Источник

Г. Приходская организация

§ 53. Древнерусские приходы545

Древняя Русь знала, как это доказывается старинными писцовыми книгами, оригинальную форму монастырей-приходов, которые с одной стороны представляли собой монашескую общину, сгруппировавшуюся около церкви, а с другой служили приходской церковью для большего или меньшего количества прихожан. Процесс образования таких монастырей-приходов мог быть двоякий: или лица, желавшие монашеской жизни и в тоже время нуждавшиеся в храмах, селились в церковных оградах, основывая монашеские слободки546, или, наоборот, возле основавшегося монастыря могли занять свободные земли крестьяне, с тем, чтобы пользоваться монастырским храмом для удовлетворения своих собственных религиозных потребностей547. В таких монастырях-приходах игумен был вместе приходским священником, и наоборот; но могло быть и так, что одновременно могли существовать при церкви и чернецы с игуменом, и белое приходское духовенство548. С тех пор как христианство стало твердой ногой в русских народных общинах, приходские церкви, в отличие от домовых или частных церквей549, устраивались обыкновенно общинами, или в городах улицами и концами550. При рассмотрении приходского строя в древней Руси, должно обратить внимание, во-первых, на отношение прихожан к устроенной им церкви и, во-вторых, на отношение их к приходскому духовенству. Построению церквей на счет усердия общин не было никаких границ. В старинных писцовых книгах, при описании церквей в погостах и селах, говорится, что церковь в таком-то селе, со всеми ее принадлежностями, есть «строение мирское», или «строение мирских людей»551. Церкви устраивались не только по обдуманному заранее плану и на собранные заранее денежные средства, с благословения епископа, но и в виде так называемых «обыденных церквей», которые сооружались в один день в силу внезапно составившегося решения, по случаю голода, моровой язвы и других народных бедствий. В один и тот же день и свозился материал, и сооружалась самая постройка, и снабжалась устроенная церковь утварью; в этот же день она освящалась, и в ней служили обедню с молебном об избавлении от бедствия552. Существование новоустроенных храмов, как обыденных, так и обыкновенных, вполне зависело от усердия прихожан, которые за то и смотрели на них, как на свою собственность. В контроле над церковным инвентарем и над собираемыми с мира на церковные надобности денежными суммами, а также в актах хозяйственной по церкви администрации общины действовали и сами непосредственно, и через своих излюбленных общинных представителей – старост, тех же самых, которые служили в качестве выборных органов от земских, политических общин553. Что касается отношения прихожан к приходскому духовенству, то прихожане не только имели право выбора желательного для них кандидата на вакантную церковно-приходскую должность, но, как это разъясняется позднейшими историческими свидетельствами от XVI и XVII вв., считали себя в праве выбранное ими лицо уволить, заменив его другим, вследствие чего церковно-приходское духовенство на Руси, по выражению одного из исследователей, распалось на два класса: местное, т. е. имевшее место, состоявшее на действительных должностях при известных церквах, и безместное, потерявшее, вследствие неблагорасположения паствы, свои места, на которые оно было первоначально посвящено554, и искавшее новых.

§ 54. Приходская организация в XVI и XVII вв.555

В половине XVI столетия стоглавый собор напомнил епископам, чтобы они не давали мирским людям новых церквей ставить с оставлением в пренебрежении прежних, ибо, говорит собор, не ради Бога созидают церкви, но тщеславия ради и гордости, или быв смущены лживыми сновидениями и бесовским наваждением, а между тем оказываются не в состоянии снабдить новоустроенную церковь потребной утварью и книгами и обеспечить содержание священника с причтом, вследствие чего выстроенные церкви «в мале времени оскудевают и пусты стоят»556. В тех приходских церквах, которые были достаточно снабжены со стороны прихожан потребной утварью, книгами и проч., прихожане считали своим правом и долгом заботиться о целости и сохранности всего церковного инвентаря, выбирая для этой цели пономаря и контролируя добросовестное отношение этого последнего к церковно-приходскому имуществу557. Общества, иждивением которых устраивались и поддерживались церкви, должны были смотреть на эти последние не с иной точки зрения, как и частные лица, в обладании которых находились церкви, именно с точки зрения частной собственности. Эта точка зрения весьма ясно засвидетельствована московским собором 1667 г., на котором было запрещено «кормчествовать и продавать св. церкви», и дал совет прихожанам каждой церкви выкупить продаваемые св. церкви и церковные места, за исключением домовного строения и храмин, находящихся на этих местах558. В конце XVII в. псковский митрополит Маркелл жаловался на то, что в Пскове и в его пригородах с уездами архиереи над церквами воли не имеют, а по древнему обыкновенно владеют церквами мужики, что церкви все наделены вотчинами и этими вотчинами владеют и корыстуются сами эти мужики, настолько не послушные архиерею, что если архиерей посылает им указ, то они его не слушают и бесчестят, и многая церковная казна пропадает за ними от давних лет559. Отношение прихожан к приходскому духовенству в XVI и XVII в. представляется, по памятникам этого времени, в таких формах, которые граничили с отсутствием всякого церковного порядка. Что прихожане пользовались полной свободой выбора членов приходского причта, начиная со священника и оканчивая пономарем, в этом не было никакого эксцесса, так как право выбора за ними бесспорно признавалось духовной иерархией. Так стоглавый собор установил за норму, что «по всем святым церквам, в митрополии, в архиепископиях и епископиях, избирают прихожане священников и диаконов и дияков искусных и грамоте гораздых и житием непорочных», оговорив лишь, чтобы при избрании не было подкупа, т. е, чтобы избиратели не брали взяток с избираемых кандидатов, как это по словам собора, делалось в Новгороде, где уличане брали с кандидата «деньги великие» (от 15 до 30 рублей) и шли к владыке всей улицей, требуя посвящения этого кандидата, присылаемых же владыкой кандидатов, если они не давали денег, не принимали560. Но прихожане не только избирали, а и увольняли приходское духовенство. Делалось это таким образом, что вместо наличного духовенства прихожане брали себе другого священника или дьячка, как скоро имели какое-нибудь основание предпочитать последнего первому. В Пскове, где уже в XIV и XV вв., миряне позволяли себе «судить и казнить попов в церковных вещах» без святительского суда, за что и были обличаемы митрополитами561, увольнение прихожанами членов причта, ясно засвидетельствовано памятниками от начала XVI в.562. Благодаря этому праву увольнения наличных членов причта, в видах замены их другими, отношение прихожан к причту получило вид найма. Священники и другие члены причта заключали с прихожанами договор, облекавшийся в форму порядной записи, в силу которого одна сторона обязывалась, в течение известного времени, совершать действия, входящие в круг обязанностей приходского священника или дьячка, а другая сторона принимала на себя материальное обеспечение члена причта, причем могло быть выговариваемо также условие, чтобы данный член причта не были отставляем прихожанами от церкви без вины563. Естественным последствием наймоподобных отношений, установившихся между прихожанами и приходским духовенством, а с другой стороны коррелятивным этому отношению явлением в старой Руси было образование обширного класса «волочащихся попов», бродячего, неоседлого духовенства, которое, быв раз определено епископом на известную духовную должность и получив способность совершать известные церковные действия, странствовало по русской земле, то отставляемое прихожанами, то по собственной инициативе отыскивающее более доходных мест сравнительно с прежними. Тот же митрополит псковский Маркелл, который жаловался, что в Пскове архиереи над церквами воли не имеют, а владеют церквами мужики, говорил кроме того, что эти мужики «корчемствуют церквами, на всякий год сговариваются со священниками на дешевую ругу, кто меньше руги возьмет, – хотя бы которые попы пьяницы и бесчинники, тех принимают, а добрым священникам отказывают»564. На увеличение массы бродячего духовенства не могло остаться без влияния и то обстоятельство, что в древней Руси никогда не определялся какими-либо нормальными штатами личный состав причта, вследствие чего при малых приходах могло состоять несоразмерно большое число духовных лиц, которые даже и без отказа со стороны прихожан готовы были воспользоваться первым представившимся случаем переменить бедное место на более обеспеченное565. Волочащееся или безместное, бродячее духовенство чаще всего стремилось в Москву, так как в столичном городе могло легче найти себе возможность приложить свою духовную способность к практике и извлечь отсюда для себя средства к жизни. В Москве это духовенство становилось на крестец у фроловского моста, на рву Василия Блаженного, где могли его найти все желавшие воспользоваться услугами духовного лица566. Но предварительно названный духовный люд должен был заявиться в тиунской избе, впоследствии в приказе церковных дел, выправить здесь грамоту, уполномочивавшую на совершение духовных действий и заплатить при этом установленную крестцовую пошлину. Волочащееся духовенство весьма долгое время было предметом забот и опасений для русского правительства, как духовного, так и государственного. – В юго-западных русских епархиях непосредственное соседство с католическим церковным строем и необходимость обращаться к государственной власти другого вероисповедания для подтверждения разных прав церковных повели к тому, что участие мирского элемента в замещении церковно-приходских должностей стало рассматриваться в смысле западно-католического патроната и приняло форму этого последнего под названием «поданья»567. – Наконец, при оценке той роли, которую играл мирской элемент приходских обществ, в смысле самодеятельного фактора церковного устройства, должно обратить внимание на то, что общины своими приговорами устанавливали для своих членов обязанности не только гражданского и политического характера, но и религиозно-нравственного, как: ходить в церковь, соблюдать посты, не сквернословить, жить в мире и любви, не заводить пьянства и разврата, подвергая виновных в нарушении мирского приговора штрафу в пользу церковного строения, и даже в среду свою принимая новых членов не иначе, как за поручительством известных общин лиц в религиозно-нравственной добропорядочности кандидатов568. На приходское духовенство собором 1667 г. возложена была обязанность между прочим вести четыре приходские книги: 1) книгу для записи крещения и восприемничества, 2) книгу для записи венчания, 3) книгу живых прихожан для возношения имен их в священной божественной службе и в прочих молитвах, 4) книгу об умерших для поминания по чину церковному569. Собор 1667 г. несомненно желал ввести то самое, что существовало на католическом западе со времени тридентского собора: но из того, что позднее духовным регламентом Петра Великого метрические книги были введены как нечто новое, неизвестное до тех пор в России, нужно заключить, что мысль собора 1667 г. осталась без практического осуществления.

§ 55. Изменения, происшедшие в приходской организации с XVIII в.570

В XVIII в. можно еще встретить заметные следы древнерусского взгляда на приходскую церковь, как на собственность частных лиц и обществ. В 1721 году началось и до 1733 года тянулось сложное дело о псковских посадских людях и их церковных старостах, которые, как жаловался в синод управитель псковского архиерейского дома, владели имуществом церковным, не считая нужным подчиняться каким бы то ни было контролю и отчетности, дьячков и пономарей принимали к церквам без воли архиерейской и т. п.571. Но насколько крепким представляется институт церковных старост в Пскове за целый ряд столетий, настолько же необычным представляется он вначале XVIII в. в других местах. В 1705 г. митрополит Стефан Яворский дал указ священникам московских церквей, чтобы они «всякой к своей церкви выбирали добрых и пожиточных людей в старосты церковные», с тем, чтобы старосты вели приходорасходные книги, делали бы в них точные записи прихода и расхода, расход же самый делали с воли и совету приходских священников572. Это распоряжение митрополита подтверждено было потом указами Петра В. от 19 февраля 1718 г. и 28 февраля 1721 г.573, в силу которых повелевалось «учредить старост церковных вероятия достойных с обыкновенными всех приходских людей заручными выборами». На старост возложены, главным образом, попечение о церковном имении и в особенности продажа церковных свеч в пользу церкви. До Петра Великого на Руси не обращалось внимания, несмотря на искони замечавшуюся в русском народе склонность выражать религиозное чувство зажжением восковых свечей перед иконами, на операцию свечной продажи, и не делалось каких-либо попыток извлечь материальную выгоду для церкви из этой операции монополизированием ее в руках церковных учреждений. И после Петра его мысль не была осуществлена должным образом в течение всего XVIII в., пока комиссия духовных училищ не вспомнила и не разработала ее574. Не скоро вошло в практику и учреждение церковных старост, предписанное двумя означенными указами Петра В. Указом от 25 июля 1736 г.575 вновь было строго подтверждено «учредить церковных старост, востребовав от прихожан добрых и вероятия достойных людей с надлежащими от тех приходских людей письменно заручными выборы некоснительно, и тем церковным старостам вручить сборы, бываемые в кошельки на церковное строение, также и свечную от церкви продажу, дабы они все то содержали в добром порядке с запиской». Для записки велено учинить в каждой церкви особливые шнуровые тетради и по листам скрепить оные местным священно-церковно-служителям. Но и после этого указа старосты церковные явились далеко не везде. В 1743 г., когда московская дикастерия затребовала от московских поповских старост сведения о церковных старостах, оказалось, что во всей Москве только при пяти церквах имелись старосты церковные, прочих же церквей священно-церковно-служители отозвались, что старост церковных не имеют или по малоприходству, или потому, что не из кого выбрать, и что деньги на церковное строение собираются в церквах церковниками и считаются, в редких, впрочем, церквах, прихожанами. По этому случаю вновь подтверждено избирать церковных старост в приходские церкви непременно по указам576. Инструкция 1808 г. окончательно определила положение церковного старосты, как поверенного прихожан церкви, выбранного из числа их для хранения и употребления церковных денег и вообще для сохранения всякого церковного имущества. В отношениях прихожан к приходскому духовенству с XVIII в. последовательно происходили весьма важные перемены. Духовным регламентом Петра В. было строго воспрещено архиереям ставить священников и диаконов «сверх потребы», в виду того что поставленные сверх потребы, «оставив свою церковь, к которой поставлены были, волочатся семо и овамо», а мирянам подтверждено «не принимать таковых попов и диаконов ни к которому церковному служению»577. Потребная норма для личного состава приходских причтов была установлена приходскими штатами. В силу указа Петра В. от 1722 г., в кафедральных соборах каждой епархии положено быть: 1 протопопу, 2 ключарям, 5 попам, 1 протодьякону, 4 дьяконам, 2 псаломщикам и 2 пономарям; в прочих соборах – 1 протопопу, 2 попам, 2 дьяконам, 2 дьячкам и 2 пономарям. В приходских церквах, смотря по числу приходских дворов, положено быть: на 100–150 дворов 1 священнику, на 200–250 дв. 2 священникам, на 300 и более дворов, притом не всегда, а только в случае особой надобности, 3 священникам, но воспрещено вообще определять к каким-либо приходам более 2 дьяконов; причетников положено иметь по пропорции, на каждого священника по два человека, т. е. по 1 дьячку и по одному пономарю578. При императрице Екатерине II установлены были новые приходские штаты, в силу которых определено: 1) в приходах, имеющих не свыше 150 дворов, быть 1 священнику, 2) в приходах, заключающих в себе до 200 дворов, второго священника ставить в тех случаях, если издревле было два священника, и если одному нельзя управиться с требами, 3) при 200–250 дворах быть 2 священникам, 4) третьего священника ставить только где раньше был таковой и где нет возможности обойтись без него, 5) при 3 священниках быть 2 дьяконам, при 2 свящ. 1 дьякону, при 1-м священнике оставлять дьякона только в знатных местах, как то в Москве, в С.-Петербурге, в губерниях, провинциях, городах и слободах, где священнослужители могут получать довольное пропитание, в селах же дьяконам быть лишь в приходах, имеющих не менее 100 дворов579. В недавнее время, одним из законов, выработанных учрежденным в 1862 г. и упраздненным в 1885 г. главным присутствием по делам православного духовенства580, нормальный состав причта каждой самостоятельной приходской церкви определен такими образом: 1 священник в звании настоятеля и 1 причетник в звании псаломщика. При тех церквах, где по многочисленности приходского населения, или по значительному числу приходских деревень и отдаленности их от церкви удовлетворение всех духовных потребностей прихожан для одного настоятеля было бы затруднительным, назначаются в помощь ему младшие священники, с званием помощников настоятеля, и в таком случае определяется к церкви второй штатный псаломщик. Затем, законом дозволено определять к церквам не штатных дьяконов, сверх штатных псаломщиков, как скоро прихожане назначат от себя достаточные средства на обеспечение содержания диакона. Дозволено также в помощь штатным псаломщикам содержать при церкви вольнонаемных церковников, сколько позволять местные средства, с тем, что такие вольнонаемные церковники к духовному званию не причисляются. С упразднением главного присутствия по делам православного духовенства и с отменой большей части выработанных им законов, направлявшихся к улучшению материального быта духовенства путем сокращения приходов и причтов, отменены и постановления закона 16 апреля 1869 г. о нормальном составе приходских причтов.

В отношении к участию прихожан в выборе членов приходского причта, в духовном регламенте Петра В. было постановлено581, что когда прихожане или живущие в своих вотчинах помещики выберут кандидата в священники к своей церкви, то в доношении своем архиерею должны засвидетельствовать, что избранный ими есть «жития доброго и неподозрительного», с обозначением тех средств содержания, которые будут предоставлены ему по определении на должность. Впоследствии, в прибавлении к духовному регламенту о правил. причта церк. и чина монаш. было определено, что приходящий к архиерею ставленик должен иметь свидетельство от прихожан в том, что они знают его, за «человека доброго, не пьяницу, в домостроении своем не ленивого, не клеветника, не сварливого, не любодейца, не убийцу, в воровстве и обманстве не обличенного»582. Таким образом право прихожан на избрание членов приходского причта было признано и при Петре Великом; но это право было ограничено тем, что пассивное право избрания на приходские должности было признано только за лицами, прошедшими курс учения в школах архиерейского дому, т. е. в специальных духовно-учебных заведениях, причем получивших образование в этих заведениях дозволено определять на должности и независимо от выбора прихожан. Указом 1739 г. янв. 16 прихожанам дозволено было представлять на праздные церковные места в священники и диаконы, не иначе как по два или по три кандидата – людей честного поведения, из которых потом выбор должен был делать архиерей583. Право прихода на избрание членов причта, хотя и ослабленное правом епархиальных архиереев определять на приходские должности лиц, прошедших специальную духовную школу, независимо от приходских выборов, продолжало держаться до конца XVIII в. В царствование императора Павла I, вследствие того, что многие духовные лица были заподозрены в распространении смут и волнений между крестьянами, синод получил именной императорский указ, повелевавший духовному начальству наблюдать за тем, чтобы при определении на церковные должности, лица хорошо обученные предпочитались неученым, хотя бы прихожане настоятельно просили об этих последних584. Указом 24 июля 1797 г. предписано было упразднить приходские выборы и практиковавшееся с начала XVII в. представление архиереям заручных (т. е. за рукоприкладством прихожан) челобитных от ищущих приходских мест и прошения об определении на церковно-приходские должности подавать за подписью одних лишь просителей, хотя и с приложением одобрения от прихожан о честном их поведении585. Вскоре и одобрение потеряло всякое значение, так что в изданном 27 марта 1841 г. уст. дух. конс. явилась статья, которая гласит, что рукоположение в священнический сан есть дело, принадлежащее непосредственному рассмотрению и разрешению епархиального архиерея.

В XVIII в. на обязанность приходского духовенства возложено ведение многих книг, не считая приходорасходных, правильное ведение которых также началось не раньше XVIII в. Духовный регламент предписал, чтобы во всех местах приходские священники имели у себя «книги, которые обычне нарицаются метрики», и записывали в них родившихся, бракосочетавшихся и умерших. С Петра же Великого ведут свое начало исповедные росписи. При патриархах представлялись росписи только о небывших долгое время на исповеди586. При Петре они явились после указов от 8 и 16 февраля 1716 г. в связи с мерами против раскола, так как нехождение на исповедь рассматривалось как признак раскола, а раскольники должны были подлежать двойному подушному окладу, вследствие чего явилась потребность в точном обозначении числа бывших на исповеди и у св. причастия. Метрическим книгам о родившихся, браком сочетавшихся и умерших придано публичное значение актов состояния.

* * *

545

Знаменский, Приходское духовенство на Руси (Правосл. Обозр. 1886, сент. и окт.). Никитский, оба вышеназв. соч. Голубинский, История церкви, I, 1, стр. 377 и сл.

546

Голубинский, I, 2, стр. 452 и сл.

547

См. у Горчакова, О земельных владениях, в прилож. стр.6: «монастырь Никола святой в Рожновском у Угле, двор поп Перфирей; монастырь на Нерли, а в нем церковь Дмитрий святый, двор поп Денисей; монастырь на Нерли, а в нем церковь Рождество Пречистые, двор поп Матфей». На стр. 7 там же: «сельцо Вяцко на Вохте, а в нем церковь Григорий Богослов, а у церкви игумен да дьякон, да двор митрополич, а христиан 11 дворов».

548

См. Неволин, О пятинах и погостах новгородских (Записки русск. географич. общ. кн. VIII, Сиб. 1853, стр. 151: «на погосте церковь Рождество Пречистыя Богородицы… двор поп Филип, двор дьячек Ромашка Григорьев, двор пономарь Микитка, двор проскурица Огафья, да десять келей, а в них живут 12 братов чернцов». На стр. 165: «на погосте церковь… на погосте же двор игумен Мисайло, двор поп Ларион Яковлев, двор дьячек…, двор пономарь…, двор проскурник черной Пахнутей, да пять келей, а в них живут семь старцев, да семнадцать келей, а в них живут двадцать пять стариц».

549

Они устраивались состоятельными лицами для самих себя. См. Голубинский, I , 1, стр. 400.

550

Знаменский, Правосл. Обозр. 1866, сент., стр. 17.

551

Там же, 18.

552

Там же, 19.

553

Там же, 27. Противное предполагает Голубинский, I, 1, стр. 411, говоря, что общины и прежде, как теперь, имели всегда особых церковных старост. Но существование церковных старост засвидетельствовано далеко не везде, а только в некоторых местностях, наприм., во Пскове. См. грамот. митрополита Фотия псковичам в Р. И. Б. VI, № 56, где Фотий обличает псковичей за то, что у них клятвопреступники и самовольно «расступившиеся с законными женами и понявшие вторую жену или третью», старостят в церквах. Но и в Пскове эти церковные старосты могли быть тождественны с земскими старостами или излюбленными представителями политических общин. Во всяком случае против повсеместного распространения церковных старост на Руси говорит как то соображение, что древнерусское церковное приходское хозяйство пе предполагало скопления более или менее значительных денежных сумм в массе церквей, текущие же церковные потребности могли быть удовлетворяемы каждый раз по решению общины через ее общинных старост, так и та трудность, с которой сопряжено было введение института церковных старост на Руси в начале XVIII в. См. ниже § 55.

554

Никитский, Очерк внутренней истории Пскова, стр. 198–199.

555

Знаменский, Прих. духов. на Руси. Лохвицкий, Очерк церковн. администр. Кедров, Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого.

556

Стогл. гл. 84.

557

См. Акт. Юр. № 287. Выбор пономаря: «приговорили быть у церкви Николы Чудотворца в приходе пономарем Архипу Пименову сыну Второву, и ему, Архипу, будучи у тое церкви Николая Чудотворца в пономарех, о церковном о всем радеть и смотреть накрепко и книг беречь и малым ребятом в кои дни доведется по книгам говорить, и ему, Архипу, над ними смотреть и приказывать накрепко, чтобы они, говоря по книгам, книг берегли и не драли и воском слов не закапывали и по домам из церкви книг без спросу и без ведома никто не брал, а ему, Архипу, к себе в дом, для научения своих детей, церковных книг не имать и священника Григория ему, Архипу, во всем слушать и почитать, а о книгах церковных как он, Григорий, изводить; да емуж, Архипу, на колокольне колоколов смотреть и беречь и малым робятам бесчинно звонить не давать, а в праздник светлого Христова воскресенья, когда отойдут от церкви Божии со кресты, и ему, Архипу, колокольню запереть, потому же и по иным дням; когда в церкви Божии службы не бывает, такожде колокольня запирать, и для запору замок купить на мирские сборные деньги, и тот ключ держати ему, Архипу, у себя, а жить ему у тое церкви в пономарех смирно, не пить и не бражничать и ни за каким дурным не ходить и не промышлять, а в господские праздники и на государские ангелы и в воскресные дни, на промен свечи держать ему, Архипу, для своего прокормления приходским людям свои вощяные свечи против московские цены, а сторонних людей с променными свечами не пущать к церкви Божии». Ср. у Горчакова, О земельн. владен. стр. 486. прим. 1.

558

Материалы для истории раскола, II, стр. 241.

559

А. И. V, № 122.

560

Стогл. гл. 41, вопр. 14.

561

Р. И. Библ. VI, № 27. Ср. П. С. Р. Л. IV, 234; V, 72.

562

«Да что во Пскове черные попы и белые диаконы с Москвы и из-за Твери и из Новгорода и из Литвы, да у церквей служат, а старостам шти (т. е. шести) соборским то неведомо, есть ли у них ставленные грамоты и отпускные или нет, и свершены ли в попы, или не свершены, и есть ли у них жены или нет, да под местных игуменов и священников подкупаются, а старые игумены и священноиноки и священники и диаконы тутошние жильцы волочатся без мест». И еще «да били мне челом старосты шти соборские… что деи они по моему наказу поучают детей сових духовных, а они деи их не слушают, да с мирскими людьми и игуменов и священноиноков и священников от церквей без моего ведома отсылают; и аз приказал наместнику своему того беречь накрепко, чтобы без моего ведома от церквей игуменов и священноиноков и диаконов не отсылали, а иных не поряживали». См. у Никитского, Очерк внутренней истории Пскова, стр. 199, прим. 3 и стр. 200, пр. 2.

563

А. Ю. № 185. Порядная священника с прихожанами 1588 г.: «мне, попу Кириллу, у св. славного пророка Ильи и у Егорья меж владышни праздники и меж воскресением вечерню, заутреню и часы пети по вся дни, опричь того коли скорбь или отъездка придет, и жити так, как прочие старинные священники жили, а к боли и к роженице ездити беспенно, а на свое дело коли отъездка придет, ино без мирского ведома не отъезжати; а руга ему и всякие доходы брати по-старому как прежде бывало, и в том есьми им на себя и запись дал. А порядили есьмя его на год с Евдокеина дни да до Евдокеина дни, а без вины нам его от церкви Божии не отставити». Ср. А. Ю. №№ 197, 285, 286, 287, 302 (1. III).

564

А. И. V, № 122.

565

При отсутствии каких-либо стеснительных границ относительно личного состава прихода, практиковалось еще и намеренное введение епархиальных архиереев в обман. В грамоте митр. Макария (А. Э. IV, № 331 от 1654 г.) говорится: «многие ставленники к нам приходят и пролыгаются, а скажут, что попа у церкви нет, а он скупит прихожан немногих, да им о поставлении бьет челом, и о том у них вражда многая бывает, а у того храму поп есть».

566

«А садятся де безместные попы и дьяконы, (сказано в одном указе из начала ХVII в.) у фроловского моста и безчинства чинят великие, меж себя бранятся и укоризны чинят скаредные и смехотворные, а иные меж себя играют и борются и в кулачки бьются, и которые наймутся обедни служити, и они со своею братьею, с которою бранилися, не простясь божественную литургию служат».

567

Сборн. Муханова, №№ 69 и 84. Ср. Археографич. сборник документов относ. к северо-западн. Руси, I, № 92; II, № 25.

568

А.Ю. №№ 290, 301, 302, 304, 358 и др.

569

Материалы для истории раскола, II, 127–130.

570

Законодательство Петра Великого относительно православного духовенства (Правосл. Собеседн. 1863, ч. 2 и 3). Материалы для истории синодальн. управл. в России (Прав. Обозр. 1869). Знаменский, О приходском духовенстве в России со времени реформы Петра. Розанов, История московского епархиального управления. Кедров, Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра В.

571

Материалы для истории синод. управления, май, стр. 702.

572

Розанов, ч. I. кн. 1. май, 73 стр.

573

П. С. 3. №№ 3176 и 3746.

574

Когда в 1808 г. обращено было особое внимание духовного начальства на свечные доходы в приходских церквах, издана была 17 апреля инструкция церковным старостам, которая и доселе действует. П. С. 3. № 22971. В 1809 г. синод запретил определять в церковные старосты священников и дьяконов, в виду несогласимости хозяйственных обязанностей старосты с существенным долгом священства, хотя и дозволил, в случае нужды, выбирать в старосты причетников. Розанов, ч. III, кн. 1, стр. 231.

575

П. С. 3. № 6991.

576

Розанов, ч. II, кн. 1, стр. 121–122.

577

Прибавление о правилах причта церковн. и чина монаш. п. 23. Как, однако, трудно было искоренить глубоко укоренившееся зло, видно из следующего факта. В 1768 г. московский преосвященный Амвросий усмотрел, что в Москве «праздных священников и прочего церковного причта людей премногое число шатается, которые, к крайнему соблазну, стоя на спасском крестце для найму к служению по церквам, великия делают безобразия, производят между собою торг и при убавке друг пред другом цены, вместо надлежащего священнику благоговения произносят с великою враждою сквернословную брань, иногда же делают и драку. А после служения, не имея собственного дому и пристанища, остальное время или по казенным питейным домам и харчевням провождают, или же, напившись до пьяна, по улице безобразно скитаются». Розанов, ч. II, кн. 2, стр. 72.

578

Знаменский, стр. 185–186.

579

П. С. 3. № 14807. См. об этом Знаменский, 275–276.

580

Закон 16 апр. 1869 г.

581

ч. 2. О мирских особах, п. 8.

582

п. 9.

583

П. С. 3. № 7734.

584

П. С. З. № 17958.

585

П. С. 3. № 18016.

586

Инстр. патриарха Адриана, п. 9. П. С. 3. № 1612.


Источник: Курс церковного права / Н.С. Суворов – в 2-х томах. – Ярославль: Типо-литография Г. Фальк. 1889-1890. / Т. 1 . 1889. – 369 с.

Комментарии для сайта Cackle