Рай (евр. «закрытый сад»):
1) местопребывание первых людей, Адама и Евы, до их грехопадения и изгнания.
2) местопребывание душ святых после смерти тела;
3) Царство Славы, которое откроется после Второго Пришествия Христа;
4) внутреннее состояние тех, кто достиг Царства Небесного, тех, кто наследует Царство Славы.
Рай, на языке Священного Писания и церковной гимнографии определяется как место особого Божьего присутствия. В первом тропаре предпразднства Рождества Христова чрево Богородицы названо Раем, т. к. оно также являлось местом особого Божьего присутствия: там находился Господь. Рай, как состояние души человека, соединенной с Богом, подробно описан в сочинении Никиты Стифата «Созерцание рая».
Рай земной
Вторая глава книги Бытия сообщает об устроении Богом Рая (сада) в Едеме на востоке. Данное повествование понималось толкователями неодинаково. Св. Августин сообщает о трех наиболее распространенных мнениях относительно Рая: «Первое из них принадлежит тем, которые рай хотят понимать только в телесном смысле; другое – тем, которые понимают его исключительно духовно; третье – тем, которые понимают рай в том и другом смысле: иногда в телесном, а иногда – в духовном». Сам св. Августин двум первым мнениям предпочитал третье. Именно это мнение и отражено в «Пространном христианском катихизисе», как правильное: «Рай, в котором пребывали первые люди, был для тела вещественным, как видимое блаженное жилище; а для души – духовным, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания Божиего творения». Прп. Иоанн Дамаскин пишет о Рае: «Лежа на востоке – выше всей земли, будучи благорастворенным и освещаемый кругом тончайшим и чистейшим воздухом, красуясь вечно цветущими растениями, насыщенный благовонием, наполненный светом, превышая мысль о всякой чувственной прелести и красоте, он – истинно Божественное место и жилище, достойное того, кто создан по образу Божию; в нем не пребывало ни одно из бессловесных существ, а один только человек – создание Божественных рук». При этом, сам человек сотворен не в Раю (Быт.2:15).
Задачей человека в Раю было его хранение и возделывание, то есть труд (Быт.2:15), но труд не тягостно-обременительный, на который, после грехопадения прародителей, был обречен Адам ради обеспечения себя пищей (Быт.3:17-19). Среди прекрасных плодовитых деревьев выделялись древо жизни и древо познания добра и зла, которые росли посреди рая (Быт.2:9).
После грехопадения человек был изгнан за пределы Рая (Быт.3:23). Попытки установить местонахождение земного Рая неоднократно предпринимались в истории, однако ни одна из существующих на данный момент версий о месте расположения Рая не может считаться бесспорной.
Рай небесный
Место, куда отправляются спасенные души, также называется Раем. Спаситель говорит благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Апостол Павел прикровенно свидетельствует о своем пребывании в раю еще до смерти, где «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:4). Подробное описание небесного рая в Священном Писании отсутствует. Некоторые святые отцы подчеркивали превосходство блаженства святых над блаженным состоянием первых людей через противопоставление земного рая и Царства Небесного. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Христос, придя, обещал нам ныне блага большие тех, которых лишили нас согрешившие вначале. О чем плачешь, скажи мне? О том, что Адам, согрешив, лишил тебя Рая? Исправься, поревнуй о добродетели, и я отворю тебе не Рай, а самое Небо, и не дам тебе потерпеть никакого зла от преступления первозданного». Точное местонахождение небесного рая неизвестно. Свт. Феофан Затворник допускал, что он может находиться в пределах видимой вселенной: «Почему не допустить, что люди по смерти живут на той или другой планете, на том или на другом солнце и по Страшном Суде водворятся там вечно со своими телами?»
Нынешнее состояние обитателей небесного Рая – временное и несовершенное. Его принято называть предначинанием вечного блаженства. После воскресения мертвых они получат совершенное воздаяние за свои дела и полноту блаженства в Боге.
Каков Рай по сравнению с нашей, земной жизнью?
Преподобный Серафим Саровский говорил, что если бы человек знал, как ужасен ад и как сладок Рай, то он готов был бы вытерпеть самые страшные муки здесь, на земле.
Однажды преподобный Симеон, называемый Новым Богословом, был в таком осиянии Духом Святым, что воскликнул: «О, Господи! Наверное, выше этого блаженства нет ничего на свете!» И получил ответ: «То, что испытывают даже святые здесь на земле, во плоти, по сравнению с будущим райским блаженством подобно солнцу, нарисованному углем на бумаге, в сравнении с солнцем, сияющим на небе!».
Можно ли узнать о «бытовых» подробностях Рая?
Следует избегать вульгарно-бытового, языческого, мусульманского представления о рае. Апостол Павел предостерегал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).
Христианский писатель Клайв Льюис приводил такой пример. Мальчику рассказывают о том, что, когда он вырастет, он женится, у него будет семья. Ребёнок спрашивает: «А я там в машинки буду играть?». «Боюсь, что уже нет», – отвечает отец. «Ну, тогда, я не хочу жениться».
Цитаты о рае
«Один послушник у нас на Афоне привык непрестанно молиться Богу, дабы простил ему грехи. И стал он рассуждать о Царствии Небесном, и думал: «Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?». Сей грешный послушник думал о Царстве Небесном: «как на земле не весел бывает праздник, если нет родителей или родных, так и в раю, если не буду видеть родных, которых я люблю, то буду скорбеть». Так думал он с полгода. И в один день, во время вечерни, послушник возвел глаза свои на икону Спасителя, и немного молился, в пять слов: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», и видит – икона стала живым Спасителем, и наполнилась душа и тело послушника неизреченной сладости, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу».
преподобный Силуан Афонский
«Те души людей, которые умирают в благодати Божией и изгладили свои грехи покаянием, имеют своим местом руки Бога. Как говорит Священное Писание: Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их (Прем.3:1). Их место называется также «раем», как наш Христос Господь сказал на кресте разбойнику: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:43). Оно зовется и лоном Авраама, как у Луки: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (16:22), и Царством Небесным, по слову Господа: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.13:11). Поэтому, каким бы кто из упомянутых нами имен ни назвал это место, не погрешит, только бы знал, что души находятся в благодати Божией в Царстве Небесном и, как гласят церковные песнопения, на небесах».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной
Литература по теме
- Рай Библейская энциклопедия
- Рай и ад митр. Иерофей (Влахос)
- Царство небесное (рай) Н.Е. Пестов
- Рай и ад еп. Александр Милеант
- О рае Иоанн Дамаскин
- О рае преп. Ефрем Сирин
- Рай прот. Стефан Ляшевский
- Сотворение человека. Грехопадение прот. Олег Стеняев
- О творении Богом мира, о грехопадении и его последствиях прот. Николай Соколов
- Рай и скорбь игумен Нектарий (Морозов)
- Рай и ад. Будут ли праведники сострадать грешникам В.Ю. Скосарь
- Чем занимаются души в раю? С.Л. Худиев
- Как можно радоваться в раю, если родственники в аду?
- Тест: Жизнь после смерти
Комментировать