Источник

Сборник 1, Поучение 46Сборник 1, Поучение 48

Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии

47. Неделя 4 по Пасхе. Об исцелении расслабленного. Как лечить расслабление тела и души (Ин. 5:1–15)

«Встань... и ходи» (Ин. 5:8).

В апостольском и евангельском чтениях сегодня повествуется, благочестивые слушатели, об исцелении расслабленных: апостолом Петром Енея, восемь лет лежавшего в постели в расслаблении (Деян. 9:33–42) и об исцелении Спасителем расслабленного, 38 лет лежавшего в крытых ходах у Овечьих ворот (Ин. 5:1–15). Спрашивается, почему святая Церковь вслед за неделями о Фоме и святых жёнах-мироносицах предлагает нашему вниманию повествование об исцелении расслабленных, а не что-либо иное? Очевидно, особо важный и спасительный смысл сокрыт в этих повествованиях. Но какой? Чтобы ответить на этот вопрос, следует кратко остановиться на предыстории нашего спасения.

К моменту пришествия в мир Спасителя всё человечество находилось в религиозно-моральном упадке, в духовном расслаблении. Религии греко-римского и восточного мира уже изжили себя, утратили своё значение в жизни людей того времени. Об этом периоде в жизни человечества так говорит апостол Павел в послании к Римлянам:

Познавши Бога, не прославили Его, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце. Называя себя мудрыми, обезумели. И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте... и постыдным страстям..., чтобы получали в самих себе должное возмездие (Рим. 1:21–27).

Ветхозаветная еврейская религия ко времени пришествия Спасителя превратилась у книжников и фарисеев в религию обряда, буквы, формального исполнения закона с желанием в лице грядущего Мессии видеть царя – устроителя земного благополучия евреев. Так умирала языческая и так замирала еврейская религиозная жизнь, усиливая духовно-моральное расслабление и безответственность (виновность) людей пред Богом.

Об этом тяжёлом, упадочном состоянии народов древнего мира ещё говорит апостол Павел в том же послании к римлянам: Никто не ищет Бога... Всё совратилось с пути... Нет делающего добро, нет ни единого (Рим. 3:11–12). Весь мир стал виновным пред Богом (Рим. 3:19). Все согрешили (Рим. 3:23).

Вследствие потери связи с Богом и виновности пред Ним люди впали в изнурительное, постыдные грехи и тем извратили, расстроили свою человеческую природу, довели её до болезней и расслабления. По закону духовной жизни всякое ослабление благодатной связи с Богом усиливает искушения и соблазны со стороны врага рода человеческого, т. е. усиливает власть его над человеком. В Евангелии мы находим немало свидетельств такого расслабления и власти лукавого над расслабленным человеком.

Христос в одной из синагог увидел женщину, восемнадцать лет имевшую духа немощи: она скорчена и не могла выпрямиться... ибо, по словам Христа, сию дочь Авраамову связал сатана вот уже восемнадцать лет... Христос исцелил её возложением рук: она тотчас выпрямилась и стала славить Бога (Лк. 13:11–16).

Другой случай: Однажды Спаситель говорил слово в одном Капернаумском доме собравшемуся во множестве народу. И вот принесли на постели (на носилках) расслабленного и, раскрыв крышу, спустили постель к ногам Иисуса. По вере принёсших Христос исцелил этого расслабленного, сказав: Чадо! Прощаются тебе грехи твои (Мк. 2:3–5).

Как видим из этих примеров, причины расслабления Христос видел в одержимости сатаной с одной стороны, в греховности человека – с другой.

Насколько велика власть сатаны над человеком, мы видим на примере гадаринского бесноватого, которого никакие цепи и человеческие заботы не могли сберечь от мучений легионов бесов с давнего времени, вошедших в него, пока Христос не освободил его от их власти (Лк. 8:26–33).

Насколько велика сила расслабления от греха, мы видим из повествования о чуде исцеления расслабленного в купальне при Вифезде (доме милосердия), о котором говорится в сегодняшнем Евангельском чтении. Тридцать восемь лет этот расслабленный лежал при купальне, терпеливо ожидая, чтобы в свой час исцелиться в ней. Неизвестно, сколько лет ещё пролежал бы он, если бы Христос не исцелил его непосредственно Своей Божественной силой, предупреждающе сказав ему потом, при встрече в храме: вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5:14).

«Великое множество» других больных лежали при этой купальне с расслаблением зрения, слуха, ног и всего организма (Ин. 5:3). Каждый из них пребывал здесь в надежде движения воды чтобы, исцелившись, вновь начать жизнь здоровым и общественно-полезным человеком. Проходили долгие годы этих терпеливых и томительных ожиданий, и многие из тяжко-расслабленных успевали состариться и умереть, так и не дождавшись вожделенного часа, когда они могли бы омыться целительными струями воды. Ангел милосердия каждый раз при возмущении воды как бы проходил мимо, обрекая их на ещё большее терпение. Купальня при Вифезде с её «великим множеством» расслабленных и весьма малыми средствами для их исцеления (ангел Господень только «по временам», т. е. через более или менее большие сроки возмущал воду и всего лишь для одного человека (Ин. 5:4)) символизировала собой недостаточность и так сказать маломощность Ветхого Завета и предуказывала на великие задачи и великие благодатные средства наступающего Нового Завета.

Ветхий Завет имел своей конечной целью подготовку подзаконного человека к встрече с Источником воды живой (Ин. 4:10), сразу же и в должной мере даруемой Им всякому человеку, коль скоро он проникается верой в Иисуса Христа как Сына Божия, Спасителя мира (Ин. 3:36).

Каждый немощной и расслабленный с момента явления в мир Спасителя, точнее после Его воскресения и дня святой Пятидесятницы действительно получал и получает возможность возрождения, возвращения к жизни в Боге через новозаветную купель святого Крещения, через таинство покаяния и святого Причащения (Ин. 6:54), через любовь к Богу и милосердие к ближним (Мф. 22:37–40).

Христос воскрес, и Его животворящая крестная сила в наших немощах совершается (2Кор. 12:9). Совершается в смиренно и покаянно сознаваемом и переживаемом недостоинстве нашем пред Богом, по примеру мытаря, кающегося и взывающего к Богу: Боже, милостив буди ко мне, грешному (Лк. 18:13). Христос воскрес, и по вере в Его воскресение стали укрепляться и спасаться все расслабленные, грехом и пороком парализованные и скованные (Рим. 10:9). Апостол Павел сказал Енею, восемь лет лежавшему в расслаблении: Еней! Исцеляет тебя Иисус Христос. Встань с постели твоей. И он тотчас встал (Деян. 9:38, 34). К такому же исцелению силой воскресшего Господа призываемся и все мы, обременённые и обессиленные многими недугами, скорбями, болезнями и житейскими невзгодами.

Святая Церковь в четвёртую неделю по Пасхе в апостольском и евангельском чтениях говорит уже не об апостолах и жёнах-мироносицах, свидетельствовавших о чуде воскресения Христа (о чём она говорила на второй и третьей неделях), а о нас самих, о нашем расслаблении и немощах, о нашей великой нужде в спасительных плодах Христова воскресения.

В наше христианское время уже нет необходимости кому-либо из верующих где-либо искать Вифезду и при ней купальню, чтобы в томительной очереди ожидать от воды избавления от своих духовных и телесных язв и недугов. Святая Церковь указывает нам, что достаточно каждому покаянно осознать своё бессилие, расслабление, свою немощь и нищету духовную, своё недостоинство и окаянство пред Богом. Достаточно вслед за тем возревновать о Боге и своём спасении и проникнуться решимостью спасаться, как Господь Сам дарует нам силу припасть к благодатным дарам Церкви Христовой, к её молитвам и таинствам, к её священнодействиям и общению с Церковью Небесной. Часто, однако, слышится возражение: у меня есть желание припасть к благодатным дарам Церкви Христовой, но этими желаниями всё дело и оканчивается: Я по-прежнему не двигаюсь с места62. Сознаю, что это ужасно и страшно, однако, не нахожу в себе решимости и силы, чтобы начать своё спасение. Почему это так? Отчего это происходит?

Это происходит от того, что мы страдаем расслаблением духа. Расслабление духа – основная опасность и основной недуг у верующих людей нашего времени. Расслабление духа – это потеря связи и единства всех способностей человека: ума, чувства и воли, т. е. распад душевных способностей и сил, потеря их взаимного согласия и крепости. А главное – потеря живой связи с Богом, отход от Него и жизнь «по стихиям мира сего». Признаками этой болезни являются: нерадение, разленение, равнодушие, малодушие, распущенность, беспечность о своём спасении и своих близких. Вот почему святой Иоанн Златоуст предупреждает нас об этой болезни, указывая, что она тяжелее всех других болезней63, являясь их причиной.

В самом деле, где расслабление духа и души – там слабая колеблющаяся вера, небрежная, холодная, нудная молитва, там праздность, болтливость, уныние, мнительность и ропот, там гордость и самомнение, там нерасположение и вражда к людям, там утрата внутренней связи с Богом и людьми, там расслабление, немощи и болезни тела.

И наоборот, где возгревание духа, живая светлая вера в Воскресшего, там любовь и братолюбие, там полнота жизни и радости о Христе Иисусе, Господе нашем, там и здравие тела.

Будем же, возлюбленные, укреплять свой дух спасительной верой в Воскресшего, заботой о своём спасении и любовью к своим ближним. Не секрет, что все мы в той или иной степени расслаблены, обессилены грехами и немощами. Так не пора ли сделать усилия над собой, не пора ли начать укреплять свой дух и подчинить ему своё тело. С чего начинать?

Начинать надо с создания ежедневной молитвы, с неотложного навыка зрения своих согрешений и неосуждения людей, с навыка неукоснительного посещения храма Божия, чтения святого Писания, с навыка внутреннего сердечного отношения к человеку и молитвенной связи с ним. Пора, давно пора создавать эти спасительные навыки. «Промедление, – как говорили наши предки, – смерти подобно». Теряя попусту время в этой жизни, мы утрачиваем вечность для будущей жизни. Живя только земными интересами, мы живём всецело в потоке времени, переключаясь же на жизнь в Боге, мы переключаемся на жизнь в потоке вечности.

Да поможет нам Господь во всех благих начинаниях наших по созданию богоугодных и спасительных навыков и переключению с потока жизни во времени на поток жизни в вечности!

«Крестом Твоим, Христе, хвалимся и воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем»64.

Тебе, воскресшему Богу нашему, поём и взываем: помилуй и спаси нас, Господи65.

* * *

62

 У одного из русских поэтов (Н. А. Некрасова) это расслабление духа ярко выражено в таких словах: «Суждены вам благие порывы, но свершить ничего не дано».

63

 Творения, т. 3, книга 1, стр. 243.

64

 Стихира четверга Пасхальной седмицы.

65

 Перифраз стихиры пятка пасхальной седмицы.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle