Духовное расслабле́ние —
1) ослабление внимания, концентрации духовных сил, сосредоточенности христианина на исполнении Божьего закона;
2) состояние, противоположное состоянию духовного бодрствования.
Чем опасно для верующего духовное расслабление?
Духовное расслабление, в той или иной степени, испытывали многие верующие, включая ставших, впоследствии, знаменитыми святых отцов Церкви. По строгому же счёту, расслабленным может считаться всякий человек, отступающий от исполнения Божьего закона.
Духовное расслабление может быть вызвано рядом причин, например, ослаблением веры, накопленной усталостью, влиянием лукавых демонических сил.
Нередко бывает, что духовное расслабление воспринимается расслабленным как нечто нормальное, допустимое. Нередко оно сопровождается самооправданием, мол: что с того, что я не молюсь, как должно, не пощусь, ведь я же не святой. Какой с меня спрос? Но ведь пост и молитва — действенные спасительные средства, отказываясь от полноценного использования которых, человек подвергает себя опасности отдалиться от Бога, ослабить свой благодатный покров. В этом случае в нём могут развиться и приумножиться греховные страсти, он может стать легкой добычей падших духов (которые, по слову Спасителя, изгоняются «молитвой и постом» (Мф.17:21)). В конечном итоге это может грозить ему вечной погибелью. Вот почему Церковь, вслед за Господом, за апостолами, призывает нас: «Бодрствуйте, стойте в вере» (1Кор.16:13).
Цитаты о духовном расслаблении
«Приступающему ко Господу надлежит, таким образом, прежде всего, даже против воли сердца, принуждать себя к добру, всегда с несомненною верою ожидая милости Господней; надлежит принуждать себя к любви, если кто не имеет любви; принуждать себя к кротости, если кто не имеет кротости; принуждать себя к тому, чтобы милосердным быть и иметь милостивое сердце; принуждать себя к тому, чтобы терпеть пренебрежение, и, когда пренебрегают, быть великодушным, когда уничижают или бесчестят, не приходить в негодование, по сказанному: «Не мстите за себя, возлюбленные» (Рим.12:19); надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае Бог, видя, что человек столько подвизается и против воли сердца с усилием обуздывает себя, даст ему истинную духовную молитву, даст истинную любовь, истинную кротость, утробы щедрот, истинную доброту и, одним словом исполнит его духовного плода».
Духовные беседы
«Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость. Если вы хотите развить память, вы должны упражняться в заучивании наизусть, в воспроизведении слышанного, в припоминании прошлого. Носильщики на железных дорогах поражают удивительной памятью на лица, развитой благодаря постоянному упражнению. Они помнят всех пассажиров, которые к ним обращаются, в тысячной толпе без труда находят тех, кого им надо, и долгое время спустя могут по памяти обрисовать наружность своих клиентов, сказать, сколько с ними было багажа и куда ими был взят билет. Если хотите научиться бегло читать, красиво писать, легко решать арифметические задачи, вы должны в этом упражняться, чтобы развить соответствующие способности. И так во всем. <…>
Тот же закон действует и в духовной жизни. Человек может потерять от неупотребления волю, память, сообразительность – все духовные способности. И самым, конечно, страшным является для человека омертвение духовной жизни. А это бывает очень часто. Посмотрите на так называемых деловых людей, занятых всецело торговлей, барышами, коммерческими операциями. Они так поглощены всем этим, что для духовной жизни у них не остается времени, и духовно они не растут, оставаясь вечно духовными карликами. Мало-помалу теряется мысль о Боге, о нравственном законе, утрачивается любовь к правде, отвращение ко греху, сердечная чуткость к моральным вопросам. Одним словом, этим путем легко дойти до того состояния, которое пророк Исайя характеризует так: Слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис.6:9–10). Мы обыкновенно считаем грешниками только тех, кто грешит открыто. Но кто не пользуется данными ему способностями для славы Божией, для пользы ближних, для своего спасения, для развития духовной жизни – тоже грешник перед Богом, и на Страшном Суде Христовом услышит грозный приговор: Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф.25:30)».
епископ Василий (Преображенский)
Литература по теме
- Расслабление души прав. Иоанн Кронштадтский
- Расслабление свт. Тихон Задонский
- Расслабление свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Как лечить расслабление тела и души (Ин.5:1–15) прот. Александр Ветелев
- О нашем душевном расслаблении игумен Авраам (Рейдман)
- Расслабление духовное свщмч. Иоанн Восторгов
- О духовном расслаблении архиеп. Феофан (Быстров)
- Молитвы при расслаблении духа и нечувствии ко греху
Комментировать