Скептицизм

Литература по теме

Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός – склонный к рассматриванию, размышлению; рассматривающий, исследующий) –
1) философское направление, в рамках которого сомнение (в правильности рассуждений, в надежности знаний, в возможности познания объективной действительности и т. п.) артикулируется как важнейший принцип мышления, а истинность знаний оценивается как относительная;
2) теория, отрицающая возможность достоверного познания объективной действительности;
3) критическое, недоверчивое отношение к чему-либо.

Когда появился скептицизм?

Скептицизм возник в IV в. до Р.Х. Создателем этого учения был древнегреческий философ Пиррон.

Являются ли скептики атеистами?

Со времен античности скептицизм не отрицает существование Бога (или богов): доказательства Его (их) отсутствия так же недостаточны, как и существования (хотя, например, Ленин положительно относился к позднему скептицизму, рассматривая его тропы как «зародыш диалектического материализма», направленный против Абсолюта).

Каково отношение православных богословов к скептицизму?

Скептицизм, как направление мышления, подразумевающее сомнение в истинности знаний, в том числе в истинности знаний о существовании Бога, принципиально противоречит православному учению. Так, например, русский духовный писатель Сергей Васильевич Булгаков в своем труде «Православие. Расколы. Ереси. Секты» отмечает: «Скептицизм, который по самому существу своему разрушает самые основания всякой истины и всякой веры, вреден и пагубен. Такой скептицизм есть не что иное, как наклонность или злонамеренное старание не соглашаться на истины веры и нравственности и подвергать все сомнению, без всяких здравых оснований, или по одним мнимым основаниям – не для того, чтобы дойти до истины, но чтобы отвергнуть всякую истину, привесть ее в сомнение и сделать недоступною».
Однако, возможность здравого, скептического отношения к некоторым положениям, рассматриваемым в рамках православных богословских дисциплин, не отрицается Церковью. Положим, в рамках Православного Догматического Богословия, помимо догматов, которые должен принимать каждый православный христианин, рассматриваются частные богословские мнения, имеющие как своих сторонников, так и своих противников.

Что такое здоровый скептицизм?

В ряде случаев под здравым скептическим мышлением можно понимать здравую рассудительность. Такая рассудительность может уберечь христианина от соскальзывания в заблуждение, может способствовать правильному усвоению им догматических и нравственных истин.
«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире», – пишет св. Иоанн Богослов (1Ин.4:1).
«Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни», – учит апостол Павел (1Кор.14:20).
«Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь», – наставляет апостол Петр (2Пет.1:5-6).

История явления

Скептицизм изначально оформляется как одно из направлений в античной философской мысли в IV в. до н. э. При этом скептицизм не был строго организованным философским движением и представлял собой ряд школ, состоящих из последователей конкретных философов. Тем не менее общий контур этого течения возможно очертить, отталкиваясь от оппозиции философов-скептиков философам-догматикам. Скептики критиковали положения, выдвигаемые догматиками, но при этом не предлагали какие-либо альтернативные позитивные положения.

К философам-предшественникам скептицизма, как правило, относят Гераклита (др.-греч. Ἡράκλειτος; VI – V в. до Р. Х.) и Ксенофана (др.-греч. Ξενοφάνης; VI-V в. до Р. Х.), а также представителей Элейской школы (однако, не всех) и практически всех софистов (последних, на основе методологически схожих подходов, иногда даже отождествляют со скептиками). Диоген Лаэртский (др.-греч. Δῑογένης ὁ Λᾱέρτιος; II–III вв.) существенным образом расширял понятие скептицизма, включая в число его предшественников даже античного поэта Гомера (др.-греч. Ὅμηρος; приблиз. VIII–VII вв. до н. э.). Основным критерием, который позволял Диогену относить к скептицизму весьма значительное количество авторов, являлось отсутствие метафизического догматизма в творчестве этих авторов.

Античный скептицизм можно рассматривать как реакцию на метафизический догматизм, свойственный практически всем иным античным философским школам. Родоначальником скептицизма как определенного направления в античной философии являлся философ Пиррон из Элиды (др.-греч. Πύρρων; IV–III вв. до н. э.). В составе войска Александра Македонского Пиррон побывал в Индии, что давало основание ряду исследователей связывать возникновение скептицизма Пиррона с влиянием на него буддистских идей. Отмечается, что некоторые высказывания данного философа являют прямое сходство с такого рода идеями (например: «Ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе всё одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое»1).

Вторая волна античного скептицизма развивалась в стенах Средней академии, в творчестве платоника Аркесилая (греч. Ἀρκεσίλαος, IV–III вв. до н. э. Питана; III в. до н. э.). Аркесилай испытывал существенное влияние Пиррона и предложил эпистемологический метод воздержания от суждений.

Наконец, третья волна скептицизма – поздний античный скептицизм, наиболее ярким представителем которого являлся Секст Эмпирик (др.-греч. Σέξτος ὁ Ἐμπειρικός, 2-я половина II века н. э.). С точки зрения Секста рассуждения о мире и вещах представляют собой лекарства от догматизма: «скептик из человеколюбия хочет по возможности исцелить рассуждением самомнение и скоропалительность [заключений] догматиков» (Pyrrh. III, 280).

Некоторые исследователи обозначают указанные выше три волны античного скептицизма как старший пирронизм, академизм и младший пирронизм соответственно. Довольно подробно данные стадии развития античного скептицизма разобрал отечественный историк философии А. Ф. Лосев (в монашестве Андроник) в «Истории античной эстетики». В частности, Лосев указывает, что т. н. «старший пирронизм» представлял собой интуитивно-релятивистский скептицизм, основанный на жизненной практике и повседневной деятельности. Следующий период – академизм – рефлективно-вероятностный скептицизм. На этом этапе скептицизм становится эпистемологическим подходом, а вопросы этики сменяются вопросами познания. Наконец, младший пирронизм был охарактеризован окончательным переходом скептицизма в эпистемологическую плоскость, где он и остался как особенная форма европейской критической теории познания. Лосев называл этот период логически-релятивистическим скептицизмом. Отличительной особенностью малых пирронистов являлась постановка под сомнение тех догматических и метафизических утверждений, которые до этого ставить под сомнение было не принято. В частности, Энесидем (др.-греч. Αἰνησίδημος; I в. н. э.) ставил под сомнение существование Бога и указывал, что доказать или опровергнуть Его существование невозможно.

С III в. н. э. скептицизм как направление философской мысли в Европе затухает. В Средние века, в условиях повсеместной религиозности, а также упадка книжной культуры в эпоху Темных веков, скептицизма в чистом виде не существовало, но у христианских схоластиков можно встретить те или иные скептические утверждения и приемы. Средневековые авторы в целом сдержано и с некоторой долей неприязни относились к античному скептицизму. В частности, свт. Григорий Богослов писал: «Но после того, как Сексты и Пирроны и охота к словопрениям, подобно какой-то тяжкой и злокачественной болезни, вторглись в наши церкви, пустословие стали почитать учёностью»2.

Обращение к скептицизму в европейской мысли связано с возрождением интереса к античным авторам-скептикам. В частности, это происходит в 70-х годах XVI века, когда были опубликованы в переводе на латинский язык трактаты Секста Эмпирика «Три книги Пирроновых положений» и «Против учёных». Скептицизм получает широкое распространение в различных сферах интеллектуальной жизни – начиная от науки и заканчивая этикой – и становится синонимом понятия «свободомыслие». Одновременно с этим скептицизм в Новое время, за счет широкого интереса к нему, начинает включать в себя множество разнообразных течений и подходов, которые в более строгом смысле слова скептическими не являлись (но могли быть просто критикой того или иного явления). Это приводило к размыванию определения понятия «скептицизм» в Новое время. Это, в свою очередь, приводило к тому, что разные авторы подразумевали под скептическим подходом довольно разные вещи. Например, известный математик и философ Рене Декарт формулируя свои философские идеи, отстаивал идею о существовании всесовершенного Творца – то есть с точки зрения античного определения был догматиком, оставаясь при этом скептиком в рамках эпистемологической методологии.

Скептицизм в современном мире

В Новейшее время скептицизм прочно вошел в философию сциентизма в качестве широкого набора интеллектуальных подходов для определения истинности и/или ложности утверждений. Наиболее ярко современный скептицизм в его эпистемологическом разрезе изучен и разработан в трудах таких авторов, как Пол Фейерабенд, Ван Фраасен, а также Пол Куртц и Карл Поппер.

В современной России скептицизм не только в контексте научной методологии, но и в контексте популяризации науки представлен т. н. «Обществом скептиков», а также экспертным советом премии Гарри Гудини, в который в числе прочего входят доктор биологических наук Михаил Гельфанд, переводчик Александр Сергеев и биолог Александр Панчин.

Проблема соотношения скептицизма и Православия

Очевидно, что на мировоззренческом уровне христианство вообще и Православие, в частности несовместимо со скептицизмом, как с последовательной мировозренческой установкой. Христианство предлагает ряд позитивных утверждений (напр., о существовании Единого Личностного Бога – Творца и промыслителя мира, о человеке как образе Бога, о Христе как о Вочеловечившемся Сыне Божьем, Искупителе людей, о Церкви как о Богочеловеческом организме, Теле Христовом и проч.) в качестве обязательной основы для мировоззрения верующих. Само согласие или несогласие с набором таких утверждений (догматическое учение Церкви) выступает в качестве критерия принадлежности к христианской традиции. В рамках же скептицизма любые позитивные мировоззренческие положения, выдвигаемые в качестве объективных и общезначимых, подвергаются последовательной критике. Само наличие в Церкви догматов означает принципиальную несовместимость церковного вероучения со скептицизмом как последовательным мировоззрением. Поэтому неудивительно, что в православной публицистике скептицизм нередко воспринимается как синоним неверия, нигилизма, а также как проявление надменности, гордыни и самомнения. Например, иеромонах Иов (Гумеров) характеризовал современный ему скептицизм следующим образом: «Скептицизм не имеет никакого отношения ни к познанию, ни к логике. Это – определенная нравственно-психологическая болезнь. Она порождается бесплодием и творческой беспомощностью. В духовной области это проявляется, прежде всего, в неспособности иметь веру и познать невидимый мир. В культуре скептицизм, критицизм, нигилизм всегда возникали как следствие творческой несостоятельности»3.

При этом часто основной мишенью христианской критики скептицизма часто избирается свойственный данной мировоззренческой установке морально-нравственный релятивизм. В самом деле, если никакие позитивные мировоззренческие утверждения не могут приниматься в качестве безусловно истинных, то и любые нравственно-этические установки становятся лишь относительными, а потому не вполне обязательными.

Одновременно с критикой скептицизма как мировоззренческой установки, можно отметить, что в качестве эпистемологического метода (скептицизм, как отказ принимать какое-либо положение без доказательства) используется в научно-богословской работе так же, как это происходит и в других областях науки. Однако стоит отметить, что сами исследователи не склонны (и вполне справедливо) обозначать нормальный для любого исследователя критических подход к материалу в процессе своих исследований как скептицизм.


Примечания

1 Пиррон из Элиды // Сайт «Хронос».

2 Григорий Богослов. Слово 21, Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому / Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, Т.I – СПб.: Изд. Л. П. Сойкина, 1912. – С. 305–327.

3 О неверии и скептицизме // Азбука веры. Форум.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka