Отвага

Литература по теме

Отва́га

1) форма отношения к опасности, выражаемая в проявлении смелости, бесстрашия, храбрости и т. п.;
2) то же, что отважность – смелость, бесстрашие, храбрость.

Антонимические понятия: трусость, малодушие.

Отвага в православной традиции

Священное Писание предоставляет нам множество примеров проявления храбрости, смелости, отваги как со стороны закоренелых грешников, так и со стороны людей, стремившихся угодить Богу. Скажем, храбростью отличались язычники, жители Гаваона (Нав.10:2), боговраждебные Моавитине (Иер.48:41-42), Идумеяне (Иер.49:22), сыны Кидара (Ис.21:17); храбрые воины были и в войске царя Ассирийского (2Пар.32:21). С другой стороны, в Библии отмечается храбрость царя и пророка Давида (2Цар.17:8), праведников вообще, противопоставляемых нечестивцам: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев» (Притч.28:1).

Между тем, отвага, смелость, храбрость добродетельных людей отличается по качеству от таковых, свойственных беззаконникам, злодеям. Форма храбрости человека зависит от того, насколько он добродетелен. Вот что по этому поводу утверждал блж. Августин: «…Сущие в человеческой душе добродетели (хотя каждая из них воспринимается различным образом и отдельно) все же ни коим образом не отделяются друг от друга. Так что все, кто, например, равны храбростью, равны также и благоразумием, и праведностью, и воздержанностью. Ибо если скажут, что такие-то [два] человека равны храбростью, но один из них выделяется благоразумием, то из этого следует, что храбрость другого менее благоразумна, из-за чего они не равны также и храбростью, ибо храбрость первого более благоразумна. То же самое обнаруживается и в отношении других добродетелей, если бегло рассмотреть их все, ибо стоит вопрос не о силе тела, но о храбрости души» (О Троице. Кн. 6. 6)1

Как известно, в раннехристианский период смелость проявляли и апостолы, и другие христиане, распространяя евангельскую проповедь: «бо́льшая часть из братьев в Господе… начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие» (Флп.1:14).

О даровании смелости для проповеди спасительного учения верующие молились ко Господу таким, к примеру, образом: «И ныне, Господи… дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое» (Деян.4:29).

Довольно значительный вклад в раскрытие темы «духовной отваги» внес старец, преп. Паисий Святогорец. Вот, в частности, что он об этом говорил: «Подвиги совершают не те, кто ростом велик, а те, в ком есть отвага, широкое сердце и решимость пожертвовать собой. И на войне те, в ком есть отвага, имеют и доброту и не убивают других, потому что в отваге нет варварства»2. С точки зрения Паисия Святогорца духовная отвага рождается из двух вещей – из страха перед Богом и из доверия Богу. В данном случае страх Божий понимается не как панический ужас перед Богом (подобный тому, какой испытал Адам вскоре после грехопадения, что побудило его спрятаться от Создателя), а как страх согрешить, нарушить Евангельские заповеди, страх быть недостойным Бога по своему поведению. Одновременно с этим для духовного подвига недостаточно только лишь отваги: «в человеке должен быть и жертвенный дух, для того чтобы отвага имела в душе надежное обоснование»3.

Преп. Паисий также указывал на то, что современное общество страдает существенным дефицитом не только духовной отваги, но и отваги как таковой: «Самое лучшее – это всегда стараться духовно противостоять трудной ситуации. Однако сегодня отсутствует отвага в обоих ее видах. Нет ни духовной отваги, которая рождается от святости и дерзновения к Богу и помогает преодолевать трудности духовно, ни отваги естественной, которая нужна, чтобы не струсить в опасной ситуации. Для того, чтобы сдержать какое-то большое зло, надо иметь многую святость, в противном же случае для преодоления зла не найдется оснований. Если в монастыре у кого-то из братства есть духовная отвага, то вот увидишь, как этот монах пригвоздит на месте того, кто пришел со злою целью»4.

Духовная отвага невозможна без (духовной) ответственности. В частности, известный церковный публицист прот. Димитрий Беженарь пишет об этом следующее: «Духовная отвага и ответственность очень связаны между собой. Подлинная духовная отвага не в том состоит, чтобы обличать, думая, что говоришь только правду, что ты прямой человек: что видишь, то и говоришь. Научись жить по правде и, находясь в любом месте, собственным примером, мягко, деликатно, спокойно, смиренно отстаивай правду. На это большую надо иметь отвагу. Отвагу и постоянство. Просто высказать что-то, обличить, оскорбить и уйти куда-то – вроде бы тоже отвага, но это меньшая отвага. И она безответственна. А ответственная отвага – когда отстаиваешь правду на своем месте. А если надо, пострадаешь за Христа»5.


Примечания

1 Блаженный Аврелий Августин. Книга 6 // О Троице.

2 Преп. Паисий Афонский. О том, что отвага рождается от доверия Богу.

3 Там же.

4 Там же.

5 Протоиерей Димитрий Беженарь: Духовная отвага и ответственность.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka