Источник

Б. Епархиальная организация

§ 47. Древнерусская епархия и ее органы460

В древней Руси епархии обыкновенно совпадали или стремились к совпадению с обособившимися в политическом отношении частями русской земли461. Некоторые из епископов пользовались титулом архиепископов и особыми отличиями в одежде, но ни с титулом462, ни с упомянутыми отличиями не соединялось никаких особых прав, которых бы не имели другие епископы, с точки зрения церковного устройства. Епископы посвящали в духовные должности, освящали церкви лично или через уполномоченных, а также посредством посылки антиминса, осуществляли право надзора и суда большей частью через своих доверенных лиц, служивших вспомогательными органами при епископах, иногда лично и непосредственно, и притом в последнем случае частью оставаясь в месте своей резиденции, частью визитируя или объезжая епархию; иногда созывали все епархиальное духовенство на собор463. Что касается вспомогательных органов епархиальных архиереев, то первоначально епархиальный строй должен был основываться на канонических правилах, в силу которых только лица, принадлежащие к клиру, могли занимать разные церковные должности. Применительно к организации византийских епархий, в которых епископы пользовались советом пресвитериума и услугами отдельных его членов, в особенности хартофилакса, а также по аналогии со строем западно-католических диэцезов, в которых при епископе действовали капитул и архидьякон, в русских епархиях епископскими вспомогательными органами по управлению и суду были: 1) клирос, т. е. совокупность духовных лиц кафедральной епископской церкви, и 2) наместник. Последний был главным представителем епископа в области администрации и суда. Члены первого, клирошане, служили по разным поручениям епископа, в качестве его уполномоченных, в совокупности же своей представляли корпорацию, которая могла служить епископу своим советом464. Как члены клироса, так и наместник были первоначально духовными лицами. Но к концу XIV и в XV в. епархиальный строй подвергся важным переменам, благодаря проникновению в церковное устройство светского элемента, в лице светских служилых людей архиерея. В русских епархиях, и именно северо-восточной Руси, увеличение разными способами массы земельных владений повело к образованию служилого класса при архиереях, в лице архиерейских бояр и детей боярских. Архиереи, подобно князьям, верстали своих бояр поместьями, отдавали в кормление и управление им свои земли, вместе с крестьянами, жившими на этих землях. Но это первоначальное назначение архиерейских служилых людей было забыто: им стали поручаться и дела церковного управления – такие, которые не требовали непременно в архиерейских уполномоченных духовного сана, как напр. посвящение в духовные степени. Указанное явление с особенной силой развилось в епархиях митрополита московского и архиепископа новгородского, как по причине обширности земельных владений того и другого, так и по государственному их значению в московском великом княжестве и в великом Новгороде. И митрополит московский, и архиепископ новгородский имели свой двор, устроенный на подобие княжеского двора, с дворецким, стольниками, чашниками и т. п. После проникновения служилых архиерейских людей в епархиальный строй, помощники архиерея из духовных лиц были оттеснены на задний план, или даже совершенно вытеснены светскими архиерейскими чиновниками465. При новгородском архиепископе значение клироса, в смысле кафедрального духовенства новгородской софийской церкви настолько пало, что под «софиянами» стало разуметься «мирское воинство» новгородского владыки – бояре и боярские дети. В начале XVI столетия светский элемент в епархиальной организации вызвал жалобы и протесты со стороны подчиненного духовенства466.

§ 48. Епархиальная организация в XVI и ХVII вв.467

В конце XVI в., по учреждении патриаршества, кроме патриарха иерархия состояла: из четырех митрополитов, шести архиепископов и трех епископов, хотя предполагалось при самом учреждении патриаршества, основать восемь епископских кафедр, не считая патриарха, четырех митрополитов и шести архиепископов468. При Михаиле Феодоровиче было даже только двое простых епископов, все же остальные носили титулы митрополитов и архиепископов469, хотя с этими титулами не связывалось никаких особых церковно-правительственных прав. При митрополите московском и позднее при патриархе московском существовал вспомогательный орган с архиерейским саном, епископ сарский и подонский, при патриархах переименованный в митрополита крутицкого, который, после падения сарайской орды, стал жить в Москве на Крутицах, не переставая, впрочем, быть епископом своей прежней епархии470. На соборе 1667 г. предполагалось ко всем четырем митрополитам определить вспомогательных архиереев, которые бы жили в определенных им монастырях и «творили все по благословению и по повелению своего митрополита, а без воли его ничего не творили, кроме священнодействия и хиротонии и прочих яже повелевают им святая правила»471. Предположение это не осуществилось. В отношении к вспомогательным органам епархиального правительства, в XVI и ХVII столетиях делались неоднократные попытки поставить епархиальный строй в большее соответствие с канонами, сравнительно с предшествующим временем. На стоглавом соборе 1551 г. было воспрещено как царским боярам и дворецким, так и митрополитским, архиепископским и епископским служилым людям судить черное духовенство по каким бы то ни было делам, а духовенство белое и мирян по делам духовным472. Боярам, однако, предоставлено судить лиц последней категории по делам недуховным. Но так как проведение точных границ между делами духовными и недуховными не только для древней Руси, но и для нашего времени не представляется делом легким, и так как служилый человек в большей степени гарантировал аккуратность сбора и доставление пошлин в архиерейскую казну, чем кто-либо из местных священников473, то вмешательство светского элемента в ход епархиального управления не прекратилось, несмотря на позднейшие подтверждения запрещения стоглавого собора474, пока в начале XVIII столетия не был положен конец самому существованию служилого класса при архиереях – бояр и боярских детей. Первое же ограничение касательно образования при архиереях этого класса было сделано тем же стоглавым собором, которым установлено было в первое ограничение относительно вмешательства этого класса в епархиальное управление. Стоглавый собор постановил, чтобы митрополит, архиепископы и епископы без царского ведома бояр и дворецких от себя не отсылали и вместо их других к себе не принимали, а в случае если бы перевелись боярские роды, обращались с челобитьем к царю, «чтобы государь пожаловал, изобрал у себя и дал им которым будет пригоже в том чину быти»475. При патриархах с начала ХVII столетия, а вслед за патриархами и при других архиереях, появились приказы, как вспомогательные органы епархиального правительства, в полное соответствие государственным приказам. При патриархах существовали следующие приказы, не имевшие, впрочем, строго определенного круга ведомства:

а) Разряд. В нем заседали государев боярин патриарший боярин и дьяки. В этом приказе сосредоточивались дела по замещению разных духовных должностей и выдавались вновь определенным на должности настольные грамоты476, и поскольку здесь сосредоточивалось делопроизводство по замещению вакантных архиерейских кафедр и выдача возводимым на эти кафедры лицам грамот, приказ имел даже центральное значение для всей русской церкви, а не для одной лишь патриаршей области. В разряд направлялись донесения от местных органов – десятильников и наместников по делам, вверенным их заведованию477. В разряде производился и суд церковный во всей широте его средневековой компетенции478, и притом в некоторых случаях как суд центральный для всех русских епархий479. Собор 1667 года, принципиально стоявший на точке зрения неподсудности духовных дел и духовных лиц мирянам, постановил быть в патриаршем доме духовному человеку, архимандриту, который бы, вместе с другими искусными мужами, судил духовные дела и духовных лиц, священников и монахов, так чтобы эти последние не были «вовлачаемы в мирския судилища». Подобным же образом и во всех архиерейских домах других русских епархий постановлено быть духовному судье, архимандриту с клевретами, т. е. с подручными, духовного же звания, искусными людьми для заведования духовными делами и для суда над духовными лицами480. Следовательно, в силу постановления собора 1667 г., в разряде должны были существовать два судных отделения; одно в заведовании боярина для дел недуховных, другое под ведением архимандрита для дел духовных481.

б) Казенный приказ. В состав его входили казначей и дьяки с подьячими. Он заведовал различного рода сборами с церквей, с монастырей, с духовенства и мирян, в виде окладных и неокладных пошлин, давал наказы лицам, собиравшим эти пошлины, назначал этих лиц или делал распоряжения об их избрании, а также требовал доставления актов выбора поповских старост и закащиков. Так как и при поставлении на духовные должности должна была выплачиваться ставленная пошлина, то в казенном же приказе сосредотачивались и дела о ставленниках482.

в) Дворцовый приказ. Во главе его стоял дворецкий, назначавшийся иногда патриархом, обыкновенно же государем из государевых или из патриарших бояр. Приказ управлял патриаршими недвижимыми имениями, т. е. заведовал хозяйством в них, собирал с патриарших крестьян подати, назначал администраторов (посельских старцев) в отдельные вотчины, раздавал патриаршие земли боярам и боярским детям в поместья483. Но в этом же приказе иногда велись дела совершенно другого рода, напр. сюда предписано было доставить подробную роспись требникам и служебникам, в которых, по распоряжению патриарха, было уничтожено неправильно вставленное в чинопоследование освящения воды слово: «и огнем», или сюда требовалось представление сведений о поведении лиц, отправленных для понесения епитимии в монастырь484.

г) Приказ церковных дел. Это учреждение наблюдало за церковным благочинием в Москве и первоначально называлось тиунской избой, находившейся под ведением особого должностного лица – тиуна. Со времени патриарха Иоакима (1674–1690) тиунская изба была переименована в приказ церковных дел485. Приказ делал распоряжения об явке духовенства известных приходов на крестные ходы и следил в особенности за так называемыми «волочащимися попами», или крестцовым духовенством486, чтобы оно не производило беспорядков и соблазна, а также не отправляло церковных служб, не явившись предварительно в приказ церковных дел для получения особых крестцовых грамот или знамен, дававших право на отправление богослужения в Москве, и для уплаты, при выправке этих знамен, особых крестцовых пошлин.

Все названные учреждения существовали при патриархе в патриаршей области. В других епархиях московского государства существовали при архиереях: разряд и казенный приказ487.

В юго-западных русских епархиях, которые составляли киевскую митрополию, находившуюся в зависимости от константинопольского патриарха, епархиальная организация не уклонилась так далеко от византийского образца, как это случилось с епархиями московского государства. Причину этого явления нужно искать отчасти в том, что юго-западная русская духовная иерархия не имела таких обширных земельных владений, такого многочисленного класса светских служилых людей, наконец, такого значения в государстве, какими пользовалась духовная иерархия московского государства, отчасти в том, что на русскую церковь не могло не повлиять непосредственное соседство и близкое знакомство с епархиальным строем римско-католической церкви, который всегда был проникнут строго-клерикальным принципом. Последнее доказывается самыми названиями епархиальных учреждений юго-западной Руси. Именно при епархиальных архиереях юго-западной Руси существовали особые учреждения для дел административного характера и для дел судных: для первых – кафедра, состоявшая из членов кафедрального духовенства и с этой стороны представляющая сходство с римско-католическим капитулом, а по своей природе напоминающая римско-католический генерал-викариат, для судных дел капитула или консистора, соответствующая римско-католической консистории или оффициалату488. Однако, с другой стороны, особые исторические обстоятельства, которые переживала юго-западная Русь в ХVI и XVII вв., повели и здесь к вторжению мирского элемента в управление церковными делами, только не в виде чиновничьего класса служилых архиерейских людей, а в виде общецерковного христианского участия в делах религиозных. Непосредственное соприкосновение с резко обозначившимися в XVI столетии в западной Европе противоположными религиозными направлениями – католическим и протестантским – и попытки со стороны того и другого, особенно первого из них, к распространению в юго-западной Руси на счет православия, при поддержке неправославной королевской власти и при недостатке твердости, обнаруженном высшей духовной иерархией юго-западной Руси, вызвали все общественные силы православного населения на активную поддержку угрожаемого православия. Участие общественных сил в делах юго-западной русской православной церкви выразилось в форме братств, т. е. таких религиозных ассоциаций, которые составлялись из лиц всякого звания и состояния489 для служения пользам православной церкви. Некоторые братства признавались ставропигиальными, т. е. изъятыми из подчинения епархиальным архиереям и подчиненными непосредственно патриарху константинопольскому490. Вообще же братства имели широкий круг деятельности; они не были частными только соединениями лиц, образовавших из себя частные религиозные ассоциации, но составляли особый фактор в устройстве юго-западной церкви. Они не только издавали церковные и вообще православные книги на свои средства, не только основывали госпитали, школы и типографии, но и имели в своем заведовании и в подчинении у себя церкви и монастыри, а львовскому ставропигиальному братству патриарх константинопольский предоставил даже право отлучать от церкви и обличать самих епископов491.

§ 49. Епархиальная организация со времени Петра В.492

При Петре Великом был уничтожен титул митрополита, как отличие для некоторых епископов, в виду того, что титул этот должен бы был предполагать подчинение митрополиту других архиереев, чего в действительности не было, но вскоре был опять восстановлен493. Петр же Великий указал всех архиереев, при рукоположении их в архиерейский сан, облачать в саккосы, бывшие прежде исключительной принадлежностью патриархов и митрополитов. В царствование императора Павла I началось пожалование архиереев, а равно и прочего духовенства, черного и белого, российскими орденами494. В 1764 г. епархии были разделены на 3 класса по размерам штатных окладов, определенных для епархий из государственной казны после секуляризации церковных земельных владений. В 1698 году Петр Великий дозволил киевскому епископу избрать и посвятить себе епископа-коадъютора495. К концу XVIII столетия существовали викарные епископы в епархиях новгородской, московской и киевской496. После смерти Петра В. верховный тайный совет желал установить такой порядок, чтобы архиереи, состоящие в числе членов св. синода, не касались управления своими епархиями, которые должны бы были находиться в заведовании викариев. В этом смысле было издано несколько указов497, но синод сделал невозможным практическое осуществление указов верховного тайного совета, отозвавшись, что не находит пригодных лиц, которые могли бы быть поставлены в викарии. В нынешнем столетии примеры определения викариев, как архиереев вспомогательных при епархиальных епископах, стали чаще, и выработалось даже правило, что викарный архиерей может быть назначен в каждую епархию, в которой может быть указан местный источник для его содержания. Вспомогательные учреждения при епархиальных архиереях в XVIII и в XIX столетиях подверглись весьма важным переменам. После смерти патриарха Адриана был уничтожен патриарший разряд498, с отчислением ведавшихся в нем дел недуховного характера в разные государственные учреждения. Для духовных же дел, ведавшихся в разряде, образован был духовный приказ, который, вместе с другими учреждениями бывшей патриаршей области: с казенным приказом и с приказом церковных дел499, был поручаем в заведование последовательно нескольким лицам500. В 1722 г. бывшая патриаршая область, переименованная в синодальную, была поручена в заведование синодальному советнику, епископу сарскому и подонскому, с двумя асессорами – архимандритами501. Эти лица образовали из себя особое установление, названное духовной дикастерией, которой подчинены были другие уцелевшие учреждения бывшей патриаршей области, и которые сами в свою очередь должны были состоять под высшим наблюдением московской синодальной конторы. Последняя обязана была иметь совместные конференции с дикастерией по делам сомнительным502. После того как в Москве учреждена была архиерейская кафедра, бывшая патриаршая, позднее синодальная область сделалась обыкновенной русской епархией с обыкновенными епархиальными учреждениями. В других епархиях в XVIII в. стали постепенно появляться коллегиальные учреждения, вместо прежних приказов, в соответствие центральной коллегии св. синоду. В духовном регламенте503 епископам предписано, сверх обычных домовых управителей, необходимых для имущественной администрации, определить к делам «умного и житием честного мужа, архимандрита или игумена, придав к нему в помощь и других несколько умных же человек от монашеского или священнического чина». Эти лица, в случае отсутствия епископа, должны докладывать ему письменно о делах епархиальных, а в случае его болезни – устно, в случаях же «недоуменных к решению» писать даже прямо в синод. Таким образом, вспомогательные епархиальные учреждения начали юридически отделяться от личности самих архиереев и организоваться в особые присутственные места, чего о приказах епархиальных архиереев второй половины XVII и начала XVIII столетий сказать нельзя, ибо приказы имели характер частных, домашних канцелярий епархиальных архиереев, а не официальных присутственных мест с определенным личным составом и с определенным кругом ведомства. В 1744 г. св. синод, в виду того, что в епархиях места, «где епаршеских дел правление происходит, в корреспонденциях именуются разно, в некоторых консисториями, в иных же канцеляриями», между тем как порядок требует, чтобы во всех епархиях духовно-правительственные места обозначались одинаковым названием, определил на будущее время духовно-правительственным местам всех епархий именоваться консисториями504. Консистории составлялись первоначально из лиц монашествующего духовенства. В 1768 г. предписано было выбирать в члены консистории не одних только архимандритов и игуменов, но и протопопов и священников, достойных к той должности505. В 1797 г. император Павел предписал быть между присутствующими в консисториях по крайней мере половине из белого священства506. На канцелярскую службу при консисториях и в секретаре велено было определять светских приказных, а не монахов, как это было обычно в Малороссии507. На секретарей консистории не был распространен указ об определении присутственными местами, самими себе, секретарей508, так что определение секретарей консистории на должность и увольнение с должности были изъяты из компетенции епархиальных органов; и то и другое, и определение и увольнение членов консистории стало зависеть исключительно от усмотрения архиереев509. Вначале XVIII в. обер-прокурор св. синода, в видах большего развития в епархиальном управлении прокуратуры, представил государю доклад, в котором предполагалось, кроме секретарей консисторий, как лиц, зависимых от архиереев, определить в консисториях прокуроров, зависимых только от синодального обер-прокурора. Предположенная реформа, однако, не осуществилась, благодаря представленному на усмотрение государя митрополитом Амвросием контр-докладу, в котором доказывалась непригодность реформы с церковной точки зрения, так как она поставила бы всех архиереев в зависимость от светских чиновников и поколебала бы епископскую власть510. До 1808 г. епархиальные консистории ведали и духовно-учебное дело в епархиях. В 1841 г. 27 марта был издан действующий устав духовных консисторий, которым определены личный состав, круг ведомства и порядок делопроизводства епархиальных духовных консисторий. Со времени Петра Великого ведет начало обособление управления военным духовенством в России от общего епархиального управления. В силу устава воинских артикулов Петра В., следовательно, по западноевропейскому образцу, так как воинский устав Петра В. переведен с немецкого, была учреждена должность обер-полевого священника, для отправления торжественного богослужения и для управления полковыми священниками511. В конце XVIII в. была дана ему инструкция, а в 1801 г. разъяснено, что обер-священник не должен представлять себя и действовать как глава независимого ведомства, но должен состоять «в непременной зависимости от св. синода, яко главного места, коего властью все духовенство в империи объемлется и управляется». Указом 26 января 1816 г., кроме обер-священника армии и флотов, была установлена должность обер-священника главного штаба с подчинением ему духовенства гвардейских полков и настоятельства в зимнем дворце512. Впоследствии обер-священники переименованы были в главные священники, и духовенство всех придворных церквей изъято было из епархиального управления, подобно военному духовенству.

* * *

460

Лохвицкий, Очерк церковной администрации в древней Руси, Дмитриев, История судебных инстанций, Москва, 1859. Неволин, Образование управления в России, от Иоанна III до Петра Великого. Костомаров, Северно-русские народоправства, Сиб. 1862. т. II. Митр. Макарий, V, 89–121. Каптерев, Светские архиерейские чиновники в древней Руси. Москва, 1874. Никитский, Очерк внутренней истории Пскова, Сиб., 1873. Никитский, Очерк внутренней истории церкви в великом Новгороде, Сиб., 1879. Горчаков, О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и св. синода. Голубинский, История русской церкви, I, 1, стр. 289–338.

461

Были, однако, и исключения. См. Голубинский, стр. 293–295.

462

Новгородский владыка еще в 1165 г. получил титул архиепископа (П. С. Р. Л. III, 3); он же в 1346 г. получил право носить крестчатые ризы. Так как, впрочем, это последнее право предоставлено было не кафедре, а лицу, то во второй половине XIV в. происходили продолжительные пререкания по этому поводу между архиепископом новгородским и митрополитом московским, причем первый обращался даже с жалобой в Константинополь, прося «исправления о непотребных вещах, происходящих с насилием от митрополита». Макарий, V, 106.

463

Визитация связывалась с правом взимания судных пошлин за производство суда. Так о владыке новгородском известно, что он, приезжая в Псков, проживал месяц на содержании города, творил в нем месячный суд, брал «подъезд» с духовенства, а с мирян судные пени. Макарий, V, 109. Насколько правильно совершались посещения епископами их епархий вообще, невозможно определить по отсутствию исторических свидетельств; но «подъезд» или «заезд», «въезд», судя по памятникам, взимался ежегодно, как постоянный налог. А. И. I, №№ 141. 142. 150. 170. 181. 187. 197, А. Э. I, № 319; IV, № 42. А. И. IV, 240. О созвании епархиальных соборов см. Голубинский, I, 1, стр. 399.

464

Проф. Голубинский древнерусского наместника считает подражанием византийскому синкеллу (н. с. стр. 329–330), а древнерусский клирос представляет «корпорацией епархиальных чиновников и начальников» (стр. 325), которая, как таковая, имела власть управления и суда. Но синкелл (σύγκελλος), т. е. сожитель при епископе, приставлявшийся к этому последнему в Византии в качестве постоянного свидетеля и наблюдателя домашней жизни епископа, сам по себе, в этом своем качестве, если не занимал должности хартофилакса, эконома, или другой из епархиальных византийских должностей, не играл никакой роли в церковном управлении. Что касается до клирошан, то по отдельности каждому нз них епископ мог поручить то или другое дело; о том же, чтобы клирос, как корпорация, действовал в церковном управлении, свидетельств не сохранилось. Г. Голубинский, приводя из послания епископа владимирского к сыну Александра невского, слова о том, что суды церковные «даны клирошанам на потребу», замечает: «под судами разумеются судебные пошлины, но если оне идут клирошанам, то ясно потому, что последние суть судящие». В послании, однако, говорится, что суды даны не только клирошанам на потребу, но и для вспоможения старости и немощи, для прокормления нищих, для помогания обидимым и т. п. Можно ли отсюда выводить, что и бедные, и нищие участвуют в суде? Очевидно владимирский епископ в своем послании, говоря о суде, как об одном из источников церковных доходов, обращаемых на разные церковные потребности, между прочим и на содержание духовенства, не дает никакого указания на то, кем производится суд.

465

Наместник митрополита московского в Киеве, пока Киев находился в церковном подчинении митрополиту, был из духовных лиц. Макарий, V, 90.

466

Ростовский священник Георгий Скрипица после собора 1503 г. обличал епископов: «господа священноначальницы, назираете церковь по царскому сану земного царя – боярами, дворецкими, недельщиками, доводчиками, для своих прибытков, а не по достоинству святительскому... вам достоит пасти церковь священниками благоразумными, а не мирским воинством». Чтения Общ. истор. и древн. росс, за 1847 г.

467

Макарий, VIII, 202–206, XI, стр. 782 и сл. Неволин, н. с. Лохвицкий, н. с. Горчаков, н. с. Каптерев, н. с. Перов, Епархиальныя учреждения в русской церкви в XVI и XVII вв. Рязань, 1882.

468

Амвросий, История российской иерархии, I, 32. Ср. Макарий, X, 203.

469

Амвросий, Ibid.

470

Макарий, VIII, 202.

471

Материалы для истории раскола, т. II, стр. 382.

472

Стогл. гл. 68. Ср. А. Э. I, № 229.

473

Так напр. стоглавый собор отнес духовные завещания к делам гражданским, ведаемым боярами (см. стогл. гл. 68; ср. А. И. I, № 155 стр. 275), а собор 1667 г. отнес их к делам духовным (Материалы для истории раскола, II, 248). В XVII в. когда, в силу царского указа, священники церквей лопских погостов были избавлены от наездов к ним для сбора дани и пошлин архиерейских боярских детей, митрополит новгородский жаловался на то, что духовенство оказывается неисправным в платежах, и кроме того, не смотрит за нравственностью, напр. допускает незаконные браки. Вследствие жалобы митрополита, царь отменил свое запрещение архиерейским боярским детям приезжать к священникам за сборами и для духовных дел. А. Э. IV, № 42.

474

Запрещение подтверждалось на соборах 1667 г. и 1675 г. (См. Материалы для истории русского раскола, II, 247. А. Э. IV, № 204).

475

Стогл. гл. 69. А. И. I, № 155, стр. 279–280.

476

А. Э. IV, № 155.

477

См. инстр. патриарха Адриана, пункт. 17, 18, 19, 34 и 64 (в П. С. З. № 1612).

478

Предметы суда, производившегося в разряде, подробно исчислены в А. Э. IV, № 155.

479

См. об этом Кантерев, стр. 199–200.

480

Материалы для истории раскола, II, 247–248.

481

Есть основание предполагать (См. Каптерев, Светские архиерейские чиновники, стр. 211–215), что приведенным постановлением собора 1667 г. был открыт духовный приказ в виде особого от разряда учреждения, но что затем после собора 1675 г. духовный приказ был опять присоединен к разряду, с тем, однако, что в разряде после 1675 г. вместе с патриаршим боярином должен был заседать архимандрит или приказный старец духовного сана.

482

А. Э. IV, 105. 198. 228. 285. П. С. З. № 1612 и 40 и 41. А. И. IV, №259.

483

См. Горчаков, О земельных владениях, стр. 352 и сл.

484

Макарий, XI, 190. Горчаков, 364.

485

П. С. З. № 4870.

486

См. ниже § 50.

487

А. И. V, 241. Акт. относ. до юридич. быта России, I, № 30. VII. А. Э. IV. № 275.

488

См. проф. Знаменский, О приходском духовенстве в России со времени реформы Петра, Казань, 1873. стр. 510. Ср. Макарий, XI, 370.

489

В киевском братстве, напр., состояло в числе братчиков все войско запорожское, Макарий, XI, 382.

490

Таковы наприм. были львовское и виленское братства. Макарий, XI, 377.

491

Знаменский, Руководство, стр. 167.

492

Неволин, н. с. Розанов, История московского епархиального управления. Попов, Ж. М. Н. Пр. 1881. февр. и март. Знаменский, О приходском духовенстве в России со времени реформы Петра. Знаменский, Руководство стр. 275 и сл. 366 и сл. 458. Кедров, Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра В.

493

Соловьев, История России, ХVIII, 195.

494

Амвросий, История российской иерархии, I, 352.

495

Дозволение было дано киевскому преосвященному Варлааму Ясинскому «для слабости его здоровья», с тем, что эта привилегия распространялась и на преемников его. Митр. Евгений, Описание киево-софийск. собора, стр. 211.

496

Амвросий, История российской иерархии, I, 33.

497

П. С. 3. №№ 4919, 4927, 4959.

498

П. С. 3. №№ 1818.

499

Приказ церковных дел существовал только до 1724 г. Дворцовый приказ, то в непосредственном подчинении св. Синоду, то в ведении монастырского приказа и преобразованной из него камер-конторы, просуществовал до 1738 г., когда он, вместе с синодальными вотчинами, перешел в ведение светского правительства.

500

Сначала заведовал патриаршей областью местоблюститель Стефан Яворский, после него Игнатий, епископ сарский, позднее несколько греческих епископов, правление которых, однако, «яко чужестранных и российских обычаев не приобыкших персон», на взгляд св. синода, было «неважно и не действительно». См. Попов, Ж. М. Н. Пр. 1881, февр. стр. 10 и сл.

501

П. С. 3. № 3954.

502

Розанов, ч. I, стр. 163, прим. 60.

503

Под рубрикой: «Дела епископов», п. 5.

504

П. С. 3. № 8988.

505

П. С. 3. № 13163.

506

П. С. 3. № 18273.

507

Знаменский, Руководство, стр. 369.

508

П. С. 3. № 20834.

509

Знаменский, ibid.

510

Знаменский, ibid, 458.

511

П. С. 3. № 3006 гл. VIII и XXIX.

512

См. П. С. 3. №№ 18115, 19369, 19398, 19843, 26099, 26553.


Источник: Курс церковного права / Н.С. Суворов – в 2-х томах. – Ярославль: Типо-литография Г. Фальк. 1889-1890. / Т. 1 . 1889. – 369 с.

Комментарии для сайта Cackle