Мысли при чтении Книги Бытия
Гл.1, ст.29. Вот начало твоей пищи с ее разнообразным множеством и свойствами. Благодари же всегда твоего Творца, питающего тебя от Своих щедрот и поддерживающего жизнь твою, между прочим, пищею и питием.
Гл.3, ст.7. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. Вот начало человеческой одежды; посмотри, как она проста по своему началу и что заставило человека покрыть себя одеждою. Как мы уклонились теперь от этой первоначальной простоты в одежде и как изменилась у нас самая цель одежд: мы покрываемся ими не с тем, чтобы прикрыть наготу свою, а с тем, большею частию, чтобы украситься ею, пощеголять в ней. Чем же мы щеголяем? – Повязкою на ране.
Гл.3, ст.19. Возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. Вот тебе, неблагодарная тварь, наказание за то, что ты богодарованными тебе силами не умела поддержать себя в твоем достоинстве. Посмотри на твое начало: из земли, из грязи, из бездушной материи Бог создал какую дивную тварь, состоящую из прекрасного тела и еще прекраснейшей души, одаренной разумом и свободою. Вместо того, чтобы жить да благословлять и благодарить Бога и повиноваться Ему для своего же блага – вечного совершенства, человек забылся в своей красоте и в своем величии, тварь сама захотела быть Божеством. Хорошо видела она своим светлым умом, как совершен и велик Господь Бог; уста ее не произносили благословений и благодарности Творцу, она пошла прямо наперекор Ему: сделала то, что запрещено было делать под опасением смерти, и – увы! – прекрасное создание – душа, едва не обречено было на вечное мучение, а сосуд души, сделанный руками Премудрого Художника, потерял навсегда то удивительное благообразие и ту прочность, какую имел он во время невинности первых людей, так что с течением времени он непременно разрушается, делаясь опять тем, из чего он сделан, разлагаясь на те составные начала, из которых состоит. Всякий человек и ныне, поживши на земле, сколько Бог пошлет жить, непременно наконец возвращается в землю, от неяже взят бысть. Что было бы с нами, если бы не восставил нас от нашего падения Господь Бог наш?
Гл.4, ст.9–12. И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. Посмотрите, как дерзко отвечает Каин Богу! Вот плод греха: он произвел в душе бедного Каина страшную бурю и возмущение, так что она бурлит пред лицем Самого Бога. Я так и вижу в душе его мрак, бурю и волнение. Не знаю (тьма), говорит, разве я сторож брату моему? (буря и волнение, приражающиеся к Самому Творцу всяческих). Надобно было наказать страшный грех – и Каин проклинается: земля, разверзшаяся для принятия крови Авеля, будет скупа для него в своих дарах; сам он будет стенать и трястись на ней, как изверг творения Божия, без мира, без утешения.
Гл.5, ст.23. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его. Значит, постоянное место пребывания человека не на земле, а в другом месте; значит, надобно только угодить Богу – и мы оставим мрачную землю, рано или поздно. А где будут люди, прогневляющие Бога своими беззакониями? В преисподних земли.
И сказал Господь [Бог] в сердце Своем [церк.-слав.: И рече (Ною) Господь Бог размыслив]; не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся [гл.8, ст.21–22]. Каково было для любви Твоей, Боже, видеть погибель столь многих созданий Твоих – мужей и жен, юношей и дев, взрослых, юных и младенцев, и всяких животных, ходивших и пресмыкавшихся по земле, также летавших по воздуху? Но для правды Твоей несносны были дела человеческие, безобразные и гнусные; Твоя святость не могла более терпеть неправд человека, созданного по образу Твоему, неправд, которые, возрастая все больше и больше, наконец подвигли Твое правосудие на праведную месть всему живущему на земле, так как кроме человека и вся прочая плоть растлила, по свидетельству Писания, путь свой на земле, как бы по примеру человека, царя всех земнородных тварей. Твоему правосудию принесена удовлетворительная жертва потопом; люди перестали от своего злочестия – утих и праведный гнев Твой; Отеческое сердце Твое снова раскрылось для любви к тварям, оком благоволения опять воззрел Ты на оставшихся тварей; Тебе как бы жалко стало погибших, и вот Ты обещаешь не наказывать впредь таким потопом созданий Твоих: не буду больше проклинать землю за человека... не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Так сказал Ты Ною, избранному Твоему. Тяжело было (говоря по-человечески) для любящего сердца Твоего, для Твоего всеуправляющего и всезиждущего Промысла видеть, как в продолжение такого периода времени на земле нет ни сеяния, ни жатвы, ни зимы, ни лета, ни осени, ни весны, ни дня, ни ночи, как все пришло в беспорядок и смятение. Неприятно было Тебе видеть такую пустоту на земле. И Ты сказал, что этого впредь никогда не будет, что впредь во вся дни земли сеятва и жатва, зима и зной, лето и весна, день и ночь не престанут [Быт. 8, 22]. И вот они послушны Тебе и доселе не престают.
Гл.11. Какими детьми представляются в Библии люди после потопа – какие детские обо всем понятия и суждения! Вот они хотят по прежним примерам, допотопным, построить себе град. Но если Бог опять пошлет потоп на землю (они не поверили Ему, что такого потопа более не будет), думали они, то и жизнь и труды их опять будут в крайней опасности. Не могли они представить себе, что Бог всемогущ и вездесущ, что если Он захочет наказать человека, то ему нигде не укрыться от карающей Его десницы, – и вот для обеспечения безопасности своей жизни и своих трудов при построении города они решаются на детское предприятие: строят в заложенном городе столп, да какой? – такой, который бы касался небес, который бы на выспренних верхах своих спас всех их от потопления, потому что одни из них видели, а другие слышали от очевидцев, что вода потопная покрывала самые высокие горы. Дети так дети и есть. Так птица, устроившая себе гнездо на нижних ветвях дерева, переносит гнездо свое на верх дерева, если люди или животные беспокоят ее там и угрожают убить ее и будущих птенцов ее, как бы думая укрыться в верхних частях дерева от преследователей и надеясь, что туда никто не в состоянии проникнуть. Так худо, несовершенно понимали они Бога. Так мало они знали, что такое земля и что небо. Думали они, что земля есть пласт огромный, неподвижный, а небом считали они лазурь небесную, предполагая, что она есть твердый вогнутый покров, над которым живет Бог. Так паук домовой, сделавший себе жилище внизу комнаты, пускает сеть вверх – к потолку, где думает остаться в безопасности. Но этот, по крайней мере, достигает своей цели, так как потолок, как твердая плоскость, в самом деле существует и не очень далек от полу. А люди, начавшие созидать столп! Они никогда не достигли бы своей цели, потому что твердой плоскости вверху нет. Надобно было остановить безумное и дерзкое предприятие – и Бог смешал языки их.
12 гл., 17 ст. Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. Какое отеческое попечение имел Господь об избранном Своем. За похищение у Аврама фараоном Сарры Он подвергает Египетского царя лютым мучениям. И теперь Господь хранит избранных Своих как зеницу ока, карая иногда за оскорбления, наносимые им от нечестивых, жестокими мучениями.
13 гл., 14–15 ст. И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки. Вот Кто полновластный раздаятель участков земли; цари по Его воле получают такой или другой участок ее, больший или меньший. В этих словах виден Творец земли и Владыка ее.
16 ст. И сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет. Вот Кто распространяет род человеческий, вот по Чьей воле мы рождаемся на этот прекрасный свет. В этих словах видишь Творца рода человеческого как горшечника, от воли которого зависит сделать больше или меньше сосудов.
Гл.14, ст.19–20. И благословил (Мелхиседек) его (Аврама), и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.
Гл.15, ст.1–6. Господь говорит Авраму: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. А что Ты мне дашь, говорит он, у меня детей нет – кто будет наследником моего имения? Домочадец мой? Господь говорит: не он, а тот, кто произойдет от тебя. Он вывел его вон и сказал ему: посмотри на небо и сочти звезды, если можешь счесть их, и прибавил: так многочисленно будет семя твое. И поверил Аврам Богу, и вменилось ему это в правду. Если мог Господь создать бесчисленное множество светлых небесных миров, то чего стоит Ему умножить, как звезды небесные, род человеческий? В этих словах виден Творец звездного неба и рода человеческого.
Той же главы 12[ – 16] ст. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий [церк.-слав.: Заходящу же солнцу, ужас нападе на Аврама, и се, страх темен велий нападе нань]. И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] (в землю Ханаанскую) с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. Не может быть не страшно, когда Сам Творец всего хочет говорить с дебело-духовною тварию. Потому-то нападе страх на Аврама, при чем последовало к нему слово Господа. В словах Господа виден Начальник и Судия всех народов, Творец земли и времени. Как бы в Свое оправдание, почему Он не теперь дает Авраму в наследие землю Ханаанскую, говорит, что грехи Аморреев еще не переполнились в настоящее время, что между ними еще есть остаток добра, за которое Я буду еще терпеть их неправды. Какое правосудие, чуждое всякого пристрастия! Он и награждает как Отец, и наказывает как Отец! В угоду Авраму, другу Своему, не истребил народов грешных и не дал ему их земли в наследие!
[Гл.15], ст.17–18. Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными (между половинками юницы, козы и овна трилетних). В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию (землю одиннадцати народов), от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата. Бог является во огни, так как Он – Огнь, поядающий неправды человеческие; в Завете виден полновластный Владыка царств, царей и народов.
Гл.16. Аврам рождает сына от Агари – Исмаила.
Гл.17, [ст.1–7]. Бог является Авраму и говорит ему: ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. Аврам падает ниц; Бог снова говорит: вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества языков; тебе даю имя – Авраам – вместо Аврам2, так как Я сделал тебя отцом множества языков. И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя. Установление обрезания как знамения Завета. В словах Бога к Авраму виден всемощный и всесовершенный Творец, Который, из ничего сотворивши все видимое и человека, и после сотворения уже по прежде установленным законам образует род человеческий, так что распространение человечества есть прямо Его дело.
Я сделал, говорит, тебя отцом множества языков, Я весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. Когда еще ничего не было – ни народов, ни царей от семени Аврама, и пред лицем Божиим был один только Аврам, Бог уже видит все народы и всех царей, которые от него произойдут; они были пред Ним как бы настоящими, или стоящими пред Его лицем. Благоговею пред словами Твоими, Вседержавный Боже, сотворивый все словом Своим и не престающий созидать и ныне все крепкою десницею Своею. Какое множество произошло от Авраама! И ныне от благочестивого корня Бог плодит больше людей! Благочестивый народ тоже по Его воле возрастает зело, зело.
Гл.18. Господь с двумя Ангелами является Аврааму у дуба Мамврийского тогда, как патриарх в полдень сидел у дверей своей кущи3. Он видит пред собою трех мужей, встает, подходит к ним, кланяется до земли и говорит: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. Я велю принести воды и омыть ноги ваши, чтобы вы прохладились под деревом. Затем я принесу хлеба, чтоб вы поели, а потом уже вы отправитесь в путь свой, с которого вы своротили к рабу вашему. Они сказали: сделай так, как ты сказал. Авраам поспешно вошел в сень4 к Сарре и сказал ей: поторопись смесить три меры чистой муки и сделать хлебы. Сам же Авраам пошел к своим кравам и взял молодого хорошего тельца и отдал рабу, с тем чтобы он скорее приготовил его. И вот он, взявши масло, молоко и приготовленного тельца, предлагает им все это. Они ели, а Авраам стоял пред ними под деревом. Вопрос Господа о Сарре: где? В сени, – ответил Авраам. Господь говорит: на обратном пути Я зайду в это время к тебе, и родит сына Сарра, жена твоя. Сарра услышала это, стоя с Авраамом в сени. Она рассмеялась в себе, говоря: не было до сих пор, а теперь муж мой стар. Замечание на это Господа Аврааму... Есть ли что трудное для Господа, прибавил Он, и опять повторяет: в это время Я возвращусь к тебе, и будет Сарре сын. Сарра, испугавшись замечания, заперлась, что не смеялась. Вставши отсюда, странники посмотрели на близ лежавшие города Содом и Гоморру; Авраам шел с ними, провожая их. Господь обращается к провожающему Его Аврааму, говоря: стану ли Я таить от Авраама, раба Моего, то, что Я творю. Авраам возрастет у Меня в народ великий и многочисленный, и благословятся из-за него о нем все народы земные. Я знаю, что он накажет детям своим и дому своему по себе, чтобы они хранили пути Господни, суд и правду – для того, чтобы Господь исполнил все, что обещал Аврааму. Затем Господь говорит о Содоме и Гоморре: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю... Между тем два Ангела приходят в Содом, а Авраам все стоял пред Господом и, подошедши ближе, сказал Ему: погубишь ли Ты праведного с нечестивым, так что праведник будет как бы нечестивый, если будет в городе пятьдесят праведников?.. Не пощадишь ли всего места из-за пятидесяти праведников, если они будут в нем?
Ты не убьешь праведника с нечестивым, так чтоб праведник был бы как нечестивый? – никак. Судия всей земли, ужели Ты не будешь творить правого суда? Ответ Господа утвердительный. Авраам говорит: теперь я стал говорить с Господом моим, между тем я – земля и пепел; если будет только сорок пять праведников? Опять ответ утвердительный. Если сорок? – ответ утвердительный. Если тридцать? – тоже. Если двадцать? – тоже. Наконец, если десять? – тоже. Господь отходит и перестает говорить. Авраам идет в свое место. О достолюбезная патриархальность! Как ты мила в своей простоте! О Боже всемогущий и праведный! Каким нежно любящим Отцом являлся Ты избранному рабу Твоему Аврааму, так что не таил от него дел Своего всемогущества и благости; но и каким грозным Судиею был Ты для ожесточенных и нераскаянных грешников, между которыми не было людей праведных – Твоего святого семени, ради коих Ты милуешь целые города и царства и даже весь мир, так как семя свято стояние его [Ис. 6,13]. Благочестием стоят города и царства.
* * *
Аврам (евр.) – «отец высок»; Авраам (евр.) – «отец множества народов».
Куща (церк.-слав.) – шатер, палатка.
В сень – в шатер.