Типикон (Типик), или Устав — церковно-богослужебная книга, содержащая в себе систематическое указание порядка и образа совершения церковных служб. Т. заключает в себе после полного описания воскресных всенощных бдений сперва краткое и общее, а потом подробное, расположенное по месяцам и дням целого года указание, как соединять с изменяемыми частями богослужения в разные дни года службы святым и праздникам. К этому присоединены правила о пище как для всех христиан, так и в особенности для монахов. В конце T. помещены храмовые главы, Пасхалия и Лунник. В первый раз церковный устав был начертан на письме св. Саввою Освященным в VI в. и получил название палестинского, или иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хозроя на Палестину. Св. Софроний, патриарх Иерусалимский, восстановил иерусалимский устав, дополненный в VIII в. трудами Иоанна Дамаскина и Козьмы Маюмского. В таком виде устав скоро вошел в употребление в церквах греческих и особенно в Студийской обители в Константинополе. В этой последней он снова был восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита, брата его Иосифа, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и Григория, митрополита Никомидийского. Из последующих дополнений Устава особенно замечательны сделанные в Χ в. монахом обители св. Саввы, Марком, впоследствии епископом Идрунтским. Он внес в Устав правила о песнопениях греческой церкви, составленных в IX и Χ вв., и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников. В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец (XI в.) и Филофей, патриарх Константинопольский. Некоторые статьи Филофеева Устава перешли и в славянские списки Устава, и в греческие старопечатные типики. Кроме Устава иерусалимского, на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой Устав — Студийский (см.). В XV в. иерусалимский Устав вытеснил окончательно студийский и распространился по всем церквам и монастырям в Греции, в землях южно-славянских и на Руси. Для России Устав иерусалимский был переведен под названием «Ока Церковного» препод. Афанасием, основателем Высотского м-ря, жившим в Константинополе в конце XIV и начале XV в. Списки Уставов в России были видоизменяемы и дополняемы службами русским святым; были составлены храмовые главы на основании греческих статей; греческие обряды были приноровляемы к условиям русской жизни. Первое печатное издание Т. в России, официально исправленное, относится к 1610 г. Из последующих изданий важнейшее значение имеет Устав, изданный в 1682 г. при патриархе Иоакиме. Последнее издание Т. сделано в 1695 г. при патриархе Адриане; оно отличается от издания 1682 г. пересмотром месяцесловной части и соглашением ее с исправленными Минеями. Все, что было сделано позднее, вплоть до последнего издания 1877 г., ограничивается незначительными изменениями в тексте и поправками корректурными; не устранены даже некоторые ошибки и недосмотры, допущенные справщиками 1695 г. Ср. И. Мансветов, «Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви» (М., 1885); П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (ч. I, М., 1890, стр. 148—150); Епиф. Нестеровский, «Литургика или наука о богослужении православной церкви» (ч. I, Курск, 1895, стр. 238—246).
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона