Самоуваже́ние – форма отношения человека к самому себе как к личности, достойной уважения (может быть обусловлена адекватной или завышенной самооценкой).
Православный христианин осознает, что является творением Божьим, созданным по Его образу и подобию, является «храмом Святого Духа» (1Кор.6:19) и призван к богоуподоблению, богообщению, обожению, вечному блаженству. Осознание этих фактов, наряду со многими прочими, мотивирует христианина относиться к себе соответствующим образом. Самоуважение в христианине, следующем по богоугодному пути, не противоречит смирению, которое выражается как в правильном отношении с его стороны к Богу и ближним, так и в правильном отношении к самому себе.
Самоуважение основано на высоком положении, занимаемом человеком в мире. Премудрый писатель призывает нас к самоуважению, когда говорит: «Кротостью прославляй душу твою и воздавай ей честь по ее достоинству» (Сир.10:31). По словам протоиерея Николая Стеллецкого, «самоуважение служит предположением и основой истинной любви к себе. Только потому человек может иметь обязанности в отношении к себе, что ему принадлежит достоинство личности, занимающей в творении Божием господствующее положение, насколько она является целью для неразумной природы, не будучи сама средством для пользования высшего Существа». Христианин проявляет самоуважение, с одной стороны, воздерживаясь от дурных поступков, омрачающих и унижающих в нем образ Божий, а с другой стороны, совершая добрые дела, которые приводят его к подобию Божию, и сохраняя честь или доброе имя.
Честь или доброе имя – это признание другими людьми моральных достоинств человека и его труда. Оно приобретается естественным стремлением верующего ответственно исполнять свои обязанности, порядочным поведением во всех обстоятельствах и стойкостью в добрых делах. В Священном Писании сказано, что «доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч.22:1). Следовательно, долг христианина – отвечать возвышенности своего христианского звания.
Правильно проявляемое самоуважение – это крепкий щит от искушений греха. Такая форма самоуважения способствует совершенствованию в добродетели, возрастанию в любви к Богу и ближнему, который также создан по образу Божьему.
Повторим, что с самоуважением должно быть соединено глубочайшее смирение, основанное на признании превосходства Бога над творениями и осознании своих человеческих слабостей и недостатков. Все, что есть в человеке доброго, приобретено им от Бога или, по крайней мере, при помощи Божией. «Что ты имеешь, чего бы не получил?» – говорит апостол Павел, – «а если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор.4:7).
Совместимость смирения с сознанием своего достоинства показывает апостол Павел, который сознавал, что он Апостол, видевший Господа Иисуса (1Кор.9:1), что он более многих других потрудился (1Кор.15:10), но в то же время называл себя первым из грешников (1Тим.1:15), который «недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1Кор.15:9). По словам отечественного моралиста профессора М.А. Олесницкого, «мы приобретем в себе сочетание смирения и сознания своего достоинства, если при этом будем в то же время сознавать свою полную зависимость от Бога и не будем иметь намерение выставлять перед людьми свое достоинство и хвалиться им».
К грехам против самоуважения относятся: унижение лицемерием, лестью, греховной жизнью и пренебрежением к собственной чести.
Цитаты о самоуважении
«Уважай сам себя, и никто не нанесет тебе бесчестия; но когда ты сам себя бесчестишь, то хотя все будут чтить тебя, ты останешься бесчестным. Подобно тому, как, если мы сами себя не расстроим, то никто другой нас не расстроит, точно также, если мы сами не будем бесчестить себя, то никто другой нас не осрамит. Представим себе человека великого и достойного славы; и пусть все стали бы называть его прелюбодеем, вором, разбойником: если он ничем этим не раздражается, ни на что не досадует и ничего такого не сознает в себе, то какое он от того терпит бесчестие? – Никакого. Что же, скажешь, если многие имеют о нем такое мнение? И в таком случае он не обесчещен, а обесчестили себя те, потому что не считают его таковым, каков он есть. Скажи мне: если бы кто стал считать солнце темным, то солнце ли, или себя он обесчестил бы? Конечно, себя самого, навлекая на себя подозрение, что он или слеп, или не в уме. Так и те, которые считают добрых худыми, срамят себя самих. Правда, надлежит прилагать большое старание о том, чтобы сохранить совесть свою чистой и не подать никакого случая к подозрению на нас. Но, если и при таком нашем поведении другие хотят неистовствовать, то не нужно заботиться или скорбеть об этом. Если кто добр в себе, а его считают худым, то он ничего от того не теряет, оставаясь таким, каким он есть; напротив, кто питает безрассудные, пустые подозрения, подпадает крайней гибели».
свт. Иоанн Златоуст
«Уважай себя, как образ Божий; помни, что этот образ – духовный, и ревнуй об исполнении заповедей Божиих, восстановляющих в тебе подобие Божие. Крайне остерегайся нарушать малейшую заповедь Божию; это нарушение разрушает в нас подобие Божие и приближает нас к подобию диавола».
«Уважай себя и держи себя с достоинством, и другие будут уважать тебя».
праведный Иоанн Кронштадтский
«Если уважаешь себя и желаешь заслужить уважение других, то, прежде всего, должен блюсти свою порядочность. Для христианина наиболее ценным сокровищем являются его честь и достоинство, потому лишиться их смерти подобно. Если желаешь называться человеком, храни честь и достоинство, поступая порядочно».
свт. Гавриил, епископ Имеретинский
«Отношение человека к себе самому и отношение его к другим – две стороны одного и того же целого. Человек, которому не за что уважать себя, обыкновенно не уважает других и не верит в чистоту их побуждений».
мученик Иоанн Попов
«Одной из самых прочных опор нравственности служит уважение человека к своей личности, не то самоуважение, которое выражается в гордости и надменности, а то, которое заставляет его избегать всего такого, что унижало бы его в глазах других, и в особенности всего, что не гармонирует с его известными общественными обязанностями».
проф. А. П. Лебедев, историк
Комментировать