В. Местные подразделения епархии
§ 50. Наместничества и десятины до XVI в.513
Русские епархии должны были иметь сходство не с византийскими, а с западно-католическими в том смысле, что, по своему пространству, они нуждались в образовании местных церковно-правительственных инстанций, которые бы посредствовали между епархиальным правительством и отдельными приходскими церквами. Таковой местной церковно-правительственной инстанцией были наместники и десятильники. Наместники, в отличие от тех наместников, которые могли состоять при самой кафедре епископа, в месте его резиденции, получали в свое заведование обширные местные отделы епархиальной территории514. Десятильники, установленные первоначально, по всей вероятности, для сбора десятины, поступавшей из княжеских доходов в пользу епископов, весьма рано сделались церковно-должностными органами515 в местных округах не столь обширных, как наместничества516. С проникновением светского служилого элемента в епархиальное управление сделалось обычным назначение архиерейских бояр и боярских детей на должности наместников и десятильников. Судя по дошедшим до нас историческим свидетельствам из ХVI и XVII вв.517 должно думать, что и в древней Руси упомянутые церковно-должностные органы составляли местную административную и судебную инстанцию. В Пскове, который, несмотря на свое политическое значение вольного города, не мог добиться, при всех своих усилиях, учреждения особой самостоятельной псковской архиерейской кафедры и находился в церковном подчинении новгородскому владыке, злоупотребления десятильников последнего по сбору дани и пошлин с тяглого духовенства518 повели к выделению финансовых функций из компетенции десятильников и к возникновению института поповских старост. Псковское духовенство образовало из себя соборы, т. е. соединилось в союзы, представлявшие собой совокупность духовных лиц нескольких церквей и имевшие для себя центр в каком-либо храме, который назывался соборным. За нормальное число, достаточное для образования собора, принималась сотня, но обыкновенно бывало и больше и меньше этой нормы. Духовенство, не вошедшее в состав собора (или «купы»), называлось «невкупными попами», и как скоро число его достигало нормального, составляло из себя новый собор. Духовенство каждого собора выбирало из своей среды поповского или соборского старосту для раскладки дани и пошлин, следовавших к поступлению в казну новгородского владыки, между отдельными плательщиками, и для наблюдения за правильным их взносом. А позднее к этой деятельности поповских старост присоединилась еще функция надзора за духовенством, именно за тем, чтобы качества духовных лиц соответствовали их сану, и чтобы все священники имели надлежащие грамоты519. С начала XVI в. обнаружилась и в других местах реакция против злоупотреблений светских наместников и десятильников, как это доказывается вышеупомянутым протестом ростовского священника Георгия Скрипицы.
§ 51. Организация местных подразделений епархии в XVI и XVII вв.520
Стоглавый собор 1551 г., предоставляя архиерейским боярам суд по делам гражданского характера, ведавшимся церковью, и воспрещая им касаться духовных дел, постановил, чтобы и в местных подразделениях епархий, наместничествах и десятинах, служилые архиерейские люди довольствовались делами гражданского суда, не касаясь суда по делам духовным521. Эти последние, по определению собора, должны были рассматриваться самими святителями, или уполномоченными их духовными лицами, причем светским десятильникам предоставлялось лишь назначать срок для явки на духовный суд522. Кроме того, стоглавый собор сделал повсеместным явившийся в Пскове институт поповских старост с помощниками – десятскими священниками, выделив тем самым из компетенции десятильников финансовую функцию сбора дани и пошлин, а также функцию надзора за правильностью церковного пения, за трезвым и добродетельным поведением духовенства, за усердием православных христиан к церкви Божией и за тем, имеет ли духовенство приходов округа установленные грамоты523. Для сбора венечной пошлины, и для наблюдения за тем, чтобы не было незаконных браков, поповские старосты должны были избирать закащиков. Но не ограничиваясь и этими должностными лицами, собор вменил в обязанность митрополиту, архиепископам и епископам посылать с духовным поучением к попам и к диаконам, и ко всем православным христианам, по городам и по селам «соборных священников, добрых и духовных и искусных, могущих и иных пользовати во всем духовном спасении», а городским архимандритам, игуменам и протопопам, каждому в своем пределе, вести надзор над всем духовенством округа, не исключая и поповских старост524. «Предел» этих архимандритов и проч. соответствовал вероятно десятине или округу десятильника. Таким образом, в десятине, как местном подразделении епархии, должны были, по мысли стоглавого собора, существовать: 1) десятильники из боярских детей для дел гражданского характера, 2) архимандриты, игумены или протопопы для высшего духовного надзора, 3) поповские старосты для сбора дани и пошлин и для наблюдения за сельским духовенством и за населением сельских приходов, 4) закащики для сбора венечных пошлин, в связи с наблюдением за законностью браков, 5) те соборные священники, которых архиереи могли посылать в округа для преподания духовного наставления. Из позднейших исторических свидетельств усматривается, что определения собора относительно отстранения десятильников от духовных дел и от финансовой функции не были приведены в исполнение. Против злоупотреблений десятильников слышались жалобы и принимались меры на соборах ХVII столетия525, пока не уничтожен был самый класс архиерейских служилых людей526. В памятниках половины XVII в. ординарными органами епархиального архиерея в десятинах представляются поповский староста и закащик. В должность поповского старосты указывалось выбирать «попа доброго и животом прожиточна», т. е. имеющего добрую репутацию и имущественно-состоятельного, который, имея дело со сбором архиерейских доходов527, не корыстовался бы собираемыми им денежными суммами, которому «в денежной казне верить было бы мочно»528. Поповские старосты, для объявления каких-либо общих распоряжений, собирали все духовенство десятины на десятильнич двор529. На десятильниче дворе должны были производиться розыски по всякого рода делам, заходившим в круг церковной компетенции, и здесь должны были храниться копии со всех подлинных дел, сказок и розысков, производившихся в десятине и препровожденных в архиерейский разряд530. Иногда даже поповский староста получал ясно выраженное полномочие «игуменов и строителей, и черных, и белых попов, и диаконов, и церковных причетников, и всяких чинов людей, в церковном исправлении и во всяких духовных делах ведать и судить и расправу чинить», причем также давалось и право «смирять жестоким смирением», в случае надобности531. Но иногда поповский староста фигурирует в качестве второстепенного лица в десятине532. Большей же частью второстепенными по отношению к ним состояли закащики и десятские священник533. На закащика, кроме надзора за духовенством и сбора венечных пошлин534, собором 1669 года была возложена обязанность являться в съезжую избу для допроса арестуемых за преступления духовных лиц, так как сыщикам воспрещено было расспрашивать людей духовного чина без закащиков. При производстве допроса, закащик должен был садиться выше сыщика, «для того что он (т. е. закащик) духовного и священного чину»535. В юго-западных русских епархиях, строй которых не подвергся такому вторжению со стороны мирского служилого элемента, как в московском государстве, местные округа, на которые они распадались, состояли под управлением протопопов. 536
§ 52. Организация местных подразделений епархии в XVIII в.537
Подобно тому как в епархиальных городах, в соответствие центральной коллегии св. синоду, развились в первой половине XVIII столетия епархиальные коллегии, получившие с 1744 года официальное название консисторий, древнерусские «десятильничи дворы» сделались также коллегиальными учреждениями. Превращение это произошло таким образом, что возле древнерусского десятильника, получившего с начала XVIII в. название «духовных дел управителя», явились товарищи из священников и диаконов538. Управители с товарищами или определялись начальством епархиальным из монашествующих лиц по выбору духовенства, или же последнее предоставляло самим управителями выбрать себе товарищей. С тех пор как епархиальные коллегии получили название консисторий, подчиненные им коллегии в местных округах стали называться духовными правлениями. Круг ведомства этих коллегий мог быть весьма обширен: так, например, они имели в некоторых местах право определять на должности причетников и просвирниц539, а что касается судебной компетенции, то в указе св. синода от 4 сентября 1722 г.540 было выражено, что все вообще судные дела должны двигаться не иначе, как в порядке установленных инстанций и не прежде поступать в высшую, как по рассмотрении их в низшей, причем в качестве таковой низшей инстанции признаны духовных дел управители. Комиссия о духовных имениях 1762 г., назначавшая штаты церковных учреждений, имела рассуждение о духовных правлениях, есть ли в них нужда, и затребовала через св. синод от епархиальных архиереев сведения по этому вопросу. Сведения были представлены, но духовные правления не были включены в штаты, в силу того соображения, что означенные учреждения прежде содержались не на доходы с архиерейских земельных владений и крестьян, а на средства самого духовенства, комиссия же назначала штатное содержание церковным учреждениям только лишь из упомянутых доходов541. Положение духовных правлений становилось неопределенным и непрочным. На содержание их, при отсутствии государственной дотации, должны были делаться поборы с духовенства. В виду неудобства такого порядка вещей, св. синод в 1769 г. поручил своему депутату митрополиту Гавриилу стараться о том, чтобы, при сочинении проекта нового уложения, на этот предмет была назначена особая сумма; но назначения не последовало. В 1778 г. синод приказал перевести духовные правления в монастыри, так что во главе этих учреждений, следовательно, должны были стать монастырские настоятели542. Но с одной стороны прекарность положения духовных правлений в финансовом отношении, а с другой стороны неопределенность компетенции, благодаря которой духовные правления в некоторых местах обладали почти такими же полномочиями, как консистории, в других, напротив, ограничивались ролью передаточных учреждений для рассылки консисторских указов и распоряжений по приходами, были причиной того, что к концу прошлого столетия духовные правления почти повсеместно были уничтожены и сохранились в некоторых местах лишь в виде редкого исключения. Для сбора дани и пошлин с приходского духовенства в архиерейскую казну, для наблюдения затем, чтобы духовенство имело установленные грамоты, не венчало свадеб без венечных памятей и т. п., а отчасти также и для надзора за поведением духовенства, избирались поповские старосты. Этот институт сам собой прекратился после 1764 года, когда прекращены были тяглые отношения приходского духовенства к архиереям и уничтожены были дань и пошлины, уплачивавшиеся духовенством и мирянами в архиерейскую казну. Что касается надзора в особенности, то духовным регламентом Петра Великого было предписано по всем городам учинить закащиков или благочинных, которые «аки бы духовные фискалы все надсматривали и епископу доносили»; но фискалы, или по духовному ведомству инквизиторы, существовали весьма недолго, так что поповским старостам некоторое время приходилось быть единственным органом ближайшего надзора в местных округах. В 1737 г., по поводу размножения кликуш в московских церквах и монастырях, св. синод предписал как в Москве, так и в прочих городах, определить «закащиков», а им, закащикам, к десяти церквам из священного чина десятоначальников, благочинных людей, как бы духовных фискалов, с тем чтобы священнослужители, в случае оказавшегося суеверия, доложили о том десятоначальникам, десятоначальники закащикам, а закащики высшему правительству543. К этими десятоначальникам, благочинным людям, которые иногда назывались также закащиками, иногда благочиния надзирателями544, и за которыми мало-помалу установилось официальное название благочинных, перешел весь надзор в местных округах епархии, названных от имени благочинных благочинническими округами.
* * *
Назв. соч. Неволина, Лохвицкого, Дмитриева, Каптерева, Никитского, Перова. Голубинский, История русской церкви I, 1 стр. 330–338. Знаменский, Приходское духовенство на Руси (Правосл. Обозр. 1866, сент. и окт.).
Напр., владимирский епископ имел иаместника в Суздале (Голубинский, 331), новгородский архиепископ имел наместников в Двинской земле и в Пскове (Никитский, Очерк внутренней истории церкви в великом Новгороде, стр. 68).
В «правиле» митр. Кирилла II, 1274 г. говорится: «или наместники поставляюще на мзде, или десятильника» (Р. И. Б. VI, стр. 92). О «поставлении на мзде» речь могла быть конечно только в применении к должностным лицам духовного, а не светского звания. Приведенным местом опровергается предположение проф. Голубинского (I, 1, 336–337) о проникновении светского служилого элемента в епархиальную организацию в до-монгольское время.
А. Э. I, № 9: «а десятиннику на десятину насед имати за въездное» ит. д. Что десятинники не ездили только из епархиального города по отдельным временным поручениям, а жили в десятинах, видно из слов стоглавого собора: «а что в митрополии и в архиепископьях и в епископьях по которым городам и десятинам искони вечно уставлении жили десятинники при великих чудотворцех Петре, и Алексее, и Ионе, и преже их и по них и днесь» и т. д. А. И. I, № 155, стр. 275.
См. след. §.
Духовенство было тяглым сословием относительно архиереев и называлось официально «тяглыми попами» (см. напр. А. Э. I, №№ 105 и 197; см. также у Горчакова, О земельных владениях, в прилож. № 3. I, IV, VI, X), подобно тому как крестьяне были тяглым сословием, относительно князей. Духовенство подлежало отчасти окладным, отчасти неокладным сборам. К первым относились: дань (налагавшаяся на дворы, землю, пашню и т. п.), подъезд (см. выше § 47, пр. 115), даньские пошлины, «с оброком куница», взимавшиеся за самое собирание дани и оброчных денег, пошлины десятильничи, доводчичи, заездчичи и проч., шедшие в пользу десятильника и других служебных органов, и т. д. К неокладным пошлинам относились: ставленные (взимавшиеся при поставлении), патрахильные и орарные (с вдовых священников и дьяконов), переходные и новичные (разрешавшие переход из одной епархии в другую и из одной церкви в другую) и проч. К последней категории принадлежали и те пошлины, которые уплачивались мирянами, напр. судные (связывавшиеся с производством церковного суда), венечные (взимавшиеся при выдаче венечных памятей), похоронные (взимавшиеся при разрешении погребения скоропостижно умерших) и др. См. об этом Макарий, VIII, 212 и сл. Перов, 76–94.
Никитский, Очерк внутренней истории Пскова, 220 и сл.
См. назв. соч. Лохвицкого, Дмитриева, Неволина, Каптерева, Перова.
Стогл. гл. 68.
«А в духовных делах десятильником не судити никого, а срочити им пред святители ставитись, и святители их сами судят или кому повелят от священных» А. И. I, № 155 стр. 276.
Впрочем, из 69 гл. стоглава видно, что наблюдение за грамотами предоставлялось поповским старостам в отношении к сельскому только духовенству, городским же духовенством грамоты должны были предъявляться десятильнику.
Стогл. лл. 69.
На соборе 1675 г. подтверждено было воспрещение мирским людям вмешиваться в духовные дела и десятильникам собирать церковную дань и другие архиерейские доходы. Относительно последнего пункта собор выразился: «для тех денежных сборов и церковных даней, и для всяких архиерейских доходов посылаемы были с наказы десятильники, наши дворяне и дети боярские... а от них объявилось всякое безчиние ко священному чину, налоги и обругательства и убытки, сверх указных статей имали лишние сборы: того ради тех мирских людей не посылать». Впрочем, собор определил посылать их в виде наказания, на «непослушников и непокорников». А, Э. IV, № 204.
Уже в самом конце XVII в. подана была жалоба Петру В. на возмутительные злоупотребления десятильников сибирского митрополита (И. С. 3. № 1601).
А. Э. IV, № 198. Здесь упоминаются данные деньги, казенные пошлины, венечные, похоронные и почеревные (с незаконнорожденных детей).
Инстр. патриарха Адриана, п. 35 (П. С. 3. № 1612).
А. Э. IV, № 285.
Инстр. патр. Адриана, п. 34.
А. Э. IV, 188. Округ поповского старосты здесь называется десятиной; десятина притом подразделяется на четыре четверти.
А. Э. IV, № 275. Архимандриту предоставляется здесь право следить за благочинием церковным, за исполнением христианских обязанностей, за трезвостью духовенства, вместе с правом смирять, смотря по вине, выдавать венечные, похоронные, почеревные и др. памяти за своей печатью и за руками старост поповских и десятских и т. д.
А. Э. IV, № 184. Розанов, (История моск. епарх. управл., ч. II, кн. 1, стр. 88) показывает, что в XVIIIв. в помощь поповским старостам избирались в Москве десятские, а в уездах – закащики, каковой порядок вероятно не в XVIII столетии установился, а раньше.
А. Э. IV, № 105.
П. С. З. № 442. А. Э. IV, № 161. В XVIII в. из этих закащиков выработалась должность депутатов от духовного ведомства по уголовным делам духовных лиц. П. С. З. № 16968.
Макарий, XI, 370–371. Знаменский, О прих. дух. со врем. реф. 514.
Розанов, История московского епархиального управления. Знаменский, О приходском духовенстве в России со времени реформы Петра. Семевский, Сельский священник во второй половине XVIII в. (Русская Старина, 1877, авг.).
В виде редкого исключения, могли быть и светские лица определены в качестве таких товарищей. Розанов, ч. 1, стр. 59.
Розанов, там же, стр. 60.
П. С. 3. № 4081.
П. С. З. № 13124. Розанов, ч. II, кн. 2, стр. 114.
Розанов, ч. III, кн. 1, стр. 36, пр. 108.
Розанов, ч. 1, стр. 62–63.
Традиционная, от XVI и XVII вв. унаследованная неопределенность терминологии доходила до того, что даже духовные направления иногда называемы были заказами, подобно тому как в XVII в. заказом называлась десятина. Там же, ч. II, кн. 2, стр. 115.