Глава 19. Христианский Запад после Великого разделения (краткий обзор)
Усиление власти Римского Папы. XI век ознаменовался не только Великим разделением греко-православного Востока и римо-католического Запада, но и усилением власти Римского Папы в Западной Церкви. Решающую роль в этом сыграл Папа Григорий VII (Гильдебранд) (его понтификат (правление) продолжался с 1073 по 1085г.).
Он провел церковную реформу, имеющую целью поднятие авторитета духовенства в обществе, усиление роли монашества в церковной жизни, а главное – достижения Церковью полной независимости от светских государей. До этого авторитет Римского Папы признавался главным образом в вопросах вероучения и церковной дисциплины. Что касается епископов, то они были прежде всего государственными служащими, исполнявшими в том числе и чисто светские обязанности, например, судей, сборщиков налогов и даже правителей областей. Это было связано с тем, что их избрание и назначение зависело от воли императора или же того или иного короля. Папа мог только следить за их правоверием. По замыслу же Григория VII, архиепископы, епископы, аббаты (настоятели крупных монастырей) и вообще все духовенство должны были стать людьми Папы, полностью независимыми от светских государей. Он смог добиться этого, лишив императора Священной Римской (Германской) Империи Генриха IV права назначать и наделять властью епископов и аббатов в пределах его государства. Последний стал этому противиться, даже начал военные действия против Папы. Григорий VII отлучил его от Церкви, и в конечном итоге император вынужден был покориться Папе и испросить у него прощение в местечке Каносса на севере Италии.
Таким образом, Папа Григорий VII, будучи государем в Риме и прилегающей области, возвысился над прочими государями Западной Европы в церковном отношении, доказав им, что он не зря носит титул «Наместника Христа» (в христианской древности этот титул усваивался каждому епископу). Однако это в дальнейшем не избавило Пап от трудностей политического характера.
Монашество на Западе. Так же, как на Востоке, монашество сыграло большую роль в жизни Западной Церкви, но оно приняло несколько другой характер. На Западе были основаны монашеские ордена, которые не были связаны с определенным местом, с одним монастырем, а распространяли свою проповедь и свои труды на весь Западный мир. Это была как бы особая организация, параллельная церковной – епархиям и приходам, подчиняющаяся своим начальникам.
Самый ранний устав монашеской жизни был создан на Западе преп. Бенедиктом еще в VI в., о чем уже ранее говорилось. В результате вырос и расцвел Бенедиктинский орден, с несколькими разветвлениями. Бенедиктинцы в своем большинстве были ученые-монахи и очень способствовали развитию богословской и научной мысли. Они создали несколько высших школ и университетов.
Францисканский орден был создан Франциском Ассизским. Франциск (1182–1226) родился в Италии, в городе Ассизи. Он был родом из богатой семьи. После праздно проведенной юности он ушел из родного дома, стал нищим и поселился в заброшенной часовне. Вокруг него собралась небольшая группа монахов. Они жили на подаваемую им милостыню, проводили время в молитве и проповедовали христианскую любовь ко всем. Сам Франциск светился любовью ко всему творению Божьему – к природе, к птицам, к зверям. От него остались чудные гимны-молитвы, воспевающие такую любовь. Он не хотел основывать ордена, но усердием его учеников возник орден так называемых «нищенствующих» и распространился во многих странах.
Доминиканский орден был основан Домиником (1160–1221), и его целью была проповедь католичества и борьба с ересями. Позднее он был связан с церковным судом, который назывался инквизицией и вел жестокую борьбу с еретиками и свободомыслием.
Гораздо позднее, уже в XVI в., Игнатием Лойолой (1491–1556) было основано Общество Иисуса, которое обычно называют орденом иезуитов. Лайола был испанским солдатом. В 1521 г. после тяжелого ранения он почувствовал призвание служить Церкви. Для получения богословского образования он направился в Париж, вокруг него собралась небольшая группа единомышленников. В 1540 г. основанное им Общество Иисуса было официально утверждено Папой, а спустя десятилетие уже насчитывало более тысячи членов. Целью этого общества была проповедь католичества, и оно было построено по типу военной организации. Иезуиты распространяли свою деятельность по всему миру. При этом особое внимание они уделяли созданию школ, университетов и работе с молодежью. В XVI–XVII вв. их деятельность в Польше была во многом направлена на борьбу с протестантизмом и на обращение православных в католичество.
В настоящее время в Католической Церкви существует более двух десятков монашеских орденов. Здесь были упомянуты лишь наиболее крупные и влиятельные из них.
Развитие богословской мысли на Западе в Средние века. Богословие, которое в Средние века на Западе стало называться схоластикой (от латинского схола – школа), развивалось в виде стройной системы, охватывающей все стороны знания о Боге и Его творении в свете Священного Писания и предшествовавшей традиции Отцов Церкви. При этом деятельность ученых-схоластов была связана с несколькими центрами. Сначала это были чисто церковные высшие школы, затем из них выросли знаменитые университеты, которые существуют и в наше время, как, например, Оксфорд в Англии и Сорбонна в Париже. Это были центры мысли и науки, и в них развивались не только богословие и философия, но и математика, медицина и разные естественные науки. Таким образом, Церковь сыграла огромную роль в развитии европейской культуры.
Среди средневековых западных богословов особое место занимает Фома Аквинский (1225–1274), которому в Католической Церкви усвоен титул «Ангельского доктора» (Учителя ангелов) и который наряду с блаженным Августином является для нее крупнейшим богословским авторитетом.
В молодости Фома вступил в орден доминиканцев. Его жизнь и труды являют пример служения ученого монаха-доминиканца. Знание латыни открывало в Средние века путь к общению между образованными людьми из разных стран Западной Европы, поэтому Фома мог учиться и работать в университетах не только родной Италии, но в Париже и Кельне.
В своих богословских рассуждениях св. Фома опирался не только на мысли Отцов Церкви, таких, например, как св. Григорий Нисский и преп. Максим Исповедник, но и на идеи древнегреческого философа Аристотеля. Он утверждал, что вера не противоречит научному знанию, поскольку все существующее связано с Богом восходящей к Нему цепью причин. При этом философию св. Фома рассматривал как «служанку» богословия. Свое учение в виде стройной системы он изложил в обширном труде, который назвал «Сумма богословия». В нем рассмотрены как вопросы бытия и существа Божьего, так и проблемы человеческой жизни, связанные с тем, как должен жить человек, чтобы сознавать себя исполнителем Божьего замысла.
Политические трудности Римских Пап. Успехи, достигнутые папством в деле укрепления независимости Католической Церкви в XI–XIII вв., сменились периодом политических трудностей в XIV–XV вв. в связи с усилением западноевропейских государств, с одной стороны, и упадком власти Папы, с другой. Так, в 1296 г. Папа Бонифаций VIII опубликовал буллу (послание), в которой протестовал против налогообложения духовенства во Франции и в Англии. Французский король Филипп IV Красивый ответил на это тем, что запретил вывоз из страны любых монет, лишив таким образом Папский Престол необходимых финансовых средств. Это вызвало ожесточенный, продолжавшийся несколько лет спор между Папой и королем. И хотя в одной из своих булл Папа утверждал, что он – единственный источник власти, дарованной Богом, и потому короли должны ему повиноваться, ситуация складывалась так, что отныне уже Папы стали искать защиты у сильных государей.
Случилось так, что почти семьдесят лет (1309–1377 гг.) Папы вообще жили не в Риме, а во французском городе Авиньоне. Причины этого лежали в том, что избранный в 1305 г. на Папский Престол Климент V, бывший до того архиепископом французского города Бордо, отложил свою поездку в Рим, сначала под предлогом переговоров с Филиппом Красивым, а затем в связи с подготовкой Собора, который состоялся также во Франции в городе Вьене в 1311–1312 годах. С 1309 г., уже как Папа, он стал жить в Авиньоне в роскошном замке. Связано это было с неспокойной обстановкой, которая охватила в то время Папскую область, и антипапскими выступлениями в самом Риме. В других городах Италии также были сильны антифранцузские настроения, которые распространялись и на Пап, поддерживаемых французскими королями. Таким образом, в XIV в. Папский Престол оказался в политической зависимости от Франции, от которой ему не удавалось избавиться еще долгое время. Это нанесло определенный урон Католической Церкви как организации, имеющей всемирный характер. Так, в связи с этим в том же XIV в. во время Англо-французской войны англичане говорили: «Папа – француз, но Иисус Христос – англичанин».
Папа Григорий XI (его понтификат (правление) продолжался с 1370 по 1378 г.), сознавая ненормальность сложившегося положения, пошел на решительный шаг и в 1377 г. прибыл в Рим. Однако в жизни Католической Церкви это открыло новый период конфликтов и нестроений.
Связано это было с избранием в следующем году нового Папы, вместо скончавшегося Григория XI. Желая сделать папскую власть независимой от императора и римской знати, Папа Николай II в 1059 г. установил своим декретом, что Римского Папу избирает коллегия кардиналов из числа своих членов. Звание кардиналов предоставлялось лично Папой епископам крупных городов, а также видным представителям папской администрации. При этом все они считались клириками города Рима. В свою очередь Латеранский Собор в 1179 г. постановил, что избрание Папы считается законным, если в пользу кандидата путем тайного голосования подано не менее двух третей бюллетеней. Но в XIV в. эта система (существующая, кстати, до сих пор) стала давать сбой, так как кардиналы стали объединяться в соответствии с интересами тех государств, которые они представляли. В 1378 г. под давлением римского населения шестнадцать кардиналов избрали Папой итальянца Урбана VI. Однако после восшествия нового Папы на престол между ним и рядом кардиналов, главным образом французов, возник конфликт. Последние объявили выборы Папы незаконными, поскольку коллегия кардиналов действовала под давлением разъяренной толпы. При этом недовольные кардиналы избрали своего Папу. Им стал родственник французского короля кардинал Роберт Женевский, принявший имя Климента VII. Так начался период расколов в Католической Церкви, продолжавшийся тридцать девять лет, когда соперничающие партии кардиналов избирали своих Пап, не считаясь с волей большинства.
Новые религиозные течения. Но не только внешние нестроения пришлось испытать Католической Церкви в период позднего Средневековья. В XII–XV вв. ей также пришлось столкнуться с новыми религиозными движениями, выступавшими против многих ее установлений.
Так, около 1160 г. сначала на севере Европы, а затем во Франции и в Италии получает распространение движение катаров (то есть чистых). Они обвиняли католическое духовенство в нравственной испорченности и считали, что его следует заменить новым «совершенным» духовенством. При этом в своих общинах они стремились поддерживать строгую дисциплину.
Другим религиозным течением, появившимся около 1473–1176 гг. сначала во Франции, а затем распространившимся в Италии, были «Лионские бедняки», или вальденсы, получившие свое название по имени лионского купца Вальдо. Они считали для себя необходимым следовать идеалу бедности, который они объявляли апостольским, и также обвиняли католическое духовенство в недостатке святости.
Для борьбы с данными религиозными течениями, которые Католическая Церковь рассматривала как ереси, Папа Иннокентий III основал специальный орган, получивший название инквизиции (что по латыни означает – следствие). В задачу трибуналов инквизиции, которые составляли монахи-доминиканцы, входило выяснение того, является ли тот или иной человек еретиком. При этом если он не раскаивался в своей ереси, то лишался церковной защиты, и светская власть могла подвергнуть его смертной казни через сжигание на костре.
В конце XIV в. в Англии получило некоторое распространение учение проповедника Джона Уиклифа (1330–1384), основавшего в Оксфорде свою школу. Уиклиф критиковал учение Католической Церкви, утверждая при этом, что существует некая истинная «невидимая» Церковь, противоположная ложной «видимой» Церкви этого мира и состоящая из тех, кто предназначен ко спасению. При этом Уиклиф утверждал, что большинство людей заранее осуждены и, следовательно, никогда не принадлежали к «истинной» Церкви, хотя бы и считали себя христианами. Уиклиф также считал, что Церковь должна быть чисто духовной организацией, без какой бы то ни было материальной собственности. Однако Уиклиф оттолкнул от себя многих своих сторонников, когда стал искажать учение Церкви о Евхаристии, утверждая, что Христос присутствует в евхаристическом хлебе лишь духовно и лишь для тех, кто причащается достойно. Это учение Уиклифа вызвало резкую реакцию местных францисканцев и доминиканцев, среди которых было немало видных богословов. В конце концов школа Уиклифа была закрыта, а его учение осуждено как еретическое. Более того, в 1407 г. был запрещен английский перевод Библии, осуществленный Уиклифом. Этот запрет сохранялся в силе вплоть до Реформации в Англии.
Однако у Уиклифа нашелся сторонник вне Англии. Им стал профессор философии Пражского университета Ян Гус (1371–1415). При этом его критика Католической Церкви шла на фоне роста национального самосознания чехов, для которых он стал национальным героем. В 1413 г. Ян Гус был отлучен Папой от Церкви. Впрочем, в отличие от Уиклифа, Гус признавал иерархическую структуру Церкви, утверждая лишь, что Собор должен быть выше Папы. В 1414–1415 гг. в южно-германском городе Констанце проходил Собор, на который император Сигизмунд уговорил отправиться Яна Гуса, обещая ему свою защиту. Однако он не сдержал своего слова. После же первого диспута на Соборе Гус был арестован, а впоследствии осужден как еретик и сожжен на костре.
Гуманизм и Возрождение. Вторая половина XV–XVI в. была временем нового расцвета философской мысли, литературы и искусства. В философской мысли получило развитие движение, получившее название гуманизма (от латинского гунанос – человеческий). Оно ставило в основание человеческой жизни свободу разума и личности и проповедовало возвращение к мудрости классической древности. Вместе с этим движением расцвело искусство, которое вдохновлялось древним греческим и римским искусством и реальным, чувственным изображением человека. Это течение в искусстве получило название – Возрождение, а его центром стала Италия и прежде всего Рим. Эпоха Возрождения выдвинула целый ряд великих итальянских художников, скульпторов и архитекторов. Римские храмы и папские дворцы стали украшаться с небывалой роскошью. Именно тогда на Ватиканском холме был воздвигнут величественный собор святого Петра, являющийся по сей день самым большим в мире.
Интерес Римских Пап этого времени был направлен на украшение Рима, на постройку его великолепных храмов и дворцов. При этом некоторые Папы того времени, как, например, Александр VI Борджиа (понтификат с 1492 по 1503 г.), вели жизнь светских государей, весьма далекую от христианского идеала.
Начало Реформации. Начало Реформации было положено Мартином Лютером (1483–1546). Он был сыном бедного немецкого рудокопа, но смог получить образование и вступил в монашеский орден августинцев. В молодости он пережил период отчаяния и неверия и потому решил поехать в Рим, чтобы найти ответы на мучившие его вопросы. Там он был неприятно поражен богатством папского двора и роскошью жизни высшего духовенства – кардиналов. Вернувшись в Германию, он погрузился в изучение Священного Писания и богословских книг.
В 1515 г. Папа Лев X, принадлежавший к знатному флорентийскому роду Медичи, решил ускорить постройку грандиозного собора св. Петра в Риме, для чего ему нужны были большие средства. Для этого Папа прибег к способу, к которому Папы прибегали с конца XI в., когда Римский Престол испытывал материальные трудности. Заключался он в продаже индульгенций (что по латыни означает снисхождение) – грамот, разрешавших от грехов. Практика выдачи «индульгенций» основывалась на католическом учении о том, что Папа как преемник Апостола Петра может использовать неиссякаемый источник Божьего милосердия для освобождения покаявшихся грешников от грядущего наказания. Такие «индульгенции» разрешали грехи не только живых людей, но и умерших, для спасения их душ. Когда в город Виттенберг, где жил Лютер, приехал доминиканский монах и стал продавать индульгенции, Лютер приколотил к дверям местной церкви воззвание, в котором в девяносто пяти параграфах осуждал продажу индульгенций. Это произошло 31 октября 1517 г., и эта дата считается днем начала Реформации, религиозного движения, получившего также название протестантизм.
Воззвание Лютера произвело очень сильное впечатление во всей Германии, вызвав богословские споры. Папа написал буллу (послание), осуждающую учение Лютера. В ответ тот торжественно сжег папскую буллу на городской площади. Курфюрст (владетель) Саксонии, в которой жил Лютер, поддержал его и отказался выдать его для церковного суда. Однако Лютер и сам не ожидал, что начатая им Реформация зайдет далеко. Он надеялся получить поддержку епископов, но те заняли сторону Папы. Тогда он пошел на разрыв с Католической Церковью, найдя поддержку у ряда немецких князей.
Лютер продолжал писать богословские книги, в которых он отклонился от учения Церкви, а не только отмежевался от злоупотреблений ее иерархии. Так, в качестве источника христианской веры, нравственности и церковной дисциплины он стал признавать только Священное Писание, отвергая при этом Предание Церкви. В связи с этим он отверг все таинства, кроме Крещения и Евхаристии, и стал проповедовать, что человек спасается одной только верой, а не делами внешнего благочестия. Он также занялся переводом Библии на немецкий язык, и его перевод Нового Завета получил широкое распространение и признание.
Движение, поднятое Лютером, охватило большинство немецких княжеств. Лютеранская реформа стала делом государственным и проводилась светской властью. Сам Лютер снял с себя монашество и женился. Незадолго до своей кончины в 1545 г. он решил дать фактически заново созданной им Церкви организационную структуру, рукоположив епископа для города Наумбург. При этом само рукоположение он не рассматривал как таинство, а апостольское преемство епископов понимал лишь в том смысле, что епископы новой Церкви должны нести свое служение в духе апостолов. Так было положено начало Евангелическо-Лютеранской Церкви, а само лютеранство в течение XVI в. при поддержке светской власти стало государственным исповеданием не только большинства немецких земель, но и на севере Европы (Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия).
Кроме того, протестанты упразднили как «несоответствующие Писанию» почитание Божьей Матери и святых, а также культ святых изображений и мощей угодников Божьих. При этом в качестве единственного христианского символа они оставили крест. Наконец, во всех государствах, где стал господствовать протестантизм, были закрыты монастыри и упразднены монашеские общины.
Течения в Реформации. Движение, начатое Мартином Лютером, скоро раскололось. Швейцарец Ульрих Цвингли (1484–1531), проводивший Реформацию в Цюрихе, пошел дальше Лютера: он был против всякого внешнего проявления веры, не допускал в помещении, где собирались для молитвы, не только икон или статуй, но даже креста.
Француз Жан Кальвин (1509–1564), учившийся в Парижском университете, написал статью, утверждая, что человек спасается одной благодатью Божией, а не делами внешнего благочестия. Статья эта была осуждена Парижским архиепископом, и Кальвин бежал в Женеву. Там написал он свой главный труд «Наставления в христианской вере», в котором учил, что все люди предопределены Богом или к спасению, или к вечной погибели, при этом в наличии у себя христианской веры, в благочестивой жизни и даже в своих житейских успехах последователь Кальвина видит свидетельство того, что Господь избрал его ко спасению. Учение Кальвина быстро распространилось, найдя помимо Женевы приверженцев в Нидерландах, Шотландии, а также у части венгров. Сторонники кальвинизма называются реформатами. У них, в отличие от лютеран, отсутствует епископское служение, и делами общин ведают пасторы (пресвитеры), которым помогают дьяконы. В дальнейшем Реформатская Церковь образовалась также в Северной Америке. В настоящее время она проводит миссионерскую деятельность во многих странах мира.
Англиканство. Несколько иначе произошел разрыв между Церковью Англии и Римским Папой. Английский король Генрих VIII пожелал развестись со своей супругой Екатериной Арагонской, чтобы затем жениться на придворной даме Анне Болейн, однако этому воспротивился Папа Климент VII. Тогда в 1533 г. парламентом был принят закон, объявлявший английского короля главой Церкви Англии. При этом король отобрал в государственную казну все церковное имущество и упразднил монашество. Постепенно в Англии установилось особое вероисповедание, испытавшее на себе воздействие протестантизма, однако сохранившее основы вероучения (включая почитание Богоматери и святых), иерархический строй (в отличие от католического духовенства англиканские епископы и священники получили право состоять в браке) и традиционное богослужение.
Контрреформация. Все вышеупомянутые религиозные движения получили общее название «протестантизма». В ответ на них Католическая Церковь предприняла ряд реформ, санкционированных Тридентским Собором (1545–1547, 1551–1552, 1562–1563), названным так потому, что его первая сессия (1545–1547) проходила в североитальянском городе Тренто (Триденте). В результате намеченных Собором реформ была усилена церковная дисциплина, составлен «Римский Катехизис», в котором было систематически изложено вероучение Католической Церкви, а также введен список книг, которые католикам было запрещено читать. Уже на своей первой сессии Тридентский Собор решительно отверг учение протестантов об исключительном значении Священного Писания (Библии) в качестве источника Божественного откровения, указав в связи с этим также и на важность Священного Предания, которым определяется состав Писания и его понимание Церковью.
Контрреформация охватила те европейские страны, где, несмотря на распространение протестантизма, Католическая церковь сохраняла устойчивые позиции. Наибольшего успеха она достигла в Польше, здесь ее результатом стала не только налаженная иезуитами система образования и значительное ослабление позиций протестантизма, но и борьба за склонение многочисленного западнорусского (украинского и белорусского) населения к унии с Римом.
Религиозные конфликты в Европе в XVI–XVII веках. Процесс религиозного брожения не оставил в стороне и государей Европы, результатом чего являлись как преследования инакомыслящих, так и целые религиозные войны. Конфликты на вероисповедной почве в XVI–XVII вв. происходили во Франции, Нидерландах, Германии, Чехии, Австрии, Швейцарии, Англии, Шотландии и Ирландии. Наиболее кровавой среди них явилась Тридцатилетняя война (1618–1648), охватившая Чехию, Австрию, Германию, в которой также принимали участие Франция и Швеция. Вестфальский мир (мирный договор), заключенный в 1648 г. в Мюнстере, положил конец религиозным войнам на Европейском континенте. Однако жестокие политические столкновения на религиозной почве получили тогда развитие на Британских островах.
Пуританство. Часть англичан, ставшая держаться учения Кальвина, стала называть себя «пуританами» («очистителями»). Вначале XVII в. их в Англии было не более 15% населения, однако со временем их число и политическое влияние заметно возросли. Пуритане враждебно относились к Англиканской Церкви, и прежде всего к тому иерархическому принципу, по которому она была устроена. В 1640 г. пуритане, главным образом представители городской буржуазии, составляют большинство в Английском парламенте. В мае 1641 г. они ограничивают власть короля, лишая его права роспуска парламента. При этом они объявляют себя верховным судом и выносят смертный приговор архиепископу Уильяму Лоду – старшему иерарху Церкви Англии. Это приводит в октябре 1642 г. к религиозной гражданской войне, в которой пуритане во главе с Оливером Кромвелем одерживают победу над сохранявшими верность королю и Церкви Англии дворянами («всадниками»). Английский король Карл I был казнен в январе 1649. г., а уже в мае парламент, из которого до того были изгнаны все сторонники монархии, провозглашает в Англии республику. Однако такое положение продлилось недолго. После смерти Кромвеля в 1658 г. пресвитериане (то есть умеренные пуритане) заключили союз с монархистами, и в 1660 г. была восстановлена Английская монархия, а на следующий год – государственная Англиканская Церковь.
Группы крайних пуритан (до десяти процентов населения), опасаясь преследований, стали эмигрировать в Северную Америку и там основали Новую Англию.
Дальнейшие судьбы протестантизма. За четыре века от начала Реформации среди тех, кого принято называть протестантами, выделился целый ряд исповеданий.
Помимо лютеран (последователей Лютера) и реформатов (последователей Кальвина), к ним относятся:
– пресвитериане, первоначально шотландские сторонники кальвинизма, образовавшие в 1561 г. Церковь Шотландии; пресвитериане были также среди английских пуритан, впоследствии часть из них переселилась в Северную Америку, где тоже образовалась Пресвитерианская Церковь, ведущая миссию во многих странах мира;
– баптисты; это течение, первоначально зародившееся в Англии в 1608 г. в среде местных кальвинистов, в дальнейшем получило широкое распространение в Северной Америке и в Европе, а затем и по всему миру; сейчас баптистов насчитывается порядка 30 миллионов человек; отличительной чертой их вероучения является отношение к крещению (слово баптизм происходит от греческого баптизма– крещение), которое, как они считают, могут принимать только взрослые, так как оно требует обращения (сознательного отношения) самого крещаемого;
– конгрегационалисты вышли из среды английских радикальных пуритан; Церковь они воспринимают прежде всего на уровне отдельной общины (конгрегации), отсюда и их название; в XVII в., конгрегационалисты получили распространение в английских колониях Северной Америки;
– квакеры;, название приверженцам этого религиозного течения дал один английский судья в 1650 г., и буквально оно означает: трясущиеся (имеется в виду, что квакеры на своих собраниях начинают трястись, когда им представляется, что на них сошел Святой Дух); после отделения от Англиканской Церкви они себя стали называть «Обществом друзей»; для их учения характерно, что «внутреннее слово» Святого Духа они считают важнее Священного Писания, а для своих приверженцев они не признают обязательность крещения; Кромвель подверг квакеров преследованиям, поэтому многие из них переселились в Северную Америку; важное место в религиозной практике квакеров занимает общественная благотворительность;
– методисты также выделились из числа англикан в 40-е гг. XVIII в.; в их названии отражено обладание особым «методом» понимания и претворения в жизнь истин Священного Писания; они переняли религиозную практику, характерную для протестантов, и выступают как активные миссионеры; в настоящее время их общины имеются по всему миру, но особенно их много в США;
– адвентисты седьмого дня; название этого религиозного течения, выделившегося из среды американских баптистов, происходит от латинского слова адвентус – пришествие; его появление связано с ожиданием Второго Пришествия Христа, первоначальную дату которого основатель адвентизма Уильям Миллер назначил на 1844 год; для адвентистов характерно исполнение ветхозаветных предписаний относительно субботнего покоя и неиспользования в пищу «нечистых» животных, кроме того, проведенная ими «санитарная реформа» запрещает их приверженцам употребление не только алкоголя и табака, но также чая и кофе; в настоящее время в мире насчитывается порядка 9 миллионов адвентистов;
– пятидесятники представляют довольно молодое течение в протестантизме, их появление в США относится к 1906–1907 гг., однако благодаря миссионерской активности своих приверженцев оно быстро получило распространение по всему миру; по своим религиозным воззрениям пятидесятники близки к баптистам, из среды которых они вышли, при этом особое внимание они уделяют «дарам Святого Духа», отчего на их собраниях случаются глоссолалии («говорения на иных языках»), последнее они связывают с действием Святого Духа, подобно тому как это было с Апостолами в день Пятидесятницы.
Здесь были приведены сведения лишь о некоторых течениях протестантизма, в том числе и о тех, которые получили распространение в России. Таковыми еще в XVIII в. явились лютеранство, распространенное среди живших в Российской Империи немцев и народов Латвии и Эстонии, и реформатство, приверженцами которого были жившие в России выходцы из Нидерландов. Во второй половине XIX и в XX в. к ним прибавились баптизм, методизм, пятидесятничество и адвентизм, приверженцами которых становились уже коренные жители Российской Империи и бывшего Советского Союза.
На самом деле течений в протестантизме несколько больше. В настоящее время только в США насчитывается около двухсот пятидесяти различных протестантских течений, что не позволяет говорить о протестантизме·как о едином вероисповедании. В каждом американском городе, даже совсем небольшом, всегда найдется несколько церквей разных протестантских исповеданий – методистов, баптистов, лютеран, пресвитериан, конгрегационалистов и др. И все же когда человек говорит: «Я протестант», за его словами стоят определенные религиозные понятия. Протестанты считают, что единственной верной основой христианской веры является Священное Писание, Библия. Но Библию разные протестантские течения толкуют по-разному: от буквального понимания каждого слова в Ветхом и Новом Завете (фундаментализм) до свободного толкования Библии как исторического документа.
У протестантов нет единой системы богослужений. Когда они собираются на общую молитву, то вместе поют гимны и произносят молитвы, как правило, импровизированные, но главную часть их богослужения составляет проповедь.
С давних времен у протестантов сохранился обычай устраивать многолюдные собрания, на которых приезжий проповедник горячо призывает слушателей к покаянию и обращению. Часто это создает очень напряженную, эмоциональную атмосферу. Приверженцы большинства протестантских исповеданий убеждены, что они должны проповедовать христианство, так, как они его понимают, во всех странах мира.
Изменения, произошедшие в некоторых течениях протестантизма и в англиканстве в XX веке. В религиозной практике ряда течений протестантизма, равно как и в англиканстве, в уходящем столетии произошли существенные изменения, о которых следует сказать особо.
В качестве первого из них необходимо отметить привлечение женщин к служению пасторами. Первыми это еще в середине 50-х гг. стали практиковать методисты. Вскоре их примеру последовали лютеране. При этом в Церкви Норвегии уже в 90-е гг. появилась первая женщина-епископ. В 60-е гг. пастырское служение женщин появилось в Реформатских Церквах. Наконец, начиная с 70-х гг. женщины стали посвящаться в сан каноников (пресвитеров) в епископальных (англиканских) церквах. при этом если епископалы (англикане) в сша, канаде и австралии в основной своей массе отнеслись к этой практике достаточно спокойно, то в церкви англии, среди приверженцев которой имеется многочисленная консервативная партия, называемая также высокой церковью, такая реформа вызвала бурные дискуссии. в результате немало ее сторонников, увидев в так называемом женском священстве нарушение богоустановленных норм церковной дисциплины, перешли в католическую церковь, а некоторые приняли православие.
Другим важным явлением религиозной жизни в протестантской и англиканской среде стало экуменическое движение, начало которому в первые десятилетия XX века положила Епископальная Церковь США, учредившая в 1910 г. комиссию по подготовке всемирной христианской конференции «Вера и церковное устройство». Цель экуменического движения (его название происходит от греческого слова Икумена – Вселенная), как ее ставили его основатели, состоит в достижении единства христиан, выражением чего должно стать их совместное участие в Евхаристии. Перед началом Второй мировой войны в это движение активно включились англикане, старокатолики и многие ветви протестантизма (лютеране, реформаты, пресвитериане, методисты и некоторые другие). С 20-х гг. в экуменических конференциях, а позднее в деятельности Всемирного Совета Церквей (экуменическая организация, учрежденная в 1948 г.) принимают участие также представители Православных и Древне-Восточных Церквей, которые, впрочем, используют экуменическую трибуну для свидетельства своего понимания природы Церкви Христовой, ее веры и связанного с нею христианского единства. Что касается целей экуменического движения, то они были достигнуты лишь частично. Так, между некоторыми направлениями протестантизма были достигнуты соглашения об интеркоммунионе (совместном причащении). Такое соглашение, например, было подписано в 1973 г. в швейцарском городе. Лейенберг. В соответствии с ним, допускается участие реформатов в лютеранской Евхаристии и наоборот. В свою очередь в 1993 г. в финском городе Порво (Борго) Англиканские Церкви Великобритании и Евангелическо-Лютеранские Церкви Северных стран (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция) и Прибалтики выступили с совместным заявлением, в котором признали епископское, пресвитерское и дьяконское служение друг у друга, а также выступили за совместное участие в Евхаристии. .
Следует отметить, что этот шаг, наряду с т.н. женским священством, сделал во многом бесперспективным богословский диалог, который Церковь Англии и другие Англиканские Церкви в течение более столетия вели с Поместными Православными Церквами о возможности признания последними апостольского преемства их иерархии и установления с ними евхаристического общения.
Католическая Церковь в XVIII–XX веках. В XVIII столетии Католической Церкви пришлось пережить нелегкие времена в связи с наступлением эпохи Просвещения, когда, с одной стороны, получили развитие естественные науки и общественная мысль, а с другой, в образованном обществе усилились антиклерикальные (направленные против духовенства) настроения и прямая проповедь атеизма (безбожия). Особенно сильны эти настроения были во Франции, где в 1789 г. произошла революция, приведшая в 1792 г. к упразднению монархии и казни короля Людовика XVI в январе следующего года. Тогда же был развязан террор против дворянства и духовенства, продолжавшийся до конца июля 1794 года. В этот период, когда в стране свою диктатуру осуществляли якобинцы, во Франции была объявлена война христианству. В декабре 1793 г. Национальный конвент отменил свободу совести и запретил христианство. При этом разгрому подверглись не только католические храмы (две тысячи из них были сожжены), но и протестантские церкви и иудейские синагоги. Государственной стала «религия разума», в которой центральное место заняло почитание «Высшей Сущности». Однако государственный переворот 27 июля (9 термидора) 1794 г. положил конец якобинской диктатуре, а на следующий год была восстановлена свобода совести. Пришедший к власти в ноябре 1799 г. Наполеон Бонапарт (провозгласивший себя императором в 1804 г.) восстановил положение Католической Церкви во Франции, заключив в 1801 г. конкордат (соглашение) с Папой Пием VII.
XIX век также оказался для Католической Церкви временем испытаний и перемен. Так, папская власть неоднократно демонстрировала, что она не сочувствует тем католическим движениям, которые призывали к большей духовной свободе и видели слабость Церкви в ее близости к высшим классам и отчуждении от угнетенной части народа. В 1832 г. Папа Григорий XVI издал буллу, в которой он осудил либеральные тенденции в католичестве. В этой булле он назвал свободу совести «безумием», а про свободу печати говорил, что ее надо проклинать и ненавидеть.
При Папе Пии IX (его понтификат был самым продолжительным в истории папства – тридцать два года, с 1846 по 1878 г.) было провозглашено два новых католических догмата. Им также был созван I Ватиканский Собор (1869–1870), который, по мысли Папы, должен был быть Вселенским. Он послал приглашение православным восточным Патриархам, но они решили, что не могут участвовать в таком Соборе, направив Папе свое «Исповедание веры», в котором подчеркивали, что в Православной Церкви хранителем веры является «само тело церковное», то есть верующий народ.
I Ватиканским Собором был принят догмат «о папской непогрешимости», устанавливающий, что, когда Папа как «преемник Петра» говорит «экс катедра», то есть как пастырь и учитель всех христиан, его суждения в делах веры или нравственности непогрешимы (безошибочны) сами по себе, а не вследствие согласия Церкви.
Принятию этого догмата предшествовало провозглашение Пием IX в 1854 г. без упоминания об одобрении другими епископами догмата, касающегося Божией Матери. В нем говорится о том, что Она еще до рождения Христа была не такая, как остальные люди, будучи свободной от первородного греха, передаваемого по наследству всем потомкам Адама.
Провозглашение этих новых догматов усилило разделение между католиками и православными и сделало еще более трудным восстановление некогда утраченного церковного единства.
И в самой Католической Церкви произошел раскол: некоторые католики, в том числе богословы, не приняли догмата о непогрешимости Папы, вышли из Римско-Католической Церкви, основав свою Церковь и назвав ее Старокатолической. Ее приверженцы имеются главным образом в Германии, Нидерландах, Швейцарии и Франции.
Эти события совпали по времени с лишением Папы его светской власти. 20 сентября 1870 г. войска объединенного Итальянского королевства взяли штурмом Рим, который несколько позже был провозглашен его столицей. Хотя Папе была гарантирована неприкосновенность его владений в Ватикане (собор св. Петра, Папский дворец и прилегающая к нему территория) и других его дворцов в Риме и Кастель-Гандольфо (в окрестности Рима), а также выплата ежегодной ренты, он не смог примириться с утратой своей области и объявил себя «ватиканским узником». Таковыми считали себя и преемники Пия IX вплоть до 1929 г., когда между Папским Престолом и Итальянским государством был заключен договор, урегулировавший их отношения и признававший за резиденцией Папы – Ватиканом (площадь 44 гектара) – права независимого государства.
В конце XIX века при Папе Льве XIII (1878–1903) в жизни Католической Церкви произошли большие изменения. Папа стал высказываться по проблемам, связанным с рабочим классом, признавая необходимость справедливых социальных реформ. Это способствовало усилению морального авторитета Католической Церкви в тех странах, где большинство населения составляют католики.
Во второй половине XX в., после двух мировых войн, в Католической Церкви произошли еще более важные изменения. В 1962–1965 гг. состоялся II Ватиканский Собор, созванный Папой Иоанном XXIII (1958–1963) и завершивший свою работу при Папе Павле VI (1963–1978). Этот Собор, в подготовке которого приняли участие ведущие богословы Католической Церкви, положил начало церковному обновлению. В свете его определений была активизирована соборная жизнь – в Риме стали регулярно собираться Синоды епископов, повысилась роль национальных епископских конференций. Собор также уделил внимание роли мирян в Церкви, их большей вовлеченности в церковную жизнь. В результате соборных решений была проведена реформа богослужения, которое стало совершаться теперь не на латыни, а на живых национальных языках, понятных всем верующим. Была признана необходимость искренности и свободы в вопросах веры каждого отдельного человека. Большое внимание было уделено социальным проблемам современного мира.
II Ватиканский Собор по-новому подошел к проблеме церковных разделений, сделав особый упор на отношениях с Поместными Православными. Церквами. Вопросу христианского единства был посвящен особый соборный декрет, в котором, в частности, говорится:
«Нельзя также забывать, что Восточные Церкви обладают с самого начала сокровищницей, из которой Западная Церковь почерпнула многое в области богослужения, духовного предания и канонического права. Надо также оценить по достоинству, что основные догматы христианской веры о Святой Троице и о Боге-Слове, воплотившемся от Девы Марии, были определены на Вселенских Соборах, происходивших на Востоке. Чтобы сохранить эту веру, Церкви эти много страдали и ныне страдают».
На II Ватиканском Соборе впервые после Великого разделения присутствовали наблюдатели от Поместных Православных Церквей, включая наблюдателей и от Русской Православной Церкви. Это дало импульс продолжающемуся по сей день католическо-православному межцерковному диалогу.
Здесь следует иметь в виду, что православие и католичество имеют много общего, а именно сохранение непрерывного апостольского преемства епископов, признание основных догматов веры в Святую Троицу и Боговоплощение, почитание Божией Матери и святых угодников Божьих, признание семи церковных таинств, наличие монашества, общие представления о христианской нравственности. Однако есть и ряд пунктов церковной дисциплины и практики, по которым проходит многовековое разделение. Католической церковью самочинно были внесены изменения в Символ веры, а также приняты догматы, не имеющие основания ни в Священном писании, ни в святоотеческом богословии. Возможно, что самым основным здесь остается вопрос вероучительного авторитета и церковной власти Римского Папы. Католичество утверждает «непогрешимость» Папы и его абсолютную власть в Церкви. Православие основано на «соборности», то есть на вере, что истина сохраняется всей Церковью соборно, а не властью одного верховного епископа. И все же за последние тридцать с лишним лет отношения между католиками и православными заметно улучшились, и это дает надежду, что когда-нибудь, по мере продвижения к восстановлению древнехристианских норм церковной жизни и учительства, удастся залечить разделение и восстановить былое единство Христовой Церкви.
Дополнительные занятия для самоподготовки:
1. Обсудите в классе следующие вопросы:
– Каковы были роль папства и политика Римских Пап в Католической Церкви в разные периоды ее истории с второй половины XI в. до наших дней?
– Чем отличаются западные монашеские ордена от восточного монашества?
– В чем причины появления в Западной Европе в Средние века новых религиозных движений?
– Каковы происхождение и последствия Реформации?
2. Назовите известные вам протестантские исповедания, укажите их общие черты и отличия друг от друга.
3. Ответьте на вопросы: Какие изменения произошли в жизни Католической Церкви в результате II Ватиканского Собора? Какие причины продолжают лежать в основе разделения Католической и Православной Церквей?