- Откуда у Церкви Богослужебный Устав?
- Что такое типикон?
- Являются ли постные предписания Типикона обязательными для людей, живущих в миру?
- Являются ли предписания Типикона универсальным идеалом для совершения православного богослужения?
- Цитаты о типиконе
- Литература по теме
Типико́н – (греч. Τυπικόν (от τύπος – образец, вид, норма)):
1) Богослужебный Устав Православной Церкви.
В настоящее время в Русской Православной Церкви действует принятый в редакции 1695 года (при патриархе Адриане) Иерусалимский Устав.
Иерусалимский Устав назван по местонахождению лавры прп. Саввы Освященного (439–539 гг.) близ Иерусалима. Свои записи св. Савва назвал сразу тремя словами: Τύπος καί παράδοσις και νόμος («Образец, предание и закон»). С 13 в. в заглавиях рукописей уже появляется и одно слово τυπικόν, без пояснений. Иерусалимский Устав лавры прп. Саввы Освящённого пришёл в России на смену Студийскому.
2) Богослужебная книга, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми главами (соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги), правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни.
Мирянам следует помнить, что исполнение в полной мере указаний Типикона – удел монашествующих (и то далеко не всех), миряне же могут соответствовать этому идеалу в зависимости от возраста (физического и духовного), семейного положения и т.п.
Знаток Устава Михаил Скабалланович писал о Типиконе: «Книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нём всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере может быть и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков по существу и весь закон Христов, неосуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир».
Откуда у Церкви Богослужебный Устав?
Понятие «Богослужебный Устав» относится не к какому-то единому, общему своду норм, правил и требований, признанных полнотой Вселенской Православной Церкви, а к различным богослужебным кодексам, отличающимся друг от друга обстоятельствами происхождения и содержанием.
Как Устав, употребляемый на сегодняшний день в Русской Православной Церкви, так и все прочие Богослужебные Уставы образовались не вдруг. Их формирование и развитие осуществлялось медленно, постепенно. С течением времени, то в одной, то в другой Поместных Церквах принимались новые молитвословия, составлялись новые песнопения, устанавливались церковные праздники, дни поминовения святых. Все это находило отражение в изменении хода церковных богослужений.
В ранних монастырских Уставах литургическая и дисциплинарная части как правило объединялись в единый состав. С годами литургические указания стали группироваться особо, приобретая формы самостоятельных богослужебных документов.
По мере увеличения численности Земной Церкви росло и количество богослужебных обычаев. Постепенно стала осуществляться их кодификация. Возникла возможность сравнивать разные практики, заимствовать наиболее ценное.
В этой связи составители новых богослужебных Уставов имели обширное наследие богослужебного опыта.
В своё время большим уважением в Византии пользовался Студийский Устав. Этот Устав, хотя и не в первоначальном его варианте, перенес в Киев святой Феодосий Печерский (XI в.). До XIII века на Руси преобладал именно Студийский Устав.
Затем всё большую популярность стал приобретать Иерусалимский Устав. В первоначальной редакции Иерусалимский Типик использовался в Лавре святого Саввы (VI век). Со временем он претерпел ряд изменений. На Руси, например, знали несколько его форм.
В XV веке Иерусалимский Устав занял доминирующее положение на Руси, практически полностью вытеснив Студийский.
Что такое типикон?
Слово «Типикон» может обозначать разные понятия:
а) Типикон как книга, содержащая указания литургического характера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в Церквах византийской традиции. В древности у византийцев и славян употреблялись соборно-приходской «Типикон Св. Софии Константинопольской», монастырские типиконы – «Студийский», «Студийско-Алексиевский», и др.
В настоящее время все славянские Церкви Византийской традиции (в том числе и Русская Православная Церковь) на приходах и в монастырях используют так называемый «Иерусалимский типикон», или «Типикон Святого Саввы» (иначе – «Савваитский типикон»), происходящий из знаменитой лавры близ Иерусалима. Напротив, греческие Церкви, сохраняя Савваитский типикон, с ХIХ в. служат по так называемому «Типикону Великой Христовой Церкви» Георгия Виолакиса.
б) Типикон как историческая традиция или живая практика богослужения в данной Церкви. Эта традиция может развиваться и меняться по разным пастырским и богословским причинам и в силу исторических событий.
в) Типикон как «обряд», т. е. как правило или способ богослужения в целом в данной Церкви и в данное время. Понятие «обряда» (ritus) – западное. Оно выражает всё, что различает одну церковь от другой в богослужебном плане; существует, например, Византийский обряд, Александрийский обряд, Римский обряд, Испано-мозарабский обряд, и т.д.
Арранц М., S. J. «Око церковное» (История Типикона). 1998.
Являются ли постные предписания Типикона обязательными для людей, живущих в миру?
Как было указано выше, монашеские уставы с различными предписаниями о трапезе сменяли друг друга на Руси, причем становясь все более строгими. Рекомендуемая нынешним Типиконом постная практика, подразумевающая строгие нормы поста с указанием в календаре дней, когда следует или не следует «вкушать елей», предположительно относится к XVI веку. Хотя в современной редакции Типикона содержатся указания о трапезе для мирян, нужно иметь в виду следующее:
1. Типикон никогда не утверждался церковными соборами в качестве общеобязательного для всех документа, регламентирующего, в том числе, вопросы поста. На практике некоторые миряне следуют строгим предписаниям Устава о трапезах, однако это является делом их личного благочестия.
2. Предписания Типикона о трапезах основаны на практике восточных монастырей, что нетрудно заметить по тем продуктам питания и напиткам, которые упоминаются в нем. Свт. Игнатий (Брянчанинов) обращал на это внимание, утверждая, что если «овощи и плоды средней России несравненно сильнее северных, а произведения южной России столько же сильнее среднеполосных, то плоды и овощи Цареграда и Афона равняются питательною силою рыбе северных краев и даже превосходят ее». Механическое распространение этих предписаний на людей, живущих в других климатических, экономических и социальных условиях, может иметь негативные последствия.
3. В том числе по этой причине данные предписания не соблюдались в полной мере в дореволюционной России, что можно видеть по разным источникам. Доклад о проблеме поста был рассмотрен на заседании Священного Синода в ноябре 1918 года. Было признано, что существующие нормы поста не приспособлены к климату и социально-экономическим условиям в России, поэтому нужно составить новый устав о постах для мирян. Эта работа была поручена архиепископу Евсевию (Никольскому). Однако замысел так и не был осуществлен, едва ли в сложнейших условиях церковной жизни того времени такой устав мог быть подготовлен. Сегодня в духовных семинариях и академиях постный стол большую часть года включает вареную пищу с маслом, рыбу и морепродукты. Все большее количество священнослужителей признает, что каждый должен поститься, избирая свою меру, поскольку идеальной универсальной меры поста не существует. Некоторым ориентиром для мирян в постные периоды может служить приходская практика трапез с учетом индивидуальных особенностей здоровья и жизненных обстоятельств.
Являются ли предписания Типикона универсальным идеалом для совершения православного богослужения?
Православное богослужение, каким оно представлено в предписаниях Устава, прошло длительный путь развития. На этом пути оно вбирало в себя различные местные обычаи и практики (прежде всего, восточных монастырей), которые начинали существовать в новом контексте, порой далеко отходя от их первоначального предназначения. Представляется разумным воспринимать ныне используемую редакцию Типикона как кодификацию и синтез богатого исторического опыта литургической практики, предназначенный, прежде всего, для монастырского уклада жизни. Его предписания (например, ночные службы, продолжительность чтений и псалмопения) изначально не были рассчитаны на приходы с мирянами, живущими семейной и профессиональной жизнью. По этой причине, его предписания еще с дореволюционных времен адаптируются к практике совершения богослужений на приходах.
Вопрос об упорядочении богослужебного Устава обсуждался на заседаниях Поместного Собора 1917–1918 гг. Среди участников обсуждения были как те, кто выступал за сохранение Устава в его нынешней редакции, так и те, кто выступал за внесение в него изменений. В частности, митрополит Агафангел (Преображенский) писал:
«Изменить мирскую жизнь применительно к монастырскому уставу нет возможности, и было бы в высокой степени полезно создать такой богослужебный устав для приходских церквей, который сохранил бы в составе богослужебных молитв и песнопений всё существенное, как выражающее нашу веру христианскую и как наследие древней Церкви, но расположил бы эти чтения и песнопения в соответствии с часами и характером службы, без томительной длинноты и однообразных многократных повторений. История богослужебного устава даёт основание для подобного рода изменений в нём».
В итоге, Собор не принял никаких определений по этому вопросу, и он остается актуальным в Русской Церкви по сей день. Тема «Упорядочение практики совершения приходского богослужения» в данный момент находится на рассмотрении комиссии Межсоборного присутствия.
В Поместных Церквях греческой традиции современная редакция богослужебного Устава была разработана еще в середине XIX века. Так называемый Типикон Виолакиса используется сейчас в греческом кафедральном, приходском и отчасти монастырском богослужении. Одной из его особенностей является отсутствие всенощных бдений (обычно ежедневно совершаются: вечером – 9-й час и вечерня; утром – сокращенная полунощница, утреня и сразу литургия, без часов).
Церковнославянская версия современного греческого Типикона используется в богослужебной практике Болгарской Православной Церкви.
Цитаты о типиконе
«Ревнителям церковного устава следует помнить, что в Церкви Христовой никогда не было в богослужебной практике совершенного единообразия, и не может быть, потому что Церковь вселенская, соборная носит в себе дух свободы, по завещанию Основателя. [...] Поэтому несвойственно вселенской Церкви составлять уставы с мельчайшими указаниями церковной практики: в этом предоставляется свобода местным церквам».
священник Павел Ильинский
Литература по теме
- Текст Типикона
- Типикон (гражданским шрифтом)
- Исследования
- Типикон (Типик) Энциклопедический словарь
- Типикон на церковнославянском языке
- Толковый Типикон Михаил Скабалланович
- Практическая осуществимость всего устава всенощной (примечание) Михаил Скабалланович
- Первоначальный славяно-русский типикон прот. М. Лисицын
- «Аще изволит настоятель» прот. Алексий Князев
- Пост по Типикону
- Книжная справа Типикона в XVII веке прот. Георгий Крылов
- Пособия по Типикону
- Богослужебные указания
- Пособие к изучению устава богослужения К.Т. Никольский
- Богослужебный устав Православной Церкви В. Розанов
- Знаки Типикона
- Прочее
- Типикон и его назначение свящ. Вадим Коржевский
- Состав Типикона свящ. Вадим Коржевский
- Применимость Типикона свящ. Вадим Коржевский

Комментировать