Глава V. Развитие восточного церковного устройства после разделения восточной и западной церквей
§ 36. Восточные патриархаты303
После разделения церквей до разрушения восточной империи турками, в константинопольском патриархате, сначала совпадавшем с пределами восточной империи, затем, при постепенном сужении ее политических границ, переставшей с ней совпадать, высшая церковная власть принадлежала византийскому императору, от которого исходили законы и распоряжения по делам церковным, но при котором действовал также патриарх с его синодом. Обычный правительственный порядок за время существования византийской империи состоял в том, что церковные вопросы обсуждались и решались патриаршим синодом, на котором, под председательством патриарха, носившего титул вселенского, присутствовали митрополиты, а также все находившиеся в данный момент в Константинополе епископы и затем светские сановники и судьи304, а по обсуждении синодом утверждались императором305; иногда же императором издавались законы и распоряжения непосредственно, без предшествующего синодального обсуждения306. По разрушении восточной империи, патриарх остался главой не только православной церкви в пределах бывшей империи, но и политическим главой греческого и вообще православного народа, покоренного турками, и в качестве такового признан со стороны турецкого правительства, которое предоставило ему весьма обширную гражданскую юрисдикцию, так как и вообще султаны турецкие в отношении к покоренным ими христианским народам всегда держались правила предоставлять обширную гражданскую власть высшему духовно-иерархическому представителю того или другого народа, с тем чтобы иметь ответственное лицо, гарантирующее ими политическую верность христианского населения империи307. Впрочем, при тех беспорядках, злоупотреблениях и партийных столкновениях, которыми, к сожалению, исполнена история константинопольского патриархата со времени завоевания Константинополя турками, нередко турецкому правительству приходилось выступать в качестве высшего решающего судьи даже по таким вопросам, которые совершенно чужды всякого политического характера, напр., по церковной обрядности. В организации синода патриаршего происходили разные изменения. Некоторые митрополиты308 получили значение постоянных и бессменных членов синода. В 1847 году порта желала включить в состав синода трех светских членов, которые бы участвовали в его заседаниях по всем делам, не касающимся догматов и дисциплины церковной, но встретила решительное сопротивление в епископах и в патриархе309. Одной из позднейших реформ установлено, что все митрополиты, подчиненные патриарху, поочередно, по истечении известного срока, вступают в состав синода, в котором всего должно быть 12-ть человек310. При патриархе удержалось несколько пятериц должностей. Первую пятерицу составляют высшие должности: великий эконом, великий сакелларий, великий скевофилакс, великий хартофилакс и сакеллий с присоединением к ним протекдика, которые, под названием экзокатакелов (ἐξοκατάκηλοι), заняли положение, аналогическое с положением кардиналов при римском папе, в том смысле, что, по должностному своему рангу, они считаются выше епископов, не имея, однако, епископского сана311. Но со времени завоевания Константинополя турками, особенное значение получили хранитель печати (великий логофет), избираемый патриархом и синодом из знатных греков, утверждаемый пожизненно портою и служащий органом, через который патриарх ведет все сношения с турецким правительством по делам, относящимся до светских привилегий патриархата, т. е. вообще всякие официальные сношения. Кроме того, логофет скрепляет своей подписью все синодальные решения по определению на кафедры епископов и митрополитов и изготовляет грамоты об определении, взимая за выдачу таковых известные пошлины312. Остальные три восточные патриарха пользуются в своих патриархатах такими же правами и привилегиями, какие принадлежат константинопольскому в константинопольском патриархате. При каждом из них состоит свой патриарший синод. Патриарх александрийский, который носит титул «судьи вселенной», в XVII и XVIII в. резидировал в Каире, в нынешнем столетии снова имеет резиденцию в Александрии. Патриарх антиохийский, носящий титул «патриарха великого града Божия Антиохии и всего востока», резидирует в Дамаске. Патриарх иерусалимский, носящий титул «патриарха св. града Иерусалима и всей обетованной земли», весьма часто жил не в Иерусалиме, а или в Константинополе, или в других местах Турции. Число пасомых у всех трех патриархов далеко не соответствует их титулами: оно колеблется между 10–30 тысячами. В 1843–1845 гг. патриарх константинопольский заявил притязание на право замещения остальных восточных патриарших кафедр; но возбужденное им спорное дело решено было турецким правительством не в его пользу. Однако три восточные патриарха все-таки не могут быть названы равными константинопольскому патриарху, так как гражданской власти они не имеют никакой, между тем как патриарх константинопольский, признанный со стороны турецкого правительства главой христианского населения всей империи, распространяет свою власть и на патриархов с их патриархатами. Восточные патриархи сносятся с правительством порты не иначе как через патриарха константинопольского, не могут даже прибыть в столицу без согласия на то его и его синода313.
§ 37. Народные и другие церкви на востоке, состоящие вне общения с православной церковью314
Отделившиеся уже в эпоху борьбы православных с монофизитами и монофелитами от католической церкви религиозные общества отчасти фиксировались как народные или племенные церкви в разных странах востока, отчасти уцелели без народной подкладки. Сюда относится прежде всего армянская церковь, которая отделилась от общения с католической церковью более по недоразумению, чем сознательно, так как монофизиты, пользуясь тем, что армянская церковь не могла, по причине политических затруднений со стороны персов, послать своих представителей на III и IV вселенские соборы, восстановили армян против халкидонского собора, как еретического, почему этот собор и не был признан в Армении. К этому присоединились некоторые обрядовые особенности. Несмотря на незначительность причин отделения от католической церкви, несколько раз предпринимавшиеся византийскими императорами попытки к воссоединению не увенчались успехом315. Часть армян, однако, в XVIII столетии подчинилась римскому папе под условием сохранения своих национальных церковных особенностей, и получила название армяно-католиков, в отличие от остальных армян, назвавших себя армяно-грегорианами по имени первого просветителя Армении христианской верой св. Григория. Сюда относятся далее: несторианская церковь в халдейской стране и в Месопотамии, коптская церковь в Египте, монофизитская в Абиссинии, яковитская в Сирии, фомаитская церковь (от имени апостола Фомы) на Малабаре в Остиндии. Отчасти римским папам удалось подчинить себе и некоторых из последователей этих церквей. Под условием сохранения национальных или местных церковных особенностей, подчинились римскому епископу христианские общины, управляемые несколькими унированными патриархами: мелхитским, маронитским, сирийским и халдейским.
§ 38. Автокефальные церкви316
Между тем как развитие церковного устройства на западе шло в централизационном направлении, на востоке постепенно образовались национальные церкви, выделившиеся из константинопольского патриархата и, вместе с четырьмя восточными патриархатами, а также с церковью острова Кипра317 и горы Синая318 обозначаемые названием автокефальных или самоглавенствующих319. Национальные церкви, в разное время получившие самостоятельность в отношении к константинопольскому церковному правительству, суть: русская, эллинская в королевстве греческом, румынская в дунайских княжествах, образовавших королевство Румынии, сербская в королевстве Сербии, сербская в Австро-Венгрии, румынская в Австро-Венгрии же, черногорская в княжестве черногорском, наконец, болгарская. Последняя не достигла еще окончательного признания ее независимой, но исторически первая национальная автокефальная православная церковь явилась в Болгарии. Уже второй христианский государь Болгарии Симеон, в конце IX и в начале X века поставивший свое государство на значительную степень политического могущества и мечтавший даже о завоевании Константинополя, вместе с принятием титула восточного императора учредил в Болгарии предславский или доростольский (нынешняя Силлистрия) национальный патриархат, о признании которого константинопольским церковным правительством не сохранилось определенных сведений320. Существование этого патриархата прекратилось вместе с существованием болгарского царства, при разгроме его византийским императором Василием II Болгарохтоном (Болгаробойцею) в 1019 г. Недостаточно разъяснено, по каким причинам и когда явилась архиепископия охридская в Болгарии, как автокефальная, не тождественная с предславским патриархатом, напротив выдававшая себя за историческое продолжение архиепископии Первой Юстинианы, которая учреждена была императором Юстинианом, причем было забыто, что архиепископия эта существовала весьма недолго, и что архиепископ ее не был автокефалом в восточном смысле, а был папским викарием, наравне с фессалоникским и арелатским епископами. Несмотря на слабость ее исторической основы, архиепископия охридская в Болгарии, не имевшая, впрочем, в себе ничего славянского, чисто греческая по национальности, языку и образу мыслей духовной иерархии, просуществовала до 1767 года, когда она была подчинена константинопольскому патриарху. Ее не национальный характер доказывается всего яснее тем, что когда, приблизительно через 150 лет после падения первого болгарского царства (около 1185 г.), для Болгарии началась новая эпоха политического процветания в виде второго болгарского царства, был снова учрежден болгарский национальный патриархат в Трнове, существовавший до конца XIV в., т. е. за время существования второго болгарского царства до разрушения его турками. О признании его со стороны Константинополя также ничего нельзя сказать достоверного321. В течение нескольких столетий затем казалось, что самая память о болгарском народе исчезла в истории. Однако в нынешнем столетии с одной стороны пробудившееся в интеллигенции сознание народности, а с другой стороны злоупотребления константинопольского патриархата по управлению болгарской церковью, состоявшие в замещении церковных должностей греками, не только не желавшими знать языка и обычаев болгар, но и систематически стремившимися к упразднению болгарской национальности и обременявшими своих пасомых множеством поборов, привели греков и болгар к долговременной распре. Когда болгары отложились от повиновения константинопольскому патриарху, последний желал составить вселенский собор, от участия в котором, однако, отказался русский св. синод. Собор состоялся в Константинополе, не в столь торжественном виде, как это предполагалось патриархом, в 1872 г., и осудил принцип национальности в применении к церковному устройству322. Положение болгарской церкви, по невозможности установления согласия между ей и патриархатом, было регулировано султанским фирманом, в силу которого болгарская церковь управляется экзархом и состоящим при нем синодом, с признанием в тоже время высшей власти константинопольского патриарха, имя которого должно поминаться в молитвах, от которого должно получаться миро, и к которому синод экзархата должен обращаться по всем делам, касающимся православного вероисповедания и требующим совместного совещания и взаимного вспомоществования323. Пример других православных церквей (русской, сербской, румынской и проч.) учит, что признание болгарской церкви автокефальной в том же смысле, в каком признаются таковыми другие православные национальные церкви, есть лишь вопрос времени, всего более условливаемый установлением твердого, политического порядка в стране. Провозглашенное же на константинопольском соборе 1872 г. осуждение принципа национальностей в применении к устройству церкви свидетельствует лишь о том, что принцип автокефальности национальных церквей не есть нечто неразрывно связанное с самым понятием православия. Патриархи никогда не склонны были признавать с охотой самостоятельность отделявшейся от них церкви и признавали таковую лишь тогда, когда исторические обстоятельства делали невозможными непризнание, а с другой стороны они воздерживались от признания, пока этой невозможности еще не наступало.
Почти одновременно с восстановлением болгарского царства, в конце XII в. началось независимое существование сербского царства. Младший сын основателя этого царства Стефана Немани св. Савва сделался первым сербским архиепископом, за которым, после многих пререканий, была признана со стороны Константинополя автокефальность, с тем чтобы поминалось при богослужении имя патриарха константинопольского324. В царствование одного из сильнейших сербских государей Стефана Душана († 1355), который принял на себя титул императора греческого, сербского, болгарского и албанского и мечтал о завоевании Константинополя, сербская архиепископия переименована была в патриархат, по воле самого лишь Стефана, без сношения с патриархом константинопольским, несмотря даже на церковное отлучение со стороны этого последнего325. Со времени смерти Стефана Душана прошло несколько десятков лет, как царство его, быстро падавшее, было завоевано турками. Однако патриархат сербский, под названием пекского или ипекского – от имени монастыря, служившего резиденцией патриархам – продолжал свое существование дальше половины XVIII в. Он уничтожен был в 1766 г., годом раньше уничтожения ахридской архиепископии, и присоединен к константинопольскому патриархату, после чего все бывшие на подчиненных сербской патриархии кафедрах архиереи из природных сербов были удалены, и вместо них везде поставлены были греки326. С политическим возрождением Сербии, сначала как княжества, потом как королевства, возродилась и автокефальная сербская церковь. Организация ее была определена законом 30 сентября 1862 года. На основании этого закона, в княжестве Сербии установлены следующие церковные учреждения: 1) епархиальная консистория, как первая церковно-правительственная инстанция при епископе, с председателем из белого духовенства и с исключением монашествующих членов от участия в рассмотрении брачных дел; 2) апелляционная консистория, как вторая инстанция, состоящая под председательством одного из епископов, выбранных епископским собором, из членов – духовных лиц всей Сербии; 3) собор епископов под председательством митрополита сербского для руководства церковью и духовенством в духе православной веры и для издания соответствующих этой цели указов и распоряжений327. Впоследствии законом 30 сентября 1882 г. организация второй инстанции была изменена таким образом, что в состав ее должны входить все епископы, два архимандрита и по одному архипресвитеру из каждой епархии328. Высшая церковная власть находится в руках короля, который располагает полной возможностью действовать произвольно, не ограничиваемый каким-либо высшим церковным авторитетом329.
В княжестве черногорском, выделившемся из древнего сербского царства и существовавшем то в виде независимого государства, то в подчинении другим народам (венецианцам, туркам), с конца же XVII в. окончательно завоевавшем себе политическую самостоятельность, существует автокефальная церковь, управляемая митрополитами, которые до половины нынешнего столетия были не только духовными владыками, но и военными вождями и светскими правителями черногорского народа.
В королевстве Румынии, составившемся из дунайских княжеств Молдавии и Валахии, с недавнего времени существует вполне независимая от константинопольского патриарха православная церковь. Зависимость порвалась окончательно в 1882 году, когда, по возведении Румынии в ранг королевства, митрополит румынский самолично освятил миро, необходимое для церковного употребления в Румынии, и при богослужении перестал поминать имя патриарха. Патриарх константинопольский, от которого ранее получалось миро в Румынии, усмотрел в действии митрополита акт совершенной эмансипации румынской церкви от Константинополя и обратился к митрополиту и епископам Румынии с посланием, в котором развивается мысль, что епископы всех наций должны прежде всего признавать религиозного главу, без ведома которого ничего не может делаться330. Однако 13 мая 1885 года, при открытии румынского синода, прочитан был королевский указ, в котором сообщен акт признания вселенским патриархом и его синодом полной независимости румынской церкви и равенства ее со всеми другими автокефальными православными церквами, после неоднократных бесплодных напоминаний со стороны патриарха румынскому синоду о забвении им своих обязанностей331.
В пределах Австро-Венгрии православное население Трансильвании, Баната и Буковины, составившееся из румын и сербов, отчасти аборигенов этих провинций, отчасти эмигрантов из земель балканского полуострова, спасавшихся от турецких притеснений, составило православную церковь, самостоятельно управляющуюся, причем румыны с своей духовной иерархией были подчинены сербскому карловицкому (в Буковине) патриарху. Но в 1864 году румыны получили от австрийского правительства признание самостоятельной румынской православной митрополии под управлением митрополита германштадтского, так что карловицкий патриархат обнимает лишь одних православных сербов в Австро-Венгрии332. В организации как карловицкого патриархата, так и германштадтской митрополии, – по той, главным образом, причине, что монарх Австро-Венгрии, как лично не принадлежащий к православной церкви, ограничивает свое влияние на ее дела только внешним наблюдением и внешним покровительством, – получил весьма важное значение мирской элемент, так как, за отсутствием монарха, который бы имел попечение о церкви, всем ее членам невольно приходится разделить между собой права и обязанности этого попечения. По всем делам, некоторые не имеют церковно-догматического или церковно-обрядового характера, в православной церкви Австро-Венгрии действуют миряне наравне с духовенством. Участие мирян проведено последовательно во всей церковной организации снизу доверху: 1) в приходах, где действуют приходские собрания или синоды и приходские комитеты, 2) в протоиерействах, также имеющих два представительных органа из духовенства и мирян протоиерейского синода, 3) в епархиях, где административные дела производятся через епархиальный синод и епархиальный училищный совет, одна треть которых состоит из духовенства и две трети из мирян, 4) в самом центре церковного правительства патриархата, где наряду с духовно-иерархическим собором всех митрополитов и епископов, составляющихся для обсуждения дел духовных, составляется чрезвычайный или ординарный333 церковно-административный собор или конгресс из митрополитов, епископов и представителей клира и верующего народа334. Вообще строй православной сербской и румынской церкви в пределах Австро-Венгрии представляет разительные черты сходства с той организацией евангелической церкви, которая стала устанавливаться в Германии с половины нынешнего столетия.
В королевстве греческом автокефальная церковь установилась со времени освобождения Греции из-под власти турок. Еще в 1824 году считалось необходимым испрошение у патриарха св. мира335. Так как патриарх был против признания греческой церкви независимой, то специальная комиссия, учрежденная для устройства церковных дел новообразовавшегося королевства, составила обширную записку, в которой подробно развита та мысль, что в начале каждая частная церковь была самостоятельна, в силу равенства и братства, установленных учениками Господа, но потом, благодаря разным историческим причинам, в существе своем человеческим, политическим и мирским, произошла централизация336. Королевское правительство объявило церковь элладскую независимой в 1833 году; но патриарх константинопольский прервал общение с ней и признал совершившийся факт лишь в 1850 году, причем в самой грамоте о признании выразили замечательную в его устах и при данных обстоятельства мысль о его высшей общецерковной власти337. Высшая церковная власть в церкви королевства греческого принадлежит королю; высшее же духовно-иерархическое учреждение есть священный синод (ἡ ἱερὰ σύνοδος τῆς ἐκκλησίας τῆς ἑλλάδος), организованный на подобие св. правительствующего синода русской церкви, из пяти членов-епископов, поочередно призываемых королем к участию в синоде, в котором председательство принадлежит митрополиту афинскому. При синоде находятся королевский прокурор и канцелярия с секретарем во главе338. Низшую церковно-правительственную инстанцию составляют епископы с дикастериями, члены которых суть: эконом, сакелларий, хартофилакс, протекдик, а позднее к ним прибавлены еще скевофилакс и сакеллий339.
Важнейшее место между автокефальными церквами восточного православия занимает русская церковь.
* * *
Pitzipios. L'église orientale, Rome, 1855. Pichler, Geschichte der Trennung, B. I. Silbernagl, Verfassung und gegenwärtiger Bestand sämmtlicher Kirchen des Orients, Landshut, 1865. Walter, Lehrbuch des Kirchenrechts, §§ 23. 24. 161–163. Zhishman, Die Synoden und Synodal-Aemter. Лебедев, Очерки внутренней истории визайнтийско-восточной церкви в IX, X и XI вв. Москва, 1878.
О митрополитах в официальных документах, сохранившихся до нашего времени, сказано, что они заседали, а о светских сановниках, что они присутствовали или стояли («προκαθημένου τοῦ ἁγίωτάτου πατριάρκου Ν… συνεδριαζόντων αὐτῷ τῶν θεοψιλεστάτων μητροπολιτῶν.. παρισταμένων καὶ δεσποτικῶν ἀρχόντων»). См. Ευνταγμα, V, 60. 76. 83. 85. 88. 90.
Случалось, что не получившие императорского утверждения распоряжения патриарха и его синода не были признаваемы светскими судьями, как напр. τομος патриарха Сисиния. См. об этом Суворов. Объем дисциплинарного суда, стр. 354, прим. 3.
Объем дисциплинарного суда, стр. 291 и сл.
Pitzipios, II, 74. IV, 17.
Именно митрополиты ираклейский, кизический, никомидийский и халкидонский.
Silbernagl, 8.
Титул митрополита носят почти все епископы византийские, так что древне-каноническое значение этого института совершенно утратилось.
См. Binterim, Denkwürdigkeiten, B. I Th. II. S. 1 sqq.
Silbernagl, 20.
Silbernagl, 21–23.
Silbernagl, o.c. Pichler, Gesch. d. Trennung, II, 425–579. Hinschius, Kirchenrecht, I, 562–567.
Так напр. в 1170 г. при импероторе Мануиле Комнене велись переговоры об унии армян с православными. См. Ф. И. Успенский, Образование второго болгарского царства (Зап. новорос. унив. т. ХХVII, стр. 352).
Pichler, Geschichte der Trennung, II. Silbernagl, o.c. А. Л. Архиепископия первой Юстинианы охридская (Чтен. в Импер. общ. ист. и древн. росс. при моск. унив. 1866. кн. IV). Jirecek, Geschichte der Bulgaren, Prag. 1876. Е. Голубинский, Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской, Москва, 1878. А. Шагуна, Краткое изложение канонического права, Сиб. 1872. Дринов, Южные славяне и Византия в X в. (Чтен. моск. общ. ист. и др. росс. 1875). Курганов, Устройство управления в церкви королевства греческого. Казань, 1871. Ф. И. Успенский, Образование второго болгарского царства (Зан. новорос. универ. т. XXVI и XXVII). Т. И. Филиппов, Современные церковные вопросы, Спб. 1882. ч. 1. Замечания на это сочинение см. в Правосл. Обозр. за 1882, сент. и октябр. кн. А. Вителов, Грекоболгарская распря, в «Русск. Вестнике» за 1886 г. янв.
См. выше стр. 53.
Автокефальность синайской церкви недавнего происхождепия; притом архиепископ ее посвящается иерусалимским патриархом. См. Филиппов, Современные церковные вопросы, ч. I, стр. 145.
Все автокефальные церкви исчислены в афинской синтагме, V, 513–530.
Голубинский, назв. соч. стр. 37. Судя по тому, что в Константинополе и в позднейшие времена всегда с неодобрением относились к попыткам образования самостоятельных церквей, можно думать, что и на этот раз, если признание Константинополем болгарского патриархата и было, то не иначе как вынужденное обстоятельствами.
Голубинский (стр. 81) говорит: «несомненно, что патриархи греческие, не отнимая совсем у патриархов терновских имени и титла патриаршего, вовсе не думали признавать их патриархами настоящими или действительными и совершенно им самим равными». Но и такого несовершенного признания может быть не было бы, если бы не боялись союза Болгарии с Римом. Один из первых царей восстановленного болгарского царства, Иоанн, сносился с папой, желая получить от него патриарха, который бы освящал миро и проч., а для себя лично испрашивая диадему и скипетр». Успенский, – Образов. втор. болгар. цар. стр. 343.
«1. Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, т. е. племенные различия, народные распри, народные рвения и разногласия в Христовой церкви, как противные евангельскому учению и священным канонам блаженных отцов наших».
«2. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые доселе племенные сборища мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми единой святой католической и апостольской церкви и настоящими схизматиками». Филиппов, стр. 186.
Там же, стр. 181–183.
Голубинский, стр. 452.
Голубинский, стр. 472.
Там же, 488.
Archiv für katholisches Kirchenrecht herausgegeb. v. Vering, B. XLIX. Mainz, 1883.
Ibid. S. 413.
Митрополит Феодосин Мраович, занявший кафедру по воле короля, с нарушением действовавшего церковного права, и не признанный до сих пор русским св. синодом, был признан однако в качестве законного митрополита со стороны константинопольского патриарха (Archiv. B. LIII, S. 340). Против развода короля с его женой из Константинополя также не последовало возражения и осуждения.
Archiv f. kathol. Kirchenr. XLIX, 150–151.
Archiv, B. LIV, S. 347.
Голубинский, 415–416.
Так на германштадском церковном конгрессе рассуждали: о распределении между нуждающимся духовенством ассигнуемой государством ежегодной субсидии, об окончательном замещении временно управлявшихся протоиерейств и о требованиях, которым должны удовлетворять кандидаты на протоиерейство, об управлении церковными и учебными капиталами и т. п. В том же году состоялся церковный конгресс в Буковиие из 48 членов (24 духов. и 24 мирян.) с учредительным характером, так как он должен был выработать статусы относительно компетенции и составления будущих ординарных конгрессов. См. Archiv. f. kathol. Kirchenr. XLIX, 152. А вскоре после того cостаявшийся собор сербских епископов в Карловице, под председателством митрополита Анжелича, выработал план нового церковного устройства, в силу которого конгресс должен состоять из 20 духовных членов, выбираемых духовенством, и из 20 мирян, причем епископскому собору предоставлено право контроля над постановлениями конгресса. Ibid.
Шалуна, стр. 515–553.
Курганов, 75.
Там же, 109 и сл
«Мы, кои Божией милостью наследовали апостольское попечение о всех церквах, и коим свыше вверено управление их домостроительства, отверзши уста наши к вам» и проч. Курганов, стр. 217.
Закон 9 июля 1852 г. в Синтагме V, 602–604.
Курганов, 338–339.