Array ( [_gcl_au] => 1.1.1237039960.1714032113 [_ga] => GA1.2.941830942.1714032114 [_gid] => GA1.2.1950240124.1714032114 [_ym_uid] => 1714032114883505365 [_ym_d] => 1714032114 [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 )

Эпектазис

Эпекта́зис (греч. распространениеувеличение в пространстведвижение вперёд) – представление о духовной жизни (нынешней, посмертной и в будущем веке) как о непрерывно возрастающем Богопознании, живом движении к Богу.

Христианская духовная жизнь предполагает постоянное ожидание большего. Она происходит в непрестанном возрастании, в восхождении из одной меры Богопознания в другую, в преображении от созерцания Божественной славы, ибо «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2Кор.3:18).

Христианин живет в напряженном устремлении к Богу, что раскрывает образ бегущего в Послании к Филиппийцам (Фил.3:13-14): «не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед (επεκτεινόμενος, откуда термин επέκτασις, эпектасис) стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».

Вышнее звание во Христе Иисусе – достижение христианского совершенства по образу Иисуса Христа через благодатное соединение с Богом. Св. Максим Исповедник говорит, что даже имеющий дар прозорливости и чудотворений христианин, пребывающий в этой жизни, обладает ведением Бога лишь частично. Но некогда, после свершения веков, он достигнет гораздо более совершенного удела – «покоящейся в самой себе Истины, которая открывает Себя достойным Лицом к лицу, дабы не обладали они лишь частью полноты, но стяжали бы целиком всю полноту благодати по причастию». В грядущей жизни христиане придут в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Ефес.4:13), в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол.2:3), с явлением которых неполное и частичное познание, свойственное людям, живущим земной жизнью, упразднится. То, что сейчас постигается через веру, станет явственно и очевидно.

Однако и в этих условиях духовно-нравственное совершенство праведников не будет абсолютным, но будет возрастать в соответствии с заповедями:  «освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11:44, также Лев.11:45, 19:2, 20:26), «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Достигнуть совершенства Творца человек, как творение, не в состоянии, но может бесконечно уподобляться Богу в Его совершенствах.

Цитаты об эпектазисе

«Многие греческие Отцы – особенно св. Ириней Лионский, св. Григорий Нисский и св. Максим Исповедник – видят вечную жизнь (насколько можно ее видеть) как «эпектазис», бесконечное движение вперед. Небесное блаженство не статично, оно динамично, это неисчерпаемое творчество. Св. Григорий Нисский тонко замечает, что самая суть совершенства в том, что мы не можем стать совершенными, но непрестанно движемся «от славы в славу» (2Кор.3:18)».
епископ Диоклийский Каллист

«В святоотеческом богословии есть понятие – эпектасис. Это восхождение, в котором никогда нет последней ступеньки, нет конца, нет последней остановки. Нет в земной жизни, нет и в будущей. Бог человеку постоянно является новым, всегда есть место для открытия. Об этом пишет Макарий Египетский, он использует образ залов, переходящих из одного в другой».
прот. Андрей Кордочкин

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka