Предварительное слово
В последнее время все чаще люди обращаются с просьбой освятить жилище (квартиру, комнату или частный дом), транспортное средство (автомобиль, лодку, катер и т.п.), общественные или производственные здания и помещения (офисы, служебные кабинеты, учебные классы, магазины и т.п.). Очень хорошо, что люди перестали бояться или стесняться приглашать священника для того, чтобы он совершил молитву по частной потребности православного человека. Это необходимо, но очень важно правильно понимать цель освящения, цель молитвенного действа и, приглашая священника для подобного частного богослужения, не относиться к освящению, как к какому-то магическому ритуалу, а быть участниками богослужения, присоединять свой молитвенный голос к молитве священника.
Молитва — это общение человека с Богом, и каждое такое общение жизненно важно для человека, тем более, когда молится православный священник не один, а с пригласившим его православным христианином: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). В это надо крепко верить, это надо хорошо понимать, перед этим надо благоговеть.
Освящение жилища
Постараемся объяснить, что происходит в результате освящения (благословения) жилища или какой-либо полезной вещи. Но хочу сразу же оговориться, что настоящему пониманию должна предшествовать вера. Если бы доказательство бытия Божия можно было вывести подобно математической формуле, то, поверьте, это было бы давно уже сделано. «Истина не доказуется, она показуется». Но как показать что-либо слепому?
Св. Василий Великий писал, что «не познать Творца из созерцания мира — значит ничего не видеть в ясный полдень».
Дополним это высказывание словами прп. Иоанна Дамаскина: «... знание того, что Бог существует, всеяно в нас естественным образом. А так как злоба лукавого против естества человеческого настолько возымела силу, что даже низвела некоторых в неразумнейшую и худшую из всех зол бездну гибели: до утверждения, что Бога нет, показывая безумие которых Давид говорил: Рече безумен в сердце своем: несть Бог...»
Современный человек очень глубоко затянут в водоворот мирских житейских проблем, слишком сильно увлечен соблазнами мира сего, поэтому ему трудно разглядеть очевидное.
* * *
Мир наш сотворен Господом Богом, и человек, живущий в этом мире, также сотворен Им. Сотворенный Господом мир очень сложен и многообразен. Есть мир видимый и мир невидимый, но это не два отдельных мира, это один мир и он един. Человек, живущий в данный момент, принадлежит этому миру, т.е. и миру видимому, и миру невидимому. Не будем вдаваться в подробности взаимодействия мира видимого и мира невидимого. Скажем только, что пока человек живет, он преимущественно принадлежит миру видимому, когда он умирает, то принадлежит преимущественно миру невидимому (хотя употреблять слова «живет» или «умирает» не совсем правильно, ведь Господь дал человеку Жизнь Вечную. Другое дело, какова будет эта жизнь в Вечности? Она может быть нестерпимой мукой, нескончаемой погибелью для тех, кто отверг Бога, отверг Христа, отвернулся от Света и предпочел тьму греха: и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов (Мф.13:42). Но иное ожидает тех, кто уверовал, кто умом и сердцем увидел истину и потянулся к ней:
... тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф.13:43).
И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей (Ин.10:28). При переходе человека от жизни к смерти надо говорить, скорее, об изменении качества жизни, а не об окончании жизни как таковой. Подобно тому, как при рождении ребенка изменяется качество его жизни, а не сама жизнь, т.е. жизнь переходит из внутриутробного качества в качество внеутробное, жизнь ребенка продолжается, и мир, которому он принадлежит, остается прежним, только рамки его расширились (до рождения младенца его мир ограничивался материнской утробой, хотя ребенок не был абсолютно изолирован и от остального мира, и связь с внешним миром осуществлялась через мать).
Создавая мир видимый и человека, Господь Бог создал сначала невидимый мир, а в нем — Ангелов, т.е. бесплотных духов, наделенных разумом, свободной волей и могуществом. Слово «Ангел» означает «Вестник», «потому что Бог посылает их возвещать волю Свою. Так, например, Гавриил послан был предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя» («Пространный христианский катехизис». М., Синодальная типография, 1914, с. 22).
Так как они суть духи бесплотные, то для нашего физического зрения Ангелы недоступны, но по Божию попущению они могут приобретать и видимый образ: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег... Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого (Мф.28:2-3,5). Могущество их превосходит физические возможности любого человека, а что означает «свободная воля»? Ответ очень прост: это — или исполнение воли Божией, или исполнение своей собственной воли, если она не совпадает с волей Божией. Так вот, часть Ангелов отпала от Господа по причине исполнения не Его благой воли, а исполнения своей собственной. Так вошло в мир зло. И человек повлекся ко злу, так как, будучи также наделенным свободной волей, стал исполнять не волю Господа Бога, а волю падшего существа, животного: И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в Раю. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене, нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло... и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт.3:1-6). Господь зла не создавал. Зло появляется тогда, когда свободная воля твари вступает в противоречие с волей Творца.
А теперь продолжим разговор об Ангелах. Итак, когда-то часть Ангелов во главе с сатаною (люцифером) воспротивилась Богу, не признала Его благость и верховную абсолютную власть и вследствие этого лишилась Царства Света, пала во тьму и стала бесами (демонами). Это падшие ангелы. Для них покаяние невозможно. Раз нарушив волю Божию, не исполнив ее, отпав от Господа, эти бесплотные духи перестали быть «вестниками Божественной воли», а стали проводниками своей собственной, противной Богу, воли. Падшие ангелы во главе с сатаной (евр. «противящийся») или диаволом (греч. «клеветник») находятся в постоянной вражде с Господом и человеком. И вражда эта будет продолжаться до конца времен. В Священном Писании (в книгах и Ветхого Завета, и Нового Завета) об этой вражде, об опасности, исходящей от бесов, об их происках и искушениях, которым подвергается человек, говорится постоянно. Но, к сожалению, очень часто люди пренебрегают этой опасностью, относятся к существованию самих бесов более чем легкомысленно, представляют их в виде всем привычных образов из литературы, или считают их существование «преданием старины глубокой», относятся к ним как к мифам или «бабушкиным сказкам», иные по своему маловерию и легкомыслию пытаются заигрывать с ними.
Примеров приоткрытия Господом невидимого мира очень много, это случается и в современной жизни с обычными и грешными людьми. Не надо стремиться людям заглянуть за грань невидимого. Кому надо, Господь открывает, а кому не надо, тому не следует искусственно пытаться туда проникнуть, это очень опасно для человека. Нам, грешным, надо твердо уяснить, что мы постоянно находимся во вражеском окружении. Причем, говоря о враге, нужно понимать абсолютную степень смысла этого слова. Это враг, с которым не может быть перемирия или примирения, от которого не следует ждать жалости и снисхождения. Это враг, цель которого — погубить человека, ввести человеческую душу в преисподнюю, где будет тьма и скрежет зубов (Мф.22:13). В то же время не следует и панически бояться бесов. Надо правильно понимать законы этого мира и следовать этим законам. А какие это законы? Это Закон Божий. Следовать этому Закону трудно, но не невозможно.
Те люди, которые зовут священника в свой дом, чтобы освятить его, имеют в той или иной мере веру, иначе они не стали бы звать его. Что же происходит, когда священник приходит в незнакомое жилище и приступает к исполнению своих обязанностей? Он начинает молиться. Чинопоследование освящения жилища включает в себя ряд молитв и священнодействий. Не будем вдаваться в подробности того и другого. Обратим внимание на суть.
Представим себе, что батюшка освящает квартиру в доме, который только что сдан строителями. Счастливые новоселы не знают, как шло строительство этого дома, и что за люди непосредственно возводили и благоустраивали это здание. Тем более не знают они, каков невидимый мир, в океане которого находится их жилище. А ведь «...есть земля сатанинская, где живут, ходят и покоятся темные силы и лукавые духи, и есть светоносная земля Божества, где ходят и упокоеваются полки Ангелов и святых духов», — говорит св. Макарий Великий.
Жизненный опыт нам говорит, что вряд ли при закладке этого многоквартирного дома совершался молебен. То есть строители, а до них и проектировщики не испросили на свой труд благословение Божие. Но сказано псалмопевцем: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие (Пс.126). Безбожник возразит, что дом-то все равно построен, и построен неплохо. Да, дом построен, потому что Господь благ и милостив, несмотря на безверие и безбожие нашего народа. А насчет того, что построен неплохо, тут можно и усомниться, зная нашу действительность.
Наверное, прежде чем вселиться в новую квартиру, человек постарается навести в ней чистоту — выметет оставшийся от строителей мусор, помоет окна, полы и все, что можно и нужно вымыть, и только после этого будет в эту квартиру вселяться. Такая жизненная ситуация, думаю, понятна всем. Но почему-то в отношении наведения духовной чистоты люди не торопятся. А ведь духовная нечистота также не должна присутствовать в жилище. О какой такой духовной нечистоте идет речь? Речь идет о том, что мы называем нечистью, о бесах. Человек, как уже было отмечено, принадлежит одновременно и миру видимому, и миру невидимому, а область невидимого мира, в которой вращается современный человек, населена преимущественно бесами. Человек, особенно не живущий церковно, т.е. не желающий и не умеющий молиться, не постящийся, не прибегающий к церковным Таинствам (Покаянию и Причащению), постоянно пребывает в окружении многочисленных бесов, которых он чаще всего не видит, но духовно опытный человек в состоянии отличить место, где это бесовское скопище весьма ощутимо, и отметить людей, вокруг которых бесы собираются, подобно мухам на мед. Так вот, подобно тому, как после строителей в выстроенном доме остаются горы мусора, строительной грязи, точно также может присутствовать и скопище бесов, и очиститься от них можно только духовными мерами, т.е. молитвой. При освящении жилища священник, совершив ряд молитв, окропляет святой водой крестообразно все комнаты со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, окроплением воды сея священныя, в бегство да претворится все лукавое бесовское действо, аминь». Перевод, я полагаю, не нужен. Кроме того, священник еще совершает каждение всего дома, а ладана бес бегает — это известно даже из русского фольклора («боится, как бес ладана» — поговорка). При освящении дома бывает помазание освященным для этой цели елеем (маслом) стен дома, а в молитве на освящение елея есть такие слова: «Господи Боже наш <...>, низпосли благодать Пресвятаго Твоего Духа на елей сей, и освяти его, яко да будет во освящение месту сему и на нем сооруженному дому, и на прогнание всякия сопротивныя силы и сатанинских наветов...». То есть призывается Божия благодать для прогнания всякого дьявольского действия. Однако освящением не исчерпывается забота о духовной чистоте жилища. По нашей греховности и по греховности нашего мира, лежащего во зле, наш дом будет вновь и вновь посещаться силами тьмы. Поддерживать духовную чистоту в своем доме люди должны регулярно уже сами. Для этого дома надо иметь святую воду и, точно так же, как священник, кропить ею все комнаты крестообразно, с призыванием имени Господа: «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
При освящении жилья священник в молитве призывает благодать Божию на дом сей, просит благословить это жилище и тех, кто будет жить в нем. Во всех молитвах чинопоследования это благословение испрашивается у Господа: «...мир Твой подаждь дому сему, и милостиво благослови его, спасая и просвещая всех жити хотящих в нем» (тропарь на освящение дома); «Сам (Господи) и ныне зде жити восхотевшия <...> от всякаго зла невредимы соблюди, благословляя их и обиталище сие...» (молитва 1-я чинопоследования); «Сам (Господи) благослови и дом сей, и в нем жити хотящих <...> невредимых от сопротивных сохрани, и благословение. Твое с высоты жилища Твоего низпосли им, и благослови и умножи вся благая в доме сем» (молитва тайная чинопоследования); «Благослови, Господи, дом сей, и исполни его земных Твоих благ <...> и всякое изобилие небеснаго и земнаго Твоего благословения тем даруй, и яко Щедр, помилуй, по велицей Твоей милости» (стихира на благословение жилища). Кроме того, в молитве на освящение елея испрашивается Божие благословение и на самое место, на котором построен дом. И непосредственно при помазании освященным елеем ниспосылается Божие благословение: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Вот ради чего приглашается в дом священник.
Божие благословение невозможно купить в магазине, с рук на рынке, его нельзя получить нигде, кроме как через православного священника. Господь послал Своих учеников-Апостолов на служение, сообщив им благодать Святаго Духа в День Пятидесятницы. Через свв. Апостолов благодать Святаго Духа передана их преемникам — православному священству: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго (Деян.8:17-18).
Итак, благодать Святаго Духа можно получить только в Православной Церкви. Для этого Господь и создал Церковь. Церковь — учреждение не человеческое, а Божие, и Господь создал Церковь для нас с вами, а не для Себя. В Церкви же благословение Божие преподается через священнослужителей. В этой Церкви Господь поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова...» (Еф. 4:11-12). Поэтому освятить жилище человека может только православный священник, и в этом священнодействии призывается благодать Святаго Духа на то место, где человек проводит значительную и важнейшую часть своей жизни, и скажем еще раз: наводится духовная чистота, которую человек должен постоянно поддерживать. Для того, чтобы было понятно, что имеется в виду, приведем такой пример. Представим себе чистый, убранный дом. В нем тепло и уютно. А за окном — ненастье, дождь превратил землю в грязь. И вот в этот дом явились незваные люди в грязных сапогах, в плащах, с которых льет в три ручья. Неважно, зачем они пришли, но они в доме наследили, принесли на своих сапогах комья грязи, а с их одежды на пол натекли лужи. Пробыли они недолго, но после их ухода надо тщательно мыть пол. Пример простенький и всем понятный. Но часто бывает, что в дом приходит человек, опрятно и чисто одетый, внешне благообразный, побыл в доме недолго и ушел. Внешне никакой грязи после себя этот человек не оставил, но почему-то в доме после его визита стала ощущаться какая-то тягостная атмосфера: ребенок начинает капризничать, какое-то дело не получается, вдруг на пустом месте между членами семьи возникла размолвка, грозящая вылиться в ссору и т.д. О чем это говорит? О том, что этот гость принес в ваш дом духовную грязь, духовную нечистоту, нечисть (или бесов). Поначалу можно ничего и не заметить, но постепенно эта бесовщина накапливается и начинает проявляться. А если сами хозяева жилища натащили подобной грязи с улицы и из общественных мест? А если и сами, своим образом жизни, постоянно привлекают к себе бесов (курят, пьянствуют, сквернословят и проч.)? Тогда в таком доме очень тяжело жить, надо делать «генеральную уборку»: идти в храм Божий на исповедь, предварительно подготовившись, попросить у Господа прощения за свои грехи, причаститься Святых Христовых Таин для духовного своего укрепления, а дома провести уборку, все хорошенько проветрить и окропить все комнаты святой водой с призыванием имени Господа. И делать это надо постоянно и быть очень внимательными к тому, где мы бываем, с кем общаемся, кого зовем в свой дом, кто приходит к нам незваным гостем.
К сожалению, надо признать, что очень часто приходится освящать жилища, где живут люди, далекие от понятий духовных, церковных, не наученные православной вере, не молящиеся, не постящиеся. Что же заставляет их звать незнакомого человека, священника, к себе в дом? Чаще всего именно то, о чем только что было упомянуто. В доме чувствуется дискомфорт, что-то в жилище присутствует непонятное, что создает нервную обстановку, ночью — тревожный сон, в доме — частые ссоры. Короче, в доме такая атмосфера, что идти с работы домой не хочется. И вот, когда приходишь в такой дом, общаешься с хозяевами или, чаще всего, с хозяйкой дома, понимаешь, что люди очень далеки от правильного понимания устройства мира, о котором говорилось вначале. Об этом свидетельствует все: образов в доме нет, а если и есть, то в неподобающем месте (где-нибудь в серванте или среди посторонних картинок и предметов); часто спрашивают: а мне нужно присутствовать?; чувствуется, что в доме курят (а ведь табачный дым, по слову св. праведного Иоанна Кронштадтского, — ладан для бесов); Священное Писание преспокойно стоит на книжной полке среди книг, и по его внешнему виду нетрудно догадаться, что нечасто его берут в руки; брак зачастую невенчанный, а то и вообще живут незарегистрированными и проч., и проч., перечислять можно долго. Т.е. люди живут постоянно в грехе, ежедневно многократно умножают свои грехи и даже не сознают этого. И вот такую близорукость у взрослых, зачастую неглупых людей, к которым относишься с симпатией, наблюдать очень прискорбно. Насколько это возможно, в краткой беседе пытаешься их вразумить и дать необходимые наставления, но понимаешь, что произойдет после освящения такого дома буквально по Евангелию: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11:24-26). Трудно ожидать, что в жизни такого человека, в его домашней обстановке, душевном устроении что-либо изменится после освящения квартиры, если он сам не пересмотрит свое мировоззрение и не переосмыслит свою жизнь. Да, на какое-то краткое время, во время молитвы или сразу после нее, после беседы с батюшкой, душа человека возгорится любовью к Господу и появится желание изменить свою жизнь, но чаще всего, слово, посеянное священником в подобной краткой беседе, оказывается, по евангельской притче, посеянным при дороге (Мф.13:4).
Но я совсем не хочу сказать, что не надо освящать свои жилища людям. Обязательно надо. Освящение дома — условие, необходимое для мирной и благополучной жизни в доме, но недостаточное. Вся жизнь человека должна быть одухотворена, связь человека со своим Отцом Небесным должна ощущаться постоянно, надо стремиться к этому, а это совсем непросто. Надо стремиться постоянно общаться с Господом, а освящение квартиры — лишь краткий миг такого общения, зачастую даже не ощущаемый человеком и не сознаваемый им.
Освящение учреждений и предприятий
Жизнь человека весьма многообразна, спектр его увлечений и интересов очень широк, разнообразна и профессиональная деятельность его. Поэтому и то место, где он работает, т.е. проводит значительную часть своей жизни, тоже обязательно должно быть освящено. Ведь человек на всяком месте может и должен служить Богу и ближним. Надо непременно учитывать, что современная деловая и производственная сферы подвержены сильнейшим нападкам и искушениям со стороны темных сил. Но здесь могут возникнуть проблемы. В своем доме человек — хозяин и может убедить своих домашних освятить жилище, даже если их отношение к вере не совпадает с его собственным, а на работе все гораздо сложнее. Далеко не всегда такой православный христианин является, скажем, начальником, который в ответе за все, что происходит на вверенном его попечению участке. Кроме того, даже начальник не может не учитывать множества факторов, связанных с индивидуальностями своих подчиненных. Но начальник, имеющий религиозное мировоззрение, может попросить священника прийти в такое время, когда многочисленные работники данного учреждения еще не пришли на работу или уже ушли с нее, чтобы никого не смущать, и пригласить на освящение служебных помещений тех своих сотрудников, которые желают этого и мировоззрение которых близко его собственному. Но люди такие разные работают кругом, и многие являются носителями духа нечистого, так что такому начальнику хотелось бы посоветовать быть более требовательным при подборе кадров — с тем, чтобы как можно лучше сочетались профессиональные качества сотрудников с их духовно-нравственным состоянием.
Труднее бывает рядовому труженику, который попадает в чуждый ему коллектив. Сам, по своей воле, он не может пригласить священника, вокруг работают люди без духовного стержня, безразличные к вере, порой, враждебно настроенные, бывают инославные, инородцы. Такому православному надо особенно усилить молитву, церковную и домашнюю, и научиться совершать молитву на рабочем месте (может быть, и в уме). Также надо стремиться переменить место работы, искать что-то другое, чтобы духовные стремления такого человека не вступали в противоречие с окружающей действительностью на работе. Человеку невозможно раздвоиться. Если искренне верующий человек во время Великого Поста вместе со всем православным людом постится, а на работе в этот период празднуют 23 февраля или 8 марта (дни, которые очень часто приходятся не просто на дни Великого Поста, а именно на первую седмицу Поста), то душевный дискомфорт такому человеку обеспечен. К сожалению, мы живем практически в безбожной стране, хотя многие и считают себя православными. Поэтому верующему человеку непросто найти свое место в мирской жизни, но надо к этому стремиться и усиленно молить Господа и Пресвятую Богородицу устроить его жизнь, а Господу все возможно.
Освящение транспортных средств
Все большее место в нашей жизни имеет автомобиль, без которого многим становится трудно, а то и вовсе невозможно обходиться. Так вот, автомобиль должен быть обязательно освящен. Он является предметом повышенной опасности, может нанести тяжелейшие увечья или даже привести к гибели не только владельца и водителя автомобиля, но, что еще страшнее, нанести вред посторонним людям. Чтобы силы бесовские не могли по своему произволу воздействовать на водителя и на транспортное средство, и требуется освящение автомобиля (или чего-либо подобного, например: лодки, катера, мотоцикла, скутера, летательного аппарата). Хочу, чтобы люди поняли, что священник освящает данный предмет для того, чтобы он не нанес прежде всего душевного, но также и физического вреда людям. Был такой случай, когда спустя несколько дней после освящения автомобиля владелец его пришел к священнику в недоумении по поводу аварии, в которую он попал уже на освященной машине. В ответ на его недоумение: «Как же так, батюшка? Машину я освятил и через два дня все равно попал в аварию?», священник спросил: «А как Вы сами, пострадали?» Ответ: «Нет, на мне ни царапины». Вопрос: «Кого-нибудь сбили, задели?» — «Тоже нет, все в порядке, но машина... Она сильно пострадала, машину жалко». Так не о машине надо плакать, а радоваться и благодарить Бога за то, что цел и невредим остался и никого не покалечил! Если бы кого другого покалечил, в тюрьму бы попал и до конца дней своих жил с таким тяжким грузом на душе. А о бездушной вещи не стоит плакать, а впредь при езде надо быть внимательнее и не трогаться с места, не помолившись Господу. Для того, чтобы об этом не забывать, необходимо в салоне автомобиля повесить икону Спасителя, или Божией Матери, или святого угодника, сейчас такие «автомобильные» иконки продаются. Но уж если повесили в машине икону, то не разрешайте пассажирам курить в салоне и во время поездки чаще творите про себя молитву. Будьте также внимательны к тому, кто был вашим пассажиром. После некоторых надо сразу же окроплять весь салон святой водой.
Подводя итог, хочется напомнить, что не сами бездушные вещи являются источниками благополучия или, наоборот, различных бед в человеческой жизни. Все зло исходит от бесов, а предметы являются лишь средствами, которые эти бесы используют, чтобы причинить вред человеку. Бесовский замысел заключается в том, чтобы через нанесенный человеку ущерб, через какие-либо предметы увести его от веры, умалить веру, которая и без того очень часто — хрупкая и неустойчивая. Ведь как просто привести человека к неверию после того, как он освятил свою квартиру, а в его жизни ничего не изменилось, а, может быть, наоборот, стало еще хуже. Как просто тому незадачливому водителю впасть в неверие после того, как он попал в аварию, накануне освятив свой автомобиль. Электрический утюг может стать причиной пожара в квартире. Но ведь не утюг виноват в том, что квартира выгорела, а человек. Надо иметь правильное представление о мире: имея веру во Всемилостивого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, в заступничество Пресвятой Богородицы, в помощь святых угодников Божиих, в защиту нас Ангелом Хранителем, ни на мгновение не забывать о враге рода человеческого и о полчище бесовском. Бесы стремятся не допустить человека в Царство Небесное, в этом их главная задача, остальное — только средства. Если им удается поколебать веру человека, направить эту веру по неправильному пути, свести веру до уровня суеверия, то они значительно преуспели. Поэтому людям хочется напомнить слова св. Апостола Петра: Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь (1Пет.5:6-11).
* * *
И наконец, самое последнее, о чем хотелось сказать в связи с затронутой темой. Многие люди, приглашая священника для совершения частного богослужения, задают вопрос: «А сколько это будет стоить?» Людей этих понять можно, и нельзя их ругать за то, что они, сами того не сознавая, ставят и священника в неловкое положение. Дорогие мои, запомните, что священник не работает по найму, а служит. Служит же священник Богу, а Богу не платят, а жертвуют. И в храме люди не платят за записки, за молебны или панихиды, а жертвуют, причем жертва может быть и в денежном выражении, и в виде приношения. Другое дело, что для удобства расчетов часто в храмах принята какая-то фиксированная, усредненная величина этого пожертвования. Что же касается частного богослужения на дому, то здесь также надо помнить, что вы не священнику платите за оказанные услуги, а жертвуете Богу. Недоумевающим же приведу слова св. Апостола Павла: Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (1Кор.9:13—14). А размер жертвы каждый определяет сам. В качестве совета и поучения приведем замечательные слова св. Апостола Павла: При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело... (2Кор.9:6-8).