- Когда в Церкви сформировалась система двунадесятых праздников?
- Какова богослужебная особенность двунадесятых праздников?
- В каких богослужебных книгах находятся последования двунадесятых праздников?
- Каковы богослужебные особенности двунадесятых праздников?
Двунадеся́тые пра́здники – 12-ть важнейших (после Пасхи) годовых церковных праздников, связанных с Евангельской историей и историей Церкви.
Почему двунадесятые праздники получили такое название?
Впервые понятие двунадесятые праздники в современном смысле появилось в 19 веке в русской Литургике в книге прот. Г. Дебольского.
В Типиконе используется термин великие праздники.
Определение «двунадесятые» происходит от церковнославянского количественного числительного «дванадесять» – «двенадцать». Отсюда: дванадесятый, двунадесятый.
Как классифицируются двунадесятые праздники?
А) По содержанию двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные.
Господские праздники установлены Церковью во славу Господа Иисуса Христа и отражают важнейшие события из Его земной жизни. К ним относятся:
- Рождество Христово (25 декабря / 7 января),
- Крещение Господне (6 января / 19 янв.),
- Преображение Господне (6 августа / 19 авг.),
- Воздвижение Креста Господня (14 сентября / 27 сент.),
- Вход Господень в Иерусалим (дата празднования зависит от даты Пасхи),
- Вознесение Господне (дата празднования зависит от даты Пасхи),
- Пятидесятница (День Святой Троицы) (дата празднования зависит от даты Пасхи).
В свою очередь Богородичные праздники посвящены прославлению Божьей Матери и отражают события из земной жизни Пресвятой Девы Марии:
- Рождество Пресвятой Богородицы (8 / 21 сентября),
- Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября / 4 декабря),
- Благовещение Пресвятой Богородицы (25 мар. / 7 апр.),
- Сретение Господне (2 / 15 фев.),
- Успение Пресвятой Богородицы (15 / 28 авг.).
Заметим, что праздник Сретения Господня и праздник Благовещения нередко интерпретируются как Господско-Богородичные.
Б) По положению в системе праздников церковного года двунадесятые праздники разделяются на «неподвижные» (непереходящие), то есть имеющие фиксированную дату, и на «подвижные» (переходящие), то есть привязанные к пасхальному циклу.
Какие двунадесятые праздники входят в число неподвижных (непереходящих)?
- Рождество Пресвятой Богородицы (8 / 21 сент.),
- Воздвижение Креста Господня (14 / 27 сент.),
- Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноябр. / 4 дек.),
- Рождество Христово (25 декабря / 7 января),
- Богоявление, или Крещение Господне (6 / 19 янв.),
- Сретение Господне (2 / 15 фев.),
- Благовещение Пресвятой Богородицы (25 мар. / 7 апр.),
- Преображение Господне (6 / 19 авг.) и
- Успение Пресвятой Богородицы (15 / 28 авг.).
Какие двунадесятые праздники входят в число подвижных (переходящих)?
«Подвижными» именуются 3 праздника:
- Вход Господень в Иерусалим (в воскр., предшествующее Пасхе),
- Вознесение Господне (40‑й день от Пасхи, всегда в чт.) и
- День Святой Троицы (50‑й день от Пасхи, всегда в воскр.).
Когда в Церкви сформировалась система двунадесятых праздников?
С древних времен святые отцы особенно выделяли некоторые праздники, посвященные важнейшим событиям земной жизни Иисуса Христа. До X в. таких праздников было меньше 12. В более поздние времена называлось 12 и более праздников (в частности, праздник Тайной вечери, праздник Новой недели – Уверения Фомы), причем их состав менялся. Окончательно система двунадесятых праздников сформировалась в литургической практике Православной Церкви к XVI–XVII векам.
Какова богослужебная особенность двунадесятых праздников?
Богослужение, связанное с двунадесятыми праздниками, отличается особой торжественностью.
В каких богослужебных книгах находятся последования двунадесятых праздников?
Гимнографические последования непереходящих двунадесятых праздников содержатся в Минее, переходящих – в Триодях Постной и Цветной, а также в отдельных изданиях.
Каковы богослужебные особенности двунадесятых праздников?
Богослужение, связанное с двунадесятыми праздниками, отличается особой торжественностью. Во-первых, необходимо выделить особенности, которые характерны для всех двунадесятых праздников (и Господских, и Богородичных):
- Всегда совершается всенощное бдение. Чтобы понять смысл этого правила, нужно учесть, что настоящее бдение – торжественная служба, которая длится всю ночь (наше «бдение» в сравнении с такой службой – не более чем схема, своего рода «лайт-версия»). Устав достаточно часто по воскресным дням разрешает настоятелю ради немощи братии служить вечерню и утреню раздельно; однако в дни двунадесятых праздников такое послабление не позволяется.
- На 9-й песни канона отменяется Песнь Богородицы («Честнейшую…»), достаточно часто поются мегаллинарии (припевы) праздника);
- На литургии полагается задостойник;
- Есть предпразднство (Рождество Христово – 5 дней, Богоявление – 4 дня, остальные праздники – 1 день) и попразднство (от 4 до 8 дней).
Кроме того, есть особенности, характерные только для Господских праздников:
- При совпадении с воскресным днем отменяется служба Октоиха (то есть не совершается воскресное богослужение);
- На великой вечерне со вторника по субботу отменяется «Блажен муж…»;
- На литургии поются праздничные антифоны;
- По малом входе на литургии диакон говорит особый входный стих (например, на Рождество Христово «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову»)
- Отпуст начинается особой вводной фразой (например, «Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий….»);
- В день праздника вечером на вечерне поется великий прокимен («Кто Бог велий…» или «Бог наш на небеси и на земли…»).
Литература по теме
- Проповеди на двунадесятые праздники митр. Николай (Ярушевич)
- Календарь. Церковные праздники
- Двунадесятые праздники Православной Церкви В. Чернов
- Двунадесятые праздники (историко-литург. описание) Г.С. Битбунов
- Двунадесятые праздники в литургическом освещении Еп. Вениамин (Милов)
- Песнопения на двунадесятые праздники
- Тропари и кондаки двунадесятых праздников
- Двунадесятые праздники и поминовение усопших свт. Афанасий (Сахаров)
- Размышления о Двунадесятых праздниках митр. Вениамин (Федченков)
- Праздничные проповеди свящ. Даниил Сысоев
- Двунадесятые праздники и Святая Пасха прот. Павел Матвеевский
- Практическое руководство при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди схиархим. Иоанн (Маслов)
- Праздники
- Двунадесятые праздники и Пасха в годовом круге
- Праздничные кроссворды
- Праздники церковные. Тесты
Комментировать