- Иногда можно услышать: «Пусть лучше Бог заберет мою жизнь вместо жизни такого-то». Правильно ли так говорить?
- Не является ли поступок человека, жертвующего своей жизнью ради спасения других, своего рода самоубийством?
- Является ли эвтаназия самоубийством, если человек хочет уйти из жизни, чтобы не обременять близких?
- Что делать человеку, если он в принципе не готов жертвовать собой, своей жизнью ради кого-то другого, понимая, тем не менее, что самопожертвование – путь душеспасительный?
- Бывает ли ложное самопожертвование?
- Насколько важно иметь доброе сердце, когда мы жертвуем собой? Не достаточно ли и того, что мы просто жертвуем?
Самопоже́ртвование – жертвование собой (своими интересами, временем, силами, репутацией, здоровьем, жизнью и пр.) ради кого-либо, чего-либо.
Иногда можно услышать: «Пусть лучше Бог заберет мою жизнь вместо жизни такого-то». Правильно ли так говорить?
Мыслить, что Богу «без разницы», чью забрать жизнь, лишь бы забрать, значит мыслить подобно язычнику. «Христианский» Бог есть Любовь (1Ин.4:8), а не грозный, кровожданый божок, время от времени требующий от людей человеческих жертв (детей, девственниц, пленников). По Своей любви к людям Бог отдал Своего единородного Сына, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16). Иисус Христос – наш истинный Спаситель. К Нему в полной мере относятся слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Кем себя считает говорящий «Пусть лучше Бог заберет мою жизнь вместо жизни такого-то»? Спасителем? Иисусом Христом? Кем он считает Бога? В какого Бога или бога он верит? Нужна ли истинному Богу такая жертва? За близких мы можем молиться, и, в частности, тогда, когда им угрожает смертельная опасность.
Не является ли поступок человека, жертвующего своей жизнью ради спасения других, своего рода самоубийством?
Человек, совершающий самопожертвование, и человек, совершающий самоубийство, имеют разную мотивацию. Жертвуя своей жизнью ради осуществления чего-то богоугодного, доброго, например, ради спасения жизни другого человека или группы людей, человек совершает это не из ненависти к собственной жизни, не из пренебрежения своей жизнью как даром Божьим, а будучи движим светлыми мыслями, добрым побуждением. В определенных случаях самопожертвование ради спасения других, с точки зрения Церкви это не только не самоубийство, но, наоборот, подвиг любви. Частные мотивы самоубийцы, побуждающие их к суициду, разнятся между собой, однако в основании стремления свести счеты с жизнью лежит общий мотив: нежелание жить (не имеем в виду особые случаи, когда человек страдает тяжелым психическим заболеванием, или, к примеру, убивает себя в критической ситуации, на войне, дабы не попасть в руки врага и не выдать под пыткой военные секреты, и пр.).
Является ли эвтаназия самоубийством, если человек хочет уйти из жизни, чтобы не обременять близких?
Когда мы говорим, что не хотим обременять своих близки и потому готовы уйти из жизни, мы не только лишаем себя дарованной нам Богом жизни, но и лишаем наших близких шанса проявить милосердие, ухаживая за нами. Поэтому как мы не заказывали дату нашего рождения, так не должны заказывать и дату нашего ухода из жизни, принимая то, что нам посылает Бог.
Что делать человеку, если он в принципе не готов жертвовать собой, своей жизнью ради кого-то другого, понимая, тем не менее, что самопожертвование – путь душеспасительный?
Не каждый может пожертвовать своей жизнью, частью себя, значительной частью своего времени сразу, как только он прочел о душеспасительности пути самопожертвования. Такому человеку можно посоветовать начать с малого, осмотреться вокруг и подумать, что он может сделать для других прямо сейчас, на своем месте: возможно, помочь жене помыть посуду, поиграть с детьми вместо сидения в смартфоне или, например, прочитать молитвы об умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы, сократив время просмотра новостей по телевизору или в интернете. Можно завести себе правило каждый день совершать хотя бы одно доброе дело. В Православии это называется искусством малого доброделания. Но даже самое малое доброе дело может произвести огромное позитивное воздействие на ближних и положительно сказаться на том, кто его совершил.
Бывает ли ложное самопожертвование?
Ложным можно назвать, в частности, такое самопожертвование, когда наша жертва корыстна, когда мы преследуем выгоду, ждем признания и уважения. Стоит вспомнить слова Спасителя: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:1-4).
Насколько важно иметь доброе сердце, когда мы жертвуем собой? Не достаточно ли и того, что мы просто жертвуем?
«Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы», – пишет апостол Павел (1Кор.13:3). Комментируя этот библейский стих, преподобный Анастасий Синаит поясняет: «Есть некоторые из людей, щедрые на подаяния, а сами же являются ненавистниками братий, скорыми на брань, гордыми, несправедливыми, злопамятными и завистливыми. И вследствие таких страстей бесполезной становится милостыня их».
Комментировать