Древо познания добра и зла

Литература по теме

Дре́во позна́ния добра́ и зла (Быт.2:9-17) — единственное дерево в Эдеме, плоды которого, согласно заповеди Господа, запрещалось вкушать прародителям. Это дерево выделяется среди остальных растений райского сада по назначению («древо познания») и по расположению («посреди рая»).

drevo poznanija dobra i zla - Древо познания добра и зла

Что означала заповедь, запрещающая вкушать плоды этого древа?

Заповедь не вкушать от Древа познания добра и зла означала испытание человека в искренней любви к своему Творцу и Богу. Рано или поздно это испытание веры должно было увенчаться переходом человека на более высокую ступень совершенства, когда человек уже бы окончательно утвердился в верности Источнику Жизни – Богу.

Но человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь и выбрал более легкий путь, предложенный змием – “вкусите… и вы будете, как боги” (Быт.3:5) – путь, который в дальнейшем получил наименование – магия. Главной причиной падения явилась гордость – стремление стать богом помимо Бога.

Почему это дерево имеет такое наименование?

Наименование «древо познания добра и зла» соответствует самому себе, потому что человек через это дерево узнал на опыте, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло в противлении ей.

Было ли это дерево материальным или его следует понимать символически?

У святых отцов существуют разные способы толкования рассказа о вкушении плодов этого дерева.

Согласно буквальному пониманию, данное дерево было обыкновенным растением, получившим свое название исключительно в связи с заповедью Божией. Для человека стало смертоносным вкушение плода с древа познания добра и зла не само по себе, но потому, что оно было соединено с непослушанием воле Божией. При таком подходе все внимание обращается на нравственный аспект нарушения заповеди.

Аллегорическое толкование предлагает понимать древа познания добра и зла как символ созерцательной жизни, воспринимаемой как средоточие всего духовного делания. Так, согласно толкованию свт. Григория Богослова, «дерево греха есть созерцание божественных вещей, запрещенное несовершенным, но доступное совершенным».

Определенным итогом интерпретаций данного вопроса в православной экзегетической традиции можно считать слова из «Толкования на Шестоднев», которое, вероятно, принадлежит прп. Анастасию Синаиту: «Истинная природа двух райских деревьев совершенно неизвестна и знание ее не является необходимым для Церкви».

Знали ли Адам и Ева о добре и зле до вкушения запрещенного плода?

Блж. Феодорит Кирский дает такой ответ на этот вопрос: «Возможно ли, чтобы отличенные разумом и сотворенные по образу Божию не могли различать добра и зла? И Бог – бездна правды – как дал бы им закон, не имевшим в своем естестве такого знания, и не знавшим, что сохранить заповедь – благо, а преступить ее – гибельно? Поэтому, конечно, они имели знание, но опытом изведали впоследствии».

Цитаты о Древе познания добра и зла

«Имя древа познания добра и зла, без сомнения, относится к действию, которое оно могло произвести в человеке. Однако ж оно не могло быть источником познания, как потому, что сие несовместно с естеством древа, так и потому, что образ Создавшего был в человеке источником разума или познания (Кол.3:10) и весь мир представлял ему образы добра. Итак, оное древо долженствовало составлять только средство и случай к опытному познанию или действительному ощущению различия между добром и злом. Сие действие могло зависеть и от свойства древа, и от особенного назначения Божия. От свойства древа, если вообразим, что оно было по естеству своему противоположно древу жизни; что сколько живоносной силы заключено было в древе жизни, столько сродной веществу мертвенности скрывалось в древе познания; что сколько влияния первого соответствовали устроению человеческого тела, столько действия последнего были несообразны с оным и потому разрушительны. От особенного назначения, поелику древо познания, быв избрано орудием испытания, представляло человеку, с одной стороны, непрестанно возрастающее познание и наслаждение добра в послушании Богу, с другой – познание и ощущение зла в преслушании. К сему наипаче испытательному назначению относится все, что говорит Св. Писание о древе познания».
свт. Филарет Московский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka