Курс церковного права. Том 1

Источник

Том 2

Содержание

Предисловие

Введение § 1. Религия вообще и христианская религия в особенности § 2. Религиозный союз вообще и христианский религиозный союз в особенности § 3. Церковь в юридическом смысле § 4. Церковное право в объективном смысле § 5. Церковное право общее и местное. Церковное право и каноническое право (jus ecclesiasticum и jus canonicum) § 6. Церковное право, как наука. Задача. Система Часть 1. Исторический очерк развития церковного устройства Глава 1. Церковное устройство в первые три века христианской эры § 7. Устройство первой христианской общины в Иерусалиме § 8. Устройство христианских общин, образовавшихся из язычников вне Палестины § 9. Развитие епископской должности § 10. Клир § 11. Христианская община § 12. Связь отдельных христианских общин между собой и высшая над ними власть § 13. Соборы и митрополиты Глава II. Развитие церковного устройства от IV в. до разделения церквей восточной и западной § 14. Образование церковно-приходских общин § 15. Епископ § 16. Пресвитериум и вспомогательные должности при епископе § 17. Участие мирского элемента в делах церковных § 18. Провинциальные или митропольские соборы и митрополиты § 19. Патриархаты и патриархи § 20. Вселенские соборы § 21. Высшая церковная власть императора § 22. Римский епископ § 23. Теория пяти чувств § 24. Разделение церквей Глава ΙΙΙ. Развитие устройства западно-католической церкви, по отделении ее от восточной § 25. Папская власть в средние века § 26. Епископальная теория и реформационные соборы § 27. Контрреформационные соборы XVI в. § 28. Вольности галликанской церкви § 29. Фебронианизм § 30. Ватиканский собор Глава IV-я. Развитие евангелического церковного устройства § 31. Принципиальные воззрения протестантизма § 32. Теории епископальная, территориальная и коллегиальная § 33. Швейцарская реформация § 34. Распространение реформации в других европейских странах § 35. Церковная реорганизация в Германии в нынешнем столетии Глава V. Развитие восточного церковного устройства после разделения восточной и западной церквей § 36. Восточные патриархаты § 37. Народные и другие церкви на востоке, состоящие вне общения с православной церковью § 38. Автокефальные церкви Глава VI. Развитие устройства русской православной церкви А. Высшая церковная власть § 39. Власть византийского церковного правительства над русской церковью § 40. Национальная церковная власть в период зависимости русской церкви от Константинополя § 41. Прекращение отношений церковной зависимости между московской Русью и Константинополем § 42. Разделение русской церкви на две митрополии § 43. Высшая церковная власть в московском государстве § 44. Высшая церковная власть со времени Петра Великого § 45. Учреждения при св. синоде § 46. Обер-прокурор при св. синоде Б. Епархиальная организация § 47. Древнерусская епархия и ее органы § 48. Епархиальная организация в XVI и ХVII вв. § 49. Епархиальная организация со времени Петра В. В. Местные подразделения епархии § 50. Наместничества и десятины до XVI в. § 51. Организация местных подразделений епархии в XVI и XVII вв. § 52. Организация местных подразделений епархии в XVIII в. Г. Приходская организация § 53. Древнерусские приходы § 54. Приходская организация в XVI и XVII вв. § 55. Изменения, происшедшие в приходской организации с XVIII в. Часть 2. Исторический очерк развития источников церковного права Глава 1. История источников церковного права в первые три века христианства § 56. Содержание этой главы § 57. Закон ветхого завета § 58. Учение Иисуса Христа § 59. Послания апостолов § 60. Предание и обычай § 61. Постановления соборов и канонические ответы и послания § 62. Сборники церковных норм Глава 2. История источников церковного права от IV в. до разделения церквей восточной и западной § 63. Влияние христианской императорской власти на церковное правообразование § 64. Каноны § 65. Императорские законы § 66. Древнейшие хронологические сборники канонов § 67. Систематические сборники канонов § 68. Частные сборники императорских законов § 69. Лжеисидоровский сборник на западе § 70. Восточные номоканоны § 71. Пенитенциалы, канонарии, покаянные номоканоны Глава 3. История источников церковного права на западе, по отделении западно-католической церкви от восточной § 72. Влияние папской власти на церковное правообразование § 73. Отдельные церковные источники церковного права § 74. Светские законы и конкордаты § 75. Сборники церковного права. Corpus juris canonici Глава 4. История источников церковного права в евангелической церкви § 76. Источники церковного права, общие в евангелической церкви с католической § 77. Символические книги или исповедания § 78. Церковные уставы (Kirchenordnungen) § 79. Государственное законодательство Глава 5. История источников церковного права на востоке после разделения восточной и западной церквей § 80. Императорские законы, как источник церковного права § 81. Постановления патриархов и патриаршего синода, канонические ответы и рассуждения § 82. Византийские комментаторы § 83. Сборники – общие юридические § 84. Сборники канонические Глава VI. История источников церковного права в России § 85. Содержание и порядок изложения этой главы А. История источников церковного права в эпоху зависимости русской церкви от Константинополя § 86. Славянские переводы греческих канонических сборников § 87. Законодательство византийских императоров и ветхозаветный закон, как заимствованные источники русского церковного права § 88. Местные или национальные источники церковного русского права Б. История источников церковного права в московском государстве и в современной ему юго-западной Руси § 89. Влияние царской власти на церковное правообразование § 90. Стоглав как церковно-юридический сборник § 92. Судьба кормчей книги в московском государстве § 92. Национально-русское церковное законодательство XVII века § 93. Особенности в истории источников церковного права юго-западной Руси В. История источников церковного права со времени Петра Великого § 94. Духовный регламент § 95. Устав духовных консисторий 27 марта 1841 г. § 96. Некодивицированное церковное законодательство § 97. Судьба кормчей книги в XVIII в. Г. Практические источники церковного права в России § 98. Практическое действие византийского церковного права в России § 99. Национальное церковное законодательство, кодифицированное и не кодифицированное § 100. Обычай, как практический источник церковного права  

 
Предисловие

Предпринимая издание курса церковного права, я остановился сначала на мысли издать краткий учебник, в котором бы с возможной сжатостью были изложены элементы науки, однако после некоторого размышления должен быль оставить эту мысль. Наука церковного права есть одна из самых неразработанных. По массе вопросов, составляющих содержание этой науки, в нашем обществе существуют настолько сбивчивые и неопределенные понятия, что всякое научное положение, поставленное с полною определенностью и в тоже время, не обставленное сполна теми основаниями, на которых оно утверждается, могло бы возбуждать недоверие, вместо того чтобы убеждать. А по свойству науки церковного права, недостаточная убедительность выставляемых положений могла бы подвергнуться более строгому обсуждению, чем бездоказанность в других научных областях. Поэтому я не нашел возможным обойтись без соответствующих ссылок и цитат при изложении учений, составляющих содержание науки церковного права, а раз выяснилась для меня эта необходимость так называемого ученого аппарата, мой курс не мог быть тем кратким учебником, который был задуман мною сначала. В настоящем первом томе курса предлагается исторический обзор развития церковного устройства, прежде чем оно вылилось в ту окончательную форму, в которой мы находим его в настоящее время, а также исторический обзор развития источников церковного права, вместе и с источниками практическими, т. е. теми, которые в настоящее время управляют церковной практикой, с тем, чтобы следующий том мог быть начат догматическим изложением церковного устройства. Таким образом, этот первый том имеет исторический характер. Это не значит, чтобы весь исторический элемент науки был выделен в этот первый том, так чтобы остальное содержание курса носило исключительно догматический характер. В учении о церковном управлении и в так называемом внешнем церковном праве также будет играть немаловажную роль исторический элемент; но что касается церковного устройства, исторический элемент учения о нем, вместе с историей источников, сполна выделен в первом томе. При изложении этого исторического элемента, я следовал правилу, которое, как мне кажется, не допускает оспаривания, – что историческая правда должна стоять выше всяких пристрастий и предубеждений, и что игнорирование этой исторической правды историей же и наказывается.

Н. Суворов.


Источник: Курс церковного права / Н.С. Суворов – в 2-х томах. – Ярославль: Типо-литография Г. Фальк. 1889-1890. / Т. 1 . 1889. – 369 с.

Комментарии для сайта Cackle