Сме́ртная казнь – лишение человека жизни в качестве наказания.
Что говорит нравственное богословие о смертной казни?
Вопрос о целесообразности смертной казни – один из серьёзнейших вопросов, ставившихся перед христианским нравоучением. С одной стороны, христиане имеют заповедь «не убей», но с другой стороны, Священное Писание содержит немало примеров, в рамках которых насильственное умерщвление людей предписывается и/или осуществляется по воле Божией. Как относиться к этим примерам?
Прежде всего необходимо учитывать, что примеры такого рода, представленные в Писании Ветхого Завета, следует осмысливать в контексте именно тех исторических условий. Кроме того, важно учитывать, что Бог повелевал карать грешников смертью не за нарушение государственных законов (языческих обществ), а за злостные нарушения нравственного закона (закона Божьего). Отметим, что государственные законы могут не соответствовать, а то и прямо противоречить Божьему закону (скажем, в раннехристианские времена Церковь была гонима со стороны государственных властей; гонимой она была и во времена недавнего советского прошлого).
Примеры, содержащиеся в Священном Писании Нового Завета, отличны от тех, что представлены в ветхозаветных Писаниях. Одним из наиболее востребованных, используемых защитниками смертной казни, является описание суда над Христом у Пилата, мол, во время этого суда, Спаситель не только не осудил смертную казнь, но и отметил, что Пилат не имел бы над Ним никакой власти (не имел бы возможности реализовать смертный приговор), если бы это не было позволено ему свыше (Ин.19:10-11). Против того понимания, что Христос, в данном случае, санкционировал смертную казнь как законную меру наказания нарушителей государственных законов, есть возражения. Эти возражения, главным образом, связаны с тем, что во-первых, жертвенные страдания и смерть Господа Иисуса Христа носили искупительный характер и были предусмотрены Богом от вечности (1Пет.1:18-10), а во-вторых, что не всё, совершаемое по воле Божьей, совершается по Божьему благоволению: что-то совершается по попущению. Так, Бог не благоволит тому, чтобы люди множили зло, однако попускает грешникам грешить.
Другим аргументом в пользу смертной казни, используемым в рамках богословских дискуссий, часто служат слова апостола Павла: «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:2-4). Однако некоторые толкователи обращают внимание, что меч, как символ власти, и даже как средство наказания за преступления, не обязательно бывает направлен на смертную казнь. Другие подчеркивают, что речь, в данном фрагменте, идёт о начальниках – слугах Божьих, действующих на стороне добра, и заключают, что она носит не безусловный, а условный характер.
Иные свидетельства новозаветного Писания, используемые сторонниками и противниками смертной казни, тоже толкуются различно. Стало быть, можно сказать: на сегодняшний день вопрос о смертной казни как форме наказания за уголовные преступления не имеет единогласного ответа в церковной среде.
Цитаты о смертной казни
«Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию».
Быт.9:5, 6
«Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника».
Исх.23:7
«Если вечная природа ближнего была достойна того, что для ее спасения сходил на землю Сам Сын Божий, то тем более она достойна попечений со стороны человеческого общества. Пусть наш ближний грешник, даже преступник, но пока он живет с нами, для него остается возможность исправления и спасения (Лк.13:6–9). Отсюда, совершенная над преступником смертная казнь делает невозможным его исправление при жизни. Между тем, христианская справедливость в отношении к ближнему, хотя бы и злейшему преступнику, состоит в том, чтобы воздать должное вечному существу человека, т.е. в том, чтобы помочь ему в нравственном исправлении и достижении им вечной жизни. Тем не менее, с другой стороны, смертная казнь, по определению законного суда, не может почитаться законопреступным человекоубийством, потому что в ней мотив личной страсти и эгоизма отсутствует, во всяком же преступном убийстве он всегда составляет существенную его стихию, а главное потому, что казнит в крайних случаях преступников не человеческий произвол, но именно гражданский, или правовой, порядок, который признается по нуждам земной жизни греховного человека самим же христианством как вспомогательное средство для этой жизни».
протоиерей Николай Стеллецкий
«Нет никого более человеколюбивого, чем Бог, изрекший, что кровь проливается за кровь. Однако если кого-нибудь по причине [его христианской] веры, долгов, гнева [его] господина или по другим таковым же причинам собираются вести на смерть, то хорошо его избавить. Кроме того, есть люди, которые спасают осужденных на смерть и устраивают их в монастыри, чтобы там они принесли покаяние, – [такие люди также] хорошо поступают».
прп. Анастасий Синаит
Литература по теме
- Распятие, крестная казнь Библейская энциклопедия
- Казни смертные у евреев Библейская энциклопедия
- Смертная казнь в толковании византийских юристов И.П. Медведев
- К вопросу о смертной казни И.Г. Айвазов
- Казни Египетские и любовь Божия С.Л. Худиев
- Несколько мыслей по поводу защиты смертной казни в русской богословской литературе последнего времени проф. В.И. Экземплярский
- Записки тюремного священника свящ. Глеб Каледа
- О смертной казни свящ. Георгий Максимов
Комментировать