Православный интернет-курсПерейти

Страх

Литература по теме

Страх

1) душевное волнение, состояние острой тревожности, связанное с ощущением опасности за себя или за своих ближних; душевное беспокойство, вызванное неуверенностью в благополучном исходе важного дела.
2) Страх Божий.
3) Страхование от падших духов.

azsaints 190 – Страх

Страх относится к душевным неукоризненным страстям, свойственным человеку после грехопадения. Прп. Иоанн Дамаскин называет шесть видов страха: нерешительность, стыдливость, стыд, изумление, ужас, беспокойство. Страх играет важную роль в жизни человека, предостерегая его от впадения в опасности и грехи. Вместе с тем, поскольку после грехопадения человеку сложно контролировать страсти, страх может не только спасать, но и препятствовать тому, чтобы делать добро и избегать зла.

Страх перед людьми, перед потерей здоровья, жизни, положения, материальных средств, близких людей, может побудить человека отречься от Бога или нарушить заповедь. При этом человек всегда свободно делает этот внутренний выбор, даже испытывая внешнее принуждение, поскольку предпочитает одно благо другому (например, предпочитая сохранение временной жизни вечной награде за верность Богу). В связи с этим, Господь Иисус Христос говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28).

Причиной любого страха является любовь к чему-то или кому-то. Св. Августин пишет: «Нет ни малейшего сомнения в том, что мы боимся утратить то, что любим и чем обладаем, а также не обрести то, что мы надеемся обрести». Страху противоположно бесстрашие (отвага).

Можно ли априори считать страх богопротивным?

Некоторые современные мыслители, исходя из библейских цитат, связывающих возникающий в душе страх с недостатком подлинной веры (Рим.8:15) и любви (1Ин.4:18), артикулируют любые его формы, как нечто ущербное, богопротивное (исключение, по их разумению, составляет только страх Божий).

Так ли это, или не так? – Содержание ряда библейских фрагментов и действительно сообщает о страхе как о следствии недостаточности духовно-нравственного развития личности, удаленности человека от Бога. Однако, важно учитывать, что эти фрагменты касаются не страха вообще, но встроены в определенный богословский контекст.

При вдумчивом прочтении Священного Писания трудно не заметить, что и Сам Бог неоднократно направлял и воспитывал человека посредством устрашающих предупреждений, субъективно воспринимавшихся людьми как угрозы.

Так, предостережение Богом Адама от нарушения заповеди о невкушении плодов с древа познания добра и зла было связано с указанием на имеющую последовать за преступлением смерть: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17).

Угрожающе выглядели и предостережения, адресованные утопавшему во грехах еврейскому народу: «Если… отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис.1:20).

Во времена Нового Завета Вочеловечившийся Сын Божий, ограждая людей от стремления ко греху и иллюстрируя, что ждет нераскаянного грешника в будущем, тоже прибегал к устрашающим символам, таким как тьма внешняя, кромешная, плач и скрежет зубов, геенна огненная, неумирающий червь и др.

Это значит, что в условиях земной жизни, в некоторых случаях страх может играть вполне положительную роль. Значит, он не должен априори считаться богопротивным.

Другое дело, что страх страху – рознь. Очень часто страх и действительно бывает обусловлен нездоровыми расположениями души, такими как малодушие, неверие в действие Промысла, неготовность к возможным жизненным переменам, недостаток любви. Священное Писание ограждает именно от таких, противоестественных и неуместных форм страха и от вызывающих его противоестественных внутренних причин.

В нынешней жизни страх может быть полезным во множестве разнообразных ситуаций. Что плохого, если человек, опасаясь утонуть, не заплывает на глубину, за буйки, а опасаясь заблудиться в дремучем лесу, не идёт туда в одиночку, без карты и компаса; что плохого, если он, опасаясь разбоя, избегает темных уличных углов, злачных мест?

Можно согласиться, что чем выше степень духовного совершенства человека и его вера в Бога, тем меньше у него причин и поводов для богопротивного страха. Однако полное избавление от страха как страсти возможно, как представляется, только в Царстве Небесном. Между тем, как «страх Господень чист, пребывает вовеки» (Пс.18:10).

В каком случае страх может стать смертным грехом?

Если человек из-за страха перед смертельной опасностью или любым другим житейским злом намеренно совершает запрещённое или не совершает предписанное законом Божьим, то такой страх является смертным грехом. Именно об этом грехе сказано в Откровении: «Боязливых… участь – в озере, горящем огнём и серою. Это – смерть вторая» (Откр.21:8).

Напротив, в отказе от меньшего блага ради сохранения большего, по причине страха, нет греха. Например, если человек обещает отдать или отдаёт что-то грабителю из страха перед смертельной опасностью, то это оправдывает его грех, но если он предпочитает отдать что-то дурному человеку, а не доброму то в таком случае он виновен в грехе.

Как научиться не бояться за свое будущее и за будущее близких людей?

Вера в Бога и Его промыслительную заботу является лучшим лекарством от такого страха. Священное Писание содержит много ободряющих слов на эту тему.

«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:26-34).

«Все заботы ваши возложи́те на Него, ибо Он печется о вас» (1Пет.5:7).

«Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13).

«Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15).

Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Я верно знаю, и тебе желаю также убедиться в том, что все, что бы ни случилось, будет нам на пользу; и если ты будешь иметь такое убеждение, то скоро отгонишь от себя и то, что называешь верхом своих несчастий».

Как научиться не бояться смерти?

Страх смерти свойственен всем нам, поскольку она стала наказанием за грех в результате грехопадения первых людей. Однако этот страх может преодолеваться верой в Воскресение Христово и будущее воскресение мертвых. Свт. Иоанн Златоуст дает такое наставление верующим: «Что такое смерть? Временное путешествие, – сон, который дольше обыкновенного. Поэтому, если боишься смерти, бойся и сна; если сокрушаешься об умерших, то сокрушайся об ядущих и пиющих: как это дело естественное, так и то. Не печалься о том, что бывает по закону природы, – печалься более о том, что происходит от злого произволения; не плачь об умершем, но плачь о живущем во грехах.

Хочешь, скажу и другую причину, по которой мы боимся смерти? Мы не живем, как должно, не имеем чистой совести. Будь это, – нас ничто не устрашило бы, ни смерть, ни голод, ни потеря имущества, ни другое что-либо такое. Живущему добродетельно ничто подобное не может повредить и лишить его внутреннего удовольствия, потому что кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние. В самом деле, могут ли люди сделать что-либо такое, что мужа доблестного заставило бы скорбеть? Отнимут у него деньги? Но у него есть богатство на небесах. Выгонят из отечества? Но через это переселяют его в горний град. Наложат на него оковы? Но он имеет свободную совесть, и не чувствует внешних цепей. Умертвят тело? Но оно опять воскреснет. И как сражающийся с тенью и бьющий по воздуху никого не может поразить; так и враждующий против праведника сражается только с тенью, тратит свою силу, а тому не может нанести ни одного удара. Итак, дай мне только твердую веру в Царствие Небесное, – и умертви меня, если хочешь, сегодня же. Я поблагодарю тебя за смерть, потому что через нее ты скоро переселяешь меня к тем благам».

Как научиться не бояться, что подумают обо мне люди?

У этой проблемы могут быть как психологические, так и духовные причины. Ее решение достигается через осознание самоценности (как образа и подобия Божия), психологическую сепарацию от мнений окружающих (осознание того, что их оценки лишь частные интерпретации), стремление во всем угождать Богу (соблюдать заповеди) и никогда не угождать людям в ущерб богоугождению. Главное не то, что подумают или скажут люди, а что скажет Бог.

Как не бояться дьявола и бесов?

Дьявола не стоит бояться, потому что он побежден Господом Иисусом Христом. Христос дал власть верующим в Него попирать дьявола силой Божией. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Господь сделал его прахом, попираемым ногами нашими, стоит нам только захотеть. Взгляни теперь – какое нам посмешище, какое унижение – того, кого получили власть попирать, видеть нависающим над головами нашими? Если нам угодно – он велик, если мы захотим – делается малым: если мы блюдем себя и остаемся со своим Царем, он сжимается, и в бою ничем не превосходит малого ребенка; а если мы отступим от Царя Нашего, то тот, обнаружив нас лишенными этой великой защиты, сильно раздувается и рычит, скрежещет зубами».

Цитаты о страхе

«Не бойся ничего, кроме греха, и не имей другого страха, кроме страха Божьего».
Пословица

«Если бы страх не был благом, то ни отцы не приставляли бы надзирателей к детям, ни законодатели начальников к городам. Что ужаснее геенны? Но нет ничего полезнее страха ее, потому что страх геенны приносит нам венец Царствия. Где страх, там нет зависти; где страх, там не мучит сребролюбие; где страх, там погашен гнев, усмирена злая похоть, искоренена всякая безумная страсть. И как в доме воина, постоянно вооруженного, не посмеет появиться ни разбойник, ни вор, ни другой подобный злодей; так, когда и страх объемлет души наши, ни одна из низких страстей не может легко войти в нас, но все удаляются и бегут, гонимые отовсюду силой страха. И не эту одну пользу получаем мы от страха, но и другую гораздо большую этой: он не только отгоняет от нас злые страсти, но и с великим удобством вводит всякую добродетель. Где страх, там и заботливость о милостыне, и усердие к молитве, и слезы теплые и непрерывные, и стенания, выражающие великое сокрушение. Ничто так не истребляет греха, а добродетели не способствует расти и процветать, как непрестанный страх. Поэтому, кто не живет в страхе, тому невозможно быть добродетельным; равно как и живущему в страхе невозможно грешить».
свт. Иоанн Златоуст

«В жизни ничего не следует бояться, кроме как оскорбить Бога».
свт. Иоанн Златоуст

«Безбожник боится скоропостижной смерти, вор – взломщика, убийца – меча, гордый – позора, похититель – голода, чревоугодник – болезни, клеветник – суда истины. То, чего так трепещет безбожник, и постигнет его».
свт. Николай Сербский

«Страх разделяется на шесть видов: на нерешительность, на стыдливость, на стыд, на изумление, на ужас, на беспокойство. Нерешительность есть, конечно, страх пред будущей деятельностью. А стыдливость – страх вследствие ожидания порицания; и это чувство – прекраснейшее. Стыд же – страх вследствие совершенного позорного дела; но и это чувство не безнадежно в отношении к спасению [человека]. Изумление же – страх от [какого-либо] великого явления. А ужас – страх от явления необыкновенного. Беспокойство же – боязнь ошибки в своих надеждах, то есть неудачи; ибо, боясь, что не будем иметь успеха в деле, мы испытываем беспокойство».
преподобный Иоанн Дамаскин

«Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего; ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя».
прп. Иоанн Лествичник

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka