Звон колокольный

Литература по теме

Звон колоко́льный – одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения. Он употребляется:

1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала;
2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;
3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники – помимо богослужения.

zvon kolokolnyj 2 – Звон колокольный

Колокола введены в употребление при церквах на Западе с 8 в. (по другим известиям – еще в 4 в., в городе Ноле, при епископе Павлине); до того времени для призыва к богослужению использовались деревянные или металлические доски, в которые в известное время производились мерные удары молотом или палкой, отчего эти доски и носили название «била» или «клепала».

Все колокола помещаются большей частью в особом здании (колокольня), более высоком, чем здание самой церкви, чтобы звон был слышен на более отдаленном пространстве. Нередко они помещаются на крыше храма или в башне одного из куполов, при входах в храм над папертью, в арках крыльца, в особых небольших зданиях – звонницах, а иногда и в самом храме с западной стороны.

Звон колокольный при богослужениях бывает четырех родов:

1) благовест – мерные удары в какой-либо один колокол, служащие обыкновенно начальным призывом к богослужениям;

00:28

Благовест

2) перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди; он бывает перед водосвятными молебнами; перед литургией в храмовые праздники и др.;

03:31

Перезвон

3) собственно колокольный звон, когда одновременно ударяют в два или более колокола;

4) трезвон, когда производится колокольный звон в несколько колоколов или во все колокола («во все тяжкие»), в три приема (три звона) – при начале богослужения, после благовеста и т.п.

01:10

Трезвон

В Великий пост колокольный звон сокращается до минимума.

Цитаты о колокольном звоне

«Раньше, в старину, во время эпидемий действительно звонили в колокола, но дело не в том, что кто-то провел исследования и доказал, что это противовирусное и антибактериальное средство. О вирусологии и микробиологии в те времена речь можно вести весьма условно. Смысл в том, что звон был той ниточкой, которая связывала людей с Церковью в ситуации, когда нельзя дойти до храма – нет сил или собираться вместе в ситуации эпидемии опасно. Распространяясь вокруг храма, звон свидетельствует о том, что звонарь, а значит, и священнослужитель, с благословения которого он звонит, не оставляет людей своим вниманием. Так что звон как ободряющий фактор во время эпидемии – да, как исцеляющий чисто механически – нет».
Константин Мишуровский, звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka