Эдем

Литература по теме

Эде́м (евр. גַּן עֵדֶן, Gan Eden) – область, в которой был расположен, райский сад, Рай (Быт. 2:8) – место первоначального обитания прародителей – Адама и Евы. Рай находился на земле (предположительно в ближне-восточной части Азии, в районе бассейнов рек Тигр и Евфрат). Иногда слово «Эдем» употребляется в значении «Рай».

photo 2024 07 05 17 22 43 – Эдем
«Райский сад с грехопадением человека». Ян Брейгель Старший. 1613.

Эдемский сад – место обитания первозданных людей. Он представлял собой прекраснейшее благоустроенное место, орошаемое чистыми водами. Сад был исполнен плодоносными деревьями, приятными на вид (Быт.2:9). В нём не было враждебных человеку животных (Быт.2:19-20). Не было и вражды одного человека к другому. Заповедь о невкушении плодов с дерева познания добра и зла (Быт.2:17), данная им, не была слишком сложной, ведь плодоносных деревьев там было много, а под запрет подпали только плоды одного. Можно сказать, что по отношению к прародителям Рай представлял оптимально комфортную среду обитания. Здесь всё располагало к радости, но самую высокую радость первозданные люди испытывали оттого, что имели общение с Богом – неисчерпаемым Источником благ.

Таким образом, Эдемский сад был не только особым благоустроенным местом на Земле, но и местом особого Божьего присутствия.

Заметим, что библейское повествование о Рае трактовалось святыми отцами и учителями Церкви не только в буквальном, но и в аллегорическом ключе.

Задачей человека в раю было его хранение и возделывание, то есть труд (Быт.2:15), но труд не тягостно-обременительный, на который, после грехопадения прародителей, был обречен Адам ради обеспечения себя пищей (Быт.3:17-19). Изначально человек был назначен Богом владыкой земли.

Если первозданные люди не были смертны, то для чего им была нужна пища, для чего в Раю росли плодоносные деревья?

Первозданные люди не были смертны, но не были и бессмертны, и нуждались в пище для поддержания жизненных сил. Бессмертие же люди могли бы стяжать, если бы жили богоугодной жизнью, в послушании Богу. Наконец, «райская» пища могла служить для них одним из источников «райских» наслаждений. Св. Августин пишет: «Человек имел пищу, чтобы не испытывать голода, питье, чтобы не испытывать жажды, наконец, дерево жизни, чтобы не ослабила его старость». После грехопадения Господь закрыл для него доступ к древу жизни, чтобы человек не получил бессмертие (Быт.3:22-23).

Эдемский сад и Царство Небесное – это одно и то же?

Нет. Эдемский сад находился на земле, тогда как под Царством Небесным подразумевается Царство небожителей, небесный Рай. Во главе этого Царства стоит Господь Бог. Особая роль в этом Царстве принадлежит Пресвятой Богородице, почитаемой Церковью как Небесная Царица. Другими обитателями этого Царства являются светлые ангелы и души почивших о Господе людей. Нередко для обозначения Царства Небесного используются выражения: «Небесные обители» (Ин.14:2), «Небесный Иерусалим» (Евр.12:22), «Горний Иерусалим». Кроме того для обозначения Царства святых в православной догматике используется понятие «Царство Славы». После всеобщего воскресения мертвых в состав этого Царства будут входить воскресшие праведники.

Согласно «Православному исповеданию Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», их «радостью и весельем будет не что иное, как созерцание Блаженной Троицы, и духовный хор вместе с Ангелами» (Ч. 1, вопрос 126). Возможность лицезрения праведниками Бога, более полного и совершенного, чем это бывает в земной жизни, будет обеспечено благодаря Божественной благодати. Вот что по этому поводу сообщается в Православном исповедании: «После искупления, в прославленном теле, в будущей и вечной жизни, после дня Последнего Суда, Бог сообщит нам свет, которым мы будем видеть свет Божий, как говорит Псалмопевец: Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем узрим свет (35:10); который, когда будет увиден, успокоит всякое желание всякой мудрости и красоты. Ибо в созерцании Высочайшего Блага заключаются все прочие блага, и наслаждение Им – полнота всякой радости» (Ч. 1, вопрос 126).

Тела людей, обитателей Царства Славы, станут нетленными, и не будут иметь нужды в пище и питье (1Кор.15:50). Там не будет деторождения, так как «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30). Небо и земля будут преображены, воссозданы в совершенном состоянии (Откр.21:1). «Небесный город» не будет иметь «нужды ни в солнце, ни в луне» (Откр.21:23), при этом, как следует из буквального содержания пророчества Исаии, небесные светила увеличат свою яркость (см.: Ис.30:26).

Цитаты об Эдеме

«После того, как Бог вознамерился... сотворить человека... как некоторого царя и начальника всей земли и того, что есть на ней, то прежде поставил для него, как бы, некоторый царский дворец, живя в котором он имел бы блаженную и вполне счастливую жизнь. И этим является Божественный рай, руками Бога насажденный в Эдеме, хранилище веселия и всякой радости... Лежа на востоке – выше всей земли, будучи благорастворенным и освещаемым кругом тончайшим и чистейшим воздухом, красуясь вечно цветущими растениями, насыщенный благовонием, наполненный светом, превышая мысль о всякой чувственной прелести и красоте, он – истинно Божественное место и жилище, достойное того, кто создан по образу Божию».
прп. Иоанн Дамаскин

«Относительно рая существует три наиболее распространенных мнения. Первое из них принадлежит тем, которые рай хотят понимать только в телесном смысле; другое – тем, которые понимают его исключительно духовно; третье – тем, которые понимают рай и в телесном, и в духовном смысле. Признаюсь сразу, что мне представляется наилучшим последнее мнение».
блж. Августин

  • Едем Библейская энциклопедия
  • Едем Библейский словарь
  • Эдем прот. Геннадий Фаст

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka