протопресвитер Алексий Князев

(16.04.1913–08.02.1991)

Апологетика

Воспоминания

Литургика

Священное Писание

протопресвитер Алексий Князев
протопресвитер Алексий Князев

Священнослужитель Западноевропейского экзархата в составе Константинопольской православной церкви, протопресвитер, богослов, автор многочисленных статей на богословские и церковно-канонические темы. Организатор и духовный руководитель детских лагерей Русского студенческого христианского движения (РСХД) во Франции (1947—1975). Вице-президент РХСД во Франции (1963—1979).

Биография

Родился в семье горного инженера в Баку.

После Гражданской войны, в 1923 году эмигрировал с семьей во Францию. Образование получил в Ницце. Поступил на юридический факультет Парижского университета и в 1935 году окончил его.

До 1942 года учился в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. С 1943 года начал преподавать в Богословском институте мариологию, каноническое право, догматическое богословие, Священное Писание Ветхого Завета и еврейский язык.

12 января 1947 года в Александро-Невском соборе в Париже митрополитом Владимиром (Тихоницким) был рукоположён в сан диакона, а 15 февраля того же года — в сан священника.

В 1954 году защитил докторскую диссертацию и был избран профессором. 7 января 1955 года возведён в сан протоиерея.

Декан института с 1962 года, а после смерти епископа Кассиана (Безобразова) избран ректором Свято-Сергиевского института. С 19 июня 1963 года — настоятель Свято-Сергиевского прихода при институте. 10 апреля 1966 года награждён правом ношения митры. 7 апреля 1975 года был возведён в сан протопресвитера.

Анатолий Краснов-Левитин так его характеризовал: «Хороший, рачительный хозяин. Видимо, любит без памяти свою Академию (Институт), где провёл всю свою жизнь. Но совершенно лишен клерикальной узости: сказывается выучка отца Сергия Булгакова, преосвященного Киприана (Керна) и других корифеев „парижского богословия“. В быту прост и, кажется, не чужд некоторой бурсацкой грубоватости (вроде покойного митрополита Антония Храповицкого). Бурсаки с ним говорят просто, по-дружески, но чувствуется, что он не только внимательный, но и требовательный начальник, К „карловчанам“ („зарубежной православной церкви“) настроен резко отрицательно <…> это, пожалуй, один из самых достойных начальников духовно-учебных заведений, каких я видел (а видел я их в Москве и в Питере не менее десятка)».