Дни творе́ния – первые шесть дней, в течение которых Бог сотворил мир несколькими творческими актами.
В начале книге Бытия рассказывается о том, как Бог творил мир. В словах «земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Быт.1:2) можно видеть указание на то, что сначала Бог сотворил бесформенную материю, которая получила свое оформление постепенно.
Согласно буквальному церковному пониманию дней творения, Бог поэтапно сотворил: в первый день бытия мира – небо и землю, свет; во второй день – твердь, или видимое небо; в третий – вместилища вод на земле, сушу и растения; в четвертый – солнце, луну и звёзды; в пятый – пресмыкающихся, рыб и птиц; в шестой – живущих на суше животных, и, наконец, человека – венец творения. Человеком творение закончилось, и в седьмой день Бог прекратил Свои дела творения. Поэтому седьмой день назван «субботой», что в переводе с еврейского языка означает «покой».
Творческая седмица Бога задает ритм для труда человека, как это отражено в четвертой заповеди Декалога: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11).
В Ветхом Завете эта заповедь понималась как полный субботний покой, а в Новом – как посвящение Богу воскресных и праздничных дней. Кроме того, ветхозаветная суббота в толковании святых отцов представляется как указывающая на новозаветную свободу от греха и покой в Боге: «Душа, сподобившаяся избавиться от срамных и нечистых помыслов, субботствует истинную субботу, и покоится истинным покоем, пребывая праздною и свободною от всех темных дел. Ибо там в прообразовательной субботе, хотя упокоевались телесно, но души связаны были лукавством и пороками; а сия истинная суббота есть истинное упокоение души, пребывающей праздною и очистившейся от сатанинских помыслов, покоющейся в вечном Господнем покое и в радости» (прп. Макарий Великий). Кроме того, покой седьмого дня прообразует Великую Субботу, когда Господь Иисус Христос телом находился во гробе. В одной из стихир богослужения Великой Субботы говорится: «Сей день таинственно прообразовал великий Моисей, говоря: «И благословил Бог день седьмой», ибо это – благословенная суббота. Она – упокоения день, в который почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий. Через промыслительную смерть плотию упокоившись [слав. субботствовав] и вновь вернувшись к тому, чем был через воскресение, Он даровал нам вечную жизнь, как единственно благой и Человеколюбец».
Как понимает Церковь дни творения?
Основным церковным толкованием Шестоднева, представленным у большинства святых отцов и почитаемых авторов, является учение о создании мира за шесть суток, тождественных нынешним дням по 24 часа, поэтому описание каждого дня завершается словами «и был вечер, и было утро» (например, Быт.1:5, 8, 13). Отцы утверждают, что вначале Бог из ничего сотворил бесформенную материю, причем некоторые, как свт. Василий Великий, прямо говорят о четырех элементах – воздухе, воде, земле и огне. Потом в этой материи в каждый из шести дней Бог совершал один или несколько творческих актов, причем каждый из актов творения сам по себе был мгновенным и сразу полностью совершенным.
Первое развернутое буквальное толкование Шестоднева встречается уже во II в. у свт. Феофила Антиохийского. Наиболее авторитетным толкованием такого рода, на которое потом опирались большинство церковных авторов, стали «Беседы на Шестоднев» свт. Василия Великого. Нередко они даже текстуально влияли на других святых отцов (например, на «Шестоднев» свт. Амвросия Медиоланского). Аллегоризм у свт. Василия и других единомысленных с ним святых отцов относится к нравоучительным выводам относительно сотворенного Богом мира, а также к выявлению из библейского повествования содержащегося в нем учения о всемогуществе, премудрости и благости Божией. Свойственное святым отцам буквальное понимание дней творения как нельзя лучше свидетельствует о различных свойствах Божиих:
– о Его премудрости, потому что Он делает сразу хорошо;
– о Его всемогуществе, потому что Он не нуждается в постепенном исправлении первоначального несовершенства;
– о Его благости, потому что весь мир творится словом Божиим для человека из уже существовавших стихий, а сам человек – личным творческим действием Бога.
В отношении последовательности событий эти святые отцы подчеркивают безусловную историческую достоверность повествования книги Бытия. Опираясь преимущественно на свв. Василия Великого и Ефрема Сирина, можно так суммировать элементы библейского откровения, которые противоречат научной эволюционной концепции происхождения мира:
- Каждый день творения по своей продолжительности соответствует нынешним дням и был равен двадцати четырем часам. Свт. Василий Великий: ««И бысть вечер, и бысть утро, день един». Почему назван не первым, но единым? Хотя намеревающемуся говорить о втором, и третьем, и четвертом днях было бы приличнее наименовать первым тот день, с которого начинаются последующие, однако же он назвал единым. Или определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь. Почему, хотя при поворотах солнца случается, что день и ночь друг друга превосходят, однако же продолжение дня и ночи всегда ограничивается одним определенным временем. И Моисей как бы так сказал: мера двадцати четырех часов есть продолжение одного дня».
- Появление света после неба и земли. Свт. Василий Великий: «Всему предшествовали небо и земля, после них сотворен свет». Прп. Ефрем Сирин: «Небо и земля сотворены из ничего, потому что не существовало еще ни вод, ни воздуха, не получили еще бытия ни огонь, ни свет, ни тьма; они произведены позднее неба и земли».
- Первоначальный свет не содержался в солнце и небесных светилах. Свт. Василий Великий: «Всему предшествовали небо и земля, после них сотворен свет, различены ночь и день, потом опять твердь и явление суши, потом вода совокуплена в постоянное и определенное собрание, земля наполнилась собственными порождениями, произрастив бесчисленные роды трав и обогатившись растениями всякого рода. Но солнца и луны еще не было, дабы не ведущие Бога не именовали солнца начальником и отцом света, и не почитали его зиждителем земных произрастений. Посему настал четвертый день, и тогда «рече Бог: да будут светила на тверди нeбecней»». Прп. Ефрем Сирин: «Первоначальный свет разлит был всюду, а не заключен в одном известном месте, повсюду рассеивал он тьму, не имея движения; все движение его стояло в появлении и исчезновении. По внезапном исчезновении его наступало владычество ночи, а с появлением его оканчивалось ее владычество… Говорят, что из того рассеянного всюду света и из огня, сотворенных в первый день, устроено солнце, которое на тверди, что луна и звезды – из того же первоначального света».
- Вода начинает стекать вниз лишь на третий день, а до этого не имела такого повеления от Бога. Свт. Василий Великий: «Почему, во-первых, принадлежащее воде по природе, то есть силу стремиться вниз по скату, Писание приписывает повелению Зиждителя?.. тебе особенно известны стали движения воды после повеления Владыки. Теперь она везде растекается, непостоянна, по природе стремится в покатые и вогнутые места, но какую силу имела она прежде, нежели вследствие сего повеления, произошло в ней такое стремление к движению, сего сам ты не знаешь и не мог слышать от какого-либо очевидца. Рассуди же, что глагол Божий творит самое естество, и повеление, данное тогда твари, определило порядок сотворенного и на последующее время… Водному естеству повелено течь, и по сему поведению, непрестанно поспешая, оно никогда не утомляется».
- Мгновенное появление сразу из земли растений и животных, а из воды – рыб и птиц. Свт. Василий Великий: ««Да прорастит земля былие». И земля, соблюдая законы Создателя, начав с ростка, в краткое мгновение времени прошла все виды возрастания, и тотчас довела прозябения до совершенства». Прп. Ефрем Сирин: «Злаки во время сотворения своего стали порождениями (появились) одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев. Так же и дерева во время сотворения своего явились порождением одного дня, но по совершенству и по плодам, обременявшим ветви, казались порождением годов… Как дерева, травы, животные, птицы и человек явились вместе и стары, и молоды: стары по виду членов и составов их, а молоды по времени своего сотворения, – так и луна была вместе и стара, и молода: молода, потому что едва сотворена, стара, потому что полна, как в пятнадцатый день… Так земля, по Божию повелению, немедленно извела гадов, зверей полевых, зверей хищных и скотов, сколько нужно их было на служение тому, кто в тот же день преступил заповедь Господа своего!».
- Все живые существа произошли «по роду», так что эти роды неизменяемы. Свт. Феофил Антиохийский: «В пятый день созданы животные из воды и чрез их также открывается многоразличная премудрость Божия. Ибо кто может исчислить их множество и разнообразие родов?»
- По времени появления растения предшествуют солнцу, луне и звездам. Свт. Феофил Антиохийский: «Бог в Своем предведении знал бредни суетных философов, которые в отвержение Бога станут говорить, что произведения на земле рождаются от светил; посему чтоб явна была истина, сотворены были растения и семена прежде светил; ибо позднейшее не может произвести того, что ему предшествует». Свт. Василий Великий: «Поскольку некоторые думают, что причина произрастающего из земли в солнце, которое притяжением теплоты извлекает на поверхность земли таящуюся в глубине силу, то земля украшается прежде солнца, чтобы заблуждающие перестали поклоняться солнцу, и признавать, будто оно дает причину жизни. Посему, если убедятся, что вся земля украшена до сотворения солнца, то уменьшат безмерное к нему удивление, рассудив, что оно по бытию позднее травы и зелени».
- Животные вначале не были хищными. Свт. Феофил Антиохийский: «Звери (θηρία)) получили свое имя от того, что они одичали (από τοῦ θηριοῦσθαι), а не потому, чтобы изначала были злыми или ядовитыми, ибо ничего злого не было изначала сотворено Богом, но все было прекрасно; грех же человека испортил их, ибо с преступлением человека, и они преступили… Но когда человек опять возвратится в сообразное с своею природой состояние, тогда и те животные восстановятся в первоначальный образ кротости».
- До грехопадения не было смерти. Прп. Симеон Новый Богослов: «Адам был создан с телом нетленным, однако ж вещественным, а не духовным еще, и был поставлен Творцом Богом, как царь бессмертный над нетленным миром, не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами… Итак, тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало и жить на земле тленной, и питаться пищею тленною».
- Рай был создан на востоке, Бог ввел туда Адама, а затем привел туда животных, которым Адам нарекал имена. Прп. Ефрем Сирин: «Говоря о славном создании человека, Моисей обращается к повествованию о рае и о введении в него человека, и говорит: «И насади Господь Бог рай во Едеме в начале, и введе тамо человека, егоже созда» (Быт.2:8). Едем есть место рая… Слова: «приведе я ко Адаму», – показывают мудрость Адама и мир, какой был между животными и человеком, пока человек не преступил заповеди. Они собрались к человеку, как к исполненному любви пастырю, без страха; по родам и видам проходили перед ним стадами, не боясь его, не трепеща друг друга… Человек мог дать многие имена многим родам гадов, зверей, скотов и птиц, но не наречь один род именем другого есть уже дело Божие, а если это сделано человеком, то сие дано ему от Бога». Блж. Феодорит Кирский: «Вопрос. Иные говорят, что рай [был] на небе. Ответ: Поскольку Божественное Писание говорит: «прозябе Бог еще от земля всякое древо красное в видение и доброе в снедь» (Быт.2.9), то очень смело, оставив учение Духа, следовать своим собственным умозаключениям».
- Тело Адама создано из земли непосредственным действием Бога (либо просто руками, как в книге Бытия). Свт. Иоанн Златоуст: «Бог берет не просто землю, но «персть», тончайшую, так сказать, часть земли, и эту самую «персть от земли» своим повелением превращает в тело. Как самую сущность земли произвел Он из небытия, так и теперь, когда восхотел, «персть от земли» превратил в тело».
- Ева создана из ребра Адама. Прп. Ефрем Сирин: «Словами же: «мужа и жену сотвори их» (Быт.1:27), – Моисей дает знать, что Ева уже была в Адаме, в той кости, которая взята от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе, и по духу, ибо Бог ничего не присовокупил к взятой от Адама кости, кроме красоты и внешнего образа. Поскольку же в самой кости заключалось все, что нужно было для образования из нее Евы, то справедливо сказано: «мужа и жену сотвори их»».
- В результате грехопадения природа стала тленной и смертной. Свт. Иоанн Златоуст: «Что значит – тварь покорилась суете (Рим. 8:20)? Сделалась тленною. Для чего же и по какой причине? По твоей вине, человек. Так как ты получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию, произрастила терния и волчцы». Блж. Феодорит Кирский: «Суетою Апостол называет тление, ибо вскоре за сим учит: Яко и сама тварь свободится от работы истления (Рим. 8:20-21). Научает же он, что вся видимая тварь получила в удел естество смертное, потому что Творец всяческих предвидел преступление Адама и тот смертный приговор, который будет на него произнесен»
- Будущий рай станет исполнением первоначального Божия замысла, поэтому природа в нем будет нетленной. Блж. Феодорит: «Вся видимая тварь получила в удел естество смертное, потому что Творец всяческих предвидел преступление Адама и тот смертный приговор, который будет на него произнесен. И было бы неприлично и несправедливо тому, что для него создано, получить в удел нетление, а ему самому, ради кого все это создано, быть тленным и страстным. Но когда он чрез воскресение приимет бессмертие, тогда и созданное для него получит также в удел нетление». Прп. Симеон Новый Богослов: «Бог прежде сотворения мира предопределил быть спасению человека чрез возрождение, какое имел он получить в силу воплощенного домостроительства Христова, и на сем основании подчинил ему тварь и покорил ее тлению, так как тленным сделался человек, для которого она создана, чтоб она каждогодно доставляла ему тленную пищу, положив, когда обновит человека и сделает его нетленным, бессмертным и духовным, тогда вместе с ним обновить и всю тварь и сделать ее вечною и нетленною».
Прп. Ефрем Сирин, полемизируя со сторонниками небуквального понимания Шестоднева, писал: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании том представлены одни наименования: или ничего не означающие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что, как небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе этих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств».
В древности было предложено и иносказательное толкование событий книги Бытия, которое отрицало их историчность. Так, Ориген видел в библейском рассказе о сотворении мира и грехопадении Адама описание домирного сотворения Богом духов, которые потом охладели в своей любви к Богу и получили тела для того, чтобы в них понести наказание и исправиться. Ориген отрицал реальное бытие Адама, видя в нем аллегорическую совокупность всех людей, а также настоящий рай на востоке (по его мнению, это было первоначальное блаженное бытие духов). Одним из доводов в пользу отрицания буквальности библейских дней называют слова, где творение представляется одномоментным и еврейское слово «йом» (день) используется как указание на неопределенный промежуток времени: «Вот история происхождения неба и земли, как они были сотворены в тот день, когда Бог сотворил небо и землю» (Быт.2:4). Учение Оригена о предсуществовании душ (в том числе и души Христа) было осуждено на Пятом Вселенском Соборе.
Еще одна группа толкователей, опираясь на идею всемогущества Божия, признавала творение мира мгновенным, но применительно к разумению людей представленным как последовательные события в шесть дней. Так считали, в частности, Климент Александрийский и Прокопий Газский. Но и для них была очевидной некоторая последовательность разворачивания творения: например, свет и растения были созданы до солнца и небесных светил. Свт. Григорий Нисский полагал, что потенциально Бог создал сразу все стихии и живых существ, но затем они выявляются за шесть последовательных дней. При этом сам свт. Григорий не настаивал на правильности своего толкования, считая образцовым толкование своего брата – свт. Василия Великого, который, как уже сказано, был сторонником буквального понимания шести дней творения.
Наиболее сложным было учение о творении мира у блж. Августина, со временем оно уточнялось. Он как бы различает идеальное творение (как вечные и неизменные образцы) и реальное, когда из первоначальных идей возникают конкретные вещи и явления мира. В последнем случае он ведет речь как бы о шестикратном повторении одного дня, вечер и утро оказываются не обычными, как сейчас, а умосозерцаемыми, так что вечер одного дня означал начало творения следующего дня, а утро седьмого дня «было уже не началом создания новой твари, а началом покоя всей твари в покое Творца». Это реальное творение, видимо, происходит мгновенно и лишь кажется при чтении Библии развернутым во времени: «хотя Бог творит и вне протяжения времени, потому что с Ним есть егда хощет еже мощи [син.: ибо могущество Твое всегда в Твоей воле] (Прем.12:18), однако, временные природы переживают свои перемены во времени. Поэтому: И бысть вечер, и бысть утро, день един сказано, может быть, как умосозерцаемое, т.е. так, как это должно или может быть, а не как бывает в преемственных моментах времени. Ибо Сказавший: Живый во веки созда вся обще (Сир.18:1) созерцал Своим разумом творение во Святом Духе; но в книге Бытия повествование вполне прилично ведется так, как будто бы, вещи сотворены были Богом в преемственных периодах времени, дабы самый порядок [творения], который не мог быть представляем немощными умами в одновременном (stabili) созерцании, предносился, благодаря такому образу речи, как бы пред чувственными очами».
Конечно, блж. Августин принимает противоречащие эволюции идеи последовательного творения совершенных живых существ «по роду», т.к. роды живых существ содержались изначально в божественной мысли. Он отрицает преемственное изменение родов растений и живых существ, но настаивает, что при творении они появились так, как и написано в книге Бытия: растения и животные из земли, птицы и рыбы из воды.Вообще из сочинения «О книге Бытия» нигде не видно, чтобы блж. Августин учил о продолжительных промежутках времени, необходимых для творения. Скорее наоборот, чрезмерная продолжительность шести дней нуждается в согласовании с идеей всемогущества Бога, Который мог все создать в одно мгновение: «То, что ныне медленно, тогда было сотворено без промедлений; даже сами века были созданы мгновенно, а не так, как проходят они теперь».
Оригинальные концепции творения представлены у некоторых поздних западных писателей (например, четыре этапа творения у прп. Беды Достопочтенного), однако они даже не были известны в Восточной Церкви и не оказали, конечно, никакого влияния на ее богословие и экзегетику.
В современном богословии, однако, чрезвычайно распространены попытки согласования повествования книги Бытия с научным представлением о формировании вселенной и о биологической эволюции в течение миллиардов лет. Такой «христианский эволюционизм» прочитывает каждый день творения как огромные промежутки времени разной продолжительности, в течение которых под руководством Бога происходит постепенное эволюционное изменение родов живых существ. Вопреки общей научной картине мира, некоторые эволюционисты допускают происхождение всех людей от настоящих Адама и Евы, которые в самом деле находились в раю на земле. Другие же признают происхождение человека от обезьяноподобных предков. Часто «православные эволюционисты» опираются на вырванные из контекста или вообще придуманные ими цитаты святых отцов, в том числе и тех, кто прямо отрицают эволюцию родов животных и утверждает буквальное понимание дней творения.
Кроме того, известный аргумент в пользу «христианского эволюционизма» – неопределенность библейского слова «йом» (день), которое может пониматься в Библии не только как сутки, но и как неопределенный период времени, тем более что «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс.89:5). Однако эта цитата буквально относится не к сотворению мира, а к вечности Бога и долготерпению Божию по отношению к грешникам (2Пет.3:8).
В эволюционном прочтении седьмой день творения продолжается и поныне, хотя в Библии и для святых отцов это обычная суббота, завершающая неделю. Поэтому и заповедь Божия о почитании седьмого дня (Исх.20:8-11) завершается так: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:11).
Ложным учением об эволюции материальных форм живых существ эволюционизм в действительности отвлекает верующих от собственной духовной эволюции от греха к добродетели, а вместо идеи первоначального и конечного совершенства навязывает Церкви чуждую ей гуманистическую идеологию прогресса.
Понимая дня творения как миллиарды лет, эволюционисты называют это аллегорическим прочтением Шестоднева. На самом деле они просто ошибочно применяют термины экзегетики. Аллегория у святых отцов означает исключительно духовное толкование, которое свидетельствует о тайнах Божества, домостроительстве нашего спасения, о Христе и Церкви. Поэтому аллегория никак не может отменить или изменить буквального исторического толкования. Например, ап. Павел видит «иносказание» (аллегорию) в истории двух сыновей Авраама от двух его жен, так что Агарь рождает Измаила в рабство, подобно подзаконным иудеям, а Сарра рождает Исаака для свободы, подобно христианам (Гал.4:21–31). Ясно, что такое аллегорическое толкование нужно ему лишь в целях созерцания божественного домостроительства нашего спасения в Церкви; оно никак не отрицает самого исторического события рождения двух детей у Авраама (Рим.9:10). Таким образом, настоящая аллегория в отношении Шестоднева должна была бы не менять буквальное понимание продолжительности дней творения, но искать прообразы Христа и Церкви в событиях сотворения мира.
При оценке эволюционных гипотез надо помнить, что акт сотворения мира Богом – это чудо всемогущества Божия, которое не может поместиться в рамки естественнонаучных теорий. Свт. Василий Великий, рассуждая о творении мира Богом, говорил: «Нам предлежит исследовать состав мира и рассмотреть вселенную не по началам мирской мудрости, но как научил этому служителя Своего Бог, говоривший с ним яве, а не гаданием (Чис.12:8)».
Цитаты о днях творения
«“И был вечер, и было утро: день один” (Быт.1:5). Почему назван не первым, но одним? Хотя намеревающемуся говорить о втором и третьем, и четвертом днях было бы естественнее назвать первым тот день, с которого начинаются последующие, однако он назвал одним. Или он определяет этим меру дня и ночи, соединяя их в одни сутки... И Моисей как бы так сказал: мера двадцати четырех часов есть продолжение одного дня, или возвращение неба от одного знака к тому же знаку совершается в один день».
cвт. Василий Великий
«Известны мне правила иносказаний, хотя не сам я изобрел их, но нашел в сочинениях других. По сим правилам, иные, принимая написанное не в общеупотребительном смысле, воду называют не водою, но каким-нибудь другим веществом, и растению, и рыбе дают значение по своему усмотрению, даже бытие гадов и зверей объясняют сообразно с своими понятиями, подобно как и снотолкователи виденному в сонных мечтаниях дают толкования соглаcные с собственным их намерением. А я, слыша о траве, траву и разумею, также растение, рыбу, зверя и скот, все, чем оно названо, за то и принимаю. «Не стыжуся бо благовествованием» (Рим.1:16)… И поскольку писавшие о мире много рассуждали о фигуре земли, что она такое, шар ли, или цилиндр, или походит на кружок, со всех сторон одинаково обточенный, или на лоток, имеющий в средине впадину (ибо ко всем сим предположениям прибегали писавшие о мире, и каждый из них опровергал предположение другого), то не соглашусь еще признать наше повествование о миротворении стоящим меньшего уважения потому единственно, что раб Божий Моисей не рассуждал о фигурах, не сказал, что окружность земли имеет сто восемьдесят тысяч стадий, не вымерил, на сколько простирается в воздухе земная тень, когда солнце идет под землею, и как тень сия, падая на луну, производит затмения. Если умолчал он о не касающемся до нас, как о бесполезном, то неужели за сие словеса Духа почту маловажнее объюродевшей мудрости? Не паче ли прославлю Того, Кто не затруднил ума нашего предметами пустыми, но устроил так, чтобы все было написано в назидание и усовершение душ наших? Сего, кажется мне, не уразумели те, которые по собственному своему уразумению вознамерились придать некоторую важность Писанию какими-то наведениями и приноровлениями. Но это значит ставить себя премудрее словес Духа и под видом толкования вводить собственные свои мысли. Посему так и будем разуметь, как написано».
cвт. Василий Великий
«“Да прорастит земля былие”. И земля, соблюдая законы Создателя, начав с ростка, в краткое мгновение времени прошла все виды возрастания, и тотчас довела прозябения до совершенства. Луга наполнились изобильною травою, плодоносные равнины, воздымаясь от жатв, в колебании колосьев сохранили подобие волнующегося моря. Всякая зелень и всякий род овощей, все, что растет кустарником, и что приносит стручковые плоды, во всем изобилии явились тогда на земле… Осуждение еще не препятствовало плодородию земли, все сие было прежде греха, за который осуждены мы в поте лица своего есть хлеб. Но сказано: «и древо плодовитое, творящее плод, емуже семя его в нем по роду и по подобию на земли». По сему глаголу сгустились кустарники, выбежали из земли все деревья, обыкновенно достигающие чрезвычайной высоты, – ели, кедры, кипарисы, певги. Все мелкие дерева сделались вдруг ветвистыми и густыми; явились употребляемые для венцов растения – розы, мирты и лавры. Ничего этого прежде не было на земле, и все в одно мгновение времени пришло в бытие, с принадлежащим каждому свойством, самыми явными разностями отличенное от растений инородных, и узнаваемое по свойственному для каждого признаку. Но роза была тогда без шипов, впоследствии уже к красоте цвета присоединены терния, чтобы неподалеку от приятности наслаждения имели мы и готовую скорбь, воспоминая о грехе, за который земля осуждена взращать нам «терния и волчцы» (Быт.3:18)».
cвт. Василий Великий
«Какое отношение имеет к зерну колос, который из зерна, и не зерно, лучше же сказать, тоже зерно по внутренней силе, но отличен от него по величине, по красоте, по разнообразию и по наружному виду; такое же отношение (может сказать иной) к сказанному великим Моисеем имеют мысли, при люботрудном обозрении обработанные великим Василием. Что Моисей выразил немногими и определенными речениями, то учитель наш, возрастив возвышенным любомудрием, по образу того, уподобляемого царствию, «зерна горчичного» (Мф.13.31), которое в сердце делателя возрастает в дерево, соделал не колосом, но деревом: и оно повсюду изобилует мыслями, вместо ветвей распространяет учения, и с благочестивою целью простирается в высоту… Но прежде нежели приступлю к делу, пусть будет засвидетельствовано, что не предложим учений противных тому, что о миробытии любомудрствовал святой Василий, хотя бы слово наше, по какой-либо последовательности мыслей, пришло и к иному истолкованию. Напротив того, Василиево да удерживает за собою верх, уступая первенство одному богодухновенному завету; а наше да предлагается читателям, как ученическое в каком либо училище упражнение, от которого никому никакого не произойдет вреда, если и найдется в сказанном нечто несогласное с общим мнением. Ибо слова сего не выдаем за догмат, чем подали бы повод клеветникам, но признаемся, что упражняем только свое разумение в предлагаемых мыслях, а не истолковательное учение излагаем в последующем».
свт. Григорий Нисский
«Мы, быв научены Святым Духом через уста блаженного пророка (Моисея), можем знать то, какие твари созданы в первый день, и какие – в другие дни, в чем именно и выразилось снисхождение человеколюбивого Бога. Ибо Его всесильная рука и бесконечная премудрость не не могли бы и в один день все сотворить, и что (говорю) в один день, даже и в самое короткое мгновение. Но поскольку не ради нужды Своей создал что-либо, а единственно по человеколюбию и благости все создал, то и по частям созидал, и о созданных тварях ясное и для нас учение через блаженного пророка передал».
свт. Иоанн Златоуст
«Наконец, указывают на некоторые несообразности, недостойные мужей Боговдохновенных. Например, растения творятся у Моисея прежде солнца, а во втором отрывке говорится, что сад насажден по создании человека. Но для растений нужен свет, и Моисей не мог не знать этого; посему, если бы он сам познал, то, как человек умный, без сомнения не написал бы так. Если же написал, то значит написал не от себя. Впрочем, и в этом нет несообразности: растения сотворены прежде солнца; был свет еще в первый день, следовательно, было и то, что растения заимствуют от солнца. Итак, это возражение слабо. Что рассказ сей есть история, это доказывается, во-первых, тем, что вся книга есть история; посему неприлично было в начале ее поместить какую-то богословско-физическую думу; во-вторых, точностью, раздельностью и отчетливостью, какой не имеют не только пиитические произведения древних, но даже и исторические предания. Кроме того, прочие святые писатели указывают на Моисея, как на историка… Таким образом, нападения на Моисея совершенно несправедливы, и история его верна. Главные части Моисеева сказания суть следующие:
1) Бог создал мир Своим словом, без материи;
2) не вдруг, а в продолжение шести дней;
3) переходил, так сказать, от общего к частнейшему, от менее совершенного к совершеннейшему, от физического к человеческому…
Почему в шесть дней, а не больше или меньше? Если нужно было счисление, то шесть ли или более дней – не важно различие. Значит, полнота мира могла быть достигнута только в шесть дней; дальнейшая причина сего счисления должна быть в существе Божием – в Его воле… Как разуметь сии дни? Говорят, что это были периоды, что Моисей под днем разумел неопределенное время; так думали даже некоторые из отцов Церкви. Этим мнением, то есть принятием эпох или периодов вместо дней, можно бы решить все геологические недоумения насчет старости мира. Но нет причины удаляться от Моисеева сказания; из него очевидно, что здесь разумеются дни обыкновенные, ибо каждый день определяется утром и вечером: и бысть вечер, и бысть утро (Быт.1:5). Правда, пророки часто принимали день за время неопределенное, но в таком случае вся речь имела вид неопределенности».
свт. Иннокентий Херсонский
«Принимая во внимание, что для возникновения, возрастания и обмирания такого рода видов растительного и животного бытия в настоящее время потребовалось бы очень и очень значительное время, естествоиспытатели обыкновенно в прошедшей судьбе их предполагают самые продолжительные периоды, обнимавшие собой целые десятки и даже сотни тысяч лет. Но основательно ли по настоящему заведенному порядку вещей судить о том, что происходило с землей до и для устроения этого самого порядка? Ведь тогда были совершенно иные условия бытия на земле или в земле, чем каковы они теперь. Теперь все происходит на земле, хотя под непосредственным смотрением Божиим, но по начертанным Богом законам и при действии установленных Им сил природы. Тогда же по преимуществу действовала творческая воля Божия, производившая и устанавливавшая самые силы и законы природы. Подчинять же творческую волю Божию тем условиям временности, с какими впоследствии стали всегда сообразоваться законы и силы природы, совершенно неуместно. Если химик силой своего искусства в самое короткое время может произвести такого рода процессы, которые, быв предоставлены обыкновенному течению сил природы, могли бы произойти очень нескоро, то почему бы нельзя было подобного же предположить и в отношении к Творцу мира?».
свт. Сильвестр (Малеванский)
Литература по теме
- Продолжительность дней творения * Шесть дней творения архим. Алипий
- Творение мира и о идеe «двойного» творения еп. Василий (Родзянко)
- Избранные главы о творении мира и человека прп. Иустин (Попович)
- Исагогика. Учение о творении в шестодневе (Быт.1) свящ. Александр Мень
- Кто как Бог? Или сколько длился день творения иерей Даниил Сысоев
- Дни творения еп. Вениамин (Пушкарь)
- Святоотеческое богословие и современная космология В.П. Лега
- Шестоднев в церковном учении митр. Макарий (Булгаков)
- О Шестодневе и библейской хронологии прот. Константин Буфеев
- Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди иеромонах Серафим (Роуз)
- Православное понимание книги Бытия иеромонах Серафим (Роуз)
- Шесть дней творения иеромон. Серафим (Роуз)
- Православное учение о Сотворении и теория эволюции прот. Константин Буфеев
- К вопросу о историческом характере Моисеева сказания о сотворении мира С.А. Песоцкий
- Историческое значение повествования Моисеева о происхождении и образовании мира свт. Сильвестр (Малеванский)
- Книга Бытие: дни сотворения Энциклопедия христианской апологетики
- Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви проф. А.П. Лопухин
- Дни творения прот. Геннадий Фаст
- Буквальный Шестоднев или эволюция: к вопросу об образе сотворения мира и человека в системе православного догматического богословия свящ. Евгений Веселов
- Таблица. Дни творения
Комментировать