О целительных свойствах колокольного звона было известно еще в древности, когда в старину в Европе и на Руси во время массовых эпидемий чумы, холеры и пр. непрерывно звонили в колокола. Это было не суеверием, а проверенным средством дезинфекции. Почему сейчас не используют этот уникальный опыт в борьбе с коронавирусом?
5 Ответов
Я думаю, что в древности ни в Европе, ни на Руси понятия не имели что такое средство дезинфекции. Поэтому говорить о звоне как о проверенном средстве - это сильное преувеличение. Колокольный звон призывает к молитве, порой он использовался как средство оповещения, звонили во время бед и напастей. Но дезинфектором в полном и точном смысле звон никогда не был. Хотя было, конечно, такое явление, как "отзванивание" больных и бесноватых, когда их помещали под большой колокол и звонили что есть мочи. Но это скорее была психосоматика, чем конкретная врачебная помощь при болезни. Воздействие на психику человека может творить чудеса.
Можно говорить об исцеляющем действии колокольного звона, но не как автоматическом "дезинфицирующем" действии.
Колокольный звон призывает к молитве и Господь может исцелить молящегося или защитить его от инфекции. Очевидно, что это не безусловное действие: Бог знает что кому потребно. Кому-то спасительнее исцелиться, кому-то заболеть, а кому-то и оставить этот мир и предстать перед Творцом.
Отвечает звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, выпускник биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Константин Мишуровский.
Раньше, в старину, во время эпидемий действительно звонили в колокола, но дело не в том, что кто-то провел исследования и доказал, что это противовирусное и антибактериальное средство. О вирусологии и микробиологии в те времена речь можно вести весьма условно. Смысл в том, что звон был той ниточкой, которая связывала людей с Церковью в ситуации, когда нельзя дойти до храма – нет сил или собираться вместе в ситуации эпидемии опасно...
Я бы сказал, что это, скорее, психосоматика: когда человек чувствует, что о нем заботятся, что он не один, не брошен, ему намного легче мобилизоваться и преодолеть испытания, в том числе и болезнь. Известно, что люди сильнее заболевают, когда чувствуют страх перед болезнью, а если не так страшно, то и болеют меньше.
Философ В. Н. Ильин в статье "Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона" констатирует:
"...колокольный звон есть символ церковной духовности. Холодный металл, отлитый по правилам искусства, прорезывая своими колебаниями слои воздуха, отзывается в человеческом сердце высокими, чистыми голосами трезвыми — духовно согревает его. Вибрации колокольного звона создают в мире духовно-материальном те же образы, что пронизывающий слои эфира свет солнца и сияние свечей и паникадил".
Со своей стороны я (дипломированный звонарь) дополню: звуковая волна от колокола расходится крестом, и можно сказать, что тем самым колокол освящает воздушное пространство -- потому что он сам освящённый богослужебный инструмент. Но считать, что существуют некие таинственные чисто физические вибрации, губительные для вируса... Их бы давно нашли, изучили и использовали в вирусологии.
Восприятие колокола как магического исцеляющего инструмента есть самое настоящее идолопоклонство, всё равно что считать, что исцеляет не Бог по ходатайству святых, а сама по себе икона, доска и краски.
Такое представление очевидно было и нашло отражение в богослужебных текстах благословения колокола.
О е́же гла́сом звене́ния его́ утоли́тися и ути́шитися и преста́ти все́м ве́тром зе́льным, бу́рям же, громо́м и мо́лниям, и все́м вре́дным безве́дриям, и злорастворе́нным возду́хом, Го́споду помо́лимся.
..да утоля́тся же и утиша́тся, и преста́нут и напа́дающыя бу́ри ве́тренныя, гра́ды же и ви́хри и гро́мы стра́шнии и мо́лния, и злорастворе́ннии и вре́днии возду́хи гла́сом его́.
..Ты́ и ны́не кампа́н се́й небе́сным твои́м благослове́нием испо́лни, я́ко да гла́с звене́ния его́ услы́шавше, проти́вныя возду́шныя си́лы дале́че от огра́д ве́рных твои́х отсту́пят, и вся́ раздеже́нныя и́х о́гненныя, я́же на на́с, стре́лы уга́снут, треска́ния же мо́лний, нападе́ние гра́да, и вся́ вре́дныя возду́хов злорастворе́ния, всеси́льною и кре́пкою десни́цею прогони́ма и уде́ржанна да утоля́тся, ути́хнут и отсту́пят.
При знакомстве с этими текстами ясно, что по верованию составителей, не сам по себе колокол отгонял бедствия (иначе, зачем это прошение к Богу), но действием Божиим через колокол.