Скрыть
говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас!»

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 26-27 Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их, - говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас»

Как бывает осрамлен вор, когда поймают его, так осрамился дом Израилев, они и цари их, князья и священники, и пророки их. Хотя безстыдно и нагло лицо воров, однако и оно краснеет, когда вор будет пойман в воровстве. Так и Израиль, говорящий дереву: ты мой отец, и камню: ты родил меня, признающий творцами тех, коих сам сделал, посрамится когда будет уличен в своем идолопоклонстве. И чтобы мы не думали, что он говорит это о народе, упоминает о царях и князьях, священниках и пророках их. Будем пользоваться этим свидетельством против князей наших и против тех, кои в церкви считаются начальниками, когда они будут обличены в поносных грехах.

Обратили ко мне спину, а не лицо. Пренебрегающие словесами Божиими обращают к Богу спину, а не лицо. Ибо, когда учитель приказывает, то это признак повиновения, если кто слушает склонивши пред ним голову; а если обращаете спину, то это признак пренебрежения, как и в другом месте написано: «и обратили ко мне плечи уходящие» (Зах. 7:11). Пренебрегли, говорит Господь, заповеди Мои настолько, что не захотели даже и слушать, а высокомерие духа обнаружили и телодвижением А во время бедствия своего будут говорить: встань и избави нас. Те, кои не очувствовались при посредстве благодеяний, восчувствуют Бога при посредстве наказаний.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас!»

Это наипаче есть признак крайнего бесстыдства, – наслаждаясь благами, болезновать не благодарностью, а оскудев, просить о сообщении оных. Потом говорится укоризненно:

Толкование на пророка Иеремию


2:24 Привыкшую к пустыне дикую ослицу, в страсти души своей глотающую воздух, кто может удержать? Все, ищущие ее, не утомятся: в ее месяце они найдут ее.
2:25 Не давай ногам твоим истаптывать обувь, и гортани твоей – томиться жаждою. Но ты сказал: «не надейся, нет! ибо люблю чужих и буду ходить во след их»
​2:26 Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их, –

2:27  говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас!»

Словом «привыкшую» выразил ненасытность нечестия. «Дикую ослицу» же «пустыни» назвал идолов, как приводящих в запустение и конечную погибель. Что хотелось им слышать, то предсказывающими и представляли себя лжепророки. Ибо cие: «глотающую воздух» сказано о лжепророках. Когда предает Бог, кто будет в силах спасти? Так говорит и устами великого Моисея (Втор.32:30). Потому что, возлюбив нечестие, стали для всех преодолимыми. После сего Пророк дает видеть, что, после многократных советов оставить вредный путь, Иудеи решились открыто признаться в своем отступничестве (Иер.2:25). Но за сие, говорит Бог, (Иер.2:26) покрою стыдом всех вообще и царей, и начальников, и священников, и ложно пророчествующих; уподобятся они «вору», пойманному на месте преступлена и сильно пристыженному, потому что богов, уготованных из дерева и камня, именовали отцами и родителями; а ко Мне (Иер.2:27) «оборотили спину», и отвратились от Меня, как от врага.

Толкование на пророка Иеремию

Тихон Задонский, свт. (†1783)

говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас

«Обратили спину ко Мне, а не лицо». То есть должно им, как созданию Моему и рабам Моим, ко Мне обратившись, Меня, как Создателя, Бога и Господа своего почитать, поклоняться и, тому, что говорю и повелеваю, внимать и сие исполнять, но они, беззаконники, от Меня отвратились и обратились к созданию, миру, греху и дьяволу, и ему угождают. Ибо кто кого слушает, тот тому и угождает.

Письма посланные. Письмо 19

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас

Говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня.» Каково Отцу Небесному видеть такое заблуждение разумных Своих созданий?! Какая слепота человека, боготворящего бездушные вещи!

Дневник. Том I. 1856

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О священных изображениях (иконах) и священных предметах


Сектанты говорят: Иер.2:26-28.

Православный ответ: Мы и не думали забывать Бога, но стараемся напоминать себе о Нем изображениями Его.

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 26-28 Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их, - говоря дереву: «ты мой отец », и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас!» Где же боги твои, которых ты сделал себе? - пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего; ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда

Здесь пророк сравнивает народ Израильский с вором, которого поймали на месте преступления и который не имеет, чем оправдать себя. Такой же стыд должны почувствовать Израильтяне пред лицом грядущих на них бедствий. Они тщетно будут обращаться к своим идолам, которых они повсюду наставили — те не помогут им! — Дерево — это деревянный столб в честь богини Ашеры. Камень — каменный столб в честь Ваала (Ос. 3:4; 10:13). К ним евреи обращались с почтительными наименованиями: отец, мать, забывая, что у них был один отец — Иегова (Втор. 32:6).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 2:14

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible