Цензу́ра духо́вная – экспертиза издаваемой и распространяемой в Русской Православной Церкви печатной продукции религиозного содержания с целью соответствия православному вероучению и традициям Церкви.
Противоречит ли духовная цензура свободе человека как христианина?
На протяжении последних десятилетий, вплоть до сегодняшнего дня, множеством граждан понятие «цензура» воспринималось скорее в негативном, чем в позитивном ключе. Во многом такое отношение объясняется знакомством с методами функционирования идеологической цензуры во времена советского прошлого. Как правило, негативное отношение к цензуре бывает связано с представлением о том, что она нарушает различные виды гражданских прав и свобод: право и свободу высказывать личное мнение, право и свободу самовыражения и т. п.
Довольно часто отрицательное отношение со стороны членов общества выказывается и по отношению к духовной цензуре. Конечно, цензура и действительно бывает направлена на ограничение прав и свобод (демократических, религиозных и пр.). Однако, цензура цензуре рознь; многое зависит от того, каковы её главные цели и задачи. Скажем, военная цензура может иметь своей целью сохранение военной, служебной и государственной тайны; общественно-нравственная – защиту подрастающего поколения от информации, способной травмировать детскую психику, от разврата.
Что касается непосредственно духовной цензуры, её главная цель заключается в том, чтобы оберегать истины веры от искажений, а самих верующих – от восприятия недоброкачественной информации, как доброкачественной; не православной, как православной; антицерковной и антихристианской, как подлинно христианской.
В своё время Спаситель, обращаясь к уверовавшим иудеям, заметил, что если они пребудут в Его слове, то познают истину, и истина сделает их свободными (Ин.8:31-32). Понимая духовную цензуру как средство, способствующее обереганию истины, и имея в виду вышеназванное наставление Христа, можно сказать, что подлинно духовная цензура не только не препятствует верующим реализовывать их свободу как членов Вселенской Церкви, но призвана содействовать развитию этой свободы. Так, подлинно духовная цензура способствует свободе верующих от ересей, заблуждений, раскольнических настроений, всевозможных греховных соблазнов.
Заметим, что даже и при активном функционировании церковно-цензурных органов нередко случается, что среди допущенных ими к изданию произведений, отмеченных знаком «рекомендовано...», встречается немало сочинений спорного, а то и сомнительного содержания. Трудно даже представить, что было бы, если бы в свет выходили все сочинения (без предварительного цензурирования), написанные от лица «православных» авторов, если бы на пространство книжной продукции под видом православных произведений хлынул поток сочинений лжеэкуменического, инославного и откровенно еретического толка. Как это отразилось бы на состоянии верующих?
Другое дело, что недоработки и крайности бывают свойственны даже и «духовной» цензуре. Но это не относится к духовной цензуре как к таковой, как к средству осуществления церковного контроля за качеством и достоинством печатной продукции, выходящей под знаком душеспасительной, православной литературы.
Литература по теме
- О духовной цензуре в России проф. Т.В. Барсов
- Духовная цензура прот. Владислав Цыпин
- Комитеты духовно-цензурные проф. А.П. Лопухин
- Митрополит Макарий (Булгаков) и духовная цензура в XIX столетии Д.А. Карпук
- Духовная цензура в России во второй половине XIX века Д.А. Карпук
Комментировать